Рекомендации Общественной палаты РФ по итогам круглого стола на тему «Миграционные процессы в контексте обеспечения общественной безопасности на современном этапе: риски, угрозы и актуальные решения по их минимизации», проведенного 2 сентября 2021г.

Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии по вопросам благотворительности и социальной работе, Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК проведен круглый стол на тему «Миграционные процессы в контексте обеспечения общественной безопасности на современном этапе: риски, угрозы и актуальные решения по их минимизации» (далее – круглый стол, мероприятие).

В круглом столе приняли участие члены Общественной палаты, представители Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Российского института стратегических исследований, Центра социальной демографии ИСПИ ФНИСЦ РАН, Международной общественной организации «Союз православных женщин», Общероссийской общественной организации «Царьград», Совета «Ассамблеи народов России», а также, научного и экспертного сообществ России.

Участники мероприятия обсудили:

  • влияние военно-политического конфликта и гуманитарной катастрофы в Афганистане на миграционные процессы на постсоветском пространстве;
  • меры по предотвращению использования миграционных процессов на постсоветском пространстве террористическими организациями и носителями радикальных и экстремистских идеологий;

  • меры по предотвращению эскалации криминогенных процессов в сообществах мигрантов под воздействием экономических, эпидемиологических шоков, а также региональных конфликтов;

  • опыт миграционных кризисов в Европе и США: уроки для России;

  • вопросы совершенствования государственной национальной и миграционной политики в контексте принятия обновленной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 года: правовые и организационные аспекты;

  • современные подходы к управлению миграционными процессами на территории России: актуальные концепции, правовые и организационные механизмы управления миграционными потоками, модели экономической и культурной адаптации мигрантов.

Выступая за изменения современной государственной миграционной политики, эксперты выделили четыре основные причины, обуславливающие необходимость пересмотра подходов к миграционной политике, а также принципов управления миграционными потоками на территории РФ:

1. стремительно меняющаяся геополитическая ситуация в мире;

2. военно-политический и гуманитарный кризис в Афганистане;

3. эпидемиологический и экономический шоки, вызванные продолжающейся пандемией COVID-19;

4. риск наложения новых вызовов и угроз на старые проблемы Российской Федерации в сфере миграции: угрожающие размеры незаконной трудовой миграции, неконтролируемый характер миграционных потоков из мусульманских стран Средней Азии и Закавказья, сверхконцентрация инокультурной рабочей силы в крупнейших российских городах, экономическая необоснованность привлечения мигрантов, недостаточность мер входного контроля и дальнейшей адаптации мигрантов на территории России.

Учитывая высокую важность вопросов совершенствовании государственной миграционной политики в свете новых угроз, вызванных меняющейся геополитической ситуацией в мире, острым военно-политическим и гуманитарным кризисом в Афганистане, а также прогнозируемым ухудшением миграционной обстановки в РФ, Общественная палата рекомендует:

1. В рамках комплекса мер по обеспечению миграционной стабильности и антитеррористической безопасности:

1.1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять в течение осенней сессии 2021 года разработанный МВД России проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», размещенный на портале https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=113698 1 марта 2021 года, ID проекта 02/04/03-21/00113698. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, МВД России, МИД России, Минэкономразвития России, Минтруда России принять безотлагательные меры, направленные на взятие миграционных потоков под реальный государственный контроль с использованием современных форм цифрового учёта и контроля, в рамках которых:

  • ввести электронные ID-карты иностранных работников, позволяющие осуществлять онлайн-идентификацию и верификацию личности, а также содержащие все данные о трудовом мигранте, включая номер патента, отпечатки пальцев, место работы и место регистрации (проживания), номер полиса добровольного медицинского страхования, данные об отсутствии опасных заболеваний и т.д.;

  • электронный патент на работу для иностранных работников;

  • единый электронный реестр иностранных трудовых мигрантов;

  • единый электронный реестр работодателей и заказчиков работ (услуг), привлекающих иностранную рабочую силу;

  • единый электронный реестр недобросовестных приглашающих лиц - физических и юридических лиц, - включая руководителей и учредителей соответствующих юридических лиц;

  • единый электронный реестр недобросовестных работодателей и заказчиков работ (услуг);

  • обязательную дактилоскопию отпечатков пальцев, фотографирование, а также применение иных методов биометрической идентификации личности при постановке иностранных работников на первичный миграционный учёт. Ввести прохождение иностранными работниками государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования до въезда на территорию РФ (осуществляемую дипломатическими представительствами и консульствами РФ за рубежом), либо при пересечении государственной границы РФ;

  • обязательный залог, покрывающий расходы на высылку иностранного работника за пределы РФ и вносимый при въезде в РФ - до пересечения или в момент пересечения государственной границы РФ - самим иностранным работником либо его работодателем;

  • обязательное подписание иностранными работниками соглашения о лояльности, в котором въезжающий в Россию мигрант даёт обязательство на отказ от совершения действий, причиняющих ущерб интересам РФ и её граждан - отказ от участия в экстремистской и террористической деятельности, от участия в несанкционированных акциях и т.д. Соглашение о лояльности должно оформляться до въезда трудового мигранта на территорию РФ, либо в момент пересечения им российской государственной границы;

  • оформление электронных въездных виз;

  • обеспечить использование перечисленных выше инструментов в рамках единой цифровой платформы (как вариант - платформы «Работа в России» https://trudvsem.ru).

