Протоиерей Сергий Рыбаков: «Вся наша система образования требует кардинальной перестройки»

О трудностях, возникающих на пути внедрения «Национальной доктрины образования»

На «Русской народной линии» опубликована «Национальная доктрина образования». О Доктрине рассказал РНЛ один из её авторов, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:

«Национальную доктрину образования в Российской Федерации» приняли к рассмотрению в некоторых государственных и во многих общественных структурах. Однако нам не приходится рассчитывать на то, что всё будет идти легко и гладко, ибо вся наша система образования требует кардинальной перестройки. В условиях СВО требуются серьёзные изменения, к которым часть чиновников от образования совершенно не готовы.

Система образования, очевидно, это не то место, в котором принимаются решения о ходе военных действий или о снабжении армии, поэтому функционерам этой сферы кажется, что происходящие бурные, подчас драматические события их не касаются, что это тихое место, где удастся жить по-старому, где можно быть в меру патриотом, в меру либералом, угодить и тем, и другим, и тихонько продолжать делать то, что и раньше делали. Нужно ввести «начальную военную подготовку» ‒ введём факультативно; недовольны ‒ введём в ОБЖЗ! В ОБЖЗ даже лучше: поручим тем же учителям, что ОБЖЗ преподают! Обозначим в планах, отчитаемся по полной! Патриотизм потребовали ‒ так вот Флаг поднимаем по понедельникам, Гимн включаем! Что ещё-то надо?! Не нравится толерантность ‒ из документов уберем это слово, главное по сути ничего менять не надо! Духовность необходимо предъявить ‒ так духовных и нравственных мероприятий в виде конкурсов, олимпиад, квестов, КВНов, их несть числа! Что еще вы хотите?!

Или вот такой животрепещущий вопрос. Учитель для того, чтобы учить, или для того, чтобы образовательные услуги оказывать?! Убрали из основных документов этот унизительный термин ‒ «образовательные услуги». И что! Сразу же появился типовой документ, вывешенный при входе в каждую школу, который бы фиксировал «Обязанности и ответственность учащихся»?! Ничего подобного! Всё по-прежнему!

А в высшей школе критериями научной и публикационной активности, как и раньше ‒ Web of Science и Scopus. Даже наш РИНЦ теперь не в почете. То есть, если ваша тематика ориентирована на проблемы Отечества, и в международных (американских и европейских) журналах вам нет места, то ваш научный уровень никуда не годится ‒ он низкий! Вы не соответствуете!..

Я не думаю, что Министерство просвещения или иные органы образования были бы рады увидеть Документ, который заставил бы их пересмотреть отношение к прежнему состоянию образования, взять на себя ответственность и возложить на себя вину за катастрофические просчеты «реформ» и нанесенный ими вред Отечеству. В этом ракурсе не радует их и перспективы, которые предлагает Доктрина.

Зачем понадобился такой документ? Еще в позднесоветское время началось реформирование образования. Целый ряд внедряемых псевдопедагогических установок, стал нарушать законы естественного развития ребёнка. В математике началось внедрение теории множеств в начальные классы (реформа Колмогорова), а также другие новшества, которые нарушая законы умственного развития, законы дидактики, стали формировать алогизм мышления, подавляли у учащихся познавательный инстинкт. Атака на русский язык завершилась победой внедрения фонетического разбора с неправильным написанием слов, что полностью дезориентирует ребенка в плане изучения языка. Минимизация часов на изучение отечественной истории и классиков русской литературы стала базой формирования и культивирования антипатриотических настроений, как источник экстремизма и радикализма в молодежной среде.

