«Погибшие в небе за Родину становятся небом над ней»

«Погибшие в небе за Родину становятся небом над ней»

В 2013 году в г.Череповце я познакомилась с женщиной-легендой, военным лётчиком-испытателем первого класса, генерал-лейтенантом, Героем Социалистического Труда, Мариной Лаврентьевной Попович. Она мне предложила начать в области проект «Героини неба и космоса», в котором раскрыть судьбы первых женщин Героев Советского Союза: Марины Расковой, Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко. За семь лет нашей работы мы так глубоко «погрузились» в жизнь женских авиаполков в годы Великой Отечественной войны, так сроднились с ними, что героические лётчицы стали для нас, православных женщин Вологодской области, родными и близкими людьми.

Программа – это дань памяти и уважения женщинам, посвятившим свою жизнь развитию отечественной авиации и космонавтики в мирное и военное время. Сегодня для многих самолёты и ракеты – это необходимые для жизни человечества технические средства. Вспомним сказки и мифы: ковер-самолет, Икар, Дедал. Вспомним Леонардо да Винчи и его разработки летательных аппаратов; вспомним Коперника и Джордано Бруно, их взгляды, обращенные к звездам; вспомним отчаянные порывы и попытки людей научиться летать как птицы.

Начало XX века ознаменовало себя многими историческими событиями и во многих странах мира стало точкой отсчёта для полётов человека на первых летательных аппаратах. Сказка стала былью. Из статьи «Сила женских чар» Юрия Порфирьевича Диброва: «…В канун 1904 года в Европе вспыхнула авиационная лихорадка. Полеты стали не только модным увлечением смелых мужчин, но и отчаянных женщин. Пока депутаты Государственной думы спорили о расходах на русскую авиацию – «модную забаву, занявшую положение не по чину» – их жёны, дочери и невестки не только семенили по Большой Морской в зауженных платьях, но и дружно устремились в питерское небо. Первая женщина-пилот России – Лидия Виссарионовна Зверева (1890-1916), окончила Институт благородных девиц. Неожиданно для родных и близких, дочь генерал-майора вместо желанных Высших женских курсов закончила авиашколу в Гатчине. Освоив в 1911 году технику пилотирования самолетов фирмы «Фарман», бывшая институтка совершила множество показательных полетов на юге России и в Прибалтике».

1917 год. О нём много за столетие сказано, подведены некоторые итоги. В России и в мире многое изменилось за прошедшее столетие: государство российское, общественный строй, отношение к религии, положение женщины в обществе. Но сохранилось желание и стремление человека летать, так как невозможно остановить технический прогресс и развитие авиации. Это стало и частью становления нового советского государства.

Мы не выбирали родителей, времени и места рождения. Ведь многие вышли из XX века, из Советского Союза, и забыть прошлое, значит лишить себя будущего. Прошлое – это наш фундамент и каждому человеку всегда есть чем гордиться. Но есть ошибки, которые нельзя повторять. Сохранить нашу гордость, наши достижения, укрепить жизненный фундамент помогает память.

В 30-е годы прошлого века многие парни и девушки занимались в авиаклубах. Кумирами молодёжи были Валерий Чкалов, Михаил Громов, Валентина Гризодубова, Марина Раскова и Полина Осипенко. Молодёжь того времени – это самоотверженные комсомольцы, энтузиасты – все они жили, трудились, учились и мечтали о том, что их Родина, их государство будет сильным и богатым, будет лучшее сельское хозяйство, лучшая промышленность, образование, медицина, культура и, конечно, армия и авиация.

Можем ли мы сегодня судить их за то, что они не верили в Бога, не посещали Церковь; вправе ли мы судить наших дедов и отцов, бабушек и мам? Нас не было в те годы и нам никогда не прожить их жизни. В роли Фемиды выступила Великая Отечественная война. Война показала, что есть время, трагедия и подвиг народов, для которых нет и быть не может адвокатов и прокуроров. Это время и этот подвиг народов будет жить века, будет жить всегда, пока живёт человечество на планете Земля, пока жива память в сердцах людей.

