Российскому образованию необходим новый центр

Российскому образованию необходим новый центр

Выступление протоиерея Дмитрия Моисеева в Общественной Палате РФ 14 апреля в рамках Слушаний «Национально-ориентированное образование как стратегический вектор развития России»

Борьба за Правду и Добро идёт сейчас не только на полях сражений — военных, экономических и политических. Один из главных фронтов — образовательный.

Хотелось бы акцентировать внимание на том, что Национальная Доктрина образования Российской Федерации имеет системообразующий характер. Если анализировать все негативные тенденции в сфере образования в предшествующие годы и десятилетия, то можно прийти к выводу, что до последнего времени существовал закулисный центр управления Российским образованием, который направлял его деятельность в сторону целей, далёких от национальных интересов.

События последних двух месяцев кардинально изменили жизнь мира и страны. Мы сейчас имеем ситуацию опускания Железного занавеса с той стороны. И это для всех нас — единомышленников, которые желают реальной «национализации» и «импортозамещения» в сфере образования, создаёт благоприятные возможности для создания суверенной модели образования, жизнеспособной, которая проецировала бы свои возможности не только на Россию, но и несла бы свет Просвещения всему Русскому миру и всему миру в целом.

В связи с этим для всех нас должна существовать единая корпоративная этика. От каждого из нас требуется ответственность за каждое слово, каждую мысль, тем более за каждое дело.

На предыдущем этапе борьбы за Отечественное образование, когда оно было не суверенно, управляемо, со стороны защитников национальных образовательных интересов преобладала критика навязываемых нам извне ущербных образовательных доктрин, идеологии, политики, подходов, технологий, содержания и методов преподавания. Однако сейчас этого уже недостаточно. Нашему народу, государству, научно-педагогическому и родительскому сообществу необходимо перейти к этапу строительства, прокладыванию собственного пути в сфере образования. В связи с этим любая критика, во-первых должна быть обоснованной и предметной, а во-вторых, нести в себе конструктивные предложения. Нашему сообществу нужно выработать коллективную ответственность за Отечественное образование.

В проекте Национальной Доктрины образования Российской Федерации действительно указывается необходимость самообразования. Но ведь на самообразовании основана вся Высшая школа. А Доктрина является фундаментом не только для дошкольного и школьного образования, но и для Высшего. Способность к самообразованию — одно из важнейших новообразований школьного периода детства. Без неё человек из самостоятельно мыслящего существа превращается в бездумного потребителя потока информации, транслируемого СМИ.

Методологическим основанием Доктрины выступает новый научно-технологический подход — гуманитарно-антропологический, разработанный в последние десятилетия большим коллективом педагогов и учёных с личным участием и под руководством В.И.Слободчикова. Этот подход призван вернуть «человека» в наше образование. У нас в государственной системе образования, к сожалению, отсутствует антропологическое ядро. Ещё В.А.Сухомлинский писал, что «знают наши питомцы множество полезных и нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии материя в центре Солнца, и сколько атомов вещества в кубическом сантиметре межзвездного пространства… но ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит — быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей».

Гуманитарно-антропологический подход кардинально отличается от предшествующих подходов, в том числе от мыследеятельностного. Суть его — взращивание средствами образования «человеческого в человеке» во всей его целостности и полноте.

На фундаменте именно гуманитарно-антропологического подхода нами вместе с монахиней Ниной (Крыгиной) был построен образовательный курс «Нравственные основы семейной жизни», получивший широкое распространение и дающий реальные результаты. Во многом благодаря содействию Союза православных женщин, Сообщества практиков образовательного семьеведения, других общественных организаций и движений этот курс внедрён в настоящее время во многих регионах России, в образовательных учреждениях различного типа и получил положительный отклик со стороны молодёжи, педагогов и родителей.

Как уже было отмечено выше, в последние три десятилетия существовал закулисный центр управления нашим образованием, который уводил его деятельность далеко от национальных интересов России. В последние месяцы многое изменилось. И хотя враги Отечественного образования ещё остались, и с ними продолжится борьба, необходимо переходить к новому этапу, выстраивать свою структуру и модель деятельности.

У нас законодатели принимают законы. На основании чего? В каком ментальном поле они принимают, когда мы говорим, что национальная идея в России не сформулирована? Это значит, что до сих пор они работают на этот закулисный центр, который знает, что надо, и знает что надо им от нас.

Необходимо совместными усилиями создать свой органический центр управления образованием, который формулировал бы идеи национального суверенного образования, принципы Русской цивилизации и проецировал бы их на деятельность законодательных и исполнительных органов власти, педагогическую и родительскую общественность, молодёжь, общественное сознание всей страны. Как он будет институализирован ещё до конца не понятно, но он необходим.

Причём это проецирование должно вестись в постоянном, непрерывном режиме, чтобы сознание наших законодателей, депутатов было просвечено идеями Русского мира, чтобы они мыслили именно в этом ключе. А потом законодатели эти задания должны уже опускать на уровень исполнительной власти. И тогда исполнительная власть будет понимать то, что должна действовать строго в рамках таких то нормативов, но и с учётом таких то концептуальных моментов. Этого на сегодняшний день у нас пока нет.

Создание Доктрины и вытекающих из неё документов — это создание новой модели ментальности, которой сейчас нет и которая нужна нам как воздух.

Необходим общественно-государственный центр, двигатель, который должен иметь выход на Первое лицо, на Государственную Думу, на министерства, кроме того на педагогическую общественность, на научные институты, на родительскую общественность, и который приводит в движение последовательно идеи Русского мира в образовательную сферу.

В мире, стране и обществе сейчас такая ситуация, что мы не можем тратить время и силы на «изобретение велосипедов», на конкуренцию в образовательном поле. Как и во многих сферах жизни на образовательном фронте нам необходимы мобилизация и консолидация. Мобилизация всех здоровых научных, общественных, педагогических сил. Консолидация вокруг строительства такой модели образования, которая несла бы в себе всё лучшее из традиций Русской школы и в то же время опиралась бы на новейшие отечественные разработки гуманитарно-антропологического знания. Принятие Национальной Доктрины образования Российской Федерации есть первый и очень важный шаг на этом пути.

Русская весна, второй и самый значимый этап которой мы сейчас переживаем, даёт возможность, чтобы долгожданные чаяния нашего народа сбылись и эти усилия увенчались.

20.05.2022
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Весенняя свежесть взгляда
Три тысячи лет назад царь и пророк Давид сказал: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18: 2). Сейчас красивый, полный ярких впечатлений, постоянно освежающий наш взгляд месяц май. А замечаем ли мы эту красоту, наполняемся ли новыми впечатлениями, чувствуем ли мы дар Творца?
16.05.2022
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «В лукавую душу не войдёт премудрость…»
У детей мало жизненного опыта. Они пока не обладают ни житейской мудростью, ни практическим умом, ни знаниями. Но у них, если взрослые их правильно воспитывают, есть обостренное чувство совести, понимание «нельзя» и «можно», «хорошо» и «плохо»
05.05.2022
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Риски будущей профессии
Май месяц. Миллионы юношей и девушек выбирают жизненный путь. «Кем быть? Где работать? Куда поступить учиться?» — перед ними стоят десятки похожих вопросов. Ответы на них ищут не только будущие студенты, но и их родители, близкие родственники

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
Апрель 2022