Мы имеем парадоксальную ситуацию: система образования не отвечает за результат процесса обучения и воспитания. Если послушать за что отчитываются чиновники, то они расскажут о количестве построенных и отремонтированных школ, о питании учащихся, о цифровизации образовательных учреждений, о количестве проведенных «воспитательных» мероприятий. Как правило ни слова о качестве обучения, ничего о результатах воспитательной работы. «Шумим, братец, шумим!». И это удобно, и вряд ли хочется от этого отказываться. Не хочется брать ответственность за то, что детям не говорилось о нерушимости семейных уз ‒ «что Бог сочетал, человек да не разлучает»; о духовных подвигах наших святых отцов и матерей; о великих победах над апостасийным Западом во времена Александра Невского и Патриарха Гермогена, о триумфе над восточным оккультизмом инока Пересвета, благословленного преподобным Сергием Радонежским на Куликовскую битву вместе с Дмитрием Донским. Много что необходимого не сказано! Зато пустота прозападных экономических теорий и юридической казуистики с правами ребенка ‒ заполнили умы и сердца наших детей.

Суть произведенной реформы обучения ‒ это отказ от фундаментальности, предметности, системности и последовательности усвоения знаний. В гуманитарной области ‒ это утверждение релятивизма нравственности, духовных идеалов и эстетических канонов. Потому в Доктрине определена «Главная практическая задача образования — познание человеком фундаментальных законов бытия и овладение методологией творческого применения этих знаний в продуктивной деятельности и повседневной жизни. … Предъявляемый в настоящей Доктрине идеал отечественного образования альтернативен ориентациям современного западного общества на постоянные изменения и новшества во всех сферах культуры (в её этических и эстетических измерениях)».

В систему обучения и воспитания за прошедшие 30‒40 лет, когда стала набирать обороты, а затем и доминировать «идеология вхожденчества» (по С. Кургиняну), было внедрено много деструктивного и вредоносного. И это надо исправлять. За основу надо брать нашу отечественную педагогику — русскую классическую школу, дореволюционную гимназию и советскую школу. Но не возврат к прошлому, а творческое усвоение и развитие накопленных знаний и опыта!

Во-первых, Национальная доктрина провозглашает целью образование человека, являющего продолжателем культурно-исторической традиции России, человека Русского мира, человека патриота, сына/дочери своего народа. В Доктрине определяется основная цель образования — «раскрытие, взращивание и совершенствование сущностных сил человека на его пути к высшему Идеалу и высшей Ценности».

Во-вторых, Доктрина опирается в первую очередь на отечественную педагогику (что не исключает, а наоборот предполагает учет и использование лучших достижений мировой педагогической мысли, если это не противоречит нашим Идеалам). «Национальный образовательный идеал ставит педагога в центр системы образования, что подразумевает отказ от деструктивного педоцентризма, доходящего до признания прав воспитанников приоритетными по сравнению с их обязанностями».

Наконец Доктрина декларирует то, что Образование является базовой, главной производительной силой государства!

В этом цель и задачи, провозглашенные в Доктрине кардинальным образом расходятся с заявленными доктринальными положениям произведенной реформы, идеологией которой является генерация грамотного потребителя.

Пока на Западе не обнажились во всей своей демонической силе русофобия и сатанизм, многие в нашей стране думали искать счастья для своих детей заграницей. До последнего времени многие рассчитывали, что западный рай с радостью примет наших отпрысков у себя и обеспечит их материальным благополучием и нескончаемым праздником. Другие (тоже немалая часть нашего народа) решили, что рай и нескончаемый праздник должны быть и здесь, в России. К этому готовили и дома и в школе. Количество «испуганных патриотов» показало результат такой подготовки. Слава Богу, этот результат не такой, как ожидали на Западе и в среде нашей пятой колонны! И тем не менее видны колоссальные просчеты в воспитании. Поэтому на основе Доктрины группой ученых во главе с В. И. Слободчиковым разработан проект Концепции воспитания человека. Он уже опубликован и распространяется в печати и педагогическом пространстве для обсуждения.

В Доктрине мы опираемся на образ будущего России, на наши духовно-нравственные идеалы, традиционную культуру и целомудренное отношение к цивилизационным достижениям.