22 июня 1941 года. Война. Страшным раскатистым эхом по всей стране прозвучали слова Левитана. «Война – противное человеческому разуму событие…». Ещё противнее, что она вынуждает тех, кто даёт жизнь, идти защищать эту жизнь наравне с мужчинами. Такие они, женщины XX века, отстоявшие вместе со своими мужьями мир, чтобы голубело небо, опоясывала землю радуга, устилали её мирными коврами разноцветные листья, цвели цветы…

«Жили-были девчонки... Смешливые и серьёзные, бойкие и застенчивые, московские и калужские, сибирские и уральские.

Почти взрослые, почти самостоятельные, они мечтали о большой, яркой, интересной жизни, готовились стать инженерами и артистками, учить детей и строить заводы, путешествовать и выводить новые сорта пшеницы.

Но пришёл час испытаний – на родную землю ступил кованый сапог врага.

В лихую годину мать Родина позвала их – и они надели солдатские шинели, стали санитарками, строителями укреплений, зенитчицами, связистами, лётчиками.

На истребителях и бомбардировщиках они, ни в чём не уступая мужчинам, громили врага. И оказалось, что у советских девушек железный характер, твёрдая рука, меткий глаз».

Эти слова принадлежат Герою Советского Союза А.Маресьеву.

Многие представительницы слабого пола во время войны уходили на фронт, воевали наравне с мужчинами, сильными, мужественными, ничем не отличаясь от них. Женщины и девушки служили в рядах Красной Армии, участвовали в партизанском движении, служили в пехоте, авиации, принимали самое непосредственное и деятельное участие в изгнании оккупантов с советской земли и в полном их разгроме. Особое предпочтение прекрасный пол отдавали авиации. Женщины-лётчицы в годы Великой Отечественной войны были, пожалуй, самыми отважными, потому что они научились делать то, на что не каждый мужчина мог отважиться и хотя бы, потому что они – женщины, матери, чьё предназначение – давать жизнь! Смелые, самоотверженные вчерашние выпускницы и молодые матери в годы Великой Отечественной войны стали «ночными ласточками, ласточками Победы», а для врага они были «ночными ведьмами» – так со страхом в голосе называли их фашисты.

В предвоенные годы многие представительницы прекрасного пола посвятили себя авиации и первыми были удостоены звания Героя Советского Союза: Валентина Гризодубова, Марина Раскова и Полина Осипенко за беспосадочный перелёт Москва – Комсомольск-на-Амуре на самолёте «Родина» 24-25 сентября 1938 года. Героини, совершая свой полёт, и подумать не могли, какую службу он сослужит, для чего они получат этот опыт.

Валентина Степановна Гризодубова – женщина-лётчик – рекордсмен и инструктор, воспитавший десятки лётчиков Героев Советского Союза, командир авиаполка в Великую Отечественную войну. Впервые она поднялась в небо на самолете в 2,5 года, привязанная кожаными ремнями к отцу – лётчику и авиаконструктору. Валентина Степановна прожила долгую и яркую жизнь, была награждена многими орденами и медалями за мужество и героизм. За заслуги в развитии авиации удостоена званий Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда. Общественный деятель Валентина Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М.М.Громовым она вступилась за С.П.Королёва, будущего создателя советской космической программы, человека воплотившего в жизнь мечты столетий.

Вторая участница рекордных перелётов – талантливая красавица, молодая и любящая мама Марина Михайловна Раскова (1912-1943). С началом войны Марина Раскова обратилась к И.В.Сталину с предложением о формировании женских авиационных полков. Её поддержали тысячи советских женщин, которые хотели участвовать в изгнании врагов с территории своей Родин. Приказ народного комиссара обороны Союза ССР № 0099 был подписан 8 октября 1941 года.

«Для того чтобы хорошо командовать, – говорила Раскова, – нужно самой хорошо летать и, конечно, в совершенстве знать машины, на которых летают твои подчинённые». Марина встретила войну опытным лётчиком, а ведь девочке из творческой интеллигентной семьи, окончившей Московскую консерваторию, прочили совершенно другое будущее. Под руководством молодой женщины в первый год войны были сформированы 586-й, 587-й и 588-й авиационные полки. Фашистское командование обещало большие деньги за жизнь Марины Расковой и называли её «матерью ночных ведьм».

