Культурологический характер содержания духовно-нравственного воспитания в контексте подготовки учителя

Выступление на «круглом столе» по теме «Развитие системы дополнительного образования православных духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви в рамках взаимодействия с государственными органами власти и образовательными учреждениями Центрального Федерального округа» в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Православными педагогами высшей школы, научными сотрудниками и священством в целях оказания помощи учителям средней школы в деле подготовки к преподаванию предметов духовно-нравственной направленности несколько лет назад создан научно-издательский экспертный центр «Наука и Слово». Его сайт  htpp: //www.nauka-slovo.ru

2003 года на основе авторских программ и научно-методических разработок центра, награжденных на ряде Всероссийских церковно-научных и образовательных конкурсов, были проведены краткосрочные курсы, обучающие семинары и мастер-классы более чем в 100 населенных пунктах Центрального, Приволжского, Уральского, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов, республике Марий Эл, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Беларуси и на Украине. Занятия проводились как по специальным программам и по модулю «Основы православной культуры», так и по комплексному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в целом.

Во время проведения курсов проводился мониторинг состояния подготовки учителей к решению задач духовно-нравственного воспитания школьников и преподавания православной культуры. Регламент выступления не позволяет осветить все его результаты. Поэтому позвольте остановиться на одном аспекте рассматриваемой проблемы  культурологическом характере содержания такой подготовки.

Но прежде позвольте обратить внимание на давно известные три педагогические закономерности:

1. Учитель может дать ребенку только то, чем владеет сам
2. Без положительного примера нет процесса воспитания
3. Взаимоотношения «учитель-ученик» проходят по принципу «сообщающихся сосудов»

Таким образом, учитель является ретранслятором культуры и хранителем ее лучших традиций: нельзя сеять неразумное (глупое), недоброе (злое), невечное (временное).

В подготовке учителя не решен ряд принципиальных проблем, что связано, прежде всего, с господством релятивистского подхода к толкованию участниками образовательного процесса таких фундаментальных понятий, как «духовная культура», «духовная жизнь человека», «духовно-нравственное воспитание личности» и иных, в том числе «культурологический характер» содержания ОПК в светской школе и взаимоотношение религии и культуры.

Вместе с тем ответ на вопрос: религия  это основа культуры или часть культуры  по сути, является ответом на иной более фундаментальный вопрос:

Человек создал Бога или Бог человека?

А от ответа на этот вопрос зависит и понимание сущности самого человека, смысла и цели его воспитания.

Если человек создал Бога, то он и создал религию, в таком случае она  часть культуры. Тогда культурологическое содержание предмета  это рассказ о достижениях религиозной культуры  архитектуре, музыке, живописи, о значении Библии, наконец, и пр.

Но если Бог создал человека, то тогда религия  это основа культуры. И содержание предмета с условным названием «ОПК»  это рассказ о том, в какого Бога верят создатели культуры, по каким внутренним побудительным мотивам, целям, смыслам были созданы те или иные произведения культуры, что есть «добро и зло», в чем смысл жизни и смерти и т. д., то есть «культурные коды», ценности и традиции

Перед учителем стоит не простая задача: при формировании профессиональных компетенций и подготовке к духовно-нравственному воспитанию свободно и сознательно решить лично для себя мировоззренческую дилемму о сущности взаимодействия религии и культуры и о культурологическом содержании предмета в общеобразовательной школе.

Вместе с тем, анализ содержания региональных программ подготовки учителей показывает не только многообразие ответов на поставленные вопросы, но и подмену самих понятий: вместо внутренних культурных смыслов предлагают знакомство с внешними формами. А порой учителям предлагают и сомнительные в научном отношении теории нравственного воспитания, такие, например, как телегония («науке о целомудрии»), изучаемая на курсах в МГОУ, проводимых по программе доктора педагогических наук Людмилы Леонидовны Шевченко.

Но знания о том, в каком году, по проекту какого архитектора, в связи с каким историческим событием был построен храм напротив дома ничего не изменят в самом доме. Объем усвоенной внешней культуры не приведет ни внутреннему изменению личности, ни к ее самосоверщенствованию (на что, напомню, направлены новые ФГОС и курс ОРКСЭ).

Более того, методика проведения массовых курсов для учителей (чем отличается, в частности, Московская область, где на курсах одновременно присутствуют от 100 до 400 чел.) не позволяет проводить мониторинг знаний слушателей, формировать у них навыки рефлексивно-оценочной деятельности и ценностно-смысловые компетенции.

Вместе с тем, как известно, рост «внутренней культуры» личности достигается только за счет постижения смыслов и ценностей, выстраивания их иерархии, и что важно  определения собственного места в изучаемой культуре. То есть проблема конфессионального самоопределения учителя в системе его подготовки к духовно-нравственному воспитанию учащихся становится фактором его профессионализма.

