25 лет Балашихинской Земской гимназии

25 лет Балашихинской Земской гимназии

3 декабря в Земской гимназии (г.Балашиха, Московская область) состоялись торжества по случаю 25-летия. На юбилейный вечер в школу пришли выпускники гимназии, родители, учащиеся и гости. Народный артист РФ Петренко А.В. подготовил и показал фильм «От кубика Никитиных до робототехники».

Городские власти вручили гимназии сертификат на 100 тыс. рублей, лучшим ученикам — грамоты Балашихинского департамента образования.

Разработчик программы по профилактике «школьных» болезней, доктор медицинских наук В. Ф. Базарный, тепло поздравил своих друзей с юбилеем и пожелал им не останавливаться на достигнутом. Депутат Государственной думы ФС РФ VII созыва от Белгородской области Боженов С.А. рассказал, как опыт Земской гимназии внедрятся в его области.

Поздравила коллектив с юбилеем и вручила грамоты Международной общественной организации «Союз православных женщин» сопредседатель Правления Жукова Н.Б.

За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процесса, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку учащихся награждена директор гимназии Кравченко Галина Викторовна.

За многолетнюю духовно-просветительскую работу среди молодежи, возрождение земских принципов образования и русских православных традиций в сфере воспитания подрастающего поколения награждены:

Титова Татьяна Юрьевна, главный методист НЧОУ «Земская гимназия»,

Барсукова Ирина Борисовна, руководитель программы «Возрождение русских традиций» НЧОУ «Земская гимназия»,

Боярчук Марина Анатольевна, заместитель директора по УВР МАОУ «Земская гимназия».

Библиотеке гимназии были переданы подготовленные православными учеными методические пособия по курсам: «Основы православной культуры» и «Семейное воспитание в школе».

Затем состоялся концерт, подготовленный учащимися, педагогами, родителями и выпускниками гимназии. Завершились торжества встречей выпускников гимназии.

Пресс-служба МОО «Союз православных женщин»

Традиция и инновации

Не одно влияние чужеземного идеологизма
пагубно для нашего отечества, — воспитание, или
лучше сказать отсутствие воспитания есть
корень всякого зла.
А. С. Пушкин

Любовь к национальной России, чувство
ответственности за все, что в ней совершается,
и чувство собственного достоинства, чувство
чести — это три главных источника, которым
и в будущем суждено строить новую Россию,
питая ее правосознание и созидая ее духовную
культуру.
И. Ильин

… именно развитие земств, местного
самоуправления в своё время позволило
России совершить рывок, найти грамотные
кадры для проведения крупных прогрессивных
преобразований…
В. В. Путин

По мере созревания гражданского общества в нашей стране возрастает разрыв в ожиданиях родителей, учащихся и общественных институтов и управленческой практикой большинства образовательных учреждений. Необходимость участия представителей общественности в управлении учреждением обусловлена возрастающими требованиями к качеству образования. Традиционная закрытость системы образования от внешнего влияния, неспособность адекватно реагировать на общественные потребности приводит к ее стагнации, низкой экономической и управленческой эффективности деятельности.

Традиционно существующие в ОУ органы общественного самоуправления обладают только совещательным голосом и практически не участвуют в реальном управлении образовательным учреждением.

Земская система образования — образец общественно-государственного управления, в его содержательном, функциональном аспектах, пример реального дела органов местного самоуправления.

Освоение и возрождение в современных культурно-исторических условиях земского образования берет начало с 1988 г. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, протоиерей отец Владимир (В. С. Бороздинов) совместно с председателем комитета по науке, культуре и просвещению совета депутатов Балашихи И. Л. Кравченко создали одну из первых православных воскресных школ в Московской области и Родительский центр раннего развития творческих способностей детей. («Центр Никитиных»). Тогда же и сложилась концепция духовно-нравственного воспитания, объединившая интеллигенцию города, педагогов, ученых (писатель В. Н. Крупин, композитор Г. А. Струве, академик И. А. Зимняя, академик ГА. Ягодин) идеей создания школы по К. Д. Ушинскому — «с приоритетом русского народного воспитания и великим воздействием православной религии».

Земская школа привязана к конкретному региону, к своей земле, лучше учитывает особенности конкретной личности. Все рассмотренное выше легло в основу модели, реализованной в учебном плане современной земской гимназии. По структурной организации она представляет собой частно-муниципальное партнерство НЧОУ «Земская гимназия» и МАОУ «Земская гимназия». Практически все три ступени образовательных организаций сохраняют программную и концептуальную преемственность, работают в режиме самоорганизации, самоуправления и саморазвития как неотъемлемых условий земского устройства.

Деятельность педагогического коллектива Земской гимназии объединена принципами, отражающими отечественные традиции, культуру, идеи гуманистической педагогики, основанной на признании учащегося равноправным субъектом обучения, на сотрудничестве всех воспитывающих сил общества. Являясь инновационным типом образовательного учреждения, земская гимназия осуществляет обновление содержания образования, внедряет новые программы и формы дополнительного образования, использует социальные технологии, адекватные традициям данной территории.