В боях женские авиаполки несли большие потери. Поэтому истребительный и бомбардировочный постепенно пополнялись мужчинами, и лишь 588-й ночной бомбардировочный авиаполк до самого конца войны оставался чисто женским. За годы войны женские авиаполки прошли славный боевой путь. 4 января 1943 года Герой Советского Союза майор Раскова погибла при выполнении боевого задания близ Саратова в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт. Приказом Народного комиссариата обороны СССР от 4 мая 1943 г. в память о погибшем первом командире части полку было присвоено собственное наименование – 587-й бомбардировочный авиационный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой. В мирное время именем Марины Расковой названы улицы, школы, военное лётное училище, пароход, ей установлены памятники.

Кто они эти таинственные лётчицы – «ласточки Победы», эти родные и знакомые девчонки, молодые женщины из нашего города, с нашей улицы, с нашего двора?

Лидия Владимировна Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. В 15 лет она совершила свой первый самостоятельный полёт, в восемнадцать лет уже состоялась, как опытный лётчик и инструктор лётной подготовки, подготовив 40 лётчиков. Лидия Литвяк самая результативная женщина – авиатор 2-й Мировой войны. Она совершила около 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбила лично 6 самолётов и 1 аэростат наблюдения, ещё 6 самолётов противника уничтожила в группе с товарищами. Белокурая красавица, хрупкая модница в лётном комбинезоне при жизни называла себя Лилией, а на обшивке её самолёта был нарисован опознавательный знак, из-за которого советские солдаты называли её «Белой Лилией Сталинграда».

Командование разрешило 20-летней девушке «свободную охоту» – это оценка её опыта и смелости. Бывший командир полка Борис Ерёмин говорил о Литвяк: «Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух». Один из последних майских дней 43-го года закончился для Лили непредсказуемо и страшно: практически у неё на глазах сбили самолет её мужа, командира эскадрильи, Андрея Соломатина. На месте крушения пилота смогли опознать только по погонам. Ему, как и жене, был 21 год. История Лили и её мужа легла в основу самого светлого и жизнеутверждающего фильма о войне – «В бой идут одни старики». 1 августа 1943 года случилось то, чего она больше всего боялась – быть пропавшей без вести. Лидия Литвяк не вернулась на аэродром, она погибла в воздушном бою. Её останки были найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Лидия Литвяк посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Катя Зеленко родилась в Курске 14 сентября 1916 года. Она с детства грезила полётами и с восторгом смотрела на пролетавшие самолёты. Потом стала летать, участвовала в войсковых испытаниях СУ-2. За участие в Финской войне была награждена орденом Красного Знамени. Совершила 40 боевых вылетов, провела 12 воздушных боёв. 12 сентября 1941 года она совершила 2 разведывательных боевых вылета. Несмотря на то, что во время второго вылета был повреждён её самолет, Екатерина вылетела в третий раз. На обратном пути два советских самолёта были атакованы семью Ме-109, второй самолёт был подбит и вынужден выйти из боя. Один бомбардировщик против семи истребителей. Катя смогла сбить один самолёт врага, а когда закончился боезапас, таранила второй самолёт и погибла. Екатерину Ивановну Зеленко наградили орденом Ленина посмертно, в 1990 году ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Её именем названа малая планета Солнечной системы. Памятники установлены в Курске и селе Берестовка. По словам генерал-лейтенанта Героя Советского Союза Анатолия Иванович Пушкина: «…это был лётчик высокого класса. Она родилась для авиации, как птица для полёта».

