Быть христианкой | МОО «Союз православных женщин»

Быть христианкой

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) о женском служении

 Батюшка Илий, часто говорят, что мужское устроение более спасительно, когда разум доминирует над чувствами. Но жены-мироносицы вообще ни о чем не думали, когда шли за Господом. Как так?

 Да, женщины по своей любви к Господу бывают даже более мужественными. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). И в XX в. при гонениях в нашей стране женщины зачастую смелее выступали, защищая святыни. И сейчас многие служения в Церкви несут именно женщины. Тут, конечно, много причин.

Страна прошла через столько войн. А на войне погибают всегда самые лучшие. И гибли преимущественно мужчины. В одном XX в.  не только в Великой Отечественной, но и в последних войнах в Афганистане, в Чечне. А многие умирают из-за наркомании, алкоголизма. В большей степени подвержены этим недугам именно мужчины. Женщины все-таки в этом смысле воздержаннее, бережливее относятся к жизни. Они как призванные к воспитанию новых поколений более нравственны.

Многие жены сегодня мучаются из-за измен мужей. А те, кто из незамужних,  страдают из-за своей доверчивости. С одной стороны, она старается быть женственной, не прекословить. Но с другой стороны, когда нет крепкой семьи, где глава отец или муж, этими благими качествами могут воспользоваться, поступить коварно. Каждый судит о другом в меру своей испорченности. А сегодня общество в большей своей части развращено.

Женщина, если она живет без Бога, в своей жизни не имеет ничего устойчивого.

 Какое наставление можно дать современной женщине?

 Быть твердой в вере. Иметь страх Божий. Жить нравственно. Быть христианкой.

 К чему призваны сегодня христианки и есть ли вообще на духовном уровне разница в призвании женщин и мужчин?

 Один закон, одно Евангелие. Едина вера, едино Крещение, Един Господь наш Иисус Христос, Который «вчера и днесь, той же и во веки» (Евр. 13:8). В чем-то все мы, люди, схожи. Но, конечно же, при этом каждый человек индивидуален. Не только женщины от мужчин, но вообще все мы друг от друга отличаемся. И Господь ведает качества души каждого человека. Поэтому и призвание у каждого  свое.
Господь все сделал во благо человеку. В Библии сказано: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Сам Бог создал мужчин и женщин разными, чтобы любили друг друга. И семьи были прочнее.

Женщины более эмоциональны. Любят возиться с детьми. Готовят хорошо. Мужчины тоже, конечно, иногда бывают выдающимися кулинарами. Но все-таки чаще встречается, что лучше в стряпне разбираются жены. Пироги могут испечь. Вот меня заставь пирог испечь. Я не смогу. Суп, может быть, сварю. А пирог  у меня не получится.

 Господь принимает служение Марфы, но все-таки благоволит Марии: «избрала,  говорит,  благую часть, которая не отнимется от нее». (Лк. 10:12). А в монашестве пол имеет значение?

 Так же как в миру, так же и в монастыре женщина остается женщиной. Она упорядочивает своим присутствием материальный мир. Возьми, к примеру, келью монахини и монаха. Может, конечно, оказаться и наоборот, но преимущественно порядок найдешь в келье у монахини, а не у монаха. У женщин смекалка в отношении внешнего благоустройства более развита. Они всегда сообразят, что в комнате не так, где поправить, как прибрать. Нет детей  так монахини свою заботу обращают на служение ближним. Паломников встречают, друг другу помогают. Молятся за всех. Сейчас приюты в монастырях есть. Господь приемлет проявление любви в любых формах. Главное  любовь к Богу. А когда она есть, и ближние чувствуют это на себе. Монахини, отказавшись от создания собственной семьи, самоотверженно служат Богу и людям.

 Исаак Сириянин наставлял инока: с мирянкой еще можешь говорить, опустив глаза долу, а с монахиней  даже не говори. Почему?

 Чтобы не искушать ее. Тогда люди были очень чистые. Это сейчас человек приходит в монастырь, уже окунувшись в мир со всеми его соблазнами. Он уже знает, от чего беречься. А тогда души были не искушены.

 Батюшка Илий, всматриваясь в Евангелие, замечаешь, что Христос по-разному общается с женщинами и мужчинами, значит, и Богоугожденне у нас все-таки разное?

 Призвал Господь мужчин: «последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21), но на Голгофу, за исключением апостола Иоанна Богослова, пришли только женщины. И потом мироносицы не побоялись пойти ко Гробу Господню, благовествовали Его Воскресение. И сегодня, я бы сказал, проповедь и миссию больше женщины, чем мужчины, осуществляют.

