Династия священнического рода Саковичей

Династия священнического рода Саковичей

Сегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня. И председатель РО МОО «Союз православных женщин» в Республике Мордовия, член Всемирного Русского Народного Собора, помощник благочинного по РО и К в г.Саранске Ольга Николаевна Сакович более 30 лет назад вошла в семью не случайно.

Матушка родилась 01.07.1972 года в г.Хабаровск. В 1991 году вышла замуж (по благословению архимандрита Кирилла Павлова — духовника Троице-Сергиевой Лавры) за семинариста и будущего иерея Сергея Георгиевича Саковича, представителя славного священнического рода.

В 2015 г. окончила Религиозную духовную образовательную организацию высшего образования «Саранская духовная семинария Саранской и Мордовской епархии Русской Православной Церкви». Квалификация: Специалист в области катехизической деятельности, затем — ФГБОУ Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, факультет «Педагогическое образование», а в 2022 г. прошла профессиональную переподготовку ФГБОУ высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева» по программе «Специальная и прикладная психология».

Чем только не занимается сегодня православная женщина и матушка на приходе, ведь у нее свое, в первую очередь социальное служение. Матушка Ольга была директором воскресной школы г.Саранске, руководила театральным коллективом «Волхвы». В 2019 году была избрана Председателем Общества православных женщин Саранской и Мордовской епархии, а в прошлом году стала Председателем РО МОО «Союз православных женщин» в Республике Мордовия.

За успехи в работе и большой вклад в патриотическое воспитание молодежи Ольга Николаевна награждена почётными Архиерейскими грамотами, благодарственными письмами учреждений, общественных организаций, храмов РПЦ. В 2017 году награждена медалью «25 лет Саранской и Мордовской епархии Русской Православной Церкви». В рамках фестиваля «Театральное Приволжье 2022 г.» с театрализованной постановкой «Спасибо за Победу!» в региональном этапе заняли 1 место по Республике Мордовия и вошли в пятерку лучших Приволжского Федерального округа.

Многодетная мама из православной семьи (мать — монахиня Тихона Троице-Сканова монастыря Пензенской области, бабушка — схимонахиня Серафима), вырастила троих детей. Муж — протоиерей Сергий и сын иерей Георгий — священники, продолжатели славного 600-летнего священнического рода.

Династия священнического рода Саковичей

Представители семьи Саковичей имеют сербские корни и на протяжении нескольких сот лет стоят у святого Престола. Все это время род не прерывался и сын сменял у Престола отца. Род, ведущий свою историю от князей Радзивиллов. Есть у Саковичей и святой, родовой покровитель — преподобномученик Афанасий Брестский, носивший фамилию Филиппович, известный общественно-религиозный деятель Речи Посполитой, публицист, писатель-полемист XVII века, композитор.

Один из основателей настоящей ветки семьи отец Захарий воспитал 16 сыновей. Все они стали священниками. Протоиерей Александр взрастил для церкви еще троих пастырей.

Отец Сергий Сакович, дед протоиерея Сергия и прадед иерея Георгия Саковича, родился в 1910 году в селе Чарторийск Волынской губернии. Отучился в Кременецкой духовной семинарии, женился на Лидии Иосифовне Петровской. Лидия родилась в семье офицера царской армии в Туле в 1912 году. Вскоре вместе со своим полком Осип (Иосиф) Петровский был направлен в Царство Польское, входившее тогда в состав Российской империи. Там семья встретила Первую мировую войну и революцию, там и осталась. У Осипа и Ольги Петровских детей было пятеро, Лидия — третья девочка. Вот как о знакомстве Лидии и тогда еще семинариста Сергея Саковича пишет матушка Лариса Сакович, невестка героев справки:

«К настоятелю их храма гость приехал — сын священника, окончивший семинарию, молодой, неженатый. Девчата рассказывали, что попович волосом рус и синеглаз, в обращении прост и приветлив. Все его видели, только Лидии было недосуг — вышивала в храм воздух и покровцы, работа была спешная, вот и торопилась окончить.

В воскресенье в храме попович вышел читать Апостола. Глянула Лидия на него — и сердце дрогнуло: какое лицо у него милое, родное, словно век его знает, так бы и глядела на него, глаз не отводила. А он и не взглянул на нее ни разу…

После службы пошла домой тропиночкой знакомой в задумчивости, вдруг тень на тропинку упала, голос тихий попросил у нее разрешения проводить до дома. Вскинула глаза и встретила синевой наполненный взгляд, ничего не сказала, только головой кивнула.

