Земская гимназия — традиция и необходимость
Совет Международной общественной организации «Союз православных женщин» побывал на выездном заседании в Балашихинской земской гимназии.
Что такое земская гимназия?
Они появились в России примерно в 1871 г. и имели важнейшее значение: именно там возникли новые методики, сложились новые принципы обучения и воспитания. Земские гимназии носили изначально
Первой земской гимназией стала Вяземская Александровская, открытая по решению Смоленского губернского земского собрания от 16 декабря 1866 года. Педагоги Вяземской гимназии поняли: успехов можно добиться только соединением в целостную систему учебной и внеклассной работы. Еще до официального введения 14 декабря 1870 г. института классных наставников, вяземские учителя взяли под особую опеку классы «для ближайшего наблюдения за успехами учеников, для ознакомления с развитием их и материальным состоянием», сообщали родителям сведения об успехах и неудачах гимназистов, их трудностях и проблемах, были посредниками между семьей и школой.
В гимназии, которую мы посетили, те же принципы, и даже более: родительский совет здесь — равноправный с дирекцией школы орган, участвующий в процессе обучения и воспитания. «Педагогика» в переводе с греческого — «детоводительство», это совместный путь учителя и ученика. И этот совместный путь учителя все эти годы проходят вместе с родителями и учениками.
Существенное влияние на формирование нравственных убеждений и принципов в дореволюционной земской гимназии оказывало религиозное воспитание, не замыкающееся рамками преподавания Закона Божьего. «С самого открытия гимназии, по субботам, — пишет
Опыт православного воспитания в Балашихинской земской гимназии берет начало в 1988 г., когда настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы Владимир Бороздинов создал одну из первых православных воскресных школ в Московской области. Тогда и сложилась концепция
Программы «Основы православной культуры» (строго по соглашению с родителями учеников), «Духовное краеведение», «Истоки», построение всего процесса воспитания и обучения на идеях Православия имеют
Переоценить значение земских школ для российского образования трудно. «Земские школы после реформы Александра II заполнили нишу между
В дореволюционных земских гимназиях особое внимание уделялось сиротам, детям из бедных семей, детям погибших воинов и другим малоимущим. Земская гимназия в Балашихе и тут верна традициям: «Мы сохраняем старый земский принцип: все умные и бедные дети должны получить образование независимо от материального положения. Поэтому у нас до 30% бесплатных учеников —
Администрация дореволюционной первой земской гимназии в Вязьме стремилась «посеять в обществе доверие к школе и любовь к образованию». И в Балашихинской земской гимназии те же принципы: доверяй учителю и учись учиться, «возьми знаний, сколько сможешь».
Образовательное учреждение «Земская гимназия» в Балашихе создано в 1991 г. как образец
В Балашихе сумели так построить воспитательный процесс, что в
Земская гимназия в Балашихе представляет собой комплекс, включающий прогимназию — дошкольные группы раннего эстетического развития для детей 3–4 лет, подготовительные классы (5–6 лет) и начальную школу (6,5–11 лет), основную общеобразовательную школу (11–14 лет), среднюю общеобразовательную школу (15–17 лет). Все ступени сохраняют программную и концептуальную преемственность, работают в режиме соорганизации, самоуправления и саморазвития, как неотъемлемых условий земского устройства. Это триединство направлений развития, реализующих федеральную концепцию непрерывного образования, российские традиции в образовании, принцип раннего развития творческих способностей учащихся, принципы гуманистически направленного обучения. Применяются методики, основанные на теориях развивающего обучения
Основные принципы просты и эффективны. Один из главных — забота о здоровье учащегося. В Балашихе в классах стоит регулируемая под рост ученика мебель с наклонной поверхностью — парты и конторки. Часть урока ученик сидит, а другую часть — стоит: сохраняется и укрепляется его позвоночник, осанка. Доказано, что дети, занимающиеся в этом режиме, растут быстрее и равномернее, чем их «сидячие» сверстники, у них не развивается сколиоз и другие болезни, связанные с застоем позвоночника.
