Слово Святейшего Патриарха Кирилла на I Международном коммуникативном форуме «МедиаПост» в РГСУ
10 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Российский государственный социальный университет (РГСУ), где принял участие в работе I Международного коммуникативного форума «МедиаПост». В актовом зале главного корпуса РГСУ Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам форума со словом.
Уважаемая Наталья Борисовна! Дорогие профессора, преподаватели, студенты!
Хотел бы в начале своего выступления сказать о том, что очень ценю отношения, которые сложились у Российского государственного социального университета с Русской Православной Церковью, ее профильными организациями. Я лично связан с вашим учебным заведением уже не один десяток лет. Помню, какую важную роль университет играл в трудные
Все то, что сейчас было сказано о перспективах совместной работы, я хотел бы со своей стороны поддержать. Считаю, что развитие православной журналистики является очень важным направлением развития нашей национальной российской журналистики вообще. Ведь Православие искони было в центре духовной жизни народа, и даже когда оно было вытеснено на периферию, оно продолжало жить в сердцах миллионов и миллионов людей. Поэтому сегодня, когда Русская Церковь имеет полную свободу, в том числе свободу общения с социумом, с окружающим миром, с общественными организациями, с любыми людьми, союзами, объединениями, которые желают с нами взаимодействовать, — в это время, я думаю, мы не должны упускать возможности развития этого взаимодействия. Целью такого взаимодействия является благо наших людей, и об этом хотелось бы сегодня поговорить, поделиться с вами своими мыслями.
Журналист в нашу эпоху — это человек, который обладает огромными возможностями для распространения своего влияния, потому что сегодня в его распоряжении — и не только журналиста, но и любого человека, — совершенно уникальные информационные возможности. А у журналиста есть навыки общественной коммуникации, он владеет словом устным и письменным, поэтому те, кто пользуется современными средствами общения, действительно обладают большой силой. Достаточно одного нажатия кнопки, чтобы ваши мысли, ваши слова, снятые вами фотографии стали достоянием миллионов людей. Все это накладывает огромную ответственность на того, кто тянется рукой, чтобы кнопку нажать.
Хотелось бы сказать несколько слов на эту тему. Сила слова — это больше, чем сила денег или оружия. Все, что происходило в истории, все самые большие перемены начинались со слова. Идея, мысль артикулировалась и передавалась другим, а затем, если она захватывала людей, то появлялись и деньги для ее реализации, а когда нужно — и военная сила. Слово несет в себе потенциал спасения и потенциал гибели, и минувший XX век силу слова поразительным образом иллюстрирует.
В этом году мы вспоминаем
К 1913 году Россия выходила в группу
Так вот, Россия находилась на подъеме и становилась действительно мощным государством. Однако власти страны, которые управляли очень спокойно, мирно, стараясь объединить людей разных взглядов и убеждений, стали подвергаться невероятной клевете. Жуткие карикатуры на царя и царскую семью! Возникает вопрос: как это было возможно? Даже сейчас, в нашем свободном информационном обществе, это считается неприличным. Но было сделано все для того, чтобы опозорить, скомпрометировать, подорвать авторитет…
Почему я об этом говорю? Я говорю о силе слова. Слово может нести страшный потенциал и становиться разрушительной силой. Но, с другой стороны, слово несет и спасение людям. Мы знаем примеры, когда правильное слово военного священника, а позднее, уже в нерелигиозные времена, тех, кто отвечал за дух и настроение армии, могло подвигнуть людей на героизм. А самый сильный пример спасительного слова — это, конечно, Слово Божие, которое способно радикально изменить человеческую жизнь, не только принести спасение в этой жизни, но и открыть врата вечности.
Как я уже сказал, современные средства информации позволяют делать каждое слово доступным для миллионов людей. Не мне вам говорить, что сейчас происходит в информационном пространстве. Вы, наверное, в Интернете пребываете гораздо больше времени, чем я; к счастью или к несчастью, но я успеваю посмотреть только то, что мне крайне необходимо, — получить справки, узнать, что происходит в церковной жизни, проанализировать события. Но я не успеваю отслеживать дискуссии в социальных сетях, хотя об этом мне докладывают мои способные и очень информированные помощники. Однако и те сводки, которые мне дают, бывает тяжело читать. Думаю: «А нужно ли все это читать?» Потом: «Раз уж мне дают, значит,
Вот то же самое и в информационном пространстве — огромное количество хлама, который дезориентирует человека, мешает ему жить. А все потому, что может высказаться каждый — и больной, и здоровый, и доброжелательный, и просто негодяй, человек, страдающий фобиями, психически ненормальный. Некоторые информационные ресурсы ведут к утрате всякой жизненной ориентации, вплоть до того, что люди кончают жизнь самоубийством, потому что задыхаются от этого хлама и становятся неспособными к сопротивлению.
