Византизм как основа исторического бытия России (по трудам К. Леонтьева)
«Вот что говорит Вам человек чистосердечный, во все время писания своего я чувствую своим ясным и точным умом, что Вы великий человек, в самом простом, но и полном значении слова. Невозможно, чтобы и Вы этого не чувствовали, и тогда — зачем сумрак? Что не были признаны? Да кто же вовремя был признан и понят, кроме пошляков?»
24 июля Православная Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, первого правителя Киевской Руси, принявшего крещение. Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение к ней русских людей: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом».
Равноапостольная княгиня Ольга — предвозвестница
Через столетия исторический опыт Руси, воплотившей многие идеи византийской государственности, был осмыслен Константином Николаевичем Леонтьевым (1831–1891).
Внешняя сторона жизни Леонтьева могла бы дать сюжет для увлекательного романа: учеба на медицинском факультете Московского университета; участие в Крымской войне 1854–1856 годов в качестве врача; женитьбы на
В
Затем последовал духовный кризис, обусловивший резкий перелом во всей его жизни. В 1871 его настигла тяжелая болезнь, а именно холера. Будучи на пороге смерти он обратился к Божией матери, и это обращение вернуло его к жизни. Возвращение к жизни привело к духовному перелому, благодаря которому талантливый литератор и дипломат стал не просто выдающимся русским мыслителем, а мыслителем, творчество которого было освящено высоким, непререкаемым церковным авторитетом. Уникальность Леонтьева как мыслителя в значительной мере определяется тем, что дух его сочинений, по словам игумена Петра (Пиголя) был пропитан «той атмосферой древнего византийского церковного православия, в которой жили афонские монахи, жил отец Иероним, в которой возрастали его духовные преемники».
Выйдя в отставку, К.Леонтьев в
Возвратившись в Россию, он проживает сначала в родном селе Кудиново, а затем переезжает в Варшаву, где стал сотрудником газеты «Варшавский дневник».
После закрытия газеты в 1880 году он переезжает в Москву, где поступает на службу в Московский цензурный комитет, прослужив в должности цензора шесть лет.
Стремление к активной литературной и публицистической деятельности сочеталось у Леонтьева со стремлением к отшельничеству. Осенью 1887 года он переехал в Оптину пустынь, где снял у ограды монастыря двухэтажный дом, куда перевёз старинную мебель из своего родового имения и свою библиотеку.
В Оптиной пустыни он познакомился и духовно сблизился со старцем Амвросием и иеромонахом Климентом Зедергольмом.
В начале 1890 года в гостях у
Оптина пустынь стала периодом творческого взлета
Все эти годы
При жизни
Более чем через сто лет после смерти этого выдающегося мыслителя, когда сбылись его пророческие предупреждения и наступил кризис российской государственности, в результате которого распалась великая евразийская держава, Советский Союз, наступило время Леонтьева.
Конец
Теория органического развития как философская основа историософии Леонтьева
Центральным понятием историософской концепции Константина Николаевича Леонтьева является понятие византизма. Он первым применил термин «византизм», ввел его в систему философских понятий. Теоретическое обоснование византистских идей и возможность их дальнейшего развития в новых исторических условиях дано им в работе «Византизм и славянство», которую по праву можно назвать пророческой. Помимо вышеназванного труда для понимания византизма имеют большое значение и целый ряд других его работ, таких, в частности, как «Чем и как наш либерализм вреден», «культурный идеал и племенная политик. Письма
Научным основанием концепции византизма у Леонтьева выступает теория органического развития. При чтении его работ поражает современность его идей, про которые нельзя сказать, что они устарели.
Свои идеи
Связывая воедино природу и человека, мир его культуры, К. Леонтьев сформулировал органическую теорию развития, для ко¬торой характерны:
- аналогия между любой органической системой и организмом как неразложимой целостностью;
- представление о закономерных этапах развития системы, составляющих конечный во времени цикл.