«Во время интенсивного обучения идет ухудшение здоровья детей, — говорит Игорь Львович. — Уже лет 50 назад было доказано, что это не только проблема плохого питания, бедности, экологии, — сам строй школьной жизни, система обучения разрушают детское и юношеское здоровье: физическое, психическое, интеллектуальное. Исследования замечательного ученого Владимира Базарного, который в
Кравченко сотоварищи стали бороться за здоровье учеников — и вот результат: балашихинские гимназисты в разное время становились лауреатами и призерами самых разных конкурсов, олимпиад и других соревнований. Они обладатели диплома и грамоты Министерства природных ресурсов Российской Федерации фестиваля Московского зоопарка «Экология, Творчество, Дети», почетного диплома Международного
Директор НОУ «Земская гимназия» Кравченко И. Л. награждён медалью Русской Православной Церкви святителя Макария, митрополита Московского, за успехи в
Гимназия как образовательное учреждение имеет диплом Министерства образования Московской области как лауреат конкурса «Лучший бренд образовательного учреждения». По договору с Британским Советом в Балашихинской земской гимназии проводится экзамен на Кембриджский сертификат. С 1994 г., в рамках договора о сотрудничестве со
И учителя молодцы, и ученики!
Кстати, про «очочки». На потолки балашихинской земской гимназии нанесены пунктирные линии для разминок и упражнений на
Еще один пункт методики Базарного — на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (
В этой гимназии дети пишут только перьевыми ручками: сначала осваивают специальные
Девочки и мальчики в гимназии обучаются
«В свое время общественность бурно осуждала разделение школ на женские и мужские, — говорит директор гимназии Кравченко. — Теперь мальчиков и девочек соединили. А что получили в результате? Унисекс. Все стали одинаковыми. Узкий таз у девушки, узкие плечи у юноши, который не занимается спортом, одинаковые прически — со спины и не отличишь. Мы потеряли ключевой фактор, на котором стоит природа, — сообразное развитие ребенка по женскому или мужскому типу. А теперь удивляемся: где мужики, куда они пропали? Мы стараемся исправить эту ситуацию».
Положительные результаты налицо: дети стали более дисциплинированными, более ответственными на учебных занятиях и уважительными по отношению друг к другу, к педагогам и родителям.
В гимназии регулярно проводят
Конечно, задумав в свое время открыть свое экспериментальное учебное заведение, Кравченки испытали сильнейшее противодействие со стороны РОНО, местных властей. Галину Викторовну даже чуть до инфаркта не довели… Но они все преодолели. Сегодня учредителями гимназии являются и администрация Балашихинского района, и Министерство образования области, и Союз кузнецов России, и известные ученые, и кандидат богословия, член Союза писателей России протоиерей Владимир Бороздинов. Эксперимент супругов Кравченко (жена Игоря Львовича, Галина Викторовна, является директором МОУ «Земская гимназия» 5–11 классов) дал такие результаты, что к ним приезжают перенимать опыт даже из самодостаточной Белгородской области. Руководство гимназии охотно делится опытом: проводятся семинары, конференции
Участники выездного заседания Совета М
На
Наталья Лясковская, журналист, член Совета М
29.11.2023 В Кургане по инициативе Союза православных женщин начался цикл семейных встречЦикл семейных встреч «Как вырастить счастливого человека» стартовал в детской школе искусств № 4 города Кургана. На встречу-дискуссию семейного клуба пришли молодые родители, чтобы научиться понимать своих детей | 29.11.2023 Передаём тепло сердец и нашу поддержку (Тверская область)В каждом регионе нашей страны трудятся добровольные помощники, стремящиеся своим трудом помочь бойцам в зоне проведения специальной военной операции. В Твери мастерицы, понимающие, как важно защитить наших бойцов от болезней, подготовили очередную тёплую посылку для военных | 29.11.2023 Репетиции и мастер-класс в рамках проекта «Придёт Никита и победит!»Продолжается работа над фильмом «Придёт Никита и победит!». На базе центра военно-исторической реконструкции «Гарнизон-А» прошли репетиции с актёрами. Профессиональные инструкторы провели мастер-класс по работе с оружием и тактике ведения боя |