Образование производит главный продукт, который не имеет цены – человека!

Образование производит главный продукт, который не имеет цены – человека!
Виктор Иванович Слободчиков о «Национальной доктрине образования»

На «Русской народной линии» опубликованы проекты: «Концепция воспитания человека в Российской Федерации» и «Национальная доктрина образования».

О документах рассказал руководитель коллектива разработчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (стаж научной деятельности — 53 года, стаж экспертной деятельности — 33 года) Виктор Иванович Слободчиков:

Наш разговор происходит в чрезвычайных обстоятельствах, а потому он и чрезвычайно актуален. Мы вошли в период, когда самое главное для каждого из нас — это наша Страна: ее безопасность, ее миссия в мире, ее жизнестойкость, ее способность к преображению.

Именно поэтому, нашим ответом на призыв Страны (как раньше звучало: Отечество в опасности!) должна стать наша тотальная мобилизация, не частичная, а именно тотальная; мобилизация — гражданская, профессиональная, духовно-нравственная; и главное — наше личностное самоопределение и ценностно-смысловой выбор в гуще глобальных вызовов.

Хочу особо подчеркнуть, что источником, ядерным основанием такого самоопределения и выбора являются сложившиеся в 1000-летней истории бытия нашей Страны традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности и смыслы, в фундаменте которых — Вера, Народ, Отечество. Точками отсчета для такой фиксации являются Конституция и Указы Президента Российской Федерации.

Закономерно, что именно в этот узел ценностно-смысловых основ нашей Родины был направлен главный удар противников России. В чем же был и есть замысел лукавых реформаторов России — как внешних, так и внутренних? Нужно было произвести кардинальную ломку, подмену и ликвидацию этих основ: вместо Веры в Бога — идолопоклонство и суеверие; вместо Народа — население, а в пределе — биомасса; вместо Отечества — территория и ресурсы. Вот на такой границе и на таких результатах, так называемых, модернизаций и реформ России с конца 80-х годов мы и оказались сегодня.

Специальная военная операция жестко обозначила и высветила множество этих подмен и лукавств, самый край исторической пропасти, в которую мы могли бы рухнуть. Она потребовала масштабно и далеко отодвинуть эту пропасть от границ нашей цивилизации. Другая «цивилизация» — так называемый коллективный Запад — объявила нам за это войну, правда — без её объявления. Мы уже находимся в гуще исторических преобразований в жизни нашей страны. Но особенно важны преобразования — в центральной ее сфере — в образовании. Ведь именно здесь происходит взращивание и становление его главного героя — Человека Русского мира — носителя глубинных жизненных смыслов бытия нашего Отечества.

Именно в таком мировоззренческом пространстве я и предлагаю понимать, принимать и оценивать принципиально важные позиции «Национальной Доктрины образования в РФ»: ее ключевые постулаты, принципы, целевые ориентиры преображения отечественного образования, просвещения и воспитания. Хочу подчеркнуть, именно преображения, а не лукавые реформирования и модернизации, о которых мы привыкли говорить последние 30 лет.

Главный смысл Доктрины в том, что она призвана определить мировоззренческие основания перехода к национально-ориентированному образованию и должна стать неотъемлемой частью общей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации[1]. Она задаёт ориентиры качественного и подлинно общенародного образования, необходимые для обеспечения суверенного развития России, её многонационального и многоконфессионального народа.

Доктрина – это главный идеологический документ для формирования государственной политики в области отечественного образования, на основе которого разрабатываются инструменты управления на всех его уровнях. Доктрина — это источник и фундамент любых правовых актов, всех последующих образовательных законов, стратегий, концепций, программ и т.п. Подчеркну  всех последующих актов, иначе – нас встретит нормативный хаос и политическая вкусовщина. Именно поэтому Доктрина должна быть рассмотрена на самом высоком государственном уровне и утверждена Указом Президента Страны с тем, чтобы она находилась в полном соответствии с государствообразующими правовыми константами.

Судя по всему, наши чиновники плохо понимают (или — делают вид, что не понимают) иерархию и масштабы нормативных документов, логику их появления в правовом пространстве. Есть документы прямого действия, а есть документы, которые являются идеологическим и смысловым основанием, и не имеют прямого действия — для этого нужны подзаконные акты. Между Конституцией, Указами Президента, Законами должны быть фундаментальные концептуальные разработки для соответствующей сферы деятельности (здравоохранение, культура, образование, военное строительство и др.), которые уже сегодня могут стать источником для действительно разумных и адекватных нормативных актов — как инструментов практической организации и управления этими сферами.