Процесс органического развития в любой его форме представляет, согласно взглядам К.Леонтьева, «постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенную индивидуализацию, обособление, с одной стороны, от окружающего мира, а с другой — от сходных и родственных организмов, от всех сходных и родственных явлений». Мыслитель прилагает к процессу развития эстетические мерки, когда говорит о том, что развитие — это постепенный ход от бесцветности и простоты к оригинальности и сложности.
Органическое развитие, по Леонтьеву, является сложным процессом, полный цикл которого включает в себя следующие этапы:
1) первичной простоты;
2) цветущей сложности;
3) вторичного смесительного упрощения.
Если переформулировать концепцию развития в тер¬минах системного подхода, то вырисовывается очень строгая науч¬
Начальным этапом развития выступает первичная простота,
Переход от первичной простоты к цветущей сложности — это период становления системы, связанной с такими процессами, как
- индивидуализация,
т. е. обособление явления, с одной стороны, от окружающего мира, а с другой — от всех сходных явлений; - дифференциация и усложнение,
т. е. «увеличение богатства внутреннего», появление разнообразных неоднородных час¬тей, элементов; - интеграция, или постепенное укрепление единства взаимо¬связанности и взаимообусловленности составляющих частей.
Переход от первичной простоты к цветущей сложности пред¬ставляет собой процесс самоорганизации системы, то есть процесс спонтанного упорядочивания, возникновения и усложнения структур.
Цветущая сложность — высшая точка развития, которая «есть высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством». Деспотизм в данном случае означает принудительные начала организации разнообразных элементов в одну систему, обеспечивающие ее существование в качестве целого: «разрывая узы этого естественного деспотизма, явление гибнет».
В каждой органической системе заложен механизм саморазрушения и при достижении высшей точки развития начинается рассогласованность между составляющими ее частями. Усложнение составных частей системы переходит те границы, в рамках которых система сохраняет устойчивость. Начинается переход от цветущей сложности к вторичному смесительному упрощению, который представляет собой процесс дезорганизации системы и проявляется в:
- ослаблении единства между частями;
- разрушении сложной иерархической структуры и уравнивании частей друг с другом;
- нарастании однообразия, унифицированности;
- отпадении частей от единого целого.
Итогом является распад, разложение, гибель системы.
На основе этой схемы
Выдвигаемые Леонтьевым идеи цикличности развития находились в прямом противоречии с популярными в то время концепциями прогресса.
Эгалитарно-либеральный прогресс как антитеза процессу развития
Сторонники прогресса трактовали историческое развитие как поступательное движение общества от низших ступеней к высшим, к достижению материального благополучия, всеобщего гражданского равенства и демократических свобод. Цель прогресса — счастье всего человечества. Для обозначения процесса реализации этих идей Леонтьев употребляет понятие
Процесс исторического развития, по Леонтьеву, ничего общего с западноевропейскими теориями прогресса не имеет. Развитие даже по нисходящей линии есть естественный упорядоченный процесс.
Идеи прогресса в такой интерпретации были для
Он подбирал всё новые и новые аргументы, развенчивающие идеалы прогресса.
Идея прогресса, то есть непрерывного поступательного движения общества по восходящей линии от низшей ступени к высшей, противоречит, согласно К.Леонтьеву, даже здравому рационализму и науке. Причина проста: всякий организм умирает; всякий органический процесс кончается; всякий эволюционный процесс (процесс развития) достигает сначала своей высшей точки, потом спускается ниже и ниже, идет к своему разрешению: «Если человечество есть явление живое, органическое, развивающееся, то оно должно же
Идеи прогресса, понимаемого как движение к всеобщему благу, являются просто иллюзорными. Всеобщее помешатель¬ство на почве уравнительного материального благополучия есть не что иное, как погоня за призраком, новая форма религиозного суеверия. Во всех религиях, кроме их поэтичности, рассуждает Леонтьев, есть хоть
Точно так же, как и идею всеобщего блага,
Европе, — писал Леонтьев, для ниспровержения последних остатков прежнего государственного строя не нужно ни варваров, ни вообще иноземного нападения: достаточно дальнейшего разлития и укрепления той безумной религии эвдемонизма, которая символом своим объявила: «Материальное и моральное благосостояние человечества».
