Цифровизация образования – риски угрозы

Цифровизация образования – риски угрозы

Доклад С.С.Галиева в Общественной Палате РФ 14 апреля в рамках Слушаний «Национально-ориентированное образование как стратегический вектор развития России»

Вопрос реализации программ по цифровизации образовании стоит довольно остро во всём мире. Однако никто не задаёт существенного вопроса – зачем эта цифровизация нужна, какова её цель?

Если целью является подготовка высококлассных специалистов в IT-отрасли, то цифровизация должна идти совсем другим путём. Залогом глубоких знаний в области информатики и программирования является использование стационарных компьютеров с операционными системами, имеющими открытый код (такими как Linux). Только подобный формат поможет обучающимся дать исчерпывающие представление об информационных технологиях. Нынешняя же цифровизация происходит на базе распространения планшетов, смартфонов и вовлечения обучающихся в социальные образовательные сети с интерактивным содержанием, что никак не связано с повышением знаний в области информатики и программирования, и зачастую наоборот, приводит к падению навыков в данных областях знания.

Так каков же результат процессов цифровизации? На этот вопрос легко можно ответь, если обратить внимание на медицинские и психологические исследования зарубежных учёных, исследующих последствия процессов цифровизации для современной молодёжи. В фокусе внимания учёных оказалось целое поколение, которое называют цифровыми аборигенами, или поколением Z, это дети, которые не помнят, каким был мир до эпохи Интернета. Итак, попробуем кратко перечислить особенности их мышления, которые были сформированы процессами цифровизации:

  1. Восьмисекундный фильтр – представители цифрового поколения могут концентрировать своё внимание на новой информации не более восьми секунд, потом их концентрация начинает быстро ослабевать1. По этой причине длина сообщения не должна быть больше 25 слов, в противном случае цифровые люди не смогут воспринять его с первого раза, либо могут упустить какую-то часть сообщения, что приведёт к искажению восприятия.

  2. Необходимость наглядности. Избыток воспринимаемой видеоинформации формирует особый вид восприятия, требующий развёртывания информации в видео, либо в фото-формате. Предыдущее поколение миллениалов больше привычно к текстовым сообщениям, поскольку во время их взросления Интернет большей частью существовал в виде набора текстов. Цифровое поколение наоборот, с большим трудом воспринимает текст без картинок.

  3. Цифровое поколение очень общительно, оно стремиться к общению, но не умеет выстраивать коммуникацию, не умеет формировать длительные устойчивые отношения, поэтому они очень страдают от одиночества и нехватки глубоких дружеских отношений. Связано это в первую очередь с тем, что во время обретения навыков коммуникации со сверстниками, большая часть общения происходила в цифровом мире.

  4. Ещё одной особенностью является крайняя степень социальной атомизации, которая оборачивается тем, что молодёжь не может формировать достаточно устойчивые коллективы. Низкий уровень коммуникативных навыков не позволяет наладить стабильные долгосрочные связи. Даже в социальных сетях не всегда присутствует некая тематическая фрагментация, поскольку та или иная тема или предпочтение не выступают как метод самоидентификации, а скорее, как набор быстро сменяемых опций.

  5. Феномен многозадачности. Многозадачность среди детей и подростков как феномен впервые была исследована в 1999 г., тогда было обнаружено, что 16 % американской молодёжи выполняют домашнее задание с одновременным прослушиванием музыки, просмотром телевидения или интернет-ресурсов. Согласно многочисленным эмпирическим исследованиям режим многозадачности может приводить к развитию тех или иных расстройств, таких как расстройство внимания2 и синдром дефицита внимания3. Тестирование людей, привыкших к режиму многозадачности, показало, что они чаще отвлекаются на внешние факторы, не имеющие значения для выполнения задачи, а также на собственное отвлекающее содержание памяти, то есть они в меньшей степени способны контролировать процессы своего мышления4. Многозадачность сама по себе является не столько навыком, сколько методом адаптации мозга в условиях постоянного отвлечения внимания внешними и внутренними информационными стимулами. Единственной положительной способностью «многозадачников» было сохранение эффективности когнитивной деятельности в сложных условиях, отвлекающих внимание, в этом они показали себя не хуже остальных испытуемых, однако средний уровень эффективности их был всё равно ниже, то есть в нормальных условиях они не дотягивают до интеллектуального уровня людей, не склонных к многозадачности5.