 В Евангелии не говорится ни об одной женщине, которая бы не приняла Христа, в то время как примеров мужчин множество. И сегодня мужчины любят подчеркивать, что христианство  мужская религия, но в храмах при этом больше женщин

 Но Богослужение все равно совершают мужчины. Господь всеведущ. И Суд Божий  не тот же, что суд человеческий. От мужчин многое зависит в этом мире, и они подчас, самоутверждаясь, забывают Бога. А женщины более уповают на Бога, чем на собственные разумение и силы. Поэтому и в храмах женщин больше. Может быть, и в будущем веке Господь большее предпочтение отдаст женщине.

Каждый предстанет перед Судом Божиим и ответит за то, что он сделал или не сделал. И не только в физическом, материальном плане, но прежде всего  в духовном. Где твое сердце? Кому или чему ты его отдал?

Самый яркий пример в Евангелии  возлежание Господа в доме Симона прокаженного, когда пришла женщина-грешница и омыла ноги Спасителя своими слезами (Лк. 7:3738). Ее все осуждали, а Господь ее принял, не осудил так, как хозяин Симон.

Христос всегда смотрит в сердце человека и если видит в нем любовь к Создателю и раскаяние, то покрывает грехи.

 Как сегодня создавать семью?

 Семья  это избрание двух. Не страстями и предпочтениями во внешнем облике другого надо руководствоваться при создании Малой церкви, а спасением душ. С самого начала у брачующихся должен быть правильный христианский настрой  иметь детей, воспитывать их, жить в согласии, быть трудолюбивыми. У каждого есть свои слабости, но есть и сильные стороны. Чтобы сочетание мужа и жены было гармоничным, необходимы снисхождение и в то же время уважение друг к другу. А главное  во всем должна быть любовь. Для крепости семейного союза нужно идти царственным срединным путем, и иногда это требует компромиссов.

У супругов, а в дальнейшем и у всей семьи, вместе с чадами должно быть молитвенное предстояние, участие в Таинствах, Причащение. Это объединяет всех в Единое Тело Христово. Общее молитвенное правило дает стимул для снисхождения  когда мы вместе в вечерних молитвах исповедуем пред Господом свои немощи и испрашиваем Его всесильной помощи. В общей молитве и зарождается осознание того, что каждый человек уникален, и нельзя требовать от другого того, чего у него нет. Если же муж и жена утром и вечером молятся, день ходят пред Богом, причащаются в воскресные дни, они начинают понимать, что главный в их жизни  Господь, и Он управляет всем. Тогда люди становятся спокойными, не выказывают друг другу претензий, а недостатки терпят, и Господь покрывает их терпение прощением их грехов.

Именно терпение  в основе крепких семей. Женщины сейчас работают, а если она пришла с работы уставшая и не успела что-то сделать, разве муж не должен сам ей помочь? Так же и дети  маленькие, но помощники. И жена ни в коем случае не должна требовать от мужа приобретений не по средствам. Нужно терпение и молитва к Богу, упование на Него.

И важно не боятся рожать детей. Если Господь дает детей, то Он же все и устроит должным образом. У меня недавно был человек, очень большой, и говорил басом. Рассказал про себя, он очень крупный предприниматель, и все дела у него идут замечательно. А потом помолчал и добавил: «Я  шестнадцатый!» Мне даже сначала показалось, что я что-то не расслышал: «Что-что?»  переспрашиваю у него. Оказалось, действительно, он  шестнадцатый ребенок в семье. И Господь благословляет этот род, у них тоже у всех помногу детей.

Беседовала Ольга Орлова
Журнал «Покров», выпуск  2, 2013 год.

03.06.2020
РПЦ назвала анонимные каналы в Telegram «новой формой гонений на церковь»
Анонимные антицерковные каналы в Telegram занимаются «медийным терроризмом» и представляют собой новую форму гонений на Русскую православную церковь, считает первый замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, Заместитель главы ВРНС Александр Щипков.
02.06.2020
День защиты нерожденных детей: за что выступают Церковь, Анна Кузнецова и общественники?
Статья руководителя направления профилактики абортов Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, исполнительного директора благотворительной программы «Спаси жизнь», директора «Дома для мамы» православной службы «Милосердие» Марии Студеникиной опубликована в «Комсомольской правде».
01.06.2020
Дмитрий Донской как образец беззаветной любви к Родине
1 июня 1389 года – день кончины Дмитрия Донского. В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви он был канонизирован как святой благоверный князь на основании его заслуг перед Церковью и народом Божьим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой даже ради блага спасения ближних. В 2020 году, 21 сентября, в день христианского праздника Рождества Богородицы будет отмечаться 640-летие Куликовской битвы.

Актуальное

Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2013