Либеральное устройство общества порождает индивидуализм — его опасность Леонтьев выражает лаконично, в афористичной форме: «Индивидуализм губит индивидуальность людей, областей и наций». Индивидуализм — это характерная черта и капитализма: охваченный всепоглощающей жаждой наживы, он способен перечеркнуть любую индивидуальность, перешагнуть и через индивида, и через целое поколение.
Западный прогресс, по его мнению, это не процесс развития, а процесс разложения, процесс уничтожения особенностей и своеобразия, присущих национальным культурам. Как пишет русский мыслитель, либерализм «давно уже трудится над разрушением культурных миров».
Для
Он писал, что люди, выступающие под знаменем прогресса, видят только завтрашний день и не могут мыслить перспективно. Они даже не задаются вопросом о пределах свободы в обществе, мечтая перепрыгнуть из царства необходимости в царство свободы. А ведь все великие перевороты в обществе, отмечал К.Леонтьев, вели не к безграничной свободе, а вводили новые стеснительные ограничивающие начала. Постоянное освобождение общества от ограничивающих свободу начал приведет к такому состоянию, когда освобождать уже будет некого и незачем, и тогда начнут возникать такие формы организации, которые пока ещё трудно определить, но которые по контрасту с предшествовавшими, либеральными не будут. Он не берётся предсказать, какие формы организации общественной жизни возникнут, но что эти новые формы будут очень суровы и тяжелы, для него несомненно. Новую культуру, — считал мыслитель, — «замесят люди уже близкого нам ХХ века никак не на сахаре и розовой воде равномерной свободы и гуманности, а на
Византизм: исторический путь России и ее судьба
О чем бы ни писал
Обеспокоенность Леонтьева, дипломата и писателя, судьбой своего отечества была вызвана постоянными выступлениями западных держав против России. Его наблюдения вылились в твердое убеждение: только сила, мощь, справедливая и твердая политика России способны защитить и своих сограждан, и восточных христиан, нуждающихся в покровительстве единоверного государства. Напряженные размышления о русском народе, о путях развития России привели Леонтьева к очень важному выводу: основой ее будущего государственного устройства должен стать византизм.
Этому выводу в немалой степени способствовала и его дипломатическая служба в 1863–1873 годах на Балканах, европейской провинцией Османской империи со смешанным
Как были восприняты идеи Леонтьева его современниками? Для большинства философов, воспитанных в рамках европейской культуры, они были неприемлемыми, а потому подверглись искажению и извращению.
Приведем примеры.
Обратимся к анализу содержания понятия «византизм» у
В самом широком смысле это понятие означает совокупность принудительных начал в общественной жизни.
Отметим, что необходимость принудительных начал общественной жизни выводится Леонтьевым не из его пристрастию к насилию, как это истолковывалось оппонентами, а из теоретических основ его историософской концепции, а именно теории органического развития.
Становление и развитие любого явления протекает в определенной форме, «которая есть деспотизм внутренней идеи, не дающий материи разбегаться. Разрывая узы этого естественного деспотизма, явление гибнет». Форма носит принудительный, или «деспотичный» в терминологии Леонтьева, характер: именно благодаря форме «оливка не смеет стать дубом, как дуб не смеет стать пальмой
Подобно любому органическому процессу, развитие государства сопровождается постоянно выяснением, обособлением свойственной ему политической формы; падение выражается расстройством этой формы, большей общностью с окружающим. По
Основополагающими началами византийской культуры выступают, по Леонтьеву:
- в государственном отношении — самодержавие, как принцип организации государственной жизни;
- в религиозном отношении — истинно православное христианство византийского типа, как источник единства духовной жизни;
- в нравственном отношении — отрешение от идей обретения земного благополучия, земного счастья.