В культурологии принято различать внешнюю и внутреннюю детерминацию (обусловленность) культуры. Внешние факторы влияют на характер культуры. Но творит ее все же человек, имеющий свободу выбора внешних факторов, то есть существует внутренняя обусловленность культуры. И творит человек культуру в зависимости от своего мировоззрения, от своего нравственного выбора, от своего понимания добра и зла, прекрасного и безобразного, истинного и ложного

Условием единства внешней и внутренней культуры является самоопределение человека  творца этой культуры, иерархия его ценностей, которая, в свою очередь, определяется выбором нравственного и эстетического идеала, опираясь на который, человек формирует свое мировоззрение.

Формирование эстетического идеала происходит, в том числе, в школе при изучении ОПК, что не противоречит культурологическому характеру данной дисциплины. Но так как эстетический идеал  это, прежде всего, эмоционально-чувственное представление о прекрасном, то и формируется он «от сердца к сердцу», то есть путем эмоционального воздействия, а не умственного изучения, и тем более не информирования через микрофон в массовой аудитории.

Учитель, не имеющий такого представления об эстетическом идеале Православия, не понимающий его на уровне чувственного восприятия будет способен передать обучающимся лишь его внешние формы, в лучшем случае избежав «мифов о Православии» и псевдонаучных теорий, а в худшем  исказив идеальный образ.

Подготовка учителей, основанная не на постижении внутренней обусловленности православной культуры и определения своего отношения к ней, а на внешней информированности слушателей о памятниках этой культуры («феноменах и объектах религиозного искусства») в лучшем случае поможет ликвидировать элементарную культурную безграмотность, но не поможет учителю в его мировоззренческом выборе. На подобных курсах «молодого бойца» нельзя повысить квалификацию, которой нет.

В современном искусстве границы между прекрасным и безобразным размыты, так как зачастую в индивидуальном сознании автора «эстетического объекта» уже произошла нивелировка зла и оно перестало носить абсолютный характер: зная, что принимаемая альтернатива в принципе порочна, тем не менее, «создатель» выбирает ее, оправдывая последствия своего выбора требованием личной свободы и свободы творчества.

Суггестивная оценка подобных эстетических объектов формирует соответствующий эстетический вкус, который единожды сложившись, будет определять последующую оценку личностью прекрасного и безобразного, добра и зла, причем не только в сфере искусства, но и в любой творческой деятельности, быту и поведении. Более того, эстетический вкус проявляется не в рассуждениях, а в чувствах, «перевоспитание» которых сложная психолого-педагогическая проблема.

Именно в этом корень духовно-нравственной деградации личности и общества, но именно на восстановление понятия об абсолютности добра и зла могут быть направлены педагогические усилия и воспитательное воздействие на уроках и во внеклассной работе по духовно-нравственному воспитанию на основе ценностей православной культуры.

Как заметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на заседании Патриаршего совета по культуре, «культура, утратившая базисные ценности, перестает быть культурой, становится антикультурой», а принятие псевдоценностей приводит к деградации любого общества, которая, правда, не сразу замечается человеком.

Культура  результат творчества человека. Но что есть талант, как генератор творческого процесса и где найти источник красоты и гармонии?

Анкетирование, проведенное центром «Наука и Слово» в 20092013 гг. среди учителей общеобразовательных учебных заведений различных регионов страны показывает, что отношение к таланту, как природной одаренности, характерно для 59% опрошенных, а к творческому человеку, как источнику красоты  62%. Причем при ответе на второй вопрос (об источнике красоты) «затруднились с ответом» 24% опрошенных и только 14% респондентов указали на ее божественную природу.

При определении иерархии целей развития таланта (получение «удовольствия, достатка, признания, элитарного положения в обществе» или «служение ближним, людям, Отечеству») мотивы «получения» значительно опережают мотивы «отдачи», причем «положение в обществе» и «личные приоритеты» в целом примерно совпадают.

В ряде анкет респонденты признавались, что они либо ранее никогда не задумывались, что служение может быть мотивом для развития таланта, либо этот мотив отвергался, как несоответствующий реалиям современного общества: «служить людям стало немодно и бессмысленно».

В первичной анкете респонденты, за редким исключением, не видят связи между этическим идеалом и нравственностью его носителя и не отмечают, что если в основе такой способности нет нравственного основания, то она, как правило, ведет к деградации личности и ее творчества: ведь современное искусство, порой, предлагает борьбу со злом при помощи еще большего зла или восхищается «криминальным талантом» героя.

При этом более 80% опрошенных назвали Православие в качестве своей религиозной самоидентификации, однако, ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о глубинном непонимании сущности своего собственного религиозного выбора и его эстетического идеала.

