Иерей Александр Кузнецов: Духовно-нравственные ценности — основа государственной политики в области воспитания и образования в семье и школе

Иерей Александр Кузнецов: Духовно-нравственные ценности — основа государственной политики в области воспитания и образования в семье и школе

Доклад на  III Общероссийском форуме Всемирного Русского Народного Собора
в Кемерово и предложения в итоговую резолюцию

1. Актуальность и общественная значимость образовательной системы на основе традиционных духовно-нравственных ценностей

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и Указе Президента РФ №809 от 09.11.2022 «Об утверждении основ государственной политики пj сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», которые является базовым документом, определяющим национальные интересы по обеспечению суверенитета и устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу, среди прочих приоритетов говорится о необходимости повышения роли образования в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей путем их внедрения в систему школьного и вузовского образования.

Действительно, сегодня единственной сферой общественного бытия, которая еще может целенаправленно и систематически формировать личность человека и будущего гражданина нашей страны, является система образования.

Особо хочется отметить, что в приведенной выше «Стратегии» впервые на государственном уровне раскрыто сущностное понятие духовно-нравственных ценностей как приоритет духовного над материальным. Развитие этого тезиса можно найти и в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования, который декларирует о своей направленности в первую очередь на становление личностных характеристик выпускника, способного соизмерять свои поступки с нравственными ценностями.

Безусловно, такое внимание государства этому аспекту уделяется не случайно. Главным вызовом, с которым сегодня сталкивается все человеческое общество, является не столько овладение новыми технологиями управления материальным миром, сколько размывание нравственных принципов, подмена понятий в области морали при оценке событий и принятия решений во всех сферах человеческой жизни как на уровне государственной деятельности, так и на уровне семьи.

Вот почему наряду с качеством получаемых современным школьником знаний в различных областях науки на первое место выходит необходимость формирования и развития умения будущего гражданина нашей страны взаимодействовать с окружающим миром на основе укорененных на личностном уровне традиционных духовно-нравственных ценностей, а по факту умения строить свою личную и общественную жизнь в первую очередь на основании внутреннего нравственного выбора между Добром и Злом.

К сожалению, эти категории во многом уже сегодня непонятны и недоступны многим нашим современникам, которые строят свою жизнь на принципах удовольствия, личной выгоды, лицемерия, безразличия, обмана, корысти, стремления удовлетворять исключительно собственные амбиции и интересы как в семейной, так и в общественной сферах.

При этом важно подчеркнуть, что традиционные духовно-нравственные ценности, имея в своем основании Метафизическую первооснову, не подвержены, как это сегодня принято в либеральной части мирового сообщества, эволюционному изменению в ходе научно-технического, политического, социально-экономического развития человечества.

Современные знания, навыки и умения, получаемые детьми в период школьного обучения, к сожалению, имеют лишь свою формальную механическую совокупность. В результате общество получает учеников, имеющих фрагментарное, разорванное сознание, перегруженное набором отдельных элементов научных дисциплин, не связанных между собой единым взглядом на окружающий мир и лишенных внутреннего единства на базе духовно-нравственных ценностей, которые должны пронизывать все области человеческой жизни.

Катастрофичность в духовной сфере не ощущается сразу. Если изъять правила, вложенные в закономерности физического мира, тотчас нарушится существующее равновесие и порядок, что сразу и неизбежно приведет к гибели всего сущего.

Равным образом, если изъять или подменить традиционные духовно-нравственные ценности в сознании и душе человека, оставив лишь знания из различных областей науки в разрозненном состоянии, нарушается целостность мировоззрения, внутренняя гармония, а человек становится неспособен к нравственному восприятию себя и своих поступков по отношению к окружающему его миру. Это в свою очередь ведет к разрушению как личности самого человека, так и окружающего его мира, имея в виду институты государства и семьи, что мы уже и наблюдаем в современном мире.

Действующая система образования в нашей стране, к сожалению, реализует парадигму глубокого изучения отдельно взятых предметных областей знания в определенной их совокупности. Система воспитания личности на основе духовно-нравственных ценностей остается лишь декларацией, т. к. она не интегрирована в образовательный процесс в качестве смыслового мировоззренческого стержня, формирующего личность.

Необходим единый духовный, нравственный стержень, вокруг которого в сознании учащихся будет постепенно формироваться чувство патриотизма и сопричастности к истории и культуре народов России, осознание себя духовной и свободной личностью.