К византийским началам относятся также, в той или иной степени, социальное неравенство, иерархия, строгая дисциплина, смирение и послушание. По мнению мыслителя, именно на фундаменте из этих начал, возможно создание истинно прочных общественных и жизненных форм.
Византизм, перенесенный на европейскую почву после взятия Константинополя
Однако Европа отказалась от византийских начал и утверждение индивидуализма с неизбежностью привели к демократическим лозунгам французской революции: свобода, равенство и братство. Европа, по Леонтьеву, уже пережила пору своего высшего расцвета и, начиная с эпохи Просвещения, вступила в последнюю фазу — смесительного упрощения, о чем свидетельствует интернационализация жизни, распространение идей равенства, ведущих к господству серости, потеря национальной самобытности и импульса к культурному творчеству.
Путь России был иным: приняв православие, она приобщилась к византийской культуре. Византийская культура столкнулась на Руси с культурой, которая находилась ещё в зачаточном состоянии первоначальной простоты. Произошло сопряжение цветущей византийской культуры с патриархальными началами народной жизни, в результате чего сформировалось то целостное государственное и
Византизм создал Россию, делает вывод К.Леонтьев. Византийская идея царизма, то есть ничем не ограниченной самодержавной власти на русской почве выразилась в идее русской родовой монархии как организующем начале народной жизни. Православие обеспечило духовное единство народа на основе византийского религиозного идеала. Освящая самодержавие, православие выполняло функцию взаимодополняющего политического основания для русской государственности.
Роль византийских начал в историческом становлении России, по Леонтьеву, заключается в том, что византийские идеи и чувства сплотили Русь в одно целое, дали ей силы выстоять под татарским игом и вынести бесчисленные войны: «Византийский дух, византийские начала… как сложная ткань нервной системы проникают насквозь весь великорусский общественный организм». Они привели к созданию мощного государства, к величию России. Под знаменем византизма Россия «в силах выдержать натиск и целой интернациональной Европы».
Но значение византизма не только в становлении сильной государственности, но и в формировании культуры России. Только византизм, с его точки зрения, способен обеспечить возрождение разнообразия форм духовной жизни, создать предпосылки для утверждения ценностей подлинной культуры.
«Под словом «культура», — писал Леонтьев, — я понимаю вовсе не какую попало цивилизацию, грамотность, индустриальную зрелость
Такая система идей есть у каждого народа, обладающего великой культурой; те же народы, которые живут заимствованным багажом и не способны рождать идеи мирового уровня, обладают культурой только номинально.
Культура России и по своему источнику, и по духу относится к византийскому типу культуры.
Он задается вопросом: какое будущее ждет Россию в случае отказа от византийских начал жизни,
Первый: тихое, медленное разложение византийских начал пу¬тем демократизации. Россия в таком случае пойдет подражатель¬ным путем, потеряет свое «национальное лицо» и растворится в западноевропейской культуре. Что же касается ее государственно¬сти, то Россия перестанет существовать как великое государство, превратившись в заурядную демократическую республику на за¬дворках Европы. С такой возможностью
Поэтому он, не колеблясь, приходит к выводу, что никакая пу¬гачевщина и никакое польское восстание не может повредить России так, как ей может повредить очень мирная, очень законная демократическая конституция. Но такой вариант возможен только при мирном течении событий, га¬рантий которому нет. Опыт Европы показал, что переход к демо¬кратии не осуществляется мирным путем. Либерализм и демокра¬тизм порождают кровавое заблуждение революций.
Вероятнее другое.