Многим лётчицам на начало войны было 18-19 лет. В 1939 году, чтобы поступить в Херсонскую авиационную школу, Мария Долина прибавила к своему возрасту два года. Деревенская девчонка, старшая в многодетной семье, по окончании 8 классов вынуждена устроиться на работу, а в 1941 году Мария добровольцем вступила в Красную армию. С началом войны, она и её подруги - лётчицы начали забрасывать военкомат прошениями об отправке на фронт, и им повезло – они были зачислены в ряды пилотов с небольшим авансом. Полковник, командир истребительной дивизии, тогда сказал: «Так и быть, зачислю вас, если сами перегоните самолеты за Днепр, в Каменку, а перед этим взорвёте цистерны, подожжете ангары. Лететь будете ночью, сигнальными огнями встретить не смогут, придётся садиться вслепую. Захочешь жить – сядешь!» Везение и тут сопутствовало боевым подругам и с задачей они справились.

Сколько ещё было в трудные военные годы у Марии и её однополчанок боевых задач и везения, которые опирались на девичье мужество, силу духа и любовь к Родине, близким. Мария Ивановна за время войны совершила 72 успешных боевых вылета, сбросила  на объекты противника 45 тонн бомб, в 6 воздушных боях уничтожила 3 истребителя противника. О золотой звезде Героя она говорила так: «Я всю жизнь отрабатываю этот кусочек золота и считаю общей наградой полка. Это они, не вернувшиеся из боевых вылетов – настоящие герои».

Неуёмная энергия Марии Ивановны Долиной помогала брать штурмом чиновничьи бастионы, вместе с поисковыми отрядами она устанавливала имена погибших лётчиков и хлопотала об установлении памятников погибшим героям. Тем, кто выжил она доставала дефицитные лекарства, помогала записаться на приём к хорошим врачам, помогала получить квартиру. Её называли «ходячий SOS». Но при этом Мария Ивановна никогда ничего не просила для себя. Она мечтала написать книгу о судьбах военных летчиц, о том, что довелось испытать самой. Эта книгу она решила назвать «Дочери Родины». В напутствии к молодому поколению Мария Ивановна сказала такие замечательные слова: «Любите Родину, храните её. Изучайте историю по подлинным документам и имейте собственное мнение». Герой Советского Союза Мария Ивановна Долина чуть-чуть не дожила до 65-летия Победы и до выхода в свет своей книги.

588-й авиаполк до своего расформирования в 1947 году оставался полностью женским. За годы Великой Отечественной войны многие полки получили звание «Гвардейский» и среди них единственный женский авиаполк. Приказом НКО №64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Эти строки гордо и страшно читать – это гордость в века – вдумайтесь: девушки и женщины заслужили звание гвардейцев в изнуряющих, кровопролитных боях. Страшно осознать эту формулировку, страшно себе представить минуту полёта ночью на фанерных «У-2», атаки фашистских истребителей, цепкие лучи прожекторов и гул сирен с земли, а они летят к цели и бомбят и так от 5 до 16 вылетов за ночь. Хорошо зная, что от них требуется, выполняли свою задачу на «отлично». Их трудно было обнаружить, невозможно услышать, а всё потому, что они – мастера своего дела, не зря фашисты прозвали их «ведьмами». До 1943 года девушки летали без парашютов, это давало возможность увеличить запас бомб на 20 кг. Лётчицы сначала вызывали презрительный смех у врага, так как летали на самых простых самолетах «У-2», однако, узнав на что способны лётчицы, захватчики содрогнулись от ужаса и им стало уже не до смеха. Уже в 1942 году за каждый сбитый «У-2» немецких лётчиков-асов и зенитчиков часто награждали Железным Крестом.

Лётчики, штурманы, техники, оружейницы, командный состав – все они представители слабого прекрасного пола, все они жили и воевали дружной семьёй. Радости и боль, слёзы, гордость, труд, полёты, учёба, отдых, победы и потери – всё было поровну, всё было для победы над врагом во имя жизни на земле, жизни будущих поколений.

