Культурологический характер содержания духовно-нравственного воспитания в контексте подготовки учителя
Выступление на «круглом столе» по теме «Развитие системы дополнительного образования православных духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви в рамках взаимодействия с государственными органами власти и образовательными учреждениями Центрального Федерального округа» в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Православными педагогами высшей школы, научными сотрудниками и священством в целях оказания помощи учителям средней школы в деле подготовки к преподаванию предметов
2003 года на основе авторских программ и
Во время проведения курсов проводился мониторинг состояния подготовки учителей к решению задач
Но прежде позвольте обратить внимание на давно известные три педагогические закономерности:
1. Учитель может дать ребенку только то, чем владеет сам
2. Без положительного примера нет процесса воспитания
3. Взаимоотношения
Таким образом, учитель является ретранслятором культуры и хранителем ее лучших традиций: нельзя сеять неразумное (глупое), недоброе (злое), невечное (временное).
В подготовке учителя не решен ряд принципиальных проблем, что связано, прежде всего, с господством релятивистского подхода к толкованию участниками образовательного процесса таких фундаментальных понятий, как «духовная культура», «духовная жизнь человека», «
Вместе с тем ответ на вопрос: религия — это основа культуры или часть культуры — по сути, является ответом на иной более фундаментальный вопрос:
Человек создал Бога или Бог человека?
А от ответа на этот вопрос зависит и понимание сущности самого человека, смысла и цели его воспитания.
Если человек создал Бога, то он и создал религию, в таком случае она — часть культуры. Тогда культурологическое содержание предмета — это рассказ о достижениях религиозной культуры — архитектуре, музыке, живописи, о значении Библии, наконец, и пр.
Но если Бог создал человека, то тогда религия — это основа культуры. И содержание предмета с условным названием «ОПК» — это рассказ о том, в какого Бога верят создатели культуры, по каким внутренним побудительным мотивам, целям, смыслам были созданы те или иные произведения культуры, что есть «добро и зло», в чем смысл жизни и смерти
Перед учителем стоит не простая задача: при формировании профессиональных компетенций и подготовке к
Вместе с тем, анализ содержания региональных программ подготовки учителей показывает не только многообразие ответов на поставленные вопросы, но и подмену самих понятий: вместо внутренних культурных смыслов предлагают знакомство с внешними формами. А порой учителям предлагают и сомнительные в научном отношении теории нравственного воспитания, такие, например, как телегония («науке о целомудрии»), изучаемая на курсах в МГОУ, проводимых по программе доктора педагогических наук Людмилы Леонидовны Шевченко.
Но знания о том, в каком году, по проекту какого архитектора, в связи с каким историческим событием был построен храм напротив дома ничего не изменят в самом доме. Объем усвоенной внешней культуры не приведет ни внутреннему изменению личности, ни к ее самосоверщенствованию (на что, напомню, направлены новые ФГОС и курс ОРКСЭ).
Более того, методика проведения массовых курсов для учителей (чем отличается, в частности, Московская область, где на курсах одновременно присутствуют от 100 до 400 чел.) не позволяет проводить мониторинг знаний слушателей, формировать у них навыки
Вместе с тем, как известно, рост «внутренней культуры» личности достигается только за счет постижения смыслов и ценностей, выстраивания их иерархии, и что важно — определения собственного места в изучаемой культуре. То есть проблема конфессионального самоопределения учителя в системе его подготовки к
В культурологии принято различать внешнюю и внутреннюю детерминацию (обусловленность) культуры. Внешние факторы влияют на характер культуры. Но творит ее все же человек, имеющий свободу выбора внешних факторов, то есть существует внутренняя обусловленность культуры. И творит человек культуру в зависимости от своего мировоззрения, от своего нравственного выбора, от своего понимания добра и зла, прекрасного и безобразного, истинного и ложного
Условием единства внешней и внутренней культуры является самоопределение человека — творца этой культуры, иерархия его ценностей, которая, в свою очередь, определяется выбором нравственного и эстетического идеала, опираясь на который, человек формирует свое мировоззрение.
Формирование эстетического идеала происходит, в том числе, в школе при изучении ОПК, что не противоречит культурологическому характеру данной дисциплины. Но так как эстетический идеал — это, прежде всего,
Учитель, не имеющий такого представления об эстетическом идеале Православия, не понимающий его на уровне чувственного восприятия будет способен передать обучающимся лишь его внешние формы, в лучшем случае избежав «мифов о Православии» и псевдонаучных теорий, а в худшем — исказив идеальный образ.
Подготовка учителей, основанная не на постижении внутренней обусловленности православной культуры и определения своего отношения к ней, а на внешней информированности слушателей о памятниках этой культуры («феноменах и объектах религиозного искусства») в лучшем случае поможет ликвидировать элементарную культурную безграмотность, но не поможет учителю в его мировоззренческом выборе. На подобных курсах «молодого бойца» нельзя повысить квалификацию, которой нет.
