Вклад Всемирного Русского Народного Собора в разработку концепции развития российского образования

Дети — наше будущее; сегодня — дети, завтра — страна. Как ни банальны эти слова, но они несут глубочайшую истину. И пытаясь заглянуть в будущее нашей страны, мы должны не только анализировать развитие общества: экономики и культуры, инфраструктуры и информационных технологий, — мы должны думать о том, кто будет все это осуществлять завтра. А осуществлять все это придется нашим детям: сегодняшним дошкольникам, школьникам, студентам.

Смогут ли они выполнить все то, что сегодня только предполагают политики, ученые, эксперты? Ответ очень прост: они смогут это сделать настолько, насколько позволит им сегодняшнее образование. Поэтому состояние современного образования, его потенциал — это реальное состояние нашего завтрашнего общества.

К сожалению, современное состояние российского образования вызывает множество вопросов. Построенное на основе господствующего либерального проекта, современное образование прививает подрастающему поколению чуждые традиционной России ценности и смыслы, нацеливает молодых людей исключительно на личный жизненный успех, ориентирует лучших из них применять свои знания и силы вне пределов России и тем самым фактически способствует превращению России в сырьевой придаток Западной Европы или США.

Всемирный Русский Народный Собор с первых дней своего существования обратил внимание на проблемы национального образования. Уже в заявлении I ВРНС в 1993 г. говорилось: «Наша культура и цивилизация нуждаются в первоклассной школе, чтобы возродить Великую Россию. Нужна Русская национальная школа, от яслей до университета. Формирование русской национальной школы — первоочередная задача русского общества… Нужно восстановить подлинную иерархию ценностей для наших детей и юношества. Нужен учительский и родительский подвиг для спасения России» (http://www.vrns.ru/documents/54/859/). Еще более конкретные цели ставились в резолюции «О русской национальной школе», в которой утверждался тезис об «объективной необходимости обновления школы — обращения к духовности, возрождения ее в школе, возможности целостного духовного роста» (http://www.vrns.ru/documents/54/1281/).

В 1995 г. на II Всемирном Русском Народном Соборе были сформулированы основные принципы «Русской школы»: «Русская школа в широком понимании является системой национального воспитания и образования, опирающейся на все достижения отечественной истории, культуры, духа нашего народа. Образование — национально по содержанию и характеру. Поэтому, поддерживая развитие национального образования всех Народов, имеющих свои национально-государственные структуры на территории РФ, мы особое внимание уделяем становлению русского образования и воспитания от детского сада до высшей школы. Русская школа включает в себя все типы учебных и неучебных учреждений, научные, церковные, государственные и негосударственные структуры… Концепция русской школы должна быть направлена на создание условий для национального воспитания и образования, устранения национального обезличивания русских детей». Тогда же впервые в полный голос было заявлено о том, что духовно-нравственной основой русского национального образования является православная вера: «Душа русского образования — православное воспитание — постоянно питается живительными соками истории и культуры народа своего. Создать национальное образование для русского народа — это значит поддерживать и развивать в отечественном образовании все то прекрасное и уникальное, что заложено в русской идее. Смысл и результат русского образования — Человек, его гармония отношений с миром, Богом, собою, другими людьми; духовное становление личности, формирование православного русского компетентного гражданина; национальное самосознание русского народа, его национальные чувства» (http://www.vrns.ru/documents/55/1268/).

В дальнейшем Всемирный Русский Народный Собор всеми мерами способствовал рождению и развитию в нашей стране православного образования, разработке и утверждению в школьных программах сначала факультативных, а затем и обязательных курсов «Основ православной культуры», поддерживал ученых и учителей, разрабатывавших курсы по другим учебным предметам, которые содержали компоненты православного образования. Несколько Соборов были специально посвящены проблемам воспитания и образования молодого поколения: в 2008 г. состоялся XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России», в 2009 г. прошел XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления», в 2010 г. — XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества».