Принципиально важно, что должно произойти не механическое включение отдельных нравственных категорий в существующие учебные предметы, а создание качественно нового содержания предметных областей знания, дающих возможность в процессе обучения целенаправленно и системно на всех этапах обучения влиять на усвоение духовно-нравственных ценностей на личностном уровне, как это и заложено на законодательном уровне во ФГОСе.

Принятие поправок в Конституцию Российской Федерации, внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части усиления роли воспитания, постоянное внимание, уделяемое Президентом Российской Федерации проблемам в школьном образовании, демонстрируют стремление государства создать условия для формирования новой системы знаний с опорой на духовно-нравственные и культурно-исторические традиции народов нашей страны. Президент Российской Федерации постоянно подчеркивает, что нельзя забывать о базовых, непреходящих вещах — о гуманитарной, воспитательной составляющей образования. «Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России: историю, русский язык, великую русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях. В этом сила страны, способность нации отвечать на любые вызовы, и задача воспитания не менее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики».

Анализируя усилия, которые были осуществлены государством в ходе реформирования системы образования в последние годы, мы увидим, что они были сосредоточены на внедрении системы Единого государственного экзамена, различных критериев контроля качества знаний, оснащении зданий школ технологическим оборудованием для обеспечения доступности информации из сети Интернет.

Но, как показывает исторический опыт, проблема находится в другой плоскости. Система образования должна предполагать решение триединой задачи в ходе любого урока — «обучение-воспитание-развитие». Сегодня фактически осталось только обучение, а воспитание и развитие вынесены по остаточному принципу во внеурочную и дополнительную деятельность. Разобщенность содержания и календарно-тематического планирования школьных предметов не позволяет сегодня сформировать у ребенка как целостной научной картины мира, так и представления о едином культурно-историческом пространстве нашей страны, а сами уроки не носят духовно-нравственного характера воспитания, оторваны от практического применения в жизни. Каждая дисциплина носит индивидуальный, обособленный характер — не пересекается, не дополняет друг друга и не всегда содержит воспитательные элементы.

Система обучения, построенная исключительно на знаниевой основе — нравственно безразлична, поэтому необходимо дополнить ее духовным, нравственным стрежнем, вокруг которого и будет формироваться в сознании наших учащихся чувство патриотизма и сопричастности к истории и культуре народов России и осознания себя, в том числе, как духовной личности.

2. Педагогика воспитывающего обучения на основе духовно-нравственных ценностей и смыслов.

Ядром педагогики воспитывающего обучения школьников должны стать:
• конвергенция (синтез) научных знаний и духовно-нравственных ценностей, культурно-исторических традиций — в содержании каждого урока должна быть заявлена и раскрыта определенная духовно-нравственная составляющая;
• единая система ценностей и смыслов — как часть метапредметных категорий во всех предметных областях и на всех уровнях школьного образования;
• реализация воспитательной деятельности в рамках школьного урока на основе воспитательного потенциала содержания предметных областей;
• системная интеграция и межпредметные связи школьных предметов при календарно-тематическом планировании — пересечение и взаимодополнение школьных дисциплин между собой, что обуславливает более глубокое усвоение знаний и уменьшение количества времени, необходимого для усвоения учебного материала;
• научная основа отечественной педагогики, имеющей в центре своего внимания человека, как целостную личность. «Обучение — есть воспитывающее обучение, а воспитание — есть обучающее воспитание» Пётр Фёдорович Каптерев (1849–1922) — российский и советский педагог и психолог. Завершил начатую ещё Н. И. Пироговым и К. Д. Ушинским переориентацию отечественной педагогики на человека и представил русскую педагогику как стройную научную систему. Является основоположником отечественной педагогической психологии);
• использование возможностей современных цифровых технологий (наглядность, интерактивность, доступность).

Современные информационные технологии дают возможность педагогам использовать учебно-методические материалы платформы «Родная школа» при организации обучения в заочном, очном и смешанных форматах с использованием собственной библиотеки образовательного контента в интерактивном видеоформате с использованием элементов инфографики в любой точке местонахождения участников образовательного процесса.
Проект «Родная школа» поможет всем желающим, вне зависимости от места их проживания, получить качественное общее образование на русском языке по ключевым предметам с соблюдением традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.