В современном искусстве границы между прекрасным и безобразным размыты, так как зачастую в индивидуальном сознании автора «эстетического объекта» уже произошла нивелировка зла и оно перестало носить абсолютный характер: зная, что принимаемая альтернатива в принципе порочна, тем не менее, «создатель» выбирает ее, оправдывая последствия своего выбора требованием личной свободы и свободы творчества.
Суггестивная оценка подобных эстетических объектов формирует соответствующий эстетический вкус, который единожды сложившись, будет определять последующую оценку личностью прекрасного и безобразного, добра и зла, причем не только в сфере искусства, но и в любой творческой деятельности, быту и поведении. Более того, эстетический вкус проявляется не в рассуждениях, а в чувствах, «перевоспитание» которых сложная
Именно в этом корень
Как заметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на заседании Патриаршего совета по культуре, «культура, утратившая базисные ценности, перестает быть культурой, становится антикультурой», а принятие псевдоценностей приводит к деградации любого общества, которая, правда, не сразу замечается человеком.
Культура — результат творчества человека. Но что есть талант, как генератор творческого процесса и где найти источник красоты и гармонии?
Анкетирование, проведенное центром «Наука и Слово» в
При определении иерархии целей развития таланта (получение «удовольствия, достатка, признания, элитарного положения в обществе» или «служение ближним, людям, Отечеству») мотивы «получения» значительно опережают мотивы «отдачи», причем «положение в обществе» и «личные приоритеты» в целом примерно совпадают.
В ряде анкет респонденты признавались, что они либо ранее никогда не задумывались, что служение может быть мотивом для развития таланта, либо этот мотив отвергался, как несоответствующий реалиям современного общества: «служить людям стало немодно и бессмысленно».
В первичной анкете респонденты, за редким исключением, не видят связи между этическим идеалом и нравственностью его носителя и не отмечают, что если в основе такой способности нет нравственного основания, то она, как правило, ведет к деградации личности и ее творчества: ведь современное искусство, порой, предлагает борьбу со злом при помощи еще большего зла или восхищается «криминальным талантом» героя.
При этом более 80% опрошенных назвали Православие в качестве своей религиозной самоидентификации, однако, ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о глубинном непонимании сущности своего собственного религиозного выбора и его эстетического идеала.
И если в обыденной жизни такое положение может привести к ошибочному личному выбору, то в работе учителя оно является опасным соблазном для многих и фактом его непрофессионализма в
Центр «Наука и Слово» разработал и апробировал методику подготовки учителей и коррекции их понимания эстетического идеала Православия на основе интерактивных методов обучения, основанных на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса и моделировании жизненных и педагогических ситуаций с использованием компьютерных технологий.
Методика отчасти изложена в статье «Компьютерные технологии в формировании профессиональных компетенций учителей и
Для учителей был разработан УМК «Духовные основы русской культуры», включающий комплексную программу повышения квалификации и самоподготовки, а также трехтомное пособие, в состав которого входит DVD диск с иллюстративными материалами (более 2 500 атрибутированных иллюстраций), мультимедийными презентациями, текстовой и музыкальной хрестоматией.
Оно не является приложением ни к одному из школьных учебников, а представляет собой развернутое и содержательное пособие, дающее представление об основных понятиях христианства, православной Церкви и основанных на них русской православной культуры и народного благочестия. Пособие издано по решению двух высших педагогических учебных заведений (МГОУ и ПАПО) и имеет гриф «Одобрено» Синодального ОРОК. Оно получило награды, в том числе и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на различных Всероссийских научных и образовательных конкурсах.
Для работы с учащимися различных возрастных групп был составлен комплект, состоящий из двух DVD дисков. На первом диске — цикл из 18 тематических бесед
Оба комплекта разработок для учителей прошли многолетнюю апробацию в различных регионах страны, а принцип «мультимедийного конструктора» позволяет их использовать в различной возрастной аудитории как при проведении занятий на курсах повышения квалификации для учителей, так и во время тематических бесед в школах, детских садах, библиотеках, профессиональных училищах, других аудиториях.
В основу разработок положены христианские представления о сущности человека, поэтому подбор материалов соответствует его трехсоставной природе и формирует иерархию эстетических впечатлений (
Опыт работы был обобщен в недавно подготовленном комплекте
Опыт работы показывает, что разработанная методика и
Розина Ольга Владимировна, доцент Московского государственного областного университета, кандидат исторических наук, научный эксперт центра «Наука и Слово», автор
22.07.2024 Анаит Григорянц: Как сохранить гармонию в семьеО том, как сохранить гармонию в семье и какие ресурсы могут помочь в этом нам рассказала директор филиала Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Республике Армения, Анаит Григорянц | 18.07.2024 О содержании и направленности идеологии «чайлд-фри»Заключение о содержании и направленности идеологии «чайлд-фри» Понкина Игоря Владиславовича, доктора юридических наук, профессора, члена Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области, члена Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации | 08.07.2024 Святые Пётр и Феврония — сказ о христианской семьеВ XXI веке мы обращаемся к жизни супругов, с которыми нас разделяют столетия, но которые светят нам лучами благодати Христовой |