1.2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации существенно усилить меры уголовной и административной ответственности за преступления и правонарушения в сфере противодействия незаконной миграции иностранных граждан: ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение государственной границы РФ», ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», ст. 322.2 УК РФ «Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ», ст. 322.3 УК РФ «Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в РФ», ст.ст. 18.1, 18.8, 18.9, 18.10, 18.11, 18.14, 18.15, 18.16, 18.17, 18.18, 18.19, 18.20, 19.27 и другие статьи КОАП РФ. С учетом характера и степени общественной опасности отнести организацию незаконной миграции - ответственность за которую предусмотрена частями 1 и 2 ст. 322.1. УК РФ - к категории тяжких и особо тяжких преступлений;

1.3. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отказаться от организации въезда на территорию РФ мигрантов-иностранцев специальными поездами (т.н. чартерные поезда), а также другими видами транспорта, затрудняющими надлежащую идентификацию мигрантов, а также постановку их на миграционный учёт при пересечении государственной границы РФ;

1.4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации, в случае резкого обострения миграционной ситуации, рассмотреть вопрос о введении на период кризиса временного визового режима с отдельными странами СНГ;

1.5. Рекомендовать МВД России предусмотреть незамедлительное открытие миграционными центрами дополнительных точек доступа для мигрантов с целью прохождения ими процедуры идентификации личности, установления правового режима пребывания, принятия и рассмотрения документов и т.п.;

1.6. Рекомендовать МВД России во взаимодействии с Минтрансом России предусмотреть возможность организации дополнительного транспортного сообщения/рейсов (авиационного и ж/д транспорта) для облегченного выезда иностранных граждан, не урегулировавших свой миграционный правовой статус до 30 сентября 2021 года, с одновременным упрощением процедуры оформления транзитных виз;

1.7. Рекомендовать МВД России во взаимодействии с Росгвардией организовать создание целевых дополнительных мобильных групп/патрулей (с обязательным участием представителей миграционных служб МВД) для осуществления сплошного и (или) выборочного мониторинга и проверки документов мигрантов в общественных местах - улицы, метро, торговые центры и т.д.;

1.8. Рекомендовать МИД России, Многофункциональному миграционному центру г. Москвы (ММЦ г. Москвы) незамедлительно подготовить открытие специализированных миграционных центров или их представительств в странах СНГ (по примеру Узбекистана), проводящих первичную проверку, регистрацию (включая государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование), а также отсев трудовых мигрантов, приглашаемых в Россию по заявкам российских работодателей, до прибытия иностранных работников на территорию РФ.

1.9. Рекомендовать МВД России, Минтруда России, Минэкономразвития России, ФАДН России, исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации усилить взаимодействие с общественными объединениями, осуществляющими общественный контроль в сферах миграционной и национальной политики. Рекомендовать уделять особое внимание вопросам противодействия незаконной трудовой миграции, предупреждения образования в российских регионах замкнутых этнических и религиозных анклавов, проявлений этнической преступности, а также конфликтов на национальной и религиозной почве.

1.10. В целях обеспечения антитеррористической безопасности, противодействия организованной этнической преступности, а также обеспечения конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом, рекомендовать ФСБ России, МВД России, Генеральной Прокуратуре России, Минюсту России, а также ФАДН России усилить государственный контроль за деятельностью на территории России официальных структур национальных диаспор, имеющих за пределами Российской Федерации собственные национальные государства.

2. В целях обеспечения защиты экономических интересов и внутреннего рынка труда РФ, а также решения общенациональных задач по народосбережению и демографическому росту:

2.1. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с Минтруда России безотлагательно разработать и внедрить единую государственную систему планирования и управления миграционными процессами на территории РФ:

  • учитывающую задачи пространственного развития РФ;

  • учитывающую реальные потребности экономик субъектов РФ в мигрантах;

  • исключающую концентрацию низкоквалифицированной иностранной рабочей силы в российских регионах, не испытывающих дефицита рабочих рук;

  • позволяющую оперативно перераспределять потоки мигрантов по отдельным регионам, отраслям российской экономики, а также конкретным предприятиям;