Одновременно с этим на протяжении ряда лет коллектив авторов, состоящий из авторитетных специалистов в области педагогики, психологии, различных предметных областей, организационных основ системы образования, работающих в ведущих высших учебных заведениях и научно-педагогических учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Воронежа, Екатеринбурга, Краснодара, Самары и других российских городов, проводил кропотливую работу по подготовке нового проекта «Концепции развития образования в Российской Федерации». Впервые проект этой концепции был представлен в 2016 году и обсуждался на секции «Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы», которая проходила в рамках XX Всемирного Русского Народного Собора «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы».

Разговор о необходимости разработки и утверждении новых духовно-политических основ современного российского образования продолжился на конференции «История и перспективы развития национальной системы образования в России», которая была проведена силами ВРНС 27 января 2017 г. в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917–2017: уроки столетия». На конференции был рассмотрен расширенный проект «Концепции развития образования в Российской Федерации», разработанной экспертами ВРНС.

Участники конференции единогласно приняли резолюцию, утверждающую: «Мы, участники конференции „История и перспективы развития национальной системы образования в России“, состоявшейся в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений считаем, что Россия не только имеет все необходимые предпосылки для собственного самостоятельного исторического развития, занимая свое особое достойное место в мире, но и способна стать примером построения такого общества для других народов. Поэтому Россия обязана осуществить свой собственный образовательный проект, заняв при этом лидирующее место в мировом образовании…

В ходе обсуждения отмечено, что прежде всего, необходимо отказаться от понимания образования как сферы образовательных услуг, и возродить понимание системы образования как института воспитания и обучения подрастающего поколения…».

Секция ВРНС и Конференция XXV Международных Рождественских образовательных чтений рекомендовали разработать в едином методологическом ключе следующие основополагающие документы: Концепцию развития российского образования, концепции развития отдельных сфер воспитания и образования; единые федеральные образовательные стандарты, учебные программы и учебники и начать широкое обсуждение этих документов в общественных организациях и государственных органах (см.: http://www.vrns.ru/society/4340/)».

В 2019 году доработанный текст проекта «Концепции развития образования в Российской Федерации» обсуждался на заседании Комитета по культуре ВРНС, а затем был представлен членам Бюро Президиума ВРНС. Проект получил принципиальное одобрение и стал составной частью концепции стратегического развития России до 2050 года — «Русская мечта — 2050», которая будет представлена в 2021 году на XXIV Всемирном Русском Народном Соборе.

Как можно видеть, за двадцать шесть лет, прошедших со времени I Всемирного Русского Народного Собора, сделано было много. Но еще больше предстоит сделать в будущем. Самое главное — найти ту стратегию развития, которая поможет решить задачи, стоящие перед нашим народом в XXI веке. И прежде всего необходимо осмыслить современное состояние образования, понять, какой потенциал оно несет и что оно может дать современным детям. Подчеркнем — необходимо проанализировать состояние именно образования, а не деятельность Министерства образования и науки Российской Федерации.

Следующий шаг — определение путей дальнейшего развития системы образования. При этом мы должны не «подгонять» истину воспитания и образования под существующее законодательство, а напротив, само законодательство, всю законодательную базу, включая и федеральные государственные образовательные стандарты переосмыслить с точки зрения оптимального развития образования.

И, наконец, самое главное и, наверное, самое сложное — разработка содержания воспитания и образования. Надеемся, что наш анализ и наши предложения, представленные в проекте «Концепции развития образования в Российской Федерации», станут одними из отправных точек для выработки независимой национальной стратегии развития систем воспитания и образования в XXI веке.

Научные руководители проекта:
член Бюро Президиума ВРНС, доктор исторических наук С.В.Перевезенцев,
доктор педагогических наук, профессор Курского государственного университета В.М.Меньшиков

Замечания и предложения просьба присылать Владимиру Михайловичу Меньшикову, e-mail: ss-private@yandex.ru

14.04.2024
Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностей
Сегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?»
18.03.2024
Наступило время действовать, а не созерцать
В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество».  Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России
19.02.2024
Династия священнического рода Саковичей
Сегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
 
Декабрь 2021