Аксиология диалога «отцов и детей» нашего времени

Аксиология диалога «отцов и детей» нашего времени

Выступление на научно-практической конференции
«Диалог поколений: вызовы времени»
(Деденево, 04 апреля 2013 г.)

Аксиология  это наука, изучающая природу ценностей и структуру ценностного мира человека и общества. Ценности современного общества базируются на релятивизме, отрицающем наличие абсолютных ценностей. Человек свободен, а все ценности относительны, сколько людей  столько мнений об истине, утверждает релятивист. Общество потребления из метафоры немецкого социолога ХХ века Эриха Фромма стало реальностью нашего времени. Человек оказался зависим от своих желаний и страстей, стремясь к их наиболее полному и всестороннему удовлетворению  ведь «он этого достоин». Ценности общества потребления отрицают необходимость духовно-нравственного развития личности, так как немотивированный на духовное развитие человек  лучший потребитель материальных благ. Деградация личности становится системной, обессмысливается и обесценивается ценность самой жизни, что красноречиво подтверждается статистикой детских и подростковых суицидов.

В ноябре 2011 года, встречаясь в Бейруте с жителями Ливана, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл справедливо отметил, что идеалы потребительского общества  это то, «что было совершенно чуждо русским. Таких идеалов не было и тогда, когда Россия была империей, и когда она стала Советским Союзом, а когда она стала демократической Россией  эти идеалы стали очень сильно предлагаться ей, в первую очередь, из-за рубежа. И, конечно, многие молодые люди воспринимают это». (1)

Недавние выпускники школы являются первым поколением детей, которые родились после распада Советского Союза и краха советской системы образования. Можно сколь угодно долго говорить об ущербности и иллюзорности мобилизующей государственной идеи того периода, и следует признать, что само ее наличие позволяло выстроить определенную последовательную и ступенчатую систему образования, в которой значительное место отводилось укреплению диалога поколений на основе единства воспитательных ценностей, а также укреплению единства семьи и школы в этом процессе.

Крах этой системы привел к уничтожению воспитания на фоне системного кризиса семьи, а образование стало рассматриваться как услуга, которую получают учащиеся в учебном заведении. Но в реальной практике воспитательного вакуума не бывает: пустота немедленно заполняется иным содержанием. В частности, идеями противоположности и даже враждебности ценностей «отцов и детей». «Отцы», строившие великую державу в годы своей комсомольской юности, оказывается, построили «колосс на глиняных ногах», который так и не сумел догнать и перегнать «передовой» Запад. Идея ущербности российской державы, проходя красной нитью через учебники истории, не способствовала воспитанию чувства гордости за славное прошлое «отцов», приводила к разрыву поколений. Нарушение иерархии ценностей как в обществе в целом, так и в жизни отдельного человека всегда трагично: оно приводит не только к экономическим кризисам, но и нравственной деградации.

В наш век люди постоянно сталкиваются с бездонной пропастью между поколениями, поэтому конфликт «отцов и детей» представляется вечным. Так ли это  вечен ли этот конфликт? Или в основе непонимания «отцов и детей» лежит кризис ценностных ориентаций?
Попробуем разобраться.

Пятая заповедь из ветхозаветного Декалога  «почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20,12) имеет особенность: это первая из десяти заповедей, имеющая обетование, то есть обещание Бога в случае ее соблюдения о продлении дней земной жизни. Почему ей предается такое важное значение?

Есть мир физический и законы этого мира. Но есть и духовный мир, и его законы. Даже светская наука не отрицает души, называя ее свойством высокоорганизованной материи, которые изучает психология или коррекцией которой занимается психиатрия. Каковы же психологические причины конфликта «отцов и детей»?

Существует две точки зрения на его причины, претендующие на объективность.

Первая. В основе конфликта лежит непонимание, а в случае ущербности нравственных начал доходящее до отчуждения. Причины непонимания  в якобы существующем различии интересов и жизненных целей, вызванных возрастной разницей поколений. Что было важным, нужным и правильным у отцов, у детей вызывает удивление, непонимание и отвержение.

Да, конечно, прогресс в материальной сфере приводит к появлению новых орудий труда и технологий, которые трудно осваиваются старшими, что вызывает раздражение у младших. Новый характер труда влияет на изменение семейных, производственных и общественных отношений, есть и возрастные особенности восприятия происходящих перемен: для старших  это отступление от традиции, для младших  это стремление к новому.

В определенные исторические эпохи эти объективные противоположности восприятия искусственно гипертрофировались субъективными силами, провоцирую социальные взрывы. Один из последних исторических примеров  годы перестройки, когда молодежи усиленно навязывали комплекс жертвы. Общественно-скандальный фильм «Легко ли быть молодым»  тому яркий пример. В нем закоулки молодежной субкультуры (разочарованность, наркомания, депрессии и т. д.) были представлены, как центральные и основные характеристики молодого поколения. А виноватыми в таком положении оказались взрослые, которые привели страну и своих детей к такому положению. Так искусственно насаждался конфликт между поколениями. Но у этой концепции есть противоречие. Оно заключается в том, что у отцов и детей нет различия в интересах: никто из них не хочет зла друг другу, чтобы сократить чьи либо дни на земле. Но если нет объективной противоположности интересов, то почему же есть конфликт «отцов и детей»?

