«Всегда осторожничаем, не спешим никуда». Новые православные пространства: зачем они нужны, что в них можно и нельзя?

«Всегда осторожничаем, не спешим никуда». Новые православные пространства: зачем они нужны, что в них можно и нельзя?

В Покровском-Стрешнево планируется открыть самый масштабный духовно-культурный центр в Москве, состоящий из храма с конференц-залом, лекторием и библиотекой, звонницы, деревянной часовни и культурно-выставочного центра на три тысячи квадратных метров. Что такое современный православный духовно-культурный центр и зачем открывать при церкви кафе и спортивные секции, «Мосленте» рассказал протоиерей Дмитрий Рощин, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

​ «Идем по тонкому льду»

Что такое современный православный духовно-досуговый центр? На какую аудиторию такие заведения рассчитаны?

Давным-давно уже святейшим патриархом для приходских священников поставлена задача — чтобы каждый храм стал социальным центром притяжения, а не только местом для верующих людей, которые приходят за таинствами и молитвой. По мере того, у кого какие есть возможности, таланты и дарования, мы пытаемся эту работу вести.

Но дело не в каком-то указании сверху, как может показаться, а в том, что это назрело и весьма-весьма актуально.

Безусловно, сложно определиться с красными линиями, находить баланс между тем, что церковь может себе позволить, а что — уже нет. С другой стороны, нас никто не призывал стать всеядными домами культуры. Поэтому мы, учитывая свою собственную специфику, пытаемся что-то делать. Что называется, идем по тонкому льду. Нащупываем те возможности, которые нам и по силам, и по талантам.

Чем центр в Покровском-Стрешнево будет отличаться от православных приходских центров, в которых уже проводятся занятия для взрослых и детей?

То, что такой центр возникает в Покровском-Стрешнево — не какая-то уникальная история. Просто бывают небольшие храмы с небольшой приходской деятельностью, а здесь сразу, заранее, церковь делается с инфраструктурой, учитывающей многонаселенность нового района, и то, что рядом будет арена «Спартак». Безусловно, там есть своя специфика, может быть в будущем связанная с работой с огромной армией спартаковских фанатов.

​ «Паства, по сути, и занимается развитием»

За всем этим стоит новая форма работы РПЦ с молодежью? На какую аудиторию рассчитаны такие центры? Что там будет происходить? Кинопоказы, лекции, как при храме Антипы, приход которого считается одним из самых молодежных и творческих в Москве?

Не у всех храмов есть такие силы и такие активные молодые приходы, как у Антипия. Я был настоятелем этого храма много лет, а отец Андрей, который сейчас там настоятельствует, является моим учеником, продолжателем.

Там с самого начала был дух молодой, веселый и задористый. Мы строили храм, пытались параллельно вести проекты, которые тогда только начинались.

Потом открылось кафе, построенное отцом Андреем, какая-то вокруг него появилась жизнь. Стала ходить молодежь, она стала предлагать: давайте будем развивать соцсети, сделаем то и это. Люди пошли со своими идеями.

То есть, паства, которая есть, по сути, и занимается развитием. Это не всегда инициатива священника. Поэтому у храма Антипы и появился свой брендинг. Собрались молодые талантливые художники, дизайнеры, и поехало.

Есть приходы, ориентированные на спорт. И это хорошо, потому что, хоть патриаршья комиссия по спорту и пытается донести до всех, что спорт — это неплохо, что это в общем православная история, в глубинах церкви есть и иное мнение. Мол, где спорт, там и гордыня, и культ человека. Но это все не совсем правда.

​ «Красная линия, которую мы перейти не можем»

А где те границы, за которые Церковь заходить уже не будет?

Кафе есть при Антипе — отлично. Можно там алкоголь пить? Нельзя. Естественно: был бы алкоголь, кафе приносило бы больше дохода. Но это красная линия, которую мы перейти не можем. Потому что она из ряда вон выходящая и неправильная.

Вот мы и пытаемся нащупывать, учитывая, что общество поменялось, что у него другие запросы. Что человеку, который хочет войти в церковь, нужно, чтобы его встретили не бабули, которые на него шипят, а кто-то, кто возьмет за руку, проводит, улыбнется, поговорит. Нужен провожатый в кажущийся закрытым мир церкви. Нам нужно быть, как говорит молодежь, френдли, чтобы не отталкивать людей… Да, я думаю, сегодня людей надо не столько привлекать, сколько не отталкивать! Молодежь, в первую очередь. Потому что она привыкла, что с ней разговаривают понятным ей языком.

«Сложно эту молодежь назвать сугубо православной»

Обязательно ли новые площадки для общения современной православной молодежи организовывать именно при храмах?