2.2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минтруда России ввести нормативный правовой запрет на привлечение низкоквалифицированной иностранной рабочей силы в российские регионы, не испытывающие дефицита рабочих рук;

2.3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минтруда России ввести нормативный правовой запрет на оплату труда иностранных работников по ставкам ниже уровня оплаты труда коренного населения РФ за выполнение одной и той же работы в одном и том же регионе РФ. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ввести меры уголовной и административной ответственности за невыполнение данного требования;

2.4. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ввести новые требования к уровню знания русского языка иностранными работниками, согласно которым иностранный гражданин для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента должен подтвердить знание русского языка на уровне Единого государственного экзамена по русскому языку, в рамках образовательных программ для среднего общего образования;

2.5. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательно закрепить солидарную ответственность работодателя по оплате стоимости административного выдворения работавшего у него иностранного гражданина за пределы РФ в порядке статьи 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ;

2.6. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ввести законодательный запрет на использование внешних миграционных потоков инокультурных иностранных граждан в качестве способа решения демографических проблем в РФ.

2.7. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, МВД России, Минэкономразвития России, Минтруда России привести миграционное законодательство РФ в соответствие с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400. Рекомендовать нормативное правовое закрепление следующих задач и принципов государственной миграционной политики:

  • установить основной задачей государственной политики в сфере внешней трудовой миграции привлечение в РФ высококвалифицированной иностранной рабочей силы для обеспечения развития российской экономики в условиях перехода мировой экономики на новую технологическую основу;

  • при этом, отдавать приоритет в сфере внешней миграции культурно близким соотечественникам, проживающим как в ближнем - Украина, Белоруссия, Казахстан и т.д., - так и в дальнем зарубежье;

2.8. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять федеральный закон «о карте соотечественника», вводящий для проживающих за рубежом соотечественников специальный документ (аналог «карты поляка», а также «голубой карты» для граждан Турции по праву рождения), позволяющий её владельцу пересекать российскую границу в упрощённом порядке - обеспечивающий беспрепятственный (безвизовый) въезд-выезд, - дающий право на постоянное проживание, позволяющий работать на территории России без получения специального разрешения, дающий право на бесплатное/льготное получение в России медицинских, образовательных, а также иных оплачиваемых государством услуг;

2.9. Рекомендовать Правительству Российской Федерации, Минэкономразвития России и Минтруда России внедрить балльную систему отбора иностранных работников, желающих работать на территории РФ;

2.10. Рекомендовать Правительству Российской Федерации ввести значительные ограничения на использование иностранной рабочей силы при реализации инфраструктурных проектов, финансируемых из федерального бюджета и направленных на социально-экономическое развитие российских регионов;

3. В целях защиты региональных экономик, а также рынков труда:

3.1. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, а также органам исполнительной власти субъектов РФ активнее применять механизм запрета на работу иностранных граждан в определённых отраслях региональных экономик, не испытывающих дефицита рабочих рук. Правовым основанием для принятия таких решений является п.6 ст. 18.1. федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, согласно которому высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности;

3.2. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, а также органам исполнительной власти субъектов РФ активнее применять механизм увеличения стоимости патента на работу для иностранных работников в регионах, не испытывающих дефицита рабочих рук.

4. В целях совершенствования государственной миграционной политики, с учётом изложенных выше предложений, рекомендовать Президенту Российской Федерации внести необходимые изменения и дополнения в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утверждённую Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622.

5. Рекомендовать Президенту Российской Федерации дополнить перечень критериев оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 04.02.2021 № 68, критерием обеспеченности миграционной стабильности.

6. Направить настоящую резолюцию в Администрацию Президента Российской Федерации (Управление по обеспечению конституционных прав граждан), Правительство Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральное агентство по делам национальностей Российской Федерации, а также высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.

Пресс-служба МОО «Союз православных женщин»

08.05.2024
В Зауралье члены Союза православных женщин приняли участие в субботнике на Аллее памяти (Курганская область)
Члены Тагильского сельского отделения Курганского Союза православных женщин приняли участие в субботнике в селе Житниковское Каргапольского района. Здесь в центре села решено открыть аллею памяти погибшим на СВО землякам
08.05.2024
Встреча со студентами в Ставрополе
В рамках подготовки к конференции в конце мая к Дню защиты детей, Председатель регионального отделения Союза православных женщин Н.В.Моздор с лектором Союза встретились со студентами второго курса Ставропольского государственного педагогического института
07.05.2024
В Луганске провели соревнование для юных знатоков православной культуры
В Луганской Республиканской Универсальной научной библиотеке им. М. Горького при поддержке Администрации Главы Луганской Народной Республики и Луганской епархии РПЦ МП  состоялись игры знатоков православной культуры среди школьников 3–5 классов «Зёрнышки Истины»

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
 
Сентябрь 2021