Вторая точка зрения на природу конфликта: его стержнем является человеческая свобода. Причем неважно, какая бы антропологическая концепция не была бы положена в основу идеи свободы: человек или высокоразвитое животное, как утверждает секуляризованная наука, или творение Бога  в любом случае свобода  неотъемлемая черта его личности. Без свободы нет человека. С точки зрения православной культуры свободу человеку дал Бог как Своему образу и подобию. Без нее человек жил бы как животное по инстинктам или как запрограммированный робот.

Но свобода  обоюдоострое оружие, как нож, которым можно и хлеб порезать, и человека убить: смотря в чьих он руках. Свобода  это единственное богатство, которое всегда принадлежит человеку, ее нельзя украсть, даже в неволе. Она была с человеком в раю изначально и реализовывалась в послушании Адама и Евы своему Отцу  Богу: не вкушать запретного плода, не допускать таким путем смешения в своей душе добра и зла. Момент выбора наступил тогда, когда «увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3,6). Ева по-другому посмотрела на страшное дерево и увидела, что оно прекрасно, то есть в ее сознании появилась некая ценность вне Бога и его заповедей. Человек тем самым поставил над собой эксперимент: реализовать свою свободу без Бога, став «как бог». Но известно, чем это закончилось: хотели стать «как боги», но увидели, что наги.

Таким образом, конфликт «отцов и детей» в человеческой истории начался с того, что в Священной истории называется грехопадением, и с тех пор стал сопровождать человека вплоть до наших дней. Собственно, Адам стал первым в череде «блудных сыновей» как в ветхой, так и новой и новейшей истории и человечества.
Мы видим, что две причины на природу конфликта «детей и взрослых» отражают два типа мировоззрения: там, где в центре мироздания человек, и там где в центре жизни  Бог.
Соответственно и выходов из конфликтной ситуации предлагается два.

В первом случае  создание общества с либеральными (от анг. «liberal» «свободомыслящий») ценностями. В них человек  хозяин своей свободы, главное  урегулирование границ ее использования разными людьми законодательной нормой, четко определив права и обязанности сторон. В таком случае обязательства родителей и детей сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимную свободу, в основе которой  не единство, а наоборот, разрыв поколений. В западном обществе, где либеральные ценности  норма и господствует идея сильной атомарной личности  иной тип родительско-детских отношений. Развитая система ипотеки и кредитования отрывает повзрослевших детей от дома, а сеть домов для престарелых снимает с них обязанности по заботе за родителям. Возникшие в данном случае переживания и душевный дискомфорт разбирается с психоаналитиками и лечится психотерапевтами.

Во втором случае конфликт «отцов и детей» рассматривается, как нарушение божественной заповеди. Его ликвидация  возврат к Богу, установление мира с ним через покаяние сына и прощение Отца. Только таким путем возможно восстановление иерархии ценностей. Сначала в сознании и действии одного человека, затем в семье, коллективе и обществе, Собственно в этом и состоит духовно-нравственное воспитание, то есть в понимании человеком своего духовного состояния и поиск нравственного выхода их него, не нарушающего его собственные интересы. Поэтому и пятая заповедь дана не в категорической форме, а так, чтобы человек понял, что он должен сделать «чтобы продлились его дни на земле», чтобы был установлена гармония в семье и обществе.

Пока же в педагогике господствуют идеи равенства воспитателей и воспитуемых, а мамы призываются быть подружками своих дочерей. Куклы  «пупсики и голыши», олицетворяющие младенцев и способствующие пробуждению материнских чувств, заменены на манекены-«барби», которые не дочки, а секс-символы взрослости и самостоятельности. В молодежной среде не формируется понятие об иерархичности устройства семьи, зато подробно разбираются права ее членов. Родители часто реализуется принцип «все лучшее  детям», не понимая его развращающего для нравственного здоровья характера. И эти «ростки и цветки» либерализма не делают нашу жизнь краше, приводя к новым конфликтным ситуациям между родителями и детьми.

Поэтому для ликвидации конфликта «отцов и детей» есть только один путь, который уже давно известен в православной культуре  путь блудного сына. Но бесполезно лечить плоды, если больны корни, поэтому надо начинать с нас, взрослых, с родителей и воспитателей, нарушающих главный принцип педагогики  воспитание на положительном примере. Ведь народная мудрость утверждает: «что посеешь, то и пожнешь». Первыми шагами должны стать осознание каждым родителем ответственности за семью, возврат в нее отца и повышение статуса матери. Тогда не будет необходимости в ювенальной юстиции, а аксиология диалога «отцов и детей» обретет свою истинную основу.

1.Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с представителями ливанской государственной власти и общественности, отмеченными наградами Русской Православной Церкви // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1674676.html

Розина Ольга Владимировна, доцент Московского государственного областного университета и Академии социального управления, кандидат исторических наук.

18.03.2024
Наступило время действовать, а не созерцать
В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество».  Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России
19.02.2024
Династия священнического рода Саковичей
Сегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня
17.02.2024
Одна из основных проблем современной семьи
2024 год в нашем государстве объявлен Годом семьи. Поэтому сейчас особенно актуально поговорить о том, что современной ячейке общества помогает, а что мешает

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2013