XIII Православно-педагогические чтения памяти святителя Афанасия (Сахарова) «Проектная деятельность в современной школе как духовная проблема» (Владимирская область)

«потерпите, не раздражайтесь, главное, не злитесь. Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра».

(Из писем святителя Афанасия (Сахарова))

XIII Православно-педагогические чтения памяти святителя Афанасия (Сахарова) «Проектная деятельность в современной школе как духовная проблема» состоялись 20 февраля 2019 года в Областной научной библиотеке г. Владимир.

Организатором чтений выступил директор Владимирской православной гимназии, лауреат Патриаршей премии «За нравственный подвиг учителя» (2011), протоиерей Головченко Алексей Иванович (Владимир). Он открыл чтения и представил проект Владимирской православной гимназии «Неопалимая купина».

Розина Ольга Владимировна, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент Московского государственного областного университета и Академии социального управления, кандидат исторических наук, лауреат Макарьевской премии (2015), член Правления МОО «Союз православных женщин» выступила с докладом «Проектная деятельность в современной школе: ценности и смыслы».

Композитор, член Союза композиторов РФ, председатель жюри Александро-Невского фестиваля авторской православно-патриотической песни, Малевич Михаил Олегович (Санкт-Петербург), выступил на чтениях с темой «Духовная поэзия И. Рутенина как содержание вокальной музыки».

После выступления М. О. Малевича хор Православной гимназии во имя святителя Афанасия, епископа Ковровского, исполнил песнопения на музыку Малевича. Автором текстов исполняемых произведений является директор гимназии.

Жукова Нина Борисовна, сопредседатель МОО «Союз православных женщин», член Бюро Правления Всемирного Русского Народного Собора, кандидат исторических наук искренне поделилась с участниками чтений личным жизненным опытом, обозначив своё выступление «Длинный путь от атеизма к православию».

Вторая часть чтений  открытые уроки преподавателей гимназии.

Завьялова Наталья Алексеевна, учитель литературы высшей квалификационной категории провела открытый урок литературы по повести В. Г. Короленко «Дети подземелья» с учениками 6 класса. Урок назывался «Дети света».

Мельник Диана Степановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории продемонстрировала с учениками 2 класса внеклассное мероприятие, посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда,  «Жила-была девочка  Таня Савичева».

После посещения уроков Блинова Светлана Анатольевна, методист кафедры гуманитарного образования Владимирского института развития образования, кандидат филологических наук, провела с участниками чтений анализ уроков; презентовала подготовленную коллективом под её руководством тетрадь-раскраску для учащихся 58 классов «Основы православной культуры». Один из авторов тетради  Кржижановская В.В.  рассказала об основных направлениях деятельности отделения МОО «Союз православных женщин» во Владимирской области, которым она руководит.

Участник чтений  А. М. Алябьев  заместитель руководителя по педагогической работе Морского кадетского корпуса имени адмирала Г. И. Невельского (г. Иваново) рассказал как они с воспитанниками реализуют Президентский проект «Наследники пути русских адмиралов». Основной смысл их проекта: на примерах жизни и служения выдающихся русских адмиралов и полководцев показать, что такое служение Отечеству  по совести. Он отметил, что все они были настоящими христианами, которые не только жили и служили на русской земле, но и возрастали в Боге от силы в силу.

Все участники чтений были едины во мнении, что духовно-нравственное воспитание в православной традиции, в основу которой положена Божественная литургия и таинства Церкви, это то, что воспитывает сердце молодого человека и рождает в нём любовь. Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) всей своей жизнью показал современным людям пример служения Богу, Отечеству и народу.

Пресс-служба МОО «Союз православных женщин»

*       *       *

Епископ Ковровский Афанасий миру Сергей Григорьевич Сахаров; родился в 1887 году, умер в 1962 году).
Литургист, один из авторов «Службы всем святым, в земли Российстей просиявшим» (Собору Русских святых).
Окончил Шуйское духовное училище (1902), Владимирскую духовную семинарию (1908), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1912, кандидатская работа: «Настроение верующей души по Триоди Постной»).
Прославлен Русской православной церковью в августе 2000 года в лике священноисповедника.

