Развитие политического процесса современной России и культурно-духовные традиции

Развитие политического процесса современной России и культурно-духовные традиции

Анисимова С.А.,
член Правления МОО «Союз православных женщин»,
кандидат политических наук, доцент

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации декларируется, что к национальным интересам РФ и стратегическим национальным приоритетам относятся «защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти»1. Мировая политическая история свидетельствует, что развитие и укрепление политического процесса государства тесно связано с культурно-духовными традициями, способствующими сохранению его самобытности, суверенитета.

Государство, заинтересованное в своем будущем уделяет огромное внимание сохранению и развитию политических, социально-экономических, культурно-духовных традиций. Последние играют особую роль в политическом процессе государства, ибо являются его сакральной частью, обеспечивая жизнедеятельность государства даже тогда, когда все остальные уничтожены, либо находятся в состоянии глубоко кризиса.

Культурно-духовные традиции позволяют не только укрепить политический процесс государства, но и способствуют его развитию, переходу на более высокий его этап. Вот почему враги национальных интересов любого государства помимо его захвата в географическом понимании, подчинения политических, социально-экономических институтов стремятся уничтожить его культурно-духовную парадигму, ибо в ней — сущностные основы государства.

В условиях современного развития мира, когда изменились формы, технологии войн, уничтожение культурно-духовных традиций государства, замена их «антитрадициями», позволяющими превратить народ, по образному выражению Ч.Айтматова, в манкуртов, не помнящих родства (утрата народом духовности, базисных ценностей, культуры, исторической памяти, межпоколенческих связей), является стратегической целью врагов национальных интересов государства. С государством, народ которого утратил свои культурно-духовные традиции, можно производить любые политические действия, ибо уничтожены вера, патриотизм, осознание национальной, исторической принадлежности. И неслучайно в Стратегии национальной безопасности обращается внимание на то, что «традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности подвергаются активным нападкам со стороны США и их союзников, а также со стороны транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих неправительственных, религиозных, экстремистских и террористических организаций. Они оказывают информационно-психологическое воздействие на индивидуальное, групповое и общественное сознание путем распространения социальных и моральных установок, противоречащих традициям, убеждениям и верованиям народов Российской Федерации» 2.

Сохранение и развитие культурно-духовных традиций относятся к проблемам национальной безопасности государства, ибо бездумное «редактирование» или придание забвению одной из них, ведёт к уничтожению других, составляющих единое исторически сложившееся целое. Государства, даже при достижении высоких постиндустриальных показателей, должны бережно оберегать свои традиции, кажущиеся извне историческими рудиментами, противоречащими современному уровню развития, но внутренне являющимися именно теми цивилизационными ДНК, обеспечивающими высокие показатели развития и прогресс.

«Традиция — (от лат. traditio — передача) — то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.3

Культурно-духовные традиции – традиции, представленные культурным (язык, ценности, идеология, обычаи, обряды ритуалы, нормы, литература, история, искусство, способы восприятия мира, и т.д.) и духовным (вера, патриотизм, нравственность, милосердие и благотворительность) наследием, для которых характерны: сохраняемость и передаваемость от поколения к поколению; постоянное развитие при сохранении сущностной основы.

Традиции включены в эволюцию политического процесса государства, общества, трансформируясь под влиянием внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных обстоятельств. Традиции по своей сущности являются механизмом для сохранения основы политического процесса, которые, с одной стороны, можно рассматривать как совокупность внутренних факторов, находящихся внутри самой традиции, а, с другой, — внешних факторов, отражающих характер социально-политического устройства общества, доминирующую политическую доктрину и др.

Традиции в политическом процессе любого государства, общества рассматриваются как система препятствия, контроля в обществе, помогающая ему сохранить свою независимость, уникальность, обеспечить дальнейшую эволюцию. Традиции имеют характеристики, определяющие их содержание: сущность, форму. В эволюции политического процесса государства форма и сущность традиций связаны: форма традиций — подвижна, постоянно преобразовывается в зависимости от внутренних и внешних объективных, субъективных обстоятельств; сущность – малоподвижна, консервативна 4.

Сущностная характеристика традиции неразрывно связана с менталитетом общества, национальным характером народа, его базисными ценностями, основы которых закреплены на социально-генетическом, био-генетическом уровнях. Если сущность традиции определяется долговременными условиями существования данного народа, его географическим и геополитическим положением, то формы традиций связаны как с сущностями, так и с текущим политическим процессом, с уровнем развития производительных сил, характером общественных отношений. Именно сущностные стороны традиций, черты менталитета, национальный характер делают любой народ именно данным народом, а их полная утрата, полное преобразование означает потерю национальной самобытности, гибель народа (при физическом выживании поколений и индивидов, сохраняя имя народа, они превращаются в представителей другого народа).

К культурно-духовным традициям относится русский язык, способствующий социально-политической сплоченности общества, позволяющий объединить все народы и народности России, соотечественников, проживающих за рубежом вне их национальной и религиозной принадлежности. И неслучайно в Стратегии национальной безопасности РФ обращается внимание на то, что «подвергаются дискредитации традиционные для России конфессии, культура, русский