В начальной школе введен новый предмет «Истоки»

4 сентября митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан встретился с педагогами муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений, работниками культуры, а также представителями общественных православных организаций. Встреча состоялась в рамках проведения «круглого стола» в Мариинской гимназии города Ульяновска, где обсуждались вопросы развития системы духовно-нравственного образования и условия реализации образовательно-воспитательной программы «Социокультурные истоки».

В работе приняли участие советник главы города Ульяновска, председатель Ульяновской региональной общественной организации «Союз православных женщин» Галина Смолянкина, консультант управления образования администрации города Татьяна Мамишина, заведующий кафедрой филологического образования Ульяновского института повышения квалификации работников образования, профессор, доктор культурологии Денис Макаров, а также педагог-психолог центра «Росток» Светлана Козырева, заслуженный учитель РФ, директор школы №51 Наталья Земскова.

С 1 сентября 2014 года в общеобразовательных школах Ульяновска вводится новый предмет «Истоки», который успешно апробирован и реализуется в 59 субъектах Российской Федерации. Программа рассчитана на младшие классы с 1-го по 4-й класс, и главной ее стратегической целью является преобразование школы в социальный институт, где основой является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

Учебный курс даст малышам представление о самом важном в жизни человека. Дети познакомятся с понятиями труд земной и труд души, родной очаг и родные просторы. Познакомятся с традициями образа, слова, дела и праздника.

Обращаясь к педагогам, владыка Феофан напомнил о трагедии в Беслане, которая произошла 1 сентября 2004 года. «Я говорю о Беслане не потому, что сам был там, и выносил из огня убитых и раненых детей, а потому, что терроризм – это уродливое проявление извращенного личностного сознания. Террористами не рождаются, а становятся. И потому сегодня необходимость духовно-нравственного воспитания в школах – самое главное.

Часто спорят, стоит или не стоит заниматься духовно-нравственным воспитанием. Мы живем в светском обществе и государство отделено от церкви. Отделена от церкви и школа. Я гражданин государства и член церкви. Мне как себя разделить – вдоль или поперек, отдав одну часть себя государству, а другую церкви? Нельзя разделить личность. Личность едина.

В нашей системе воспитания сложилась большая беда, после этих страшных лет. Пытались вводить валеологию и другие ценностные ориентиры для будущих наших граждан, говоря, что это эталон цивилизованного мира. И вот, с этим «эталоном» мы вошли в день сегодняшний. Но как только мы заявили о том, что имеем свое видение и право на свои  ценностные ориентиры, нас снова пытаются поставить на колени.

А мы так рьяно шли на эти посулы цивилизованного развития общества. А цивилизация, которую нам сулили, превратилась в цепочку войн. И везде кровь, слезы, хаос и разруха. И почти уже все это в нашем доме.

Последние двадцать лет наших украинских братьев калечили информационно. Посмотрите, какие ростки ненависти, какое озлобление. Что их привело к такому злу? Ложные ценности – вот в чем беда. И важно, когда мы говорим о детях, дать им направление, которое в будущем оградит  их от этих явлений. Никто не рождается бандитом. Их втягивают, и бандитами становятся. Никакая мать не хотела бы видеть свою дочь девочкой с сумочкой на дороге. Но они у нас есть.

Не хочу идеализировать советские годы, но тогда была шкала нравственных ценностей, хотя и преломленном виде. А что мы получили в период экспериментов? Вы лучше меня знаете, как менялись программы, как вводились ценностные ориентиры, которые работали против системы образования.

Я был в разных странах, и там сильна система образования, где она опирается на национальные корни, учитывая эпоху нового времени и ценности, наработанные веками. Как только некая сила прикасается к этим ценностям, на выходе всё получается не очень здорово.

В ваших руках, в руках педагогов находится судьба России. Что вы слепите из маленького гражданина на протяжении 11 лет, то наше общество и получит: заботливого сына или дочь, патриота, честного человека или просто голову напичканную знаниями. Именно это нам и пытались навязать, отделяя систему образования от воспитательных функций.

Где же воспитывать? В школе – нельзя, родителям – некогда. СМИ далеки от здорового нравственного идеала. В армии, как правило, поздно, там и свои проблемы. Где формировать личность? В школе. Для меня учитель был и остается неким большим, чем просто человек. Идя к вам, я волновался, как на экзамене. Учитель это и мать, и отец, и поводырь. Учитель – это всё.

Я прошу вас, чтоб вы не забывали, что у нас великая культура, великие нравственные ориентиры, у нас есть, что почерпнуть. И пресловутые западные стандарты не всегда могут сочетаться с нашим культурно-историческим прошлым. О чём может говорить Америка, молодица, по сравнению с Россией.

Как поймет молодой человек, придя в Третьяковскую галерею, картину Иванова «Явление Христа народу», или другие сюжеты, если не знает религиозной основы. Что может быть более ограждающим от безнравственности, чем заповеди, что Бог дал? Покажите мне примеры, когда на без религиозной основе человечество сформировало нравственную личность? Все наши классики литературы были с верой своих отцов, с культурой и историей.

Я благодарен управлению образования и главе города за ведение программы социокультурного направления. Со своей стороны я постараюсь быть вашим соработником, давая направление всему духовенству. Мы должны общаться. У нас одна страна, одни дети, одна надежда, одна радость».

Мариинская гимназия не случайно выбрана местом проведения «круглого стола» педагогов с участием владыки и представителей духовенства. В стенах гимназии отведено место домовому храму, который по завершению встречи с учителями посетил владыка Феофан. Глава Симбирской митрополии выразил глубокое удовлетворение увиденным, и выразил желание в ближайшее время совершить в храме Божественную литургию.

Святогор БОГДАНОВ

10.12.2019
Первые Сольбинские образовательные чтения
Чтения приурочены к 1050-летию со дня блаженной кончины святой равноапостольной великой княгини Ольги, который отмечается весь 2019 год на территории исторической России
09.12.2019
Если международные конвенции вмешиваются и разрушают русскую семью, из них надо выходить
6 декабря в Белом зале храма Христа Спасителя произошло расширенное заседание Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора во главе с Заместителями Главы ВРНС Малофеевым К.В. и Щипковым А.В., председателем патриаршей комиссии по семье протоиреем Дмитрием Смирновым, на котором всеми без исключения участниками был жестко осужден проект Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия»
09.12.2019
В.Р.Легойда: Со стороны законодателя есть готовность выслушать церковную позицию о насилии в семье
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В. Р. Легойда напомнил о словах Святейшего Патриарха Кирилла о недопустимости насилия в семье и необходимости защитить семью от вмешательства извне

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
Сентябрь 2014