Гимназия и ее родители (А. А. Дайлов, М. Г. Шипуло, Т. Ю. Титова, М. А. Боярчук, И. Б. Барсукова, Н. И. Зайцева и др.) считают основной целью гимназии воспитание человека, который будет создавать новую Россию, достойную ее великого прошлого. Как нельзя более подходящим оказался забытый, выхолощенный в годы советской власти земский принцип истинного самоуправления, когда каждый участник образовательного процесса является не сторонним наблюдателем, а «соучастником» управления школьным «механизмом». С момента открытия гимназии главным «законодательным» и «согласовательным» органом является Гимназическая Дума (в нее входят по два представителя от всех Советов — Ученического, Педагогического, Попечительского, Родительского, Трудового коллектива и Административного). Образование Гимназической Думы произошло на десять с лишним лет раньше, чем в школах России распоряжением сверху ввели управляющие советы.

Люди, создававшие Земскую гимназию, в большинстве своем не были педагогами по образованию, но многие оказались педагогами по призванию, и главное, людьми, заинтересованными в конечном результате — не только качестве и количестве полученных в школе знаний, но и качестве жизни ученика от первого до выпускного класса. Духовность, нравственность, милосердие — основные задачи и критерии воспитательного процесса. Статистика уже в те годы была неутешительной, а с тех пор она стала еще более удручающей!

Опыту православного воспитания в Земской гимназии более 25 лет. И хотя в гимназии учатся дети из семей разных религиозных убеждений и для поступления в нее не существует никаких конфессиональных ограничений, мы не сомневаемся в том, что православие может и должно быть основой воспитания духовности и нравственности учащихся в российской школе. При этом не может быть и речи о принуждении, насильственном обращении в православие и любой религиозной дискриминации.

Гимназия принимает в свое «земство» всю семью. Родители, знакомясь с гимназией, заполняют анкету и пишут сочинение «Наш ребенок». Через анкету выясняется, например, отношение семьи к таким предметам, как «Основы православной культуры», «Духовное краеведение Подмосковья», насколько родителям близка идея приоритета нравственного воспитания. Если в гимназию идет мальчик, то обязательно посещение родительских собраний отцом. Родительские собрания в гимназии ведутся родителями. Создан Совет отцов гимназии из представителей отцов всех классов. Отцы в гимназии ведут большую творческую проектную работу: создан историко-культурный музей «Земское образование», «Картинная галерея», военно-спортивный центр «Земская застава», «Православный театр», «Лагерь робототехники». С помощью Совета отцов организована «Трапезная» —питание детей по принципу свободного выбора, «Родительский университет», реализуется программа «Здоровьеразвивающие технологии», «Экологический биофитокомплекс», организован как юридическое лицо «Попечительский совет», создан «Ресурсно-инновационный центр», отцы —являются уполномоченными по защите прав участников образовательного процесса, возглавляют Управляющий совет и т. д.

Администрация гимназии, психолог и классный руководитель ежегодно встречаются с каждой семьей в полном составе, с учеником и обсуждают вопросы воспитания и обучения ребенка, ведется мониторинг «Гимназия глазами родителей».

Православие для Земской гимназии — это не только и не столько отдельные уроки «Основ православной культуры», Духовное краеведение Подмосковья» или беседы о православии, сколько построение всего процесса воспитания и обучения на идеях ценности семьи и православной культуры.

Духовный наставник открывает мир христианских законов жизни, православной культуры, рассказывает о традициях отечественной литературы и истории. Дети узнают о героях и выдающихся деятелях, прославивших Русь, а учитель развивает эту тему на уроках литературы, русского языка, истории, изобразительного искусства, музыки, предмета «народные ремесла и промыслы».

Вот, например, некоторые темы таких уроков в начальной школе:

«Старинная русская одежда и обувь»; «125 лет русской матрешке»; «Народные промыслы»; «Моя родословная»; «Русские народные праздники и таинства»;

«Наши великие предки»; «Угодник Божий Преподобный Илья Муромец»;

«Коса — девичья краса» — праздник девочек; «Защитники земли русской» — праздник мальчиков.

А это темы бесед священника: «Деятельность Кирилла и Мефодия — основателей книжной словесности у славян»; «О крещении Руси», «Поучения Владимира Мономаха»; «Православие в годы войны».

Первый приказ на начало каждого нового учебного года — это приказ о здоровье и воспитании.

Приоритет воспитания и здоровья не только декларирован, он реализуется в укладе и устройстве учебно-воспитательного процесса, в Правилах внутреннего распорядка для учащихся, сотрудников. В концепции деятельности Земской гимназии сформировался устойчивый приоритет воспитания здоровой личности-будущего полноценного члена общества. Успешна работа педагогического коллектива еще по двум программам, не менее важным для формирования мировоззрения молодого человека: «Достоинство, взаимоуважение и ответственность личности». Эта программа «Воспитание чувства достоинства, взаимоуважения и ответственности личности» включает воспитание чувства безопасности, чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой Родине, России, к родовым корням, чувства цели, своей миссии, патриотизм.

Безусловно, эффективный комплекс этих мероприятий направлен на поддержание и укрепление здоровья физического. Здоровая личность-этофизическая крепость организма и отсутствие болезней.

Известно, что почти 90% выпускников школ являются хронически больными! За время обучения почти у всех учащихся ухудшается зрение и осанка, развиваются неврозы, обычными становятся нарушения функций пищеварительных органов. С этим нельзя было мириться, нужна была эффективная практическая программа по профилактике «школьных» болезней. Такую программу разработал доктор медицинских наук В. Ф. Базарный. Она включает в себя следующие научно обоснованные, экспериментально и практически доказанные положения:

1. Обучение мальчиков и девочек в классах должно быть раздельным, (психологический возраст девочек и мальчиков, особенности их психического устройства до 10–11 класса различаются на 2–3 года). В то же время все общегимназические мероприятия проводятся совместно. Например, экскурсии, паломнические поездки, а также уроки музыки, изобразительного искусства, танцев — совместные для параллельных классов.

2. Работа в классе происходит в режиме свободного перемещения и динамической смены поз. Предпочтение отдается работе стоя без обуви на массажном коврике за специальной конторкой.

3. Письменные работы выполняются перьевой ручкой, при этом поддерживается ритм письма с усилением и ослаблением нажима.

4. Во время обязательного 5-ти минутного перерыва в середине урока производится специальная разгрузочная гимнастика для глаз и позвоночника с использованием графических офтальмотренажеров.

5. Классные комнаты обязательно проветриваются после каждого урока, большую перемену учащиеся проводят на школьном дворе.

В итоге, все это самым позитивным образом сказывается на результатах обучения: все выпускники Земской гимназии поступают в ВУЗы, в том числе — более 9% на бюджетные отделения самых престижных университетов. От 25% до 44% выпускников оканчивают гимназию с медалями. Гимназисты уверенно занимают лидирующие позиции в городе по числу побед в общероссийских, областных, городских конкурсах и олимпиадах.

В гимназии нет проблем с наркотиками, ее учащиеся не попадают на учет в милицию, в помещениях и на территории гимназии не замечено ни одного случая курения.

Есть и чемпионы, и призеры в разных видах спорта, но речь не о спортивных успехах. Для нас гораздо более ценно то, что старшеклассники, проучившиеся в гимназии более двух-трех лет по показателям здоровья существенно опережают своих сверстников, пришедших в гимназию из других школ, а случаи, когда ученик после года-двух учебы навсегда снимает очки или (при значительном снижении зрения) существенно улучшает зрение или исправляет сколиоз для нас стали обычными.

Выдающийся русский мыслитель и педагог К. Д. Ушинский, стремившийся повернуть русскую школу к православной духовности, к исконным национальным задачам, ставил одной из основных целей сделать русские школы русскими, т. е. вернуть образование к важнейшей цели: воспитывать новое поколение так, чтобы основная задача воспроизводства духовного потенциала нации могла быть успешно решена.

P. S. В 2016 году Земская гимназия — пилотная площадка Российского движения школьников и пилотная площадка по развитию инженерного мышления (направление робототехника) Московской области.

«ЗЕМСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
Адрес: Московская область, г.о. Балашиха, ул.40 лет Победы, д. 21
Директор: Кравченко Галина Викторовна
Телефоны: 8(499)2724014 Факс: 8(499) 2724013
E-mail: zemgym@yandex.ru, Сайт: bal-gymzem.edumsko.ru

А. Н. Моисеев, академик РАЕН, д.п.н., директор Ассоциации Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) России

Г. В. Кравченко, почетный работник общего образования РФ, к.п.н., директор МАОУ «Земская гимназия», г. Балашиха

10.10.2019
Акция «За сохранение семейных ценностей и жизни нерожденных детей» (Архангельская область)
6 октября 2019 года Союз православных женщин Архангельской области, Молодежный епархиальный отдел, студенты Северного государственного медицинского университета и Архангельского медицинского колледжа, инициативная группа центра защиты семьи, материнства и детства «Мамина пристань», Женсовет Октябрьского округа, психолог и специалист по социальной работе женской консультации поликлиники № 4 приняли участие в Акции «За сохранение семейных ценностей и жизни нерожденных детей»
08.10.2019
Краеведческо-просветительские курсы для людей старшего поколения (Ульяновская область)
В рамках реализации проекта «Архитектура, история, православное краеведение Симбирской губернии» в офисе организации 1 октября начались регулярные занятия краеведческо-просветительских курсов для людей старшего поколения, на основе действующего православного женского клуба УРОО «Союз православных женщин»
01.10.2019
В концертном зале «Верхний город» состоялось торжественное собрание, приуроченное к 30-летию Белорусского Экзархата
Вечером 29 сентября 2019 года в концертном зале «Верхний город» города Минска состоялось торжественное собрание, приуроченное к 30-летию образования Белорусского Экзархата Московского Патриархата

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Декабрь 2016