Монах и преподаватель
12 октября 1912 года пострижен в монашество; 14 октября посвящён в сан иеродиакона и 17 октября  в сан иеромонаха.
С 6 октября 1912 года  преподаватель пастырских предметов в Полтавской духовной семинарии.
С 28 августа 1913 года  смотритель Клеванского духовного училища Волынской епархии.
С 3 сентября 1913  преподаватель пастырских предметов во Владимирской духовной семинарии.
В 19181920 годах  член Владимирского епархиального совета от монашествующих.
20 января 1920 года возведён в сан архимандрита.
В 19201921 годах  наместник Владимирского Рождественского монастыря.

Участие в Поместном соборе
В 1917 году на монашеском съезде в Троице-Сергиевой лавре избран кандидатом в члены Всероссийского Поместного собора. С января 1918  член Собора, работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым», «Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых». В отдел о церковной дисциплине представил доклад «О присвоении богослужебных отличий определённым церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград» (доклад был одобрен отделом). На пленарном заседании выступал в качестве содокладчика по докладу о правилах канонизации святых в Русской церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых, в Русской земле просиявших, принимал участие вместе с профессором Петроградского университета Борисом Тураевым в составлении службы на этот праздник.
17 июня 1921 года состоялась его хиротония во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии, которую совершили митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), архиепископ Нижегородский Евдоким (Мещерский) и епископ Печерский, викарий Нижегородской епархии Варнава (Беляев). С 18 июня одновременно настоятель Боголюбского монастыря.
В 1922 году началась череда арестов, судов и наказаний епископа Ковровского Афанасия. Первый арест произошел 30 марта, но тогда владыка был освобождён на другой день.
12 апреля епископ Афанасий, а также митрополит Сергий (Страгородский), архиепископ Суздальский Павел (Борисовский), бывший епископ Суздальский Василий (Зуммер) были арестованы по так называемому «Суздальскому церковному делу»: в одном из храмов была разворована ризница, и власти использовали это для обвинения архиереев в противодействии изъятию церковных ценностей. В марте 1922 года В. И. Ленин в секретном послании членам ЦК РКП (б), формулируя задачи по изъятию церковных ценностей, заметил, что под прикрытием борьбы с голодом можно будет физически уничтожить наиболее активную часть духовенства, которая станет противодействовать экспроприации церковных ценностей.
9 июня епископ Афанасий предан суду и приговорён к одному году заключения (на следующий день после приговора освобождён по амнистии). Митрополит Сергий (Страгородский) был выслан в Нижний Новгород, он поручил викарному епископу Ковровскому Афанасию церковное управление во Владимире и Владимирском уезде.
Выступал против обновленческого движения. Вновь арестован в июле и сентябре 1922 года. После сентябрьского ареста был отправлен в Москву, где содержался в Таганской тюрьме. Приговорён к двум годам ссылки в Зырянский край. Освобождён из ссылки в январе 1925 года.
В феврале 1925 года вернулся во Владимир и принял на себя управление Владимирской епархией как первый помощник архиепископа Владимирского Николая (Добронравова), высланного в Москву. Однако вскоре по требованию ОГПУ в мае 1925 года епископ Афанасий должен быть дать подписку о неуправлении епархией.
В сентябре 1925 прибыл на обновленческий епархиальный съезд, где призвал его участников покаяться и покинул заседание.
В ноябре 1925 года временно управляющим Владимирской епархией был назначен епископ Дамиан (Воскресенский). В декабре 1925 года епископ Дамиан вошёл в самочинный Временный высший церковный совет (ВВЦС), организованный при поддержке ОГПУ. После этого епископ Афанасий взял на себя управление Владимирской епархией.
К этому моменту Владимирская епархия оставалась без архиерея  епископ Афанасий готовился к аресту, архиепископ Николай (Добронравов) уже был арестован, в Нарымском крае находился епископ Вязниковский Корнилий (Соболев). 15 января 1926 года епископ Афанасий благословил православных Владимирской епархии, если не будет православного архиерея, «за духовным руководством и окормлением обращаться к православным архиереям соседних епархий».
В тот же день епископ Афанасий был арестован, ему припомнили эпизод с иеромонахом Александром (Чечелем) и проповеди на праздник святого Георгия. После выхода из тюрьмы 15 марта 1926 года призвал православных Владимирской епархии обращаться к епископу Дамиану (Воскресенскому), к тому времени принёсшему покаяние.
С ноября 1926 года  управляющий Ивановской епархией. Власти предложили ему добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами  отказался оставить вверенную паству.

