Идеологические, политические и нормативно-правовые основы национально-ориентированного образования РФ

Идеологические, политические и нормативно-правовые основы национально-ориентированного образования РФ

Доклад В.И.Слободчикова в Общественной Палате РФ 14 апреля в рамках Слушаний «Национально-ориентированное образование как стратегический вектор развития России»

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Наша встреча происходит в чрезвычайных обстоятельствах, а потому она и чрезвычайно актуальна. Не буду вдаваться в детали происходящего, они достаточно хорошо известны всем нам, гораздо важнее сейчас наше самоопределение – гражданское, профессиональное и главное – духовно-нравственное, в самой сути происходящего.

Я убежден, что совсем не случайно возник повышенный интерес к состоянию и перспективам отечественного образования именно в 21-м году и начале этого года. Мы явно стоим на пороге исторических преобразований в жизни нашей страны, во всех ее сферах; и особенно - в центральной, ценностно-смысловой ее сферев образовании. Ведь именно здесь происходит взращивание, становление главного героя нашего Времени – Человека: носителя глубинных жизненных смыслов бытия нашего Отечества, а более широко – Русского Мира в целом.

Вот в таком смысловом пространстве я и предлагаю понимать, принимать и оценивать краткие, но принципиально важные позиции «Национальной доктрины образования РФ». Её ключевые постулаты, принципы, целевые ориентиры, практические действия, которые уже намечены и которые возможно потребуют своей доработки. С этой точки зрения рассматриваю нашу встречу как особую общественно-государственную и высоко профессиональную экспертизу положения дел в отечественном образовании и оценку стратегических направлений его преображения. Хочу подчеркнуть, именно преображения, а не только его лукавые реформирования и модернизации, как мы привыкли говорить последние 30 лет.

Несомненно, что одним из безусловных вызовов последнего времени для образования является требование прямого и профессионально выверенного решения проблемы воспроизводства в поколениях «собственно человеческого» качества бытия человека, выявления потенциала человечности в человеке, обретения и спасения самого образа человеческого.

Однако, вопрос в том, как, при каких условиях, за счет чего возможны консолидация и наращивание масштаба, мощности, а главное – качества этого самого потенциала человечности в общественной системе? По сути дела, предлагаемая вашему рассмотрению Национальная Доктрина отечественного образования, которая была разработана Научно-экспертным советом по духовно-нравственной безопасности, и есть попытка концептуального ответа на эти и другие сущностные вопросы.

Главный смысл Доктрины в том, что она призвана определить мировоззренческие основания перехода к национально-ориентированному образованию и должна стать неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Она задаёт ориентиры качественного и подлинно общенародного образования, необходимые для обеспечения суверенного развития России, её многонационального и многоконфессионального народа.

Доктрина – это главный идеологический документ для формирования государственной политики в области отечественного образования, на основе которого разрабатываются инструменты управления на всех его уровнях. Доктрина — это фундамент любых нормативно-правовых актов, всех последующих образовательных законов, указов, стратегий, концепций, государственных стандартов, программ и т.п. Подчеркну – всех последующих актов, иначе – нормативный хаос и политическая вкусовщина. Именно поэтому Доктрина должна быть рассмотрена и утверждена на самом высоком государственном уровне.

Каждая историческая эпоха России содержит ценный, сущностно значимый и уникальный опыт. Поэтому необходим подлинный синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, императивов социальной справедливости, солидарности и коллективных усилий, определявших жизнь советского общества в XX столетии, очевидное стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России.

Система единых базовых нравственных норм и единой цели общего блага независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, при сохранении всех народов в рамках единой нации и единой державы - «цветущей сложности», по словам Константина Леонтьева – это важнейшее достижение нашего тысячелетнего опыта национально-цивилизационного строительства и главный фактор дальнейшего развития российской социальной общности и государственности.

Именно в этом контексте культурно-исторические и духовно-нравственные ценностные основы народов России воспринимаются и транслируются сегодня в качестве традиционных и основополагающих. Среди таких основ: Отечество, народ, семья, державность и гражданственность, социальная солидарность и справедливость, созидательный труд и взаимопомощь, долг и воля, свобода и ответственность, вера, честь, совесть и достоинство. Еще раз подчеркну, именно этот свод духовно-нравственных основ нашей страны задает и определяет строй и смысл Российской Цивилизации.

Огромная роль в трансляции этих базовых ценностей принадлежит отечественному образованию. Поэтому еще одним фундаментальным смыслом Национальной Доктрины является принципиальное преодоление деструктивного понимания образования как одной из отраслей экономики (так называемого, нематериального общественного производства), результатом которого стала выступать услуга в виде образовательного продукта и рыночного товара, направленных на удовлетворение внешних и часто разрушительных и для страны, и для человека, и для самого образования потребностей.