Вот так все и решилось. Уехал Сергей к родителям за благословением, а она стала готовить приданое. Поженились они, вскоре Сергея рукоположили и получил он приход в городке Сарны на Волыни. И началась жизнь, наполненная счастьем. При церкви был дом, и Лидия стала обустраивать его, уют создавать. С какой любовью каждая занавеска была ею подобрана в тон к обшивке мебели, с каким искусством расставлены по полочкам и этажеркам различные безделушки и светильники! И не мудрено: священнослужители в то время с прихода на приход редко переезжали, от первого до последнего дня служили в одной церкви. Так что Лидия обустраивалась на всю оставшуюся жизнь — долгую и счастливую. И потрудилась она на славу — все приезжавшие в гости родственники и друзья отмечали ее вкус и хозяйственность. А какие мазурки и шарлотки пекла она своему ненаглядному! Вечером, когда она устраивалась у лампы с рукоделием, отец Сергий читал вслух жития святых. Подвиги христиан первых веков вставали перед ее глазами, и они наполнялись слезами, рука сама собой творила крестное знамение: благодарение Господу, каждый день их совместной жизни начинался и оканчивался ощущением счастья, которому нет границ и не будет конца. У отца Сергия, кроме службы, были дела по благоустройству храма, в школе, где он преподавал Закон Божий, а Лидия по воскресным и праздничным дням пела в церковном хоре и готовилась к главному делу в жизни женщины — рождению ребенка. В декабре 1939 года родился их первенец — пухленький, розовый, здоровый. Назвали его в честь деда — протоиерея Александра. Глядя на своего Алика — так звала она сына — Лидия думала о том, что когда-то, очень нескоро, седовласой и почтенной будет она сидеть в кресле рядом с мужем своим, окруженная многочисленными детьми и внуками. По нынешним меркам и ее семья, и семья мужа были многодетными — в каждой по пятеро детей. А тогда это было обычное явление. Детей было столько, сколько давал Бог. У деда отца Сергия, протоиерея Илариона, было девять сыновей, все, слава Богу, выросли и стали священнослужителями. И ее сыновья встанут в свой черед у престола Божия, как же иначе? В роду отца Сергия испокон века все мужчины служили Богу».

Весной 1940 года, когда Западная Украина вошла в состав СССР, батюшку вместе с матерью, женой, двумя сыновьями и грудным внуком выслали из родного края в казахские степи. С приходом Красной Армии на Западную Украину, родители о. Сергия о. Александр Сакович с матушкой Юлией были высланы по этапу в Казахстан. О. Сергий с женой Лидией и ребенком добровольно отправились в ссылку на спецпоселение, добровольно-принудительно в 24 часа «решив» сопровождать родителей.

Саковичи провели несколько дней в вагоне для перевозки скота — «телятнике». Не всем из их попутчиков довелось добраться до конечного пункта. Там ссыльные сами построили себе барак. О. Александр скончался, не выдержав голода и холода. Сыновья тайно отпели отца и похоронили за околицей селения. О. Сергий работал кочегаром на Майкаин-Золото электростанции.

В бараке, в казахской степи, и родился 8 июня 1941 года о. Георгий Сакович. Он вспоминал, что бабушка Юлия тогда заплакала и сказала: «Непотреб» — ненужный, на мучения родившийся ребенок… Умудренная опытом женщина оказалась права. После тайного крещения мальчика последовал донос «доброжелателя». Его отца — священника Сергия и дядю Николая арестовали (Обвинение «участие в а/с организации, а/с агитация», статья ст.58–10 ч.1, 58–11 УК РСФСР, приговор 8 лет ИТЛ, считая срок с 08.11.1942 г.). И если первому посчастливилось выйти на свободу спустя 8 лет, то второму нет. Николай Сакович умер в лагере от эпидемии дизентерии и был похоронен в общей могиле. Отец Сергий всячески старался поддержать брата, отдавал ему большую часть своего пайка. Настойчивые его просьбы вызвать врача к умирающему брату не возымели действия.

Пережив самые тяжелые военные годы в бараке, Георгий с матерью, старшим братом и бабушкой получили разрешение на выезд. Сначала они жили у родственников, а в 1951-м переехали в Акмолинск (впоследствии Астана), куда поселили отца после отбывания срока. Первое время после освобождения отец Сергий начал посещать храм в Караганде, рассказал настоятелю о себе, и тот порекомендовал собрать документы о прошлой деятельности, а пока служить псаломщиком, что отец Сергий и сделал. Получив письмо с просьбой о помощи, отец Владимир Душук (муж сестры Ирины) собрал подтверждения знавших отца Сергия священников и выслал просителю. На основании предъявленных документов отцу Сергию была выдана справка от уполномоченного по делам религий на право исполнения обязанностей священника, и он был назначен на приход вблизи Акмолинска.

