Азбука традиционных ценностей. Часть V «Крепкая семья»

Константин Малофеев: Очередная часть нашей «Азбуки традиционных ценностей» посвящена семье — букве «С». В Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей одной из них названа крепкая семья.

Протоиерей Андрей Ткачёв: Я начну с цитаты Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Нового Рима, Константинополя. Он говорит: «Мир состоит из городов, города — из домов, дома — из мужей и жён; поэтому, когда настанет вражда между мужьями и женами, то входит война в дома; а когда они мятутся, тогда неспокойны бывают и города; когда же города приходят в смятение, то по необходимости и вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами».

Лёгкость и очевидность этой фразы равна её гениальности. Да, эпохи отличаются друг от друга, и за семью всегда нужно было бороться. Но сегодня семье объявлена принципиальная война. Поэтому и наше сопротивление разрушению семьи должно быть иным. Семья — это базовая, фундаментальная ценность. Как говорил римский юрист Модестин, «брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве».

Это — классическая формулировка, которая до недавних времён никогда не подвергалась сомнению. Но поскольку сегодня она опровергнута, нужно бороться уже не за традиционную, а за библейскую семью. И я всюду, где возможно, попытался бы заменить слово «традиционная» на «библейская», и тогда всё будет понятно. Ведь что говорится в Библии? «Всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог». «Впрочем, ни жена без мужа, ни муж без жены, — в Господе: ибо, как жена от мужа, так и муж чрез жену; а всё — от Бога».

Весь этот набор кратких и ёмких священных текстов, афористичных, как латинские крылатые выражения, должен стать своеобразным словарным оружием. Им нужно, образно говоря, набить рожок духовного автомата для того, чтобы защищаться от всех тех, кто подвергает сомнению такую незыблемую ценность, как семья. Семья самодостаточна, её нужно защищать вне зависимости от геополитики или иных факторов. Ведь если мы разрушим семью, мы убьём государство.

И, в конце концов, зажжём всю Вселенную с четырёх сторон и подвергнем её содомскому пожару. Но, даже если мы не будем ставить такой глобальной цели, муж и жена сами по себе достаточны для того, чтобы охранять их единство от вползания змея в райский сад. Семья — это то единственное из рая, что осталось после грехопадения. Всё рухнуло, а семья осталась. Волны Потопа не залили семью, содомский огонь не сжёг семью.

Но сегодня дальнейшее существование семьи стоит под большим знаком вопроса. Поэтому, конечно, мы вооружаемся Именем Божиим. И не хотим, чтобы Вселенная зажглась со всех концов из-за вечной вражды, положенной дьяволом между мужем и женой.

К.М.: Глобальный западный Содом добрался до семьи. Там уже, вместо мамы и папы, есть «родитель № 1» и «родитель № 2», непонятная случка всех со всеми, 56 гендеров вместо двух богоданных полов. Это всё направлено на разрушение семьи. Они уже многое разрушили: религиозную принадлежность, национальную принадлежность. А теперь разрушают самое главное — семью. Последнюю крепость. Малую церковь, о которой вы сейчас говорили, созданную Самим Богом, благословенную крепость.

А.Т.: Вслед за этим расщепится личность. Дальше делить будет нечего.

К.М.: Они к этому уже пришли. К сожалению, как говорил старец Паисий Святогорец, основные болезни XXвека — это рак и разводы. Разводы стали нашим бичом: в России, достигнув пика в размере до 80% разводов от браков, заключённых в тот же год, на волне ковида была превышена даже эта цифра. В прошлом году мы дали исторический максимум по количеству разводов за всю историю существования страны.

Крепкая семья — это не только семья без западных извращений, это ещё и обычная семья из мужчины и женщины, которые не разводятся. А сейчас это стало настолько обычной практикой, что разводится уже не каждая вторая семья, а большинство из них. И этот ужас происходит именно от того, что забыты традиционные ценности, о которых говорит президентский Указ № 809. Крепкая семья — это настолько большая ценность, что её надо хранить изо всех сил. Это понимают все, потому что данный вопрос касается каждого.

Очень легко говорить об эфемерных и теоретических конструкциях, которые могут в твоей жизни и не случиться. А это наступает в твоей жизни здесь и сейчас, каждый день. И сохранение крепкой семьи — это, конечно, наша традиционная ценность, это традиционная ценность человечества. Если мы её не обозначим, если мы не поймём, что такое крепкая семья, то полетим вслед за этим глобальным Содомом туда, где уже не будет детей. Ибо деторождение в мусульманских традиционных странах в разы выше, чем в богатых европейских.