Достаточно очевидно, что для того, чтобы выстроить общенародное, национально-ориентированное образование, требуется предельная ясность его оснований:

первое основание — это образ – Проект - будущего Страны (сегодня – это вопрос о национальной идее, о государственной идеологии) как стратегическая сверхзадача общества, определяющего свой самобытный путь в Истории и создающего свою образовательную систему (подчеркну – свою и для себя), призванную решать эту задачу;

второе основание — это образовательная цель системы, сформулированная в виде антропологического идеала сынов и дочерей Отечества, способных осуществить этот Проект будущего Страны; иногда в этой связи говорят о портрете выпускника - как некоем результате образования; думаю, что все-таки не портрет, а прежде всего - Образ собственно человеческого в человеке;

третье основание – это профессионально-антропологический идеал педагога – как детоводителя в пространстве культуры и во времени истории нашего Отечества (а не как технолога и социализатора), и самоё «педагогическое «производство» - как особый тип антропопрактики, практики вочеловечивания человека, которая призвана реализовать образовательную цель и обеспечить воплощение антропологического идеала образования.

Чтобы осознать масштаб задач, стоящих сегодня перед нашим обществом в целом и перед образованием – в частности, имеет смысл вспомнить наше недавнее и чуть отдаленное прошлое.

Так, в дореволюционной России было ясно, что: образ будущего как стратегическая сверхзадача общества – это выстраивание православной русской державы, объединяющей под покровом своим иные народы и иные традиционные конфессии. Антропологический идеал человека, способного осуществить такой образ будущего – это человек, стремящийся к совершенствованию своему во всех отношениях. Как было написано в правилах для гимназистов в позапрошлом веке: ˮСоздателю нашему во славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользуˮ. Педагогическая тактика воспитания такого человека состоит в восстановлении повреждённой грехом природы человека через покаяние. Даже обучение рассматривалось как особый вид покаяния, через который человек избавляется от греха невежества.

В свою очередь, в советской системе образования был сформирован образ светлого коммунистического будущего как стратегическая сверхзадача общества. Был определён образ всесторонне и гармонично развитой личности как антропологический идеал. Было определено педагогическое производство - как особый тип антропопрактики - практики формирования нового человека - строителя коммунизма. Всё это определяло фундаментальность и энциклопедизм как принципы содержания обучения и положительную героику, и коммунистическую нравственность как основу содержания воспитания.

Я привёл эти примеры не для ностальгических переживаний, а для того, чтобы показать образцы продуманности и методологической стройности систем организации отечественного образования в прошлом. Важно, что оно было крепко сбито; оно не могло измениться при косметическом, пусть даже – «европейском ремонте»; оно могло быть только сломлено. Первый раз оно было сломлено в начале ХХ столетия, второй раз – в конце его. И последняя ломка продолжается вот уже более четверти века - по сей день.

В чем же состоит главный итог столетия для нашего образования? Сегодня налицо: отсутствие ясного образа будущего страны, размытость и противоречивость образовательного идеала, шараханье между так называемыми педагогическими технологиями. В итоге – бесконечное, через каждые 5-7 лет изменение содержания образования и стандартов обучения, а также - хаотичность педагогических средств, которую назвали вариативностью. Все перечисленное позволяет мне обозначить сегодняшнюю ситуацию в отечественном образовании – как его системный кризис, а соответственно, и как угрозу национальной безопасности.

Для продуктивного разрешения и преодоления кризиса в нашем случае требуется кардинальное переосмысление самого понятия «образование». Образование должно пониматься как философско-антропологическая категория, как одна из форм бытия человека, а не как узко прагматическая функция обслуживания хозяйствующих субъектов.

Пора, наконец, осознать, что образование – это не машина по принудительному исполнению так называемого социального заказа, суть которого в том, чтобы приспособить, адаптировать, а затем – и утилизировать подрастающее поколение в наличных обстоятельствах жизни; как будто эти обстоятельства - всегда неизбежные и почти – как стихийно-природные. Понятно, что так понятое образование никогда не сможет вооружить молодых людей духовными силами, интеллектуальными средствами, опытом противостояния угрозам уже наступившего антропологического кризиса в Европейской цивилизации.

Все мною сказанное и есть - базовые смыслы Национальной доктрины; подчеркну – Доктрины уже наступившего будущего для нашего отечественного образования.

14.04.2024
Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностей
Сегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?»
18.03.2024
Наступило время действовать, а не созерцать
В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество».  Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России
19.02.2024
Династия священнического рода Саковичей
Сегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
Апрель 2022