Не менее катастрофический вариант просматривается Леонтьевым и при попытке воплощения в жизнь социалистических учений. Видя нарастающую силу революционного движения, он делает предположение о том, что социалистического будущего России избежать не удастся: «Социализм,
Рассматривая перспективы социализма,
К.Леонтьев пытался понять, что будет представлять собой русский социализм в своем
Для русского мыслителя было ясно, что законы и порядки, установившиеся после победы социалистических идей в России, будут строгими, принудительными и страшными. Он с иронией замечает, что в таком случае жизнь станет не свободнее, а гораздо тяжелее, болезненнее жизни хороших добросовестных монахов в строгих монастырях. Вместо свободы личности социализм принесет рабство в новой форме, вероятно в виде «жесточайшего подчинения лиц мелким и крупным общинам, а общин — государству».
Именно потому, что созданное государство будет иметь вненациональный и космополитический характер, оно будет чуждо и враждебно России. Собственно, считает
Что может спасти Россию? И возможно ли вообще ее спасение? В попытках найти решение этого вопроса заключается самое глубокое противоречие в мировоззрении Леонтьева. Как холодный, бесстрастный ум, претендующий на строгую научность своей исторической схемы, он знает, что гибель России, как и любого государственного образования, неизбежна. Мыслитель с горечью писал, что все его прогнозы неизменно подтверждались последующими событиями. Он неоднократно повторял, что был бы счастлив, ошибиться в своих прогнозах относительно будущего России. «Боюсь, однако, — заключал он в письме к священнику Фуделю, — что я останусь правым. Боюсь, как бы история не оправдала меня». Как человеку ему бесконечно жаль гибнущую культуру и он пытается найти выход в безвыходном положении.
Взгляды
Будущее России в это время мыслитель видел в её изоляции от Европы и в возвращении к периоду цветения — некоему возрождению. Разработанный им консервативный идеал устройства России выглядел следующим образом.
«1. Государство должно быть пёстро, сложно, крепко, сословно, с осторожностью подвижно. Вообще сурово, иногда до свирепости.
2. Церковь должна быть независимей нынешней. Иерархия должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее. Церковь должна смягчать государственность, а не наоборот.
3. Быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от запада, единстве.
4. Законы, принципы власти должны быть строже, люди стараться быть лично добрее; одно уравновесит другое.
5. Наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе».
От этого идеала К.Леонтьев не отказывался никогда. Но нереалистичность пути только «охранения» и изоляции России стала ему видна к
На месте стоять нельзя, заключает К. Леонтьев. Хотя нельзя восстановить то, что уже по существу своему утрачено, но можно и должно одной рукой, охраняя и утверждая святыню церкви, могу¬щество самодержавной власти, другою двигать нацию вперед: «Необходимо вступить решительным и твердым шагом на путь чисто экономических, хозяйственных реформ, необходимо опередить в этом из¬неженную духом Европу, стать во главе движения… из последних сил стать первыми в мире!»
России не дали пойти, говоря словами
Неизбежно возникает вопрос, в какой степени идеи
Сам Леонтьев считал, что «быть просто консерватором в наше время было бы трудом напрасным. Можно любить прошлое, но нельзя верить в его даже приблизительное возрождение». Консерватизм должен быть творческим. Поэтому можно говорить об основополагающих началах исторического бытия России, названных мыслителем византизмом.
Россия начала ХХI века стоит перед теми проблемами, над разрешением которых думал К. Леонтьев.
Россия стоит перед историческим выбором: либо пассивное втягивание в орбиту культурного влияния западноевропейской цивилизации и потеря
Искушение западным либерализмом Россия прошла в
Задача, стоящая сегодня перед нашей державой — вернуть утраченное ею былое могущество. После развала СССР мировое сообщество в лице США и ЕС перестали считаться с Россией, с ее национальными интересами. Как отметил президент Российской Федерации в ходе
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Как писал Леонтьев: «Где сильна государственность, там будет великое разнообразие различных стилей, различных взглядов, различных направлений. И государство всегда будет опираться на духовное богатство народа, которое воспитывается в высокой религиозности».
14.04.2024 Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностейСегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?» | 18.03.2024 Наступило время действовать, а не созерцатьВ начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России | 19.02.2024 Династия священнического рода СаковичейСегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня |