В православии — сила русская
17 сентября 2014 года в храме Спаса Всемилостивого в Митино состоялся установочный семинар по вопросам преподавания модуля Основ православной культуры, по курсу религиозных культур России и светской этики в начальных классах светских школ. Совещание было посвящено взаимодействию Русской Православной церкви и Управления образования СЗОУО ДО г. Москвы в области
В трапезной храма собрались около пятидесяти участников: заместители директоров школ СЗАО, авторы учебных пособий, представители науки, культуры, родительской общественности и другие.
Первым взял слово ответственный за курс ОРКСЭ в
Современная российская образовательная система переживает большие изменения: введение стандартов второго поколения, нового Федерального закона «Об образовании». Обновление содержания образования предполагает новый взгляд на изучение основ православной культуры в школе. Основы православной культуры для российского образования имеют значение прежде всего не политическое, а образовательное. В контенте образования недостает этой составляющей, которая могла бы помочь нам повысить качество образования по гуманитарным базовым предметам — литературе, русскому языку, истории, искусству. Составляющая эта — православная культура, связанная с самобытностью народа, ментальностью, его глубинными основами.
Преподавание истории религиозной мысли России можно одновременно назвать и возвращением к российской традиции, и образовательной инновацией, которая, в конечном итоге, должна повысить качество гуманитарных знаний наших школьников.
Основное содержание связано с изучением культурообразующей религии России — православного христианства. Делая акцент на изучении разнообразных (устных и письменных) форм религиозной культуры, программа даёт представление об истории православия, церковном искусстве, устроении православного храма, о православном календаре, православной этике, культовой архитектуре других религий, мифологии.
В ходе реализации программы преподавания ОПК за прошедший год удалось наладить взаимопонимание между представителями РПЦ, школ и родителями учеников. У духовных лиц, ответственных за преподавание ОПК (департаментом образования и его окружными управлениями все они официально признаются общественными методистами), теперь есть помощники. Это одно из их церковных послушаний. И они, и священнослужители — общественные консультанты учителей и школьной администрации по трём группам вопросов: преподавания ОПК как предмета, проблемам взаимодействия с ближайшим приходом и вопросам участия Церкви в
Священнослужители в любой момент могут связаться с представителем школы — и наоборот. И это очень важно.
Вопрос о готовности участия викариатств города Москвы РПЦ в организации на базе округов курсов повышения квалификации для учителей по ОПК в I полугодии 2014–2015 учебного года в своём докладе подняла
Ведь даже в ходе работы семинара одна из учительниц увлеченно повествовала, как на уроке она задаёт вопрос детям: «Как вы думаете, почему на иконе Рождества Христова Святой Младенец спелёнут так тесно, что не может шевельнуть ни ручкой, ни ножкой, Он вообще лишён движения? Чем это можно объяснить? Выдвигайте версии». Дети отвечали, что ребёнку было холодно, и они правы — в Вифлееме ночами в то время года было прохладно. На других иконах, где Иисус Христос изображается уже в возрасте примерно 3–5 лет, никаких «тугих пелен» не наблюдается. Однако присутствующие на семинаре учителя додумались до такого объяснения: мол, это значит, что Иисус «с самого младенчества мог поступать только по воле Отца Небесного». Чтобы избежать подобных неканонических домыслов, самих учителей необходимо многому учить. Об этом же говорила и ответственный координатор общественной методической службы
Иногда педагоги, стремясь в преподавании основ православной культуры реализовать межпредметные связи, «забегают» в области литературы и истории. И давай тянуть всякое лыко в строку — лишь бы там упоминалось о «добре» и «любви»! Идут в ход цитаты из творчества Маяковского («что такое хорошо и что такое плохо») и Есенина, а также Льва Толстого — одна из наиболее любимых цитат: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Толстой «натворил добра»: в Определении Синода он назван «лжеучителем», проповедующим «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской», который, «ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств — Святую Евхаристию». Лев Толстой — великий русский писатель, этого, конечно, никто не может отменить, но не стоит в курсе ОПК цитировать его как образец. Часто педагоги восхищаются «народными героями» Стенькой Разиным и Емельяном Пугачёвым (был предан анафеме, снятой только перед смертью, ибо раскаялся). Всё это — следствие непросвещенности.
Очень распространён в среде учителей стереотип о христианстве как религии смерти и печали, а верующие для них — люди с постными лицами, всех осуждающие за грехи и грозящие небесными карами, поэтому до них непременно нужно донести, что Православие — вера радости и воскресения.
С другой стороны — не ошибается только тот, кто ничего не делает. Следует осмыслить уже накопившийся опыт, взять из наработок всё лучшее, отмести всё ошибочное и неверное.
Учителя хотят учиться — это главное. В помощь им
В заключение встречи выступил иерей Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино. Он представил презентацию с отчётом по работе со школами за 2013/14 год: были проведены
И это здорово, ведь
26.04.2024 Поддержка многодетности получит новый импульсВ Москве прошла ежегодная всероссийская конференции «Россия — большая семья больших семей. Многодетность как новая норма». Заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ, сопредседатель МОО «Союз православных женщин» А.Ю.Кузнецова рассказала о мерах поддержки многодетных семей | 26.04.2024 Продукты, мебель и оборудование для социальных учреждений (Смоленская область)В прошедшем месяце мы оказали помощь приюту для стариков, действующему при Дорогобужском женском монастыре, а также Дрюцкому психоневрологическому интернату | 26.04.2024 Государство и общество в деле гармоничного воспитания личностиВ Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей |