Марина Овчинникова: История русской медицины — это доброта и милосердие

Марина Овчинникова: История русской медицины — это доброта и милосердие

«Мир новостей» продолжает публикацию материалов по истории и современности российского здравоохранения.

Сегодня нашим гостем стал человек, который, пожалуй, лучше всех разбирается в истоках создания российской государственной медицинской помощи и ведет летопись подвигов врачей России. С Мариной Овчинниковой, заведующей медицинским музеем ГВКГ им. Н.Н.Бурденко, членом Совета МОО «Союз православных женщин», беседует первый заместитель главного редактора «МН» Андрей Авдонин.

— Марина Борисовна, вы представляете поистине историческое место…

— Да, идет уже четвертое столетие, как здесь на 17 гектарах в Лефортово на земле, которую предоставил еще Петр I, разместилась первая в России государственная больница, первый военный госпиталь и первый медицинский институт.

В 1706 году вышел императорский указ, а в 1707-м госпиталь построили и с декабря того же года стали принимать раненых и больных. Петр Великий понимал: если гражданам, особенно военнослужащим, не будет обеспечена первая медицинская помощь, то и государства-то не будет.
Мало кто знает, но именно Петр является первым правителем, при котором государство взяло на себя ответственность за здоровье граждан. Ведь до этого была чистая благотворительность по принципу «хочу — лечу, не хочу — не лечу».

БОРЬБА ЗА ПРАВА ПАЦИЕНТОВ

— И как развивалась эта инициатива государя-реформатора?

— Пока Петр жил и правил, он радел о госпитале. Но после кончины императора служащие приказов, коими являлись в основном немцы, учинили «санкции» против россиян. Они отменили разрешение Петра лечиться в госпитале гражданским лицам, женщинам и детям. А где им было лечиться? Ведь вторая государственная больница появилась только в 1763 году!

Но тогдашний первый доктор, придворный врач царя Николай Бидлоо, подчинился — начальство запретило! Да и раненых было много, так что гражданским лицам дали от ворот поворот. Правда, доктор подчинился, но не смирился: он не раз ездил в Петербург и отстаивал право лечиться в госпитале и гражданским лицам.

— Нелегко, наверное, было…

— Он перессорился со всеми чиновниками, нажил множество врагов. Однако придумал такой аргумент: «Когда наш государь создал это учреждение, он прославился на весь мир и еще раз усилил значение русского слова «милосердие».

Этот врач, Николай Бидлоо, даже сам госпиталь спланировал — он стоял посередине участка, будто храм, и у него имелись крылья. В одном крыле располагались пациенты (300 коек), в другом — студенты и врачи, а наверху на куполе был не крест, а статуя Милосердия. Это стало символом и основой русской медицины.

И вот главный врач в письме аргументирует, что царь специально прославил Россию этим милосердием, а вы, значит, мелкие чиновники, хотите уменьшить значение его великого деяния? И как главный смысловой аккорд, как резюме пишет такую строчку: «Да и экономически сначала обоснуйте, а потом принимайте решение. Я, как главный доктор, не вижу, на чем вы решили сэкономить». И ситуация начала в итоге выправляться.

КАДРЫ И ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

— Марина Борисовна, насчет петровских чиновников нам понятно, с этими кадрами получается все как всегда. Но вот интересно, а как в те времена решался вопрос с медицинскими кад­рами в России?

— У нас не было тогда своих врачей, и в страну приезжали врачи-иностранцы. Сохранились архивные документы, свидетельствующие, что эти врачи, находясь в России, даже не удосуживались учить язык своих пациентов. При этом жалованье хотели получать очень даже большое.

И вот у нас есть архив древних актов, честь и хвала его сотрудникам, которые сохранили данный архив во время всех войн и революций. Так в этом собрании сохранилась масса судебных актов еще со времен Бориса Годунова. Они рассказывают о том, как залечивали такие чужеземные горе-доктора нашего несчастного пациента. И становится ясно, что пытались привлечь к ответственности таких эскулапов, а они разворачивались и уезжали из России. И что? Мы же вообще оказывались без всякой медицинской помощи.

— Хотя, конечно, еще вопрос: не лучше ли было никакой помощи не иметь, чем вот такую, с залечиванием до смерти?..

— Это так. Но царь Петр был мудрый человек, и в том же указе об основании госпиталя он повелевает устроить медико-хирургическую школу для подготовки врачей. Было набрано 50 учеников, что оказалось революционным начинанием для России с медицинской точки зрения.

В Европе тогда профессия медика было на уровне цирюльников. Как правило, обучались на фронте ученики-подмастерья, они шли на войну и там на практическом опыте и набирались опыта. Отдельно университеты готовили теоретиков медицины, отдельно работали на практике больницы.