Поэтому в Доктрине постулируется, что «Россия как ʺсвященная державаʺ, как ʺхранимая Богомʺ земля (Государственный гимн России) исполняет свою миссию, играет отведённую ей свыше роль среди стран и народов мира, когда хранит верность своему высшему Идеалу. ʺМогучая воля, великая славаʺ нашего народа есть проявление и результат тысячелетней верности исторически выбранному пути, который заповедан нашими предками нам и нашим потомкам. Отступление от собственных духовных истоков, нравственных ориентиров, культурно-исторических и ценностных оснований приводит к катастрофам, которые даются во вразумление и свидетельствуют об искажении ментальности народа и державной природы государства, способном привести народ и державу к падению и даже гибели».

Очень важное положение Доктрины заключается в том, что «образование как форма общественной практики не сводится к государственной системе образования как комплексу взаимосвязанных институциональных структур — образовательных организаций и органов управления ими. Государственная система образования — это органическая часть, связующая, организующая и направляющая сила всенародной и общенациональной системы образования Российской державы, ориентирующейся на национальный образовательный идеал и образ будущего России».

В нынешнее время колоссальным образом искажены отношения между тремя субъектами: учитель, родитель, ученик. «Педагог ‒ говорится в Доктрине, ‒ был и остаётся живым и непосредственным носителем и предъявителем содержания образования, просвещая воспитанников светом высшего Идеала, содействуя им в познании фундаментальных законов бытия и овладении современной методологией их творческого применения в продуктивной деятельности и повседневной жизни».

Учитель должен быть государственным служащим, служить Богу и людям. Его задачей является раскрытие содержания образования. Поэтому целая глава Доктрины посвящена теме: «Содержание и структура национально ориентированного образования и подход к его реализации», где прописано: «Чем богаче будет представлен в образовательном пространстве и преобразован в образовательный ресурс фундаментальный иерархически структурированный культурный и социальный опыт (религия и философия, идеология и политика, наука и искусство, экономика и экология, сельскохозяйственное и промышленное производство и др.), тем более насыщенным будет содержание образования».

Когда придёт время для реализации Доктрины? И кто её будет реализовывать?

Даже если бы сейчас приняли нашу Доктрину на государственном уровне, то не окажется ли, что воплощать её в жизнь доверят тем же реформаторам? В своё время было сказано: кадры решают всё. Так вот — здесь нужны соответствующие кадры, которые могли бы реализовать Доктрину.

Пока мы наблюдаем значительное сопротивление кадров, которые не хотят реализовывать нашу Доктрину. Иначе они обрадовались бы и стали с нами сотрудничать. Например, создали бы Общественный Совет по рассмотрению необходимых изменений. Но этого нет.

Доктрина нравится учителям и многим ответственным администраторам. Как специалисты они видят, что Доктрина наследует педагогические традиции Ушинского, Сухомлинского, Макаренко, Зеньковского и др. И тогда у них выстраивается целостная картина, в формате которой видна вся ложность и вредность реформы образования, начатой со времён Перестройки. Истина найдет пути к сердцам и умам педагогов и ответственных руководителей.

Как известно, дело Божие медленно совершается. Но «велика милость Его к нам, и истина Господня вовек» (Пс.116:2).

03.02.2023
Просветительский проект «Россия за Семью»
Цель проекта «Россия за Семью» — раскрыть духовный созидательный потенциал российского общества, сохраненить и укрепить традиционные нравственные ценности, культурно-историческую память, национальные и семейные традиции.
03.02.2023
Азбука традиционных ценностей. Часть II. «Дух» Д (Добро)
Константин Малофеев: Мы продолжаем нашу «Азбуку традиционных ценностей», и сейчас мы поговорим о букве «Д» — «приоритете духовного над материальным», закреплённом в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей
01.02.2023
Экспертное заключение на компьютерную игру «Геншин импакт»
Воздействие компьютерной игры «Геншин импакт» на геймеров из числа детей формирует у них предпосылки и условия для выраженной их психологической зависимости («лудомании») от этой игры, реально способно причинить вред здоровью и физическому, психическому, духовному и нравственному развитию ребёнка

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
14
15
16
17
18
19
20
 
Ноябрь 2022