3. Пример реализации педагогики воспитывающего обучения в рамках изучения курса иностранного (английского) языка

Любой язык несет в себе культурную идентичность, традиции, ценности. Изучение языка подразумевает не только освоение грамматики и лексики, но и погружение в культурный слой нации, государства и в какой-то мере цивилизации. За счет чего это происходит? После знакомства с грамматическими правилами и формирования определённого словарного запаса, дальнейшее изучение предполагает работу со специально подобранными тематическими текстами, на основе которых строятся специальные упражнения, и происходит оттачивание грамматических и лексических навыков обучающихся. И вот здесь как раз и кроется скрытый механизм приобщения обучающихся к определенной культурно-цивилизационной среде.

Таким образом и изучение иностранного языка становится не только средством межнационального общения, но и важнейшим элементом формирования мировоззрения, так называемой «мягкой силой», которой активно пользуются при достижении в том числе и политических целей в интересах страны-носителя языкового культурного кода.

Если внимательно посмотреть на постперестроечное время, то мы увидим удивительную массовую активность различных зарубежных некоммерческих организаций по проведению курсов изучения иностранных языков. Невозможно не заметить, что непременной составляющей таких курсов являлась пропаганда западных ценностей и образа жизни, что стало возможным в результате либерализации системы образования и открытия доступа на наш рынок иностранной учебной литературы. Мы стали заложниками проникновения западных культурных ценностей, особенно в области изучения иностранных языков, поскольку обучение стало осуществляться на основе учебных пособий, разработанных и изданных на Западе (Кэмбридж, Оксфорд), и это стало одним из действенных инструментов влияния на формирующееся сознание учеников не только российских школ, но и всех республик бывшего Советского Союза.

При внешней схожести основных тем, рекомендуемых российской системой образования, в западных учебных пособиях зачастую были «зашиты» культурные и нравственные нормы, противоречащие нашим национальным культурным и историческим традициям. И это во многом стало уже восприниматься учениками и педагогами как норма.

Вот, например, серия учебников издательства Cambridge. Уровни от Elementary (начальный) до Advanced (Продвинутый). Эта серия не только для школьников, но и для любого возраста учащихся, желающих изучать иностранный язык.

Некоторые заголовки текстов и темы уроков.

1) «Жизнь с врагом. Трудно ли жить с подростками?» — рассматриваются хорошие и отрицательные стороны подростков.

Цитата из текста: «Она больше интересуется мальчиками, чем учебой».

2) «Семейный бизнес» — жизнь персонажей сериалов.

Цитата из текста: «Он шеф-повар ресторана, хочет развестись со своей женой, но они владеют рестораном вместе, и если они разведутся, то что станет с его любимым рестораном».

3) «Путешествие» — советы бывалого путешественника о том, что надо знать про обычаи других народов. Совет про Россию — «В России не принято пожимать друг другу руки в дверях (то есть на пороге)». Больше про нашу страну информации нет.

4) Упражнение по грамматике (тема «много, мало») — надо согласиться или не согласиться с утверждениями:

— «Два ребенка в семье достаточно. Больше двух — это уже много»;
— «18-летние еще недостаточно взрослые, чтобы иметь детей»;
— «Нужно сначала заработать деньги, прежде чем иметь детей».

Или обратим внимание на распространенный учебник издательства «Просвещение» из серии «Звёздный английский» для учащихся 7 класса общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением английского языка. В разделе «Культура» дается полный разворот, посвященный знакомству с жизнью и творчеством такой героини западной музыкальной поп-культуры как Леди Гага. Не будем здесь рассматривать ее сценическую карьеру, обратим лишь внимание на то, что ее деятельность подается как образец современной музыкальной культуры. А вместе с тем, являясь бисексуальной женщиной, Гага выступает за активную поддержку прав ЛГБТ-сообщества по всему миру. Значительную часть своего успеха, как мейнстримного артиста, она связывает с большим количеством гей-фанатов. Саму певицу при этом часто называют гей-иконой. Это является наглядным примером того, как исподволь у наших детей в процессе получения школьного образования на уровне подсознания формируется культурный код, не соответствующий национальным нормам нравственности и морали.

Для того чтобы оценить уровень информационного влияния курса иностранного языка на еще неокрепшее формирующееся сознание учащихся, достаточно взглянуть на количество учебных часов согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (далее — ФГОС) и сравнить их с основными гуманитарными предметами, такими как литература и история.

Название предмета

Количество часов в неделю

Количество часов в год
при 34 учебных неделях

Базовый курс ин. языка

3 (5 при углубленном изучении)

102 / 170

Второй ин. язык по выбору

2

68

Литература

3

102

История России

1,4

45

Перевес явно не на стороне предметов, несущих ответственность за формирование традиционных культурных и нравственных ценностей: иностранный язык 170 (238) и литература с отечественной историей — 147 часов. При этом обращает на себя внимание тот факт, что при изучении иностранных языков, как правило, результат достигается при абсолютном заучивании текстов, что, в свою очередь, формирует на уровне подсознания и культурно-исторические ценности, содержащиеся в них.