У нас же с первого дня — клинический подход. Хирургия в России сразу становится наукой, а ведь в Европе это только в Лейденском университете тогда преподавали. Да и у нас до этого была только школа при Аптекарском приказе, и там только русские ученики учились. Но она была не постоянная, и кадры выпускались так себе…

ХИРУРГИЯ — НАУКА ОСНОВАТЕЛЬНАЯ

— Зато уже при Петре мы поставили хирургическую науку на, так сказать, регулярные рельсы?

— Именно! Вот первые ученики отучились пять лет, и ребята сразу же показали удивительные успехи. А что же при этом делали врачи-иностранцы? Они, конечно, сразу начали волноваться. Ведь кто учился в петровском госпитале? Их будущие конкуренты! И они решили бороться с ними самыми низкими методами: не давать им дипломы, резать на каждом экзамене.

Николай Бидлоо — хоть и голландец по национальности, но наш патриот — пишет Петру: «Я не стыжусь гарантировать за каждого ученика, что наше обучение не хуже европейского». Петр I был сильно рассержен и писал: «Опять чинят помеху лекарскому делу!» Царь постановляет сделать переэкзаменовку в его личном присутствии. И снова ребята показывают прекрасные результаты, и ничего не оставалось этим иностранцам-недоброжелателям, кроме как выдать им лекарские дипломы. Текст дипломов разработал наш главный доктор, и ребята сразу поехали в армию и на флот. Потом пошли новые выпуски, еще и еще, и вот так была заложена основа медицинского образования в нашей стране.

— А как справились с вражески настроенными врачами-иностранцами?

— Царь понимал, что они не успокоятся и будут мешать так или иначе. И он издал указ, что если кто будет препятствовать нашим первым военным и гражданским врачам, то будет наказан в обязательном порядке.

— И кто же шел тогда учиться врачебному делу?

— Это были не дети дворян, аристократии. В военные врачи шли тогда самые простые люди — дети солдат того же Семеновского полка, Лефортовского и Преображенского полков. Шли и из Славяно-греко-латинской академии, потому что обучение велось на латыни. И вот эти мальчики показывали удивительное усердие. Надо сказать, что им и с преподавателями везло.

ТЕАТР НА ПЕПЕЛИЩЕ

— То есть педагоги были умные и дальновидные?

— Вот один простой пример сердечности и милосердия. Шел 1721 год. Начался пожар, и полностью сгорело здание госпиталя, был уничтожен первый российский анатомический театр с уникальными экспонатами, с учебниками, сгорела аптека… И вот ученики, которые жили здесь же, на территории госпиталя, остаются на пепелище. Главный начал искать деньги на восстановление. Ну хорошо, поддержал император — он так и пишет: «Давать и строить!» Тогда начинают возводить каменное здание госпиталя, основание которого сохранилось до сегодняшнего дня.

— И как же смогли тогда выйти из положения с учениками?

— В те дни главный врач Бидлоо думал еще и о том, как бы поддержать дух, настроение учеников. И поручил создать им первый театр. Вот так!

Первый российский театр в европейском понимании возник именно на территории нашего госпиталя, здесь же была и усадьба главного доктора. Он сам был как архитектор и художник, а ребятам поручили писать тексты пьес и потом их представлять. Педагог хотел, чтобы в дни кризиса они были заняты вот таким интересным делом. В архиве древних актов даже сохранились тексты этих пьес! Смотреть их тогда приезжали император с супругой, российская знать тоже стремилась на тот берег Яузы в уголок доброты и милосердия. Люди знали, что здесь сформировалась такая уникальная территория, на которой каждый может получить помощь…

(Окончание следует)

03.02.2023
Просветительский проект «Россия за Семью»
Цель проекта «Россия за Семью» — раскрыть духовный созидательный потенциал российского общества, сохраненить и укрепить традиционные нравственные ценности, культурно-историческую память, национальные и семейные традиции.
03.02.2023
Азбука традиционных ценностей. Часть II. «Дух» Д (Добро)
Константин Малофеев: Мы продолжаем нашу «Азбуку традиционных ценностей», и сейчас мы поговорим о букве «Д» — «приоритете духовного над материальным», закреплённом в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей
01.02.2023
Экспертное заключение на компьютерную игру «Геншин импакт»
Воздействие компьютерной игры «Геншин импакт» на геймеров из числа детей формирует у них предпосылки и условия для выраженной их психологической зависимости («лудомании») от этой игры, реально способно причинить вред здоровью и физическому, психическому, духовному и нравственному развитию ребёнка

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
14
15
16
17
18
19
20
 
Ноябрь 2022