Проблема дефицита национальной идеологии образования и пути его преодоления

Проблема дефицита национальной идеологии образования и пути его преодоления

Доклад протоиерея Сергия Рыбакова в Общественной Палате РФ 14 апреля в рамках Слушаний «Национально-ориентированное образование как стратегический вектор развития России»

Провозглашённый и до сих пор действующий принцип отказа от идеологии, как и принцип отказа от воспитания в образовательных учреждениях, является лукавством. В реальности вместо ликвидированной после распада СССР коммунистической идеологии, была внедрена на эзотерическом уровне идеология либерализма в сочетании с парадигмой постмодернистских и кальвинистских доктрин. Эти религиозно-философские концепции, либеральные и либертарианские сдвиги в сфере образования породили цунами 30-летней реформаторской деятельности, приведшей к глубочайшему кризису, о чём было нами изложено в работе «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности и пути его преодоления».

Если определить суть кризиса в системе образования России, т с необходимостью приходится констатировать, что основной причиной деструктивных явлений выступает стремление подогнать отечественную систему образования под западные лекала. Ещё начиная с позднесоветских времён Запад стал для многих людей в России (и особенно либералов-реформаторов от образования) эталоном, задающим нормы культурной, нравственной, политической и экономической сферы жизни, комфорта и специфически деловых отношений между людьми («ничего личного, просто бизнес»). В постсоветский период народ и государство с бездумным усердием стали избавляться от всего русского и советского, стремясь через систему образования сформировать «нового россиянина» по образу и подобию западноевропейского и американского потребителя.

Все попытки, предпринимаемые Русской Православной Церковью, консервативной педагогической и родительской общественностью противостоять перманентной реформе, проводимой под лозунгами прогресса, инноваций и цифровизации успеха не имели. Фундаментальность образования стала подменяться большим количеством разнородных внедрений абсолютно ненаучных программ «полового воспитания», псевдоэкономического, квазиюридического, экологического и прочего наполнения, фрагментирующее содержание учебного материала на несвязные между собой части. Провозглашенные в большом количестве документов под названием концепций, стратегий, программ наподобие «Стратегии модернизации содержания общего образования» 2001 г., «Концепция модернизации российского образования до 2010 г.», печально известный «Форсайт-проект 2030» являлись и остаются проводниками идеологии чуждой русскому духу, традиционной классической педагогике и национальным интересам России.

В монографии Хагурова Т.А. и Остапенко А.А. «Реформа образования глазами профессионального сообщества: опыт социологического исследования» (2014 г.) показано негативное отношение большинства педагогического сообщества к уже реализованным реформам и их результатам. 81,8% педагогов характеризуют нынешнее положение в системе образования как застой, кризис и упадок.

Несмотря на чёткое понимание всеми, кто заботится о наших детях и молодёжи, пагубности проводимых реформ, реформаторский зуд не утихает и порождает новые проекты, концепции и стратегии, типа «Цифровая трансформация образования», где обещается, что «в будущем нас ждут ИИ-помощники учителей, цифровые портфолио школьников и онлайн-курсы вместо учебников».

В свете нынешних событий на Украине следует особо выделить, высказанное в 2015 году в выше названной работе «Системный кризис…» положение: «украинский майдан подготовил украинский учитель». Ситуация тем более требует серьёзного отношения в силу агрессивной русофобии Запада, и фактически объявленной им войны против нашей страны. Нашему Президенту приходится объяснять, что «мы не отступим, будем сражаться за право быть и оставаться Россией». Но это право быть Россией необходимо отстаивать не только на полях сражений, но в первую очередь в пространстве встречи учителя и ученика, родителей и детей, «значимого взрослого» и ребёнка. Именно в пространстве образования — пространстве транслируемых от старших к младшим, от поколения к поколению образов решается вопрос быть или не быть нашему народу. Следует понять, что необходимым (но не достаточным) условием бытия народа является 1) ограждение себя от других народов, иначе исчезновение через ассимиляцию, и 2) воспроизведение себя, иначе исчезновение через вырождение.