И если в обыденной жизни такое положение может привести к ошибочному личному выбору, то в работе учителя оно является опасным соблазном для многих и фактом его непрофессионализма в духовно-нравственном воспитании на основе ценностей православной культуры.

Центр «Наука и Слово» разработал и апробировал методику подготовки учителей и коррекции их понимания эстетического идеала Православия на основе интерактивных методов обучения, основанных на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса и моделировании жизненных и педагогических ситуаций с использованием компьютерных технологий.

Методика отчасти изложена в статье «Компьютерные технологии в формировании профессиональных компетенций учителей и духовно-нравственном воспитании учащихся на основе ценностей православной культуры» (авторы О. В. Розина и протоиерей Владимир Янгичер) // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. М. 2012,  4 (27), с. 1324. Здесь же позвольте представить краткий обзор учебно-методических материалов.

Для учителей был разработан УМК «Духовные основы русской культуры», включающий комплексную программу повышения квалификации и самоподготовки, а также трехтомное пособие, в состав которого входит DVD диск с иллюстративными материалами (более 2 500 атрибутированных иллюстраций), мультимедийными презентациями, текстовой и музыкальной хрестоматией.

Оно не является приложением ни к одному из школьных учебников, а представляет собой развернутое и содержательное пособие, дающее представление об основных понятиях христианства, православной Церкви и основанных на них русской православной культуры и народного благочестия. Пособие издано по решению двух высших педагогических учебных заведений (МГОУ и ПАПО) и имеет гриф «Одобрено» Синодального ОРОК. Оно получило награды, в том числе и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на различных Всероссийских научных и образовательных конкурсах.

Для работы с учащимися различных возрастных групп был составлен комплект, состоящий из двух DVD дисков. На первом диске  цикл из 18 тематических бесед духовно-нравственной направленности с мультимедийным сопровождением и текстами покадровых комментариев, а также дополнительные материалы. Второй DVD в данном комплекте содержит более 6 500 атрибутированных иллюстративных материалов.

Оба комплекта разработок для учителей прошли многолетнюю апробацию в различных регионах страны, а принцип «мультимедийного конструктора» позволяет их использовать в различной возрастной аудитории как при проведении занятий на курсах повышения квалификации для учителей, так и во время тематических бесед в школах, детских садах, библиотеках, профессиональных училищах, других аудиториях.

В основу разработок положены христианские представления о сущности человека, поэтому подбор материалов соответствует его трехсоставной природе и формирует иерархию эстетических впечатлений (тело-душа-дух). Этому способствует и сама методика использования иллюстраций.

Опыт работы был обобщен в недавно подготовленном комплекте учебно-методических материалов для учителя «Применение информационно-компьютерных технологий в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи на основе традиций и ценностей православной культуры» (автор протоиерей Владимир Янгичер). Это мультимедийное издание в июне 2013 г. получило 1 место по Московской области на конкурсе «За нравственный подвиг учителя».

Опыт работы показывает, что разработанная методика и учебно-методические материалы помогают учителю в поиске ответа на вопрос о культурологическом характере содержания духовно-нравственного воспитания на основе ценностей Православия и в укоренении в декларируемом личном конфессиональном выборе.

 

Розина Ольга Владимировна, доцент Московского государственного областного университета, кандидат исторических наук, научный эксперт центра «Наука и Слово», автор учебно-методического комплекса для учителей «Духовные основы русской культуры».

30.10.2019
Инга Легасова: Жизнеспособность нации — в руках российских женщин
Значение нации для воспроизводства поколений и для продолжения жизни в нашей стране заключается в том, что через ощущение себя частью нации каждым человеком осуществляется генетическая преемственность от поколения к поколению, сохранность самобытности народов и народностей России и защита гражданами страны среды их обитания
28.10.2019
Архимандрит Георгий (Шестун): Чему мы призваны научить наших детей
Откуда-то мы решили, что современный человек более образован, «продвинут», интеллектуально развит по сравнению с людьми, жившими в античном мире, в Средневековье, даже в XIX веке. Нам вбивают в голову, что Россия была тёмной, народ — безграмотный, и мы как бы с «высоты» нашей истории рассматриваем вообще мировую историю
23.09.2019
Надпись, которой нет
Когда спускаешься по правой стороне Тверской улицы среди высоких серых домов сталинской эпохи, выделяется красное пятиэтажное здание с белыми колоннами. Оно как торжественный аккорд в симфонии домов, образующих Тверскую улицу. Сейчас здесь находится Правительство Москвы. В конце XIX начале XX века в этом доме жил генерал-губернатор Сергей Александрович Романов со своей супругой Елизаветой Федоровной. Он отдал служению Москве 14 лет до своей гибели от рук террориста

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Июнь 2013