Полк «ночных ласточек» начал свой боевой путь 12 июня 1942 года в Сальских степях, завершив его в апреле 1945 года, помогая в прорыве обороны фашистов на Одере. За три года полк ни разу не уходил на переформирование. Расформирован полк 15 октября 1945 года. До этого дня была война, были десятки, сотни и тысячи вылетов, было сброшено около 3 миллионов кг бомб, были потери техники и самое страшное – гибель боевых подруг. И был самый главный результат – враг нес колоссальные потери от систематических налётов и бомбёжек «ночных ласточек». И каждый полёт, каждая сброшенная бомба приближали долгожданную Победу. Полк получил почетное наименование Таманского, орден боевого Красного Знамени и орден Суворого III степени – эти награды полка по полному праву принадлежат каждой лётчице, штурману, технику, оружейнице, командиру. За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза, некоторые этого звания удостоены посмертно.

Полк имел и добродушное человеческое имя – он звался «Дунькиным полком» по имени командира полка Евдокии Бершанской. Напомню слова Ю.П.Диброва из его статьи: «…В конце Великой Отечественной войны мне пришлось строить полевые аэродромы для 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного женского авиационного полка. Женский полк, состоящий из молодых девушек, – необычное явление в военной истории. За годы войны полк совершил 24 тысячи боевых вылетов.

Герою Советского Союза Ирине Себровой повезло больше всех: из 1008 боевых полетов она вернулась живой и невредимой, Слава Богу и её мастерству. Какую же невиданную силу воли и характера нужно иметь женщине, чтобы добровольно день за днём глядеть в глаза смерти? Цена каждого полета – жизнь. Трудно сравнивать, но трижды Герой Советского Союза Покрышкин совершил 156 боевых вылетов, а Иван Кожедуб – 120.

Полёты, разумеется, разные, но после того как самолет намертво схватит прожектор противника коленки дрожат не только у женщин.

При налётах русской авиации немецкое радио вещало: «В небе – ночные ведьмы! Ночные ведьмы!!!» Суеверное представление о лётчицах 46-го полка, обладавших якобы сверхъестественной силой, не так далеко от истины.

Командиром полка была подполковник Евдокия Бершанская, а начальником штаба – бывшая студентка 4-го курса Московского университета, очаровательный капитан авиации Ирина Ракобольская. Первой я поклонялся как божеству, по второй тайно вздыхал. Угодить им было нелегко. Они заставляли нас часто строить взлётные полосы почти на огневых позициях пехоты, откуда тихоходные «кукурузники» успевали в тёмное время суток наносить несколько ударов по противнику. Бершанской ещё хотелось, чтобы жильё лётчиц, оружейниц и механиков имело на фронте все удобства, необходимые женщине.

Весной 1945 года нами был построен аэродром в том месте Одера, где реку форсировали войска 2-го Белорусского фронта. Бершанская раньше других полетела на новую точку базирования. Я сопровождал её в качестве штурмана. Мы сели на зелёное клеверище рядом с пустующим домом немецкого помещика. Бершанская пошла смотреть лётное поле, а я отправился готовить дом к прилёту полка. Оказалось, что дом полон солдат. В большую гостиную набилось человек тридцать. Они спали прямо на полу, курили махорку, ели, перевязывали раны, пользовались минутами отдыха перед новыми испытаниями судьбы. Отсюда до передовой было рукой подать. Старшего команды среди них не нашлось. Ничто не объединяло солдат, кроме смертельной усталости. На меня никто не обратил внимания. На мой приказ – «Освободить помещение» – из дальнего угла послышалось: «Уматывай-ка отсюда, старшой...» От, видимо, добрых, но обидных слов, собственного бессилия молодая кровь кинулась в голову. Мне стало ясно: они расправятся с каждым, кто посмеет нарушить их покой. В сердцах я побежал «спасать» Бершанскую. Она выслушала мой доклад и спокойно пошла к дому. И вот мы уже вместе стоим в полутемном зале. У меня ещё колотится сердце. Она стоит спокойно: высокая, статная, строгая, в черном летном шлеме и белом подшлемнике. На туго подпоясанной ремнем гимнастерке с золотыми авиационными погонами – знак высшей воинской мудрости орден Суворова. Здесь же боевые ордена Александра Невского, Красного Знамени, Отечественной войны, знак гвардии. Она не успела ничего сказать, а, казалось, растерявшие за годы войны всё святое, мужики стали без команды вставать, охорашиваться, очарованно глядеть на чудо, сошедшее к ним с неба. Когда мы возвращались к самолету нас, уже, провожала толпа простых, общительных, родных людей, готовых на всё в угоду женщине. Бершанская сделала прощальный круг над деревней. Они махали нам шапками».