Спустя годы, когда Георгий Сакович вновь встретился со своей бабкой, та вдруг воскликнула: «О, це непотреб!» Потом сняла икону Спасителя, благословила внука: «Быть тебе священником!» Пророчество снова сбылось. Хотя не сразу. После окончания 7-ми классов будущий священник начал работать на спасательной станции, а затем поступил в Ленинградское водолазное училище. После срочной службы в армии некоторое время был военным водолазом на Северном флоте. Но голос рода твердил свое. Из воспоминаний о. Георгия: «Отец как-то предложил идти учиться в семинарию. Я сначала согласился, но потом засомневался: достоин ли стоять у престола? Тогда сказал: да будет воля Твоя, Господи. Долго молился и получил знамение. Как-то во время погружения вылетел у меня под водой загубник, через который подавался воздух. Словно кадры кинохроники промелькнула вся жизнь перед моими глазами. Уже на поверхности, придя в себя, понял, что это знак. Вскоре поступил в Ленинградскую семинарию». 6 марта 1968 года бывший моряк был рукоположен в сан диакона. Через год он стал священником. С тех пор судьба изрядно помотала его по стране. Служил в Ленинграде, Ивановской и Владимирской областях, Карелии и Иркутске. В Мордовию вместе с семьей приехал в 1982 году. Когда в 1987-м комплекс Макаровской обители вернули верующим, многоопытного протоиерея Саковича назначили настоятелем вновь открывшегося там Иоанно-Богословского храма. На этом приходе он прослужил вплоть до 1994 года, когда Макаровский погост стал Иоанно-Богословским монастырем. А отец Георгий принялся за строительство Свято-Георгиевской церкви, которая разместилась в здании бывшего детского сада на улице Павлика Морозова. Семья священника для многих прихожан и просто знакомых была примером. За батюшкой всегда следовала матушка Лариса. Два человека существовали как единое целое, делали общее дело. Когда владыка Варсонофий назначил о. Георгия редактором только что открывшихся «Саранских епархиальных ведомостей», его супруга стала единственной сотрудницей издания. Вдвоем они выпускали по номеру каждый месяц. Журнал тогда носил универсальный характер, он был теоретическим, миссионерским и культурологическим одновременно. Матушка Лариса активно привлекала к работе преподавателей университета. Издание пользовалось популярностью в определенной среде. И это в финансово тяжелые 1990-е! После ее ухода формат издания изменился, и многим читателям это пришлось не по нраву.

Прихожане Свято-Георгиевской церкви, возглавляемой о. Георгием, первыми в Мордовии совершил паломничество по святым местам. До этого в республике подобное не было принято. Но Саковичи не боялись ломать стереотипы. «Это особая семья, — говорит краевед Сергей Бахмустов. — Очень грамотные и начитанные люди. Не удивительно, что к ним тянулись. Меня всегда поражало количество друзей и знакомых отца Георгия и матушки Ларисы. Их знают многие владыки России».

В 2024 году приходу Свято-Георгиевской церкви исполнится 30 лет. Уже пять лет она храм служит без своего основателя — митрофорный протоиерей Георгий Сакович преставился ко Господу 26 июля 2019 году. За многолетнее служение отец Георгий получил много наград Русской православной церкви. Он был отмечен орденами святого князя Владимира III степени, преподобного Сергия Радонежского III степени (2000), святого князя Даниила Московского III степени (2001) и преподобного Серафима Саровского III степени (2006). А 6 мая 2019 года в честь 50-летнего священнического служения митрофорный протоиерей был пожалован уникальной наградой, которую во всей Мордовской митрополии больше нет ни у кого — правом ношения двух наперсных крестов с украшениями. Из мирских наград последней по времени стала Почетная грамота от Правительства Республики Мордовия.

Сейчас дело протоиерея продолжают сын Сергей и внук Георгий — оба священники. Протоиерей Сергий Сакович принял от отца и настоятельство над приходом Свято-Георгиевской церкви дополнительно к своим основным приходам — храму Архангела Михаила в Ичалках и церкви в селе Калыши. Иерей Георгий Сакович — самый молодой представитель семейства — настоятельствует в храме Архангела Михаила в поселке Ялга (пригород Саранска). Древний род продолжает жить.

14.04.2024
Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностей
Сегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?»
18.03.2024
Наступило время действовать, а не созерцать
В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество».  Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России
17.02.2024
Одна из основных проблем современной семьи
2024 год в нашем государстве объявлен Годом семьи. Поэтому сейчас особенно актуально поговорить о том, что современной ячейке общества помогает, а что мешает

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
 
Февраль 2024