  6. Медицинские последствия – цифровая деменция. Впервые случаи цифровой деменции были отмечены в Южной Корее, которая занимает первые места в мире по развитию сферы ИТ и внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь. В частности, отмечался рост численности молодых людей, испытывающих проблемы с памятью и снижением когнитивных функций из-за частого использования цифровых гаджетов. Статистикой был отмечен рост численности людей с когнитивными расстройствами в возрасте от 20 до 40 лет, так, с 2008 по 2012 г. число таких случаев выросло на 37 %6. Специалистами отмечалось, что причиной данных расстройств является использование людьми электронных гаджетов, что приводит к избыточному развитию левого полушария, в то время как правое полушарие снижает активность. Правое полушарие отвечает за концентрацию, память и эмоции. Выделенные симптомы цифровой деменции связаны чаще всего с повреждением именно правополушарных функций: задержка развития, проблемы с кратковременной памятью, социальная замкнутость, малоподвижность, тревога, депрессия, гнев, нарушение равновесия и др.7 Американские педиатры отмечают, что им удалось зафиксировать некую схожесть патологической картины на МРТ-снимках между людьми, больными болезнью Альцгеймера и подростками, которые тратят много времени на социальные сети8. Последние данные подтверждают, что злоупотребление цифровыми гаджетами, может приводить к изменениям в гиппокампе9, а это, в свою очередь, чревато развитием разного рода расстройств, в том числе и деменции10.

Выводы напрашиваются сами собой. Цифровизация образования приводит к снижению у обучающихся уровня знаний, замедлению интеллектуального развития и повреждения ряда когнитивных функций мозга вплоть до инвалидизации.

К сожалению, в нашей стране, формат интеграции цифровых технологий в систему образования носит деструктивный характер, который основывается на использовании смартфонов и планшетов, а также вовлечении обучающихся в социальные образовательные сети и интерактивные платформы.

Поэтому задача цифровизации образования в том формате, как она проводится на Западе и, увы, пока и в России, заключается в социальном расслоении общества, но не на богатых и бедных, а на умных и глупых. То есть социальные низы должны с интеллектуальной точки зрения стать настолько неполноценными, чтобы кастовый характер общества стал самоочевидным и естественным для всех людей.

Какие при этом заявляются цели на официальном уровне? Вот список целей, заявленных Еврокомиссией:

  1. Обучение цифровым навыкам на всех ступенях образовательного процесса, с целью включения в образовательную деятельность как можно большего количества людей, путём повышения его доступности и снижения стоимости, поскольку онлайн-образование стоит дешевле.

  2. Увеличение численности специалистов, работающих в сфере ИКТ, поскольку отрасль ощущает нехватку программистов, заработная плата в данной области с каждым годом продолжает расти. Как уже было отмечено, данная цель не может быть достигнута, поскольку требует совершенного иного формата в области обучения информационным технологиям.

  3. Повышение навыков в области кибербезопасности. Необходимость связана с быстрым ростом киберугроз и воровством личных данных. Что мешает реализации проектов мировой интеграции, таких, например, как концепция цифрового гражданства. Тоже весьма сомнительная цель, поскольку большинство цифровых образовательных платформ в мире совершенно небезопасны и выстроены так, что даже подразумевают предоставление личной информации третьим лицам, что вызывает массовые процессы среди учащихся на Западе.

Применение цифровизации в школах и университетах привело к ряду проблем в ЕС и обозначило риски, которые могут реализоваться в ближайшем будущем.

  1. Использование удалённого обучения привело к многочисленным судебным процессам, когда студенты просили вернуть часть платы за очное обучение в ВУЗах, в результате финансирование многих ВУЗов начало сокращаться, что негативно отразилось на зарплате специалистов и техническом оснащении.

  2. Многочисленные социальный опросы студентов и абитуриентов показали, что они испытывают сильнейший стресс вследствие ограничения живого общения с другими учащимися и преподавателями, что также негативно отражается на их успеваемости11.

  3. Резкое снижение качества обучения стало приводить к протестам со стороны студентов и абитуриентов. Так в ещё в 2018 г. сотни старшеклассников одной из Нью-Йоркских школ начали протестовать против введённой платформы онлайн-обучения Summit Learning, разработанной Facebook. Результатом протеста, стала отмена участия школы в программе онлайн-обучения. Жалобы на платформу онлайн обучения поступали ещё из 15 штатов12. В Штате Кентукки от платформы отказались после двух месяцев её использования. Ещё одним поводом для недовольства учеников стал факт сбора персональных данных без их согласия и передачи подобной информации другим корпорациям. В октябре 2021 г. студенты Университета Варвика в Ковентри (Великобритания) подписали петицию против онлайн-обучения. Основная формулировка петиции сводится к тому, что онлайн-обучение негативно влияет на качество предоставляемых образовательных услуг и представляет опасность для здоровья студентов13.

  4. На местах ряд государств пытаются саботировать решения Еврокомиссии, прислушиваясь к мнению профессионального сообщества учёных и педагогов. Ещё в 2018 г. Франция полностью запретила использовать в школах какие-либо электронные гаджеты, включая планшеты и даже смарт-часы. Частичный запрет на использование смартфонов в школе был введён в Баварии. Цифровизация также не коснулась элитных учебных заведений Великобритании, где использование любых электронных гаджетов находится под строжайшим запретом.