Евдокия Давыдовна Бершанская гвардии полковник, лично выполнила 20 боевых вылетов, под её командованием полк совершил 23672 боевых вылета, сбросил на противника более 3000 тонн бомб.

Очень хочется рассказать о каждой лётчице, штурмане, технике. Арифметика работы девчонок техников и оружейниц не может быть прописана в учебнике математики – обслуживание и ремонт самолётов в любых погодных условиях, подвешено сотни килограммов бомб за каждую ночь полётов. И самое тяжёлое – ждать возвращение экипажа с задания и это несколько раз за ночь. Какими словами можно всё это пересказать? Как сдержать слёзы? И надо ли их сдерживать?

«Слыхал я легенды о вашем полку, ещё когда командовал 1-м Белорусским фронтом. Мне это казалось сказкой. Теперь вижу, что это быль. Я вижу женский авиационный полк. Говорят, что вы не хотите принимать к себе в полк мужчин. Это хорошо, вы и сами дойдёте до Берлина...», – сказал Константин Константинович Рокоссовский в феврале 1945 и оказался прав: они действительно дошли почти до Берлина – до Нойбранденбурга.

После войны Герой Советского Союза Евгения Жигуленко посвятила себя кино. В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. Один из них – «В небе „ночные ведьмы“» – посвящён боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.

Погибшая в 23 года вчерашняя студентка Женя Руднева, грезившая наукой, писала в своём фронтовом дневнике: «Я очень скучаю по астрономии, но не жалею, что пошла в армию: вот разобьём захватчиков, тогда возьмёмся за восстановление астрономии. Без свободной Родины не может быть свободной науки!». Не суждено ей было ни доучиться, ни долюбить, ни вкусить первого поцелуя, как ей пожелала на Новый год одна из подруг.

Некоторым же из лётчиц, встретивших Победу, судьбой была дарована длинная жизнь, они миновали 90-летние рубежи. В том числе, Мария Ивановна Долина, Ирина Вячеславовна Ракобольская и Надежда Васильевна Попова. И кто знает, возможно, часть своей жизни им довелось «пожить» и «полюбить» и за погибших нецелованных боевых подруг, которым, как Жене Рудневой, до момента гибели не исполнилось и 24 лет.

Ирина Вячеславовна Ракобольская рассказала обозревателю «Известий» 21 июня 2011 года: «…Из Москвы ушло в полк примерно 50 человек. Осталось восемь, а на нашу традиционную встречу 2 мая 2011 года пришли только двое. Я в этом году должна была там быть, но не смогла добраться. Садовое кольцо перекрыли – какие-то спортсмены там бегали, машина проехать не смогла. Так что на встрече были только те, кто живет в пределах Садового, – Герой Советского Союза Дуся Пасько и Оля Яковлева». Ирина Вячеславовна Ракобольская начальник штаба 46-го Гвардейского полка, профессор кафедры космических лучей физфака МГУ, мама двух профессоров – физика и психолога, бабушка, прабабушка – это всё один человек, живёт в главном здании МГУ. Она почти не выходит из дома – всё-таки 91 год, но по-прежнему энергична и в курсе всех событий, происходящих в стране. О Великой Отечественной войне говорит спокойно, без трагизма. «Жить войной нельзя. О войне надо помнить, – считает Ракобольская. – И мне кажется, что ценить меня надо не за то, что я воевала 70 лет назад, а за то, что я сделала после этой войны».