Понятно, что сами ведомства не могут быть прямыми законодателями ни в какой отдельно взятой сфере. Но у них же есть право законодательной инициативы, почему бы не воспользоваться этим? Они же могут инициировать разработку идеологических, мировоззренческих, ценностно-смысловых оснований будущих, жизненно важных нормативных документов для своей сферы. И эти основания могут и должны быть явлены обществу, стать предметом профессионально-общественной экспертизы, чтобы впоследствии оказаться источником и фундаментом для соответствующих политических решений.

Ну, на каких, например, идеологических, мировоззренческих основаниях могут появиться сегодня такие нормативные документы, как федеральные образовательные программы для любой образовательной организации или программы воспитания для разных уровней образования? — да, ни на каких! Государственная идеология — запрещена, мировоззрение — по вкусу, смысл — не обязателен. И что делать чиновнику? Главное теперь — угадать интересы и пристрастия вышестоящих инстанций или различных властных группировок, и раньше времени не высовываться? Потому что, как говорят в народе: «инициатива наказуема», выдвинул инициативу, бери на себя и ответственность! А это хлопотно… и опасно, вдруг не угадаешь. Пусть уж высшие власти выдвигают инициативы, а мы как-нибудь, худо-бедно подстроимся. А что с «бедного» возьмешь?

Несомненно, что одним из безусловных вызовов для отечественного образования сегодня является требование прямого и профессионально выверенного решения проблемы воспроизводства в поколениях собственно человеческого качества бытия человека в нашей культуре, в нашей — российской цивилизации; проблемы выявления потенциала человечности в человеке, обретения и спасения самого образа человеческого в нашествии идеологии транс — и постгуманизма.

Поэтому, еще одним базовым смыслом Национальной Доктрины образования является принципиальное преодоление его деструктивного понимания как одной из отраслей экономики (так называемого, нематериального общественного производства). В советские времена образование считалось отраслью народного хозяйства, которая обслуживает все другие его отрасли. Причем — отраслью затратной: ничего не производит, никакой прибыли, никакой выгоды, только тратит. Но это же идиотизм! Образование производит главный и очевидный «продукт», который вообще не имеет цены — человека! Именно оно ставит человека на крыло и выпускает его — зрелого (отсюда — аттестат зрелости), способного к самостоянию — в жизнь.

В пост-советские времена, в борьбе с советским образованием решили-таки сделать его прибыльным и не затратным, объявив главным образовательным продуктом услугу, превратив ее в рыночный товар, чтобы наконец-то получать прибыль. Очевидно, что так понятое образование никогда не сможет вооружить молодых людей духовными силами, интеллектуальными средствами, опытом противостояния угрозам, уже наступившего и прямо касающегося нас кризиса в Европейской цивилизации — антропологического, мировоззренческого и политического.

Должен заметить, что американцы в отличии от наших политиков и «экономистов» смогли разглядеть и оценить великую прибыльность советского образования — это «мозги» наших молодых специалистов и ученых, которые они скупали за копейки, экономив на этом миллиарды долларов.

И в заключение я хотел бы напомнить миссию, сущность и высший смысл современного отечественного образования, которые явлены в Национальной Доктрине образования человека Российской Державы:

образование — это Служение Отечеству (а не обслуживание центров власти и хозяйствующих субъектов);

образование — это Дар зрелого поколения новому поколению (а не услуга в сфере потребления);

образование — это Благо для каждого, это Благая Весть о подлинно человеческом в человеке и о путях его обретения в интервале индивидуальной жизни.


[1] В 2016 г. коллективом разработчиков этих проектов был подготовлен Аналитический доклад «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления» для Российского института стратегических исследований.

22.07.2024
Анаит Григорянц: Как сохранить гармонию в семье
О том, как сохранить гармонию в семье и какие ресурсы могут помочь в этом нам рассказала директор филиала Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Республике Армения, Анаит Григорянц
18.07.2024
О содержании и направленности идеологии «чайлд-фри»
Заключение о содержании и направленности идеологии «чайлд-фри» Понкина Игоря Владиславовича, доктора юридических наук, профессора, члена Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области, члена Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации
08.07.2024
Святые Пётр и Феврония — сказ о христианской семье
В XXI веке мы обращаемся к жизни супругов, с которыми нас разделяют столетия, но которые светят нам лучами благодати Христовой

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
 
Декабрь 2022