Но демографическую проблему не решить с помощью материальных благ. В этом есть некий парадокс, и он хорошо понятен любому верующему человеку. Дело не в том, сколько мы дадим денег на ребёнка. В богатой Норвегии такой же коэффициент рождаемости на одну женщину, что и у нас — 1,5. И в богатых Объединённых Арабских Эмиратах за последние 30 лет рождаемость упала в два раза. А ведь там просто озолачивают молодые семьи.

Почему так происходит? Потому что и там, и тут из женщины сделали немать. Разбили домашнюю церковь, в которой есть своя роль и у жены, и у мужа. Сказали, что жена есть «муж». Сказали женщинам: вы — «мужчины». Идите и работайте, как мужчины. Стройте карьеру. И этими «красивыми» словами они закамуфлировали то, что хотели сказать на самом деле: не рожайте, не плодитесь, закончите человеческий род. Ибо без женщин никто не родит.

Если женщина перестанет быть женой и матерью, если она перестанет быть хранительницей малой церкви, то ничего не получится. Значит, здесь не будет продолжения рода. Ибо первая заповедь женщины: в муках своих рождать детей.

А.Т.: Она, кстати, чадородием и спасётся.

К.М.: А что сказали мужчине? Изначально ему сказали: в поте лица твоего зарабатывай хлеб свой. А поскольку сегодня он не зарабатывает, не несёт достаточную ответственность за семью, то считает, что, если очень трудно, ему проще уйти в другую семью. А женщина этого боится и говорит: я тогда буду жить, как «женомуж», буду сама решать все вопросы. А мужчина становится «мужеженой». Потому что если я не отвечаю за всех, если я могу вести себя, как женщина — тогда, собственно говоря, я не мужчина.

От этого и появляются феминизм и содомия. И, в конце концов, на сцену выходит ювенальная юстиция, когда таких маму и папу уже и ребенок не должен воспринимать мамой и папой. Они разбирают семью. Феминизм — для женщин, содомия — для мужчин, а ювенальная юстиция — для детей. И чтобы это исправить, нужна крепкая семья.

Александр Дугин: Очень важно понимать, как священная традиция — не только христианская, но и исламская, и других традиционных конфессий — понимает метафизику семьи. Самое первичное единство человека было в раю. И самая полнота вечного человека заключалась в том, что он был единым человеком. Всем нам необходимо восстановить эту единую человечность в самих себе. Потому что мы часть или аспект этого единого человека. Но в какой-то момент он разделился, и произошла катастрофа.

Разделение человека на два пола было катастрофой. Это было движение к проклятию, к потере рая, потому что единство расщепилось. Но, благодаря семье, оно было восстановлено. Поэтому человек — это не отдельный индивидуум. С точки зрения традиционной религиозной антропологии, человек не индивидуум, а как минимум два индивидуума разных полов, объединившихся в семью. То есть, когда мы говорим «человек», мы подразумеваем семью.

Не случайно в таинстве венчания сказано: «И станут двое единой плотью». То есть благодаря браку воссоздаётся единство изначального человека. И деторождение, и взаимопомощь, и ведение хозяйства — это очень важные, но всё же второстепенные аспекты мистерии брака. Брака, который восстанавливает единство человека. И у каждого — у мужа, у жены, у детей, у предков и у родителей — есть своя роль в построении этого нового единства.

А современная культура представляет брак как контракт. Причём уже неважно, между кем и кем — мужчиной и женщиной, или между двумя мужчинами, или женщиной и собакой, или козлом — уже до этого доходит перверсия современного мира. Если брак это всего лишь контракт, договор двух юридических субъектов, то далее все возможно. В таком отношении к семье уже изначально заложено отрицание её духовной традиционной сути.

Когда мы приходим к уничтожению семьи уже в плановом масштабе, надо понимать, что это берет своё начало из игнорирования представления о человеке. Человек не просто связан с полом. Человек становится человеком, когда он создаёт семью. Он не только порождает будущее, он сам себя создаёт. Потому что мужчина есть мужчина не просто так, а перед лицом женщины. И женщина есть не просто женщина, а перед лицом мужчины. И их взаимоотношение должно создавать новую сущность. Сущность спасения, сущность единого человека.