Предлагаемая к реализации Методика воспитывающего обучения предлагает выход из этой, на первый взгляд, патовой ситуации. Уникальность в интеграции лучших языковых коммуникативных навыков и духовно-нравственных ценностей и культурно-исторических традиций. В течение последних тридцати лет такой практики преподавания и изучения иностранных языков никто не реализовывал.

Отметим ее преимущества:

• Во-первых, используя тематический каркас, определяемый ФГОСом, будут разработаны учебно-методические пособия, особенностью которых станет наличие в содержании текстов базового курса и упражнений к ним, сюжетов, раскрывающих традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические традиции. Например, в разделе «Семья» будет представлен рассказ о многодетной семье во всем многообразии взаимоотношений между членами этой семьи. Соответственно, упражнения будут иметь в себе смысловую основу, раскрывающую проявление таких ценностей, как милосердие, забота о пожилых и младших членах семьи, взаимопомощь, ответственность и других, призванных формировать позитивное отношение у учащихся к традиционным семейным ценностям в рамках учебного процесса. Это будет восприниматься подростками естественно, как норма поведения, принятая в нашем обществе. Аналогичным образом будут усилены акценты на духовно-нравственной составляющей текстов по другим тематическим разделам базового курса.
• Во-вторых, при необходимости углубленного изучения языка или проведения дополнительных занятий предлагается еще один формат, позволяющий интегрировать знания по курсу отечественной истории в содержательную основу изучения иностранного языка. При сохранении всех языковых норм и правил осуществляется тематическое планирование и разработка тестов и соответствующих к ним упражнений на основе тем (событий, героев), изучаемых в соответствующем разделе отечественной истории. Такой подход позволит осуществить закрепление изученного школьниками материала в курсе истории или его расширение за счет дополнительных сведений, которые не всегда находят место на страницах учебника. Все это будет способствовать формированию у учащихся не только языковых навыков, но и сознательного принятия в качестве нормы традиционных культурно-исторических ценностей, смыслов и традиций. Причем учащиеся получат возможность углубить свои познания в языке и вместе с тем приобрести способность при необходимости рассказать на иностранном языке о истории своей страны, ее героях, исторических фактах и традициях. Ведь именно этого умения очень часто не хватает нашим соотечественникам при выезде за границу и общении с представителями других народов. Таким образом выпускники школы в естественной для них форме станут носителями национального культурного кода в ходе межнационального общения!

Ниже приведен годовой тематический план на основе событий российской истории 19 века, который был реализован при разработке пособия для 9 класса, полностью соответствующий учебному курсу истории согласно ФГОС. План предусматривает 68 часов (34 темы по 2 часа на тему):

№        Название темы
1.       Смоленск (город воинской и трудовой славы)
2.       Кутузов М.И. (подвиг длиною в жизнь)
3.       Храм Христа Спасителя (памятник народного подвига)
4.       Серафим Саровский (пример духовного подвига)
5.       Дивеевский монастырь (история, значение, современность)
6.       Адмирал Лазарев А.П. (полководец, путешественник)
7.       Город-герой Севастополь (историческое значение для российского государства)
8.       Адмирал Нахимов П.С. (пример личного мужества и историческая память)
9.       Собор святого князя Владимира (усыпальница четырех адмиралов)
10.     Собор Воскресения Христова на Крови (личность Александра II, его реформы)
11.     Валаамский монастырь (история, значение, современность)
12.     Генерал Скобелев М.Д. (роль России на Балканах и в Азии)
13.     Алтайская миссия (Митрополит Макарий Невский, просвещение народов России)
14.     Освоение Сибири (Иркутск — столица Сибири, мирное освоение территорий)
15.     Просвещение народов Сибири (Иннокентий Вениаминов, миссионер, дипломат)
16.     Развитие Дальнего Востока (Хабаровск, история современность)
17.     Освоение Камчатки и Приморья (адмирал Невельской и географические открытия)
18.     Русская Аляска (Герман Аляскинский, просвещение алеутов)
19.     Русская литература (Федор Достоевский и Лев Толстой)
20.     Духовный маяк (Оптина пустынь и Амвросий Оптинский)
21.     Архитектура и наука (Константин Тон, политехнический музей)
22.     Северный форпост (Соловецкий монастырь, история, хозяйственная деятельность)
23.     Меценаты и искусство (Павел Третьяков, Третьяковская галерея)
24.     Русские художники (Русский музей, Илья Репин)
25.     Традиционные ремесла (Хохлома, Мстера и Палех)
26.     Театральное искусство (Большой театр, Римский-Корсаков)
27.     Московские соборы (Елоховский кафедральный собор, историческое значение)
28.     Медицина (Николай Пирогов, великий ученый и настоящий патриот)
29.     Наука (Дмитрий Менделеев, развитие науки, вклад в освоение Арктики)
30.     Техника (Александр Попов, радио)
31.     Русский Дальний Восток (Владивосток — торговля, морская гавань, дипломатия)
32.     Адмирал Макаров (воин, ученый, освоение Арктики)
33.     Русский апостол в Японии (Николай Японский, патриот, миссионер, дипломат)
34.     Русские географические открытия (Николай Пржевальский, исследователь Азии)