Правильный формат цифровизации должен опираться на целый ряд принципов:

  1. Контакт ученика с цифровым гаджетом не должен заменять классический процесс обучения. Использование удалённого типа образования должно быть только в том случае, если оно диктуется обстоятельствами непреодолимой силы, такими, например, как низкая географическая доступность места проживания ученика, либо если речь идёт о малоподвижных детях-инвалидах.

  2. Качественно удалённый тип образования не должен приравниваться к классическому типу, то есть требуется разработка особых стандартов дипломов и аттестатов для людей, получающих образование удалённо.

  3. В плане материального обеспечения цифровизация должна использовать только стационарные компьютеры или ноутбуки. Технология Тачскрин (Touchscreen), не может применяться в образовании, поскольку представляет опасность для здоровья обучающихся.

  4. В использовании образовательных социальных сетей нет никакой необходимости, поскольку любые существующие социальные сети могут быть задействованы обучающимися в любой момент и самостоятельно приспособлены для целей обучения.

  5. Интерактивные системы обучения могут быть использованы лишь в качестве дополнительных, факультативных занятий и лишь с согласия обучающегося.

  6. Процесс чтения и письма не должен вытесняться чтением с экрана и печатаниием, так как в результате у детей начинает тормозиться развитие моторных нейронов и падать навык чтения, что негативно отражается на развитии их когнитивных способностей.

  7. Любой контакт ученика с цифровыми устройствами должен подчиняться строжайшим регламентам безопасности, цель которых является сохранение здоровья ученика, в частности, его осанки, зрения, мышечной массы, баланса опорно-двигательного аппарата. Нынешний формат цифровизации образования в РФ, к сожалению, предполагает преступное пренебрежение к здоровью обучающихся, что может негативно отразиться на обороноспособности страны.

1 Microsoft Attention Spans Research Report. 2015. URL: https://ru.scribd.com/document/265348695/Microsoft-Attention-Spans-Research-Report

2 Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / пер. с нем. А. Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 288 с.

3 Markowitz D. M., Hancock J. T., Bailenson J. N., Reeves B. Psychological and physiological effects of applying self-control to the mobile phone. 2019. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/ journal.pone.

4 Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / пер. с нем. А. Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 288 с.

5 Wiradhany W., Vugt M. K. van, Nieuwenstein M. R. Media multitasking, mind-wandering, and distractibility: A largescale study // Perception & Psychophysics. 2020. № 82. P. 1112-1124.

6 Elijah Wolfson. Digital Dementia On The Rise In South Korea; Childhood Internet Addiction Must Be Addressed, Experts Say // Medical Daily. Jun 24, 2013. URL: https://www.medicaldaily.com/digital-dementia-rise-south-korea-childhood-internet-addiction-must-be-addressed-experts-say-247100

7 Sri Gaurab Pratim Hazarika. “Digital Dementia”-The Dark Side of using Technology // International Journal of Science and Research (IJSR). 2018. URL: https://www.ijsr.net/archive/v8i1/ART20194141.pdf

8 AnnWyatt Little. Overuse of technology can lead to ‘digital dementia,’ experts say. Nov 7, 2019. URL: https://www.fox46.com/news/overuse-of-technology-can-lead-to-digital-dementia-experts-say/

9 Часть мозга, которая участвует в процессе формирования эмоций и регулирования механизмов памяти.

10 Prof. Hayk S. Arakelyan, Doctor of Medical Sciences, Ph.D , Grand Ph.D. Digital Dementia and Health. 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/335689506_Digital_Dementia_and_Health

11 Ивановский Б. Г. Цифровизация высшего образования в Европе и России: преимущества и риски. 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-evrope-i-rossii-preimuschestva-i-riski

12 Школьники США протестуют против цифровой школы. 2019. URL: http://www.decoder.ru/list/all_1/section_19_1/topic_433/

13 Students revolt against online lectures citing ‘detrimental impact’ on teaching. 2021. URL: https://www.thetimes.co.uk/article/students-revolt-against-online-lectures-citing-detrimental-impact-on-teaching-z6wvl2gc2

22.07.2024
Анаит Григорянц: Как сохранить гармонию в семье
О том, как сохранить гармонию в семье и какие ресурсы могут помочь в этом нам рассказала директор филиала Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Республике Армения, Анаит Григорянц
18.07.2024
О содержании и направленности идеологии «чайлд-фри»
Заключение о содержании и направленности идеологии «чайлд-фри» Понкина Игоря Владиславовича, доктора юридических наук, профессора, члена Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области, члена Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации
08.07.2024
Святые Пётр и Феврония — сказ о христианской семье
В XXI веке мы обращаемся к жизни супругов, с которыми нас разделяют столетия, но которые светят нам лучами благодати Христовой

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
Апрель 2022