Соловки и Туруханский край
2 января 1927 года арестован, отправлен в Москву (находился в тюрьме ОГПУ на Лубянке и в Бутырской тюрьме). Приговорён к трём годам лишения свободы за «принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием Страгородским». Отбывал срок в Соловецком лагере, где работал сторожем и недолго счетоводом, болел сыпным тифом.
В феврале 1930 года выслан на три года в Туруханский край. В первой половине 1932 года жил там у ссыльного митрополита Кирилла. В 1933 году вернулся во Владимирскую область, вышел из юрисдикции митрополита Сергия (Страгородского), считая, что тот превышает свои полномочия Заместителя Патриаршего местоблюстителя.

Беломорско-Балтийские лагеря
18 апреля 1936 года арестован по обвинению в «связи с Ватиканом» и «с белогвардейцами на Украине». Однако на допросах об этом речи не шло (сам епископ Афанасий эти обвинения полностью отвергал), а следствие интересовали лишь причины отказа сотрудничать с лояльным по отношению к советской власти митрополитом Сергием. Приговорён к пяти годам лишения свободы в Беломорско-Балтийских лагерях. В лагере недолго работал инкассатором; у него уголовники похитили деньги, получил дополнительно год лишения свободы. Работал на лесобирже, лесоповале, строительстве круглолежневой дороги. Был дневальным, бригадиром лаптеплётной бригады. Один из немногих архиереев, которым удалось выжить после массовых расстрелов политзаключённых в лагерях в 19371938 годах.
В начале Великой Отечественной войны этапирован в Онежские лагеря, прошёл пешком около 400 километров, неся на себе свои вещи. Работал на лесобирже, голодал, так как не вырабатывал нормы. В июне 1942 года освобождён и выслан в Омскую область, где работал ночным сторожем. С января по ноябрь 1943 года проживал в городе Ишиме.

Новый арест и очередной приговор
7 ноября 1943 года в ссылке в очередной раз арестован и перевезён в Москву. На допросе 10 апреля 1944 года заявил: «Я не мог примириться с советской властью, не признающей религию. Я не смиряюсь и теперь, что ведётся борьба против религии (так в тексте!). Но всё это мои личные убеждения, и их никому из своих близких не навязывал и не призывал вести борьбу против Советской власти». В 1944 году приговорён к восьми годам лишения свободы. Содержался в Сибирских и Темниковских лагерях, Дубравлаге. Работал ассенизатором, занимался плетением лаптей. С 1947 года  на инвалидности по возрасту.
Не признавал Сергия (Страгородского) законным Патриархом. В 1945 году признал законность избрания Патриархом Алексия I. В 1955 году писал, мотивируя это решение: «Ереси, отцами осуждённые, Патриарх Алексий и его сподвижники не проповедуют никакой законной высшей иерархической властью Патриарх Алексий не осуждён, и я не могу, не имею права сказать, что он безблагодатный, и что таинства, совершаемые им и его духовенством, не действительны. Поэтому, когда в 1945 году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие Митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании Патриарха Алексия, мы, обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что так как, кроме Патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха русской поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя Патриарха Алексия, как Патриарха нашего, что я и делаю неукоснительно с того дня». Сам патриарх Алексий I в. 1955 году принял в общение епископа Афанасия без какого-либо намёка на необходимость покаяния в якобы учинённом расколе.

Последние годы жизни
После освобождения из лагеря, в мае 1954  марте 1955 содержался в Зубово-Полянском доме инвалидов. В марте 1955 ему было разрешено выехать в город Тутаев, откуда в октябре того же года он переехал в город Петушки.
По освобождении трудился над исследованием православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». С 1955 года был председателем Богослужебно-Календарной Комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внёс немало исправлений в месяцеслов святых.
В его некрологе, опубликованном в «Журнале Московской Патриархии», в частности, говорилось: «Любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто соприкасался с благостным архипастырем. Беседы с ним были увлекательны. Его многочисленные друзья могли многие часы проводить с ним в этих беседах, знакомясь с его открытиями в области литургики и агиографии или слушая глубокие изъяснения богослужебных текстов. Каждый уходил от него духовно обогащенным и умиротворенным».