В 2013 году ушла из жизни «последняя ласточка» из легендарных «ночных ведьм» Герой Советского Союза Надежда Васильевна Попова. Она всю жизнь прежде думала о Родине, а потом о себе. В городе Плавске Тульской области 6 декабря 2016 года на мероприятии межрегионального проекта «Беляевские чтения», посвящённому Дню Героев Отечества, выступал генерал-майор авиации Герой России Сергей Анатольевич Липовой. Он поделился своими воспоминаниями о коротком и памятном знакомстве с Героем Советского Союза Надеждой Васильевной Поповой. За плечами Героя России Липового С.А. четыре войны и в этот день мальчишки слышали сказанные генералом слова: «…перед такими женщинами надо стоять, преклонив колено».

В годы Великой Отечественной войны французские летчики полка «Нормандия – Неман», выразили своё преклонение перед подвигами советских лётчиц словами: «Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить свое восхищение советскими лётчицами!»

Каждый год 9 мая однополчанки 46-ого гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка встречались у Большого театра…

Отгремело эхо войны, прошли годы, десятилетия, забылось старое горе, зажили в душах людей и на Земле раны. Уходят ветераны один за другим, стирается о них память, как будто их и не было, тех, которые подарили нам мир. Время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости советских людей, поднявшихся на защиту своей Родины, своей Отчизны. Эту войну вёл советский народ против немецко-фашистских захватчиков не только ради советского народа, но и ради других народов, ради мира во всём мире.

О женщинах-лётчицах написано немало книг, историй, опубликованных статей  в газетах. В честь героинь названы поселки, улицы, учебные заведенья. Кто же они такие? Наверное, каждый задавался этим вопросом не раз. Как представительницы прекрасного пола могли пойти на такое? Как могли оставить всё, и думать о небе, победе над врагами? Они были непокорны, настойчивы и целеустремлённые. В их головах никогда не было мысли отступить назад, сдаться. Как ласточки они летали в небе, держали равновесие, делали виражи, несмотря ни на что. Женственные, но в тоже время мужественные, они добивались своей цели и были ответственны в любой ситуации, могли принять правильное решение даже в критической ситуации, были инициативны и уверенны в себе, у каждой огромная сила воли. Они были подготовлены не только физически, но и морально. Небо ошибок не прощает, и летчицы помнили об этом. Каждый вылет, это как цель, которую нужно покорить. Если ты сделал всё без ошибок, ты будешь вознагражден самым ценным подарком – жизнью. Девушки, молодые женщины, жертвуя своими жизнями, воевали до последнего вздоха, до последнего стука сердца в груди. Боль, усталость, погодные условия, им были ни по чём. У них была цель – защитить Родину от врага, и каждый день они совершали маленькие победы, которые привели к победе в кровавой войне и дали право жить будущим поколениям.

Из сочинения Скворцова Руслана из города Самары (ученик 4 класса): «…Хотелось бы выразить огромную благодарность всем женщинам-лётчицам, солдатам и всем тем, кто принимал участие в войне. Благодаря им мы живём в мире, покое и благополучии. Хочется верить в то, что так будет всегда, конечно, если мы будем чтить память погибших воинов, то подобное никогда не повторится!»

Советские военные лётчицы стали настоящей легендой. Их подвиги уникальны. Мы – представители послевоенного поколения, живущие и будущие, в неоплаченном долгу перед всеми, кто отдал свою жизнь ради жизни на земле.

Мы вовсе не тени безмолвные
Мы ветер и крик журавлей...
Погибшие в небе за Родину
Становятся небом над ней...

Канюс М.В., Председатель Правления РО МОО «Союз православных женщин» в Вологодской области

26.04.2024
Поддержка многодетности получит новый импульс
В Москве прошла ежегодная всероссийская конференции «Россия — большая семья больших семей. Многодетность как новая норма». Заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ, сопредседатель МОО «Союз православных женщин» А.Ю.Кузнецова рассказала о мерах поддержки многодетных семей
26.04.2024
Продукты, мебель и оборудование для социальных учреждений (Смоленская область)
В прошедшем месяце мы оказали помощь приюту для стариков, действующему при Дорогобужском женском монастыре, а также Дрюцкому психоневрологическому интернату
26.04.2024
Государство и общество в деле гармоничного воспитания личности
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
30
31
 
Март 2020