Важно, что и в базовом курсе всех 12 модулей в разделах, посвященных культурной составляющей, представлены темы, имеющие прямую отсылку к материалам курса для углубленного изучения языка. Это позволит на тематическом и содержательном уровне связать оба курса в единый учебный материал.
Дальнейшая подготовка и написание всей линейки пособий для 5–11 классов может быть осуществлена в течении 2 лет совместно с Издательством Просвещение, которые выразило заинтересованность в совместной работе над этим проектом.

4. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что назрела потребность в создании другой модели образовательного процесса, основанной на следующих принципах:

1. Подчинения различных предметных областей знания единому мировоззренческому подходу на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, где духовное имеет приоритет над материальным с точки зрения формирования личностных характеристик.
2. Синтеза и интеграции разных учебных предметов для создания иного качества образования, имеющего конечной целью присвоение духовно-нравственных ценностей выпускником на основе научной системы знаний в процессе обучения.
3. Процесс школьного обучения — не столько получение знаний на основе информационных источников, сколько умение осмысленного применения полученных знаний на основе ценностно-смысловых категорий и понятий духовно-нравственных ценностей.
4. Изменение роли учителя, который, обладая авторитетом, сам должен стать носителем духовно-нравственных ценностей с целью их транслирования ученикам в процессе предметного обучения, а именно:
• уметь координировать и направлять ученика при отборе необходимой учебной информации на основе анализа через призму духовно-нравственных ценностей;
• формировать индивидуальную систему самообразования, учитывая индивидуальные особенности личностного развития ученика, его способности на основе возможностей цифровых технологий.

5. Для достижения заявленной цели НЕОБХОДИМО (предложения в итоговую резолюцию):

Осознавая свою ответственность в обеспечении национальной и религиозной самобытности, сохранения традиционных семейных ценностей и культурно-исторической памяти, реализации практических мер в области духовной безопасности и воспитания молодежи на принципах патриотизма и любви к Родине, считаем необходимым:

1. Создать в структуре ВРНС постоянно действующую рабочую группу специалистов с участием региональных отделений в области системы образования с целью:

• формирования экспертных сообществ по различным предметным областям знания;
• разработки методик интеграции духовных ценностей и нравственных категорий во все предметные области школьного и вузовского образования;
• обеспечения приятия учебно-методических разработок педагогики воспитывающего обучения на уровне межрелигиозного согласия и в среде профессионального педагогического сообщества;
• участия в подборе авторских коллективов разработчиков учебно-методических материалов;
• проведения экспертизы представляемых авторами материалов;
▪ ведения дискуссии в обществе о необходимости обеспечения духовной безопасности граждан;
▪ выработки механизмов популяризации идеи воспитывающего обучения на основе интеграции духовно-нравственных ценностей и предметных областей научного знания среди научного, педагогического и родительского сообществ.

2. Обратиться к членам Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации с целью:

• выработки единого согласованного перечня традиционных отечественных духовных ценностей и нравственных категорий, необходимых при формировании личностных качеств выпускника школы (вуза) и их смыслового определения;
• последующего обращения к Министерству просвещения и Министерству науки и высшего образования с предложением использовать выработанный перечень духовных ценностей и нравственных категорий в качестве единого смыслового ядра интегрированного во все предметные области научного знания в качестве необходимой мировозренческой основы самосознания гражданина и патриота нашего Отечества.

14.04.2024
Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностей
Сегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?»
18.03.2024
Наступило время действовать, а не созерцать
В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество».  Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России
19.02.2024
Династия священнического рода Саковичей
Сегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Август 2023