Человечность — это семья. Не может быть полноценной человечности без семьи.

К.М.: Я бы добавил несколько слов о роли детей. Вы знаете, мне однажды протоиерей Владимир Воробьёв сказал, что «ребёнок — ангел в семье». Но я только потом понял, что он имел в виду. Это случилось, когда моему сыну было 16 лет, а дочке — годик. И я с ней разговаривал, разумеется, одним языком, а с ним, подростком, другим. А однажды я держал её на руках, и когда зашёл сын, поговорил с ним обычным своим голосом. И тут младенец заплакал, потому что она никогда не слышала от меня такого тона.

И я задумался, что случилось? Меня это так поразило. И понял, что говорю с одним своим ребенком совсем не тем тоном, каким должен. А он, на самом деле, не настолько взрослый, как мне кажется. Это очень важно, потому что дети, которые приходят прямо из рая, и которые добро и зло видят по-настоящему, дают нужный камертон любви в семье. И в крепкой семье, в которой есть дети, царит эта любовь. Царят эти дети.

Семья — это единственная ячейка общества, которая зиждется на любви и только на любви. Ни на чём больше. И вот это царство любви — семья, это самое ценное и дорогое. Потому что, пока есть семья, любовь не умерла в мире. Она из семьи естественным образом разойдётся и в государство.

А.Т.: Да, думаю, что в семье есть место всем добродетелям. Святитель Василий Великий говорил, что это гнездо, из которого вылетают орлы в разные стороны. В ней есть место терпению, трудолюбию, коллективной ответственности. Один «накосячил» — все отвечают. Там есть место переживанию, тревоге, всему-всему-всему. Это осиновый кол, вбитый в горло эгоизму. То есть семья уничтожает на корню всякий эгоизм, заставляет жить не для себя.

Согласно библейскому откровению, жена — помощница мужа. У мужа должно быть дело. Если у мужика нет серьёзного, нормального, хорошего дела, значит, нет улья, нет семьи, нет деток. В общем, помогать некому. Мужчина имеет кучу претензий к женщинам, женщины имеют кучу претензий к мужчинам. Дети имеют претензии к взрослым, взрослые — к детям.

Надо прекращать предъявлять друг другу претензии. Нужно основывать свою жизнь на откровении. На том незыблемом и святом, которое определяет твое место в мироздании, твои обязанности. И именно в этом зеркале нужно проверять себя «на вшивость».

К.М.: В семье люди учатся послушанию.

А.Т.: Да, только там.

К.М.: Если тебя правильно воспитали, ты будешь потом прекрасным сотрудником, прекрасным бойцом, прекрасным мужем, прекрасным отцом и дедом.

А.Т.: Вот что апостол Павел говорил Тимофею: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою». Это же семейные категории.

А.Д.: Очень важно, что семья в этом перечне традиционных ценностей названа «крепкой». Нужно, чтобы она стала крепкой, то есть семьёй без разводов, без абортов. Ведь фактически разводы запрещены Церковью именно потому, что они нарушают это мистическое, глубинное, онтологическое понимание семьи. Но как решить эту проблему? Решить её через деньги, через какие-то искусственные условия, которые создаются извне, невозможно.

Как говорит социология, условия жизни в традиционном обществе (то есть на земле, лучше в своих домах, в ограниченном коллективе, где ты каждого знаешь) автоматически создают крепкую семью. То есть крепкая семья — это просто переход от современного общества к традиционному. От урбанистического местопребывания к сельскому. Возврат к земле — это единственная форма и решение демографической проблемы.

Все искусственные методы не подходят вообще. Поэтому единственный способ сделать семью крепкой — а сейчас она у нас, к сожалению, таковой совсем не является — это перейти к традиционному обществу, к его ценностям.

Все ценности, которые мы обсуждаем, перетекают одна в другую, одна другую утверждает. Возникает целое мировоззрение, целая теория, как спасти Россию, как спасти народ, наше общество, нашу державу, наши семьи.

К.М.: Это была буква «С» — семья.

14.04.2024
Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностей
Сегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?»
18.03.2024
Наступило время действовать, а не созерцать
В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество».  Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России
19.02.2024
Династия священнического рода Саковичей
Сегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
 
Март 2023