Что же делать, чтобы нас не захлестнула вся эта стихия? Необходимо устанавливать фильтры. Я уже неоднократно рассказывал, как один очень известный американский ученый научил меня ставить фильтры. Я был совсем молодым человеком, мне был 21 год, когда в далеком 1968 году меня направили в Швецию, в город Уппсалу, на IV Генеральную Ассамблею Всемирного Совета Церквей, где было собрано почти 4000 делегатов от христианских церквей и организаций со всего мира. Конечно, мне было интересно слушать, хоть и не очень понятно, — и не только потому, что с английским я в то время не дружил, но даже и в переводе я не мог до конца все понять. Но все же я напрягался невероятно, потому что собрались христиане со всего мира, а
Почти каждый, кто публикуется в Интернете, кто распространяет
Приведу вам другой пример. Вы можете себе представить могучую Римскую империю? С устоявшимся культом философии, с божественным авторитетом императора, с мощнейшей армией, с прекрасными по тем временам дорогами и средствами коммуникации, с законами, которых человеческое общество дотоле не знало? Римское право, которое до сих пор юристы изучают, которое лежит в основе современного права, — все это было достоянием людей и все это работало на определенные цели. Помимо чисто политических целей — захват территорий, подчинение завоеванных народов, — была еще цель идеологическая, а именно обслуживание языческого культа, в центре которого почитание императора. Это был не просто религиозный, а
Подвиг — очень интересное понятие, нравственное, психологическое, философское, если хотите. Слова «подвиг» и «движение» имеют один и тот же корень. Возникает вопрос: а может ли подлинное движение быть без подвига? Очевидно, никакого продвижения христианства не было бы, если бы произносились лишь слова, а подвиг не совершался. Подвиг — это способность человека не только производить правильные слова и мысли, но, защищая эти слова и мысли, идти на самоограничения. Вот этим и отличается белое от черного. Тот, кто пропагандирует тьму, никогда ни на какой подвиг не пойдет. Он просто неспособен идти на подвиг ради тьмы. Даже те, кто совершал подвиги во имя ложных идеологий, совершали их не ради тьмы, а потому что в этих идеологиях было нечто, что привлекало людей. Люди совершали подвиг не во имя зла, а во имя добра, как они его себе представляли. Поэтому, если мы хотим быть успешными, убедительными, если мы хотим, чтобы наше слово было сильным, мы сами должны быть сильными. Но
И самое, может быть, важное: если мы служим добру, то должны помнить, что мы на стороне победителя, потому что Христос победил зло. Зло лишь попускается. А для чего? На это религия отвечает: ради нашего спасения. Но что же это означает? А это означает, что если есть вызов со стороны зла, то у человека всегда есть возможность этот вызов преодолеть. Мы проходим через жизненные испытания, чтобы жирком не подернулись наше сознание и наше сердце, чтобы мы оставались способными преодолевать собственные слабости и недостатки. Если мы будем таким образом участвовать в информационной жизни современного общества, стараясь нести доброе слово и поддерживая его личным примером, то глубоко убежден, что победим. Почему? Да потому что Христос победил, и зло, онтологическое зло, повержено.
Дай Бог, чтобы каждый из нас мог в своей собственной жизни повторить эту победу, побеждая зло, утверждая добро и правду, делясь своим опытом с окружающими людьми. Вот это и будет реальное влияние на информационное пространство, а в
26.07.2024 Интернет зачистят от деструктивной идеологииЧтобы эффективнее бороться с деструктивным влиянием на российское общество, в законодательство введут определение «деструктивной идеологии». Это позволит оперативно блокировать такую информацию в интернете. А распространять позитивный — патриотический и просемейный — контент будут не только в Сети, но и в кинотеатрах, школах и детских садах | 26.07.2024 Фестиваль колокольного звона «Единым сердцем» в ПрикамьеПо благословению Главы Пермской митрополии Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, 7 июля, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, всех святых в земле Российской просиявших, в день празднования Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на территории храма во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России в поселке Кордон состоялся праздник-фестиваль колокольного звона «Единым сердцем» | 25.07.2024 Хор «Анастасия» Союза православных женщин принял участие в праздничном концерте (Самарская область)8 июля, в день памяти святых покровителей семьи и брака Петра и Февронии Муромских представители Самарского отделения Союза православных женщин приняли участие во Всероссийском Параде Семьи, который проходил в Кирилло-Мефодиевском соборе г.Самары. Председатель Самарского отделения Союза православных женщин Александра Владимировна Кормишина поздравила и вручила благодарственные письма многодетным семьям. Хор «Анастасия» Союза православных женщин стал участником праздничного концерта |