Литургическое творчество
В 1920-е годы начинает дополнять и совершенствовать утверждённую Собором 19171918 годов службу Всем русским святым, «а вместе с тем явилась мысль о желательности и необходимости установления и ещё одного дня для общего празднования всех Русских святых, сверх установленного Собором», в связи с чем им было предложено установить второй, непереходящий праздник в честь Всех русских святых, когда бы во всех русских храмах «могла бы быть совершаема только одна полная праздничная служба, не стесняемая никакой другой»[4]. Епископ Афанасий (Сахаров) объяснил это в предисловии к службе Всем святым, в земле Русской просиявшим: «При этом казалось бы более всего соответствующим совершать празднование Всем Святым, в земле Русской просиявшим, 16 (29) июля непосредственно за праздником просветителя Русской земли святого равноапостольного великого князя Владимира. Тогда праздник нашего Равноапостола будет как бы предпразднством к празднику Всех Святых, процветших в той земле, в которую он всеял спасительные семена веры Православной. И самый праздник Всех Русских Святых тогда будет начинаться прославлением князя Владимира на 9-м часе пред праздничной малой вечерней. Праздник Всех Русских Святых есть праздник всей святой Руси».
В 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли Российской просиявшим, изданная Московской Патриархией, отредактированная епископом Афанасием (Сахаровым), после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. При публикации были допущены цензурные искажения, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту «правку» выполнил инспектор ЛДА профессор Лев Парийский).
Вернувшись из лагеря и поселившись в Петушках, епископ Афанасий начинает работу по сбору и систематизации служб русским святым. В его письмах, адресованных разным людям, содержится большое число просьб найти и прислать те или иные службы местночтимым святым. На основе полученного материала он уточняет детали житий, составляет списки местных святых. Присланные материалы тщательно редактируются и приводятся к единообразию в языковом и стилистическом отношении.
Таким образом архив епископа Афанасия попало несколько сот служб и акафистов, причём им делались правки и примечания. На основе этих материалов им готовились «Дополнительные Минеи», содержащие службы русским святым, которые не вошли в стандартные дореволюционные Минеи.
Реализацией идей епископа Афанасия стали вышедшие в 19781989 годах Служебные минеи (неофициально «Зелёные минеи»), в состав которой вошёл и окончательный текст службы всем российским святым, более полный по сравнению с текстом первых изданий. Туда же было включено огромное количество богослужебных текстов, прежде не входивших в основной круг богослужебных книг.

Канонизация и почитание
Канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 в лике новомучеников и исповедников Российских.
26 октября 2002 года состоялось великое освящение храма во имя святителя Афанасия Ковровского в Петушках. Храм освятили Патриарший экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий Филарет и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий в сослужении многочисленного духовенства.
4 октября 2012 года решением Священного синода Русской Православной Церкви утверждён и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому.
15 октября 2012 года в Петушках состоялось торжественное открытие духовно-просветительского центра и обновлённой экспозиции в доме священноисповедника епископа Ковровского Афанасия.
В г. Владимир открыта и работает Православная гимназия во имя святителя Афанасия, епископа Ковровского, которой руководит протоиерей Алексей Головченко.

29.03.2024
Комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства обсудил с Министром просвещения РФ меры поддержки семей
В ходе заседания также обсудили вопросы совершенствования воспитательной среды, создания и развития школьных театров и спортивных клубов, сотрудничества учительского и родительского сообществ
28.03.2024
Соработничество во имя единой цели (Самарская область)
Студенты Самарской духовной семинарии помогли волонтёрскому центру Самарского Союза православных женщин. Несмотря на занятость учебным процессом студенты нашли время для соработничества! Студенты плели маскировочные сети, делали заготовки для них, ведь сети требуются постоянно, а изнашиваются они достаточно быстро
28.03.2024
В Южно-Сахалинске обсудили вопросы формирования и сбережения семейных ценностей
В рамках Года Семьи, объявленного Президентом Владимиром Путиным, на площадке Сахалинской областной библиотеки прошёл круглый стол на тему «Семья как духовный фундамент России»

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
 
Февраль 2019