Ограждение не означает замкнутость, но защиту от чуждых нашему народу мировоззренческих, духовных и нравственных установок. И ограждение, и воспроизведение народом себя в новых поколениях требует совокупности идей, позволяющих чётко фиксировать, что есть добро, а что есть зло; что есть истина, а что ложь; что является прекрасным, а что безобразным.

Какие же идеологии были внедрены в пространство образования и продолжают развращать детей и молодёжь?

1. Идеология прагматизма, утверждающая культ успешности в сочетании с богатством и известностью. Это западный вариант индивидуализма и беспочвенности — где хорошо, там и родина! В образовании эта идеология породила метод проектов и компетентностный подход.

2. Идеология экзистенциализма, описывающая этот Мир как мир абсурда, в который «заброшен» беспочвенный индивид. Эта идеология антиисторизма и нигилизма привела к тому, что в нашей стране порядка 20000 случаев суицида ежегодно среди молодых людей и подростков. На Украине (да и у нас тоже, хотя и в меньшей степени) эта идеология позволила заменить истинную историю на мифы и античеловеческие вымыслы. Сформированное в формате этой идеологии сектантское сознание и клиповое мышление является удобной формой для наполнения национализмом, фашизмом, экстремизмом и радикализмом.

3. Идеология модернизма, провозглашающая, что все новое хорошо, а что все прежнее плохо. В образовании это породило идеологию педоцентризма, нарушающая иерархию отношений учитель — ученик, старший — младший, родитель — ребёнок. Модернизм и постмодернизм являются широким путем для внедрения антикультурных манифестаций, инсталляций и перфомансов в пространстве предъявляемых нашей молодёжи образов.

4. Идеология феминизма, разрушающая иерархические отношения в семье, нормальные отношения между мужчиной и женщиной, и позволяющая внедрять безумие гендерных извращений и ювенальных технологий.

Таким образом, мы никогда не жили без идеологии! Более того, нам навязали изрядное количество деструктивных и опасных идеологий, угрожающих самому бытию нашего народа. Но такое положения стало возможным только благодаря отсутствию национальной идеологии, отвечающей на самые простые, а потому и самые фундаментальные вопросы: кто мы, каково наше место и предназначение в этом мире, какова наша миссия среди других народов Земли.

Гигантская фигура «зверя» из Апокалипсиса установлена на площади перед зданием ООН именно в том виде, как его описывает Иоанн Богослов: «Зверь, которого я видел был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть». Это знамение времени сего, когда ложь и извращения становятся нормой жизни многих народов, которые «поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?» (Откр. 13:4). Богу, однако, угодно показать нам неслучайность русофобии и потоков лжи, изливаемых на нашу страну и наш народ, который не готов жить под властью этого Зверя. Поэтому нам в очередной раз показан уже и военный оскал его зубов. Но, чтобы противостоять ему, нам необходимо иметь свою национальную идеологию, идеологию Истины, Любви и Красоты, отражающую стрелы злобы и коварства от наших душ и душ наших детей. Мы являемся наследниками великих предков и Святой Руси, и это есть основа нашего самостояния перед лицом находящих на нас искушений!

18.09.2022
России нужна новая доктрина образования: член-корреспондент РАО Слободчиков о будущем школы
Россия — одна из ведущих мировых держав с мощным внешнеполитическим, оборонным и духовным потенциалом. Ей необходима суверенная и самостоятельная политика в области образования
09.08.2022
Столкновение века, или Актуальный Достоевский
Россия как мировой лидер по защите традиционных духовно-нравственных ценностей — вот то самое поле, способное привлечь на нашу сторону миллиарды единомышленников по всему миру
04.08.2022
Круг чтения Достоевского
Федор Михайлович Достоевский в своих зрелых произведениях показывает: по-настоящему изменить мир и улучшить жизнь может понимание человеком ответственности перед Богом за содеянное

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
Апрель 2022