Один шаг вперёд – два назад

Профессорско-преподавательскому составу России, боровшемуся с «болванской системой» на протяжении 20 лет, посвящается

Глава Минобрнауки Валерий Фальков рассказал «Коммерсанту», что, несмотря на отказ от соблюдения всех принципов Болонской системы образования, в России останется возможность обучаться по программам бакалавриата и магистратуры, сообщает РИА Новости.

По словам министра, высшие учебные заведения смогут самостоятельно выбрать, по какому принципу работать со студентами.

«Не нужно искусственно зажимать возможность развития специалитета и создавать преимущества бакалавриату и магистратуре. Надо дать возможность индустрии самой вместе с университетами определить, какая форма наиболее востребована», — подчеркнул он.

Полный отказ либо запрет разделения учебы на бакалавриат и магистратуру в России невозможен по нескольким причинам, уверен глава ведомства. Он напомнил, что многие студенты, уже окончившие бакалавриат, в некоторых случаях не смогут получить работу без степени магистра.

«У нас есть квалификационные требования к должностям, особенно на государственной гражданской службе, на правоохранительной службе. Ты не сможешь быть, допустим, судьей, если у тебя только бакалавриат по юриспруденции, нужно иметь степень магистра. Мы не можем этих людей ограничивать, это же конституционное право на образование», — сказал Фальков.

К тому же система бакалавриата и магистратуры привычнее как для недавних российских выпускников, так и иностранных студентов в России.

Министр перечислил некоторые огрехи Болонской системы, из-за которых качество образования может снижаться. Среди них — неспособность некоторых вузов обеспечить разницу уровней сложности двух степеней учебы, а также неограниченный доступ к переходу от одной специальности к другой, часто не связанной с предыдущим опытом студента. В дальнейшем в России может появиться перечень специальностей со свободным поступлением в любую магистратуру и поступлением только по смежным областям.

Заявление Фалькова прокомментировал в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:

Чиновники не хотят работать, они делают один шаг вперёд и два назад, провозгласив отказ от Болонской системы и воодушевив профессорско-преподавательский состав России, который многие годы боролся против этой Болонской системы за её отмену, сопротивлялся, как мог, и тут же её сохраняют, просто допуская специалитет. Но такая система существует сегодня! Своё нежелание работать они прикрывают различными объяснениями якобы о невозможности, о сложностях и так далее.

Судя по заявлению, ядро «Болонской системы» будет сохранено, так как сохранятся бакалавры и магистры со своими дутыми компетенциями.

Упование на то, что какая-то индустрия что-то решит и даст чему-то развиваться, — это и перенесение ответственности на третью сторону, которая и не может, и не будет за это отвечать. Приводится аргумент, что на многих постах нужен диплом магистра, а не бакалавра — переходите на высшее образование, давайте магистрам дипломы не магистра, а специалиста с высшим образованием, согласно квалификационной сетке, которую надо ввести и которая была всегда. А бакалавру за государственный счёт надо будет принять хотя бы годовую программу (не двухгодовую, как в магистратуре, а хотя бы годовую, чтобы довести его образование до 5 лет – по желанию людей) и тоже дать диплом о высшем образовании специалиста. Раз натворили бед, то нужно их исправлять. Причём бакалавру этот год обучения осуществить бесплатно за счёт бюджетных средств — тому, кто захочет повысить свою квалификацию до высшего образования, чтобы дальше занимать соответствующие должности. Вот и вся проблема. Или такая богатая страна Россия не может себе это позволить и только «втирает очки» населению страны??!

Необходим полный отказ от двухуровневой системы и возврат на трёхступенчатую советскую систему образования. Это средняя общеобразовательная школа, включая ПТУ — профессионально-технические училища, где люди заканчивали среднюю школу плюс получали рабочую профессию. Вторая ступень – средняя техническая. Это система техникумов. Её надо возрождать, она была разрушена параллельно с введением этого Болонского процесса в 2003 году. Именно тогда началось лавинообразное разрушение системы техникумов, тогда поменялись названия, техникумы стали называться колледжами т.д. и т.п.

Третья ступень — это высшее образование, где человек получает специальность, соответствующую нормативам высшего образования, получает диплом о высшем образовании. Это диплом единого образца без всякого деления, т.к. деление абсолютно не нужно и не необходимо. Конечно, проблемы были и у того образования, но «дуроломное» внедрение болонского процесса полностью дезорганизовало систему высшего образования, что сказалось и на подготовке научных кадров.

Более того, одним из мотивов ввода так называемой Болонской системы было признание дипломов. Существуют межгосударственные договоры нострификации учёных степеней  и дипломов о высшем образовании, и ничто не мешает заключать эти договоры. Кстати, между отдельными государствами они существовали до Болонского процесса, а Болонский процесс — это чисто европейская задумка для решения их задач и проблем внутри европейского рынка. Нам чужда та система жизни и эти ценности. Поэтому не было никаких обоснований полезности такого перехода, его издержек и т.д.

Виктор Антонович Садовничий одним из первых в 2003 году высказался категорически против Болонской системы, потому что она подрывала фундаментальные основы и традиции развития высшего образования в нашей стране. МГУ сопротивлялся, как мог. Сегодня он одним из первых уже отходит от этой системы, по крайне мере, прикладывает мощные усилия для этого.

Недавно я встречался с бывшим проректором одного из технических ВУЗов России, и он мне рассказал, что выпускники, обеспечивая 70% оригинальности дипломов, не могут решить задачку на закон сохранения энергии в одно действие. Задача такая: груз поднимается на высоту — h, масса груза — m, обрывается трос на высоте — h. Энергией разрыва троса надо пренебречь и определить скорость удара груза о поверхность земли. Эту задачку в одно действие на закон сохранения энергии не решает магистр по специальности «подъемно-транспортные машины»!!! Вот до чего дошла система образования!

Я, 27 лет не занимаясь инженерными делами и имея техническое советское образование, сегодня спокойно решаю эту задачку в одно действие. А выпускник магистратуры, защищающий диплом с 70-процентной оригинальностью, не решает эту простейшую задачу. Как такое может быть? Кому нужна такая оригинальность?

Обществу и России нужен отказ от Болонской системы образования, от этого бреда, от этого недоучения, от этого разлада и провала системы высшего образования и высшего технического образования, в частности. Потому что это долгосрочное поражение России в области техники и технологий, которое нас ещё ждёт впереди, несмотря на успехи в военно-технической области. В конце концов, и они будут подточены. Вот для чего это сохраняется, а чиновники играют на подрыв нашей страны, чтобы ничего сильно не менять, не работать, но создать иллюзию изменений. Скажу более конкретно, Вице-премьер подписал распоряжение, чтобы не учитывать при расчёте заработной платы научным работникам статьи в «Скопусе» и «Веб оф сайнсе». Но по факту все до сих пор сохраняется. У меня есть предположение, что не мытьём, так катанием сохранят этот разрушительный для науки бред сивой кобылы (под видом рейтингования журналов!). Полагаю, что В.Л. Гинзбург назвал бы все это – «чушь собачья»! Тем самым, уже вшито нарушение распоряжения вице-премьера, как только оно успело появиться. 

Министерство должно управлять развитием науки и образования, предлагать решения государственной и долгосрочной значимости. Это самое главное и основное. Нужно доводить решения до логического конца, не забалтывая и не превращая в фарс!

Олег Сергеевич Сухарев:, д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН 

14.04.2024
Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностей
Сегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?»
18.03.2024
Наступило время действовать, а не созерцать
В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество».  Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России
19.02.2024
Династия священнического рода Саковичей
Сегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
 
Июнь 2022