Что такое православная молодежь — вопрос очень широкий. Это не всегда объединение, собранное вокруг прихода. Не всегда это те, кто собирается после службы, пьет чай, беседует, общается. Такие форматы есть, но они, как правило, достаточно малолюдные, такие междусобойчики. А православная молодежь огромна.

Что вы имеете ввиду?

Если вы придете в храм, где молодежи много, в тот же самый храм Антипы, то увидите, что сложно эту молодежь назвать сугубо православной. Чтобы все девушки в платках, в юбках в пол… Эта молодежь — люди очень светские, которые объединены по огромному количеству направлений: музыка, дизайн, театр, живопись. Они входят в свои сообщества, тусовки по интересам. И это нормально.

​ «Церковь — достаточно вязкая история»

Вы говорили про спортивные секции при приходах. А еще при храме Антипы показывают киноклассику. А еще есть православные соцсети, онлайн-лекции, фестивали… Кто приносит и кто утверждает эти новые для РПЦ форматы?

Формы, с которыми мы сейчас пытаемся выходить к людям — самые разнообразные. И это зависит не от священников, а от людей. Они приходят со своими идеями и пытаются вместе с Церковью посмотреть, что можно, а что нельзя, что будет пользоваться успехом, а что нет. Я уверен, что у этого направления большое будущее.

Церковь же такая, достаточно вязкая история. Не потому, что она темная, а потому, что на протяжении веков она привыкла всякое нововведение изучать, очень внимательно и критично оценивая и пропуская через свой огромный опыт. И смотреть внимательно: приживется или не приживется? Будет ли больше пользы, чем вреда?

Поэтому мы всегда очень осторожничаем, не спешим никуда. Потихоньку движемся, развиваемся, и чем больше будет инициативы от людей, которые к нам приходят, тем для нас важнее и интереснее. Я священник уже 25 лет, и все время ищу возможности взаимодействия с людьми, которые находятся вне Церкви.

При этом, естественно, внутри Церкви нам не скучно. То есть, не надо нас развлекать чем-то дополнительным, у нас достаточно полноценная жизнь. Надо придумать микс между одним миром и другим, чтобы и церковным людям там было интересно, и вновь приходящим.

​ «Практически ежедневная движуха»

Мы говорили сегодня про храм Антипы в Колымажном переулке. Подобной деятельностью известен и храм священномученика Климента рядом с Третьяковской галереей, где и прихожане люди творческие, и священник — бывший скульптор. Сильный молодежный центр есть при церкви Петра и Павла в Ясенево. Можете перечислить другие московские храмы, где ведется подобная работа?

Есть отец Алексей Уминский, храм Троицы в Хохлах. У него и Свято-Владимирская гимназия, и очень много направлений работы с паствой, потому что в приходе много творческой интеллигенции.

Есть храм Космы и Дамиана напротив московской мэрии, где кормят бездомных.

Колоссальная работа — деятельность владыки Пантелеимона, службы милосердия, церковного социального отдела и всех связанных с ним приходов. Это целое море активностей, в первую очередь, связанных с социальной работой и благотворительностью. Колоссальные проекты, которые работают не только в Москве, но и на всю страну, в которые интегрировано огромное количество людей.

Есть так называемое пространство «Фавор». Его делает Николай Бреев, директор издательства «Никея». При этом задействовано и несколько приходов, и радио «Вера», и отец Павел Великанов, который очень много делает для таких вот сообществ. Это, скорее, интеллектуальная история с серьезными лекциями. Там у них практически ежедневная движуха, очень интересная и важная.

Конечно, таких приходов, сообществ и центров в Москве куда больше, чем я перечислил. И со временем их количество будет расти, я в этом уверен.

19.04.2024
Луганчане изучают опыт работы православной гимназии
10 апреля, в рамках рабочей поездки по изучению опыта создания и работы православной гимназии, Председатель РО МОО «Союз православных женщин» в ЛНР Наталья Кузнецова совместно с духовником отделения протоиереем Дмитрием Кузнецовым посетили гимназию имени Новомучеников и Исповедников Бердянских в г. Бердянске Запорожской области
19.04.2024
На Сахалине пройдет общественно-церковный форум «Семья как духовный фундамент России»
Такое решение было принято 10 апреля во время рабочей встречи архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Никанора с Председателем Правления Сахалинского отделения Союза православных женщин Майей Владимировной Кирилловой
18.04.2024
В Новомосковском роддоме поздравили будущих мам (Тульская область)
В преддверии Благовещения Пресвятой Богородицы в Новомосковске впервые отметили праздник — День беременных. Инициатором мероприятия стала заведующая женской консультацией ГУЗ «НГКБ», член МОО «Союз православных женщин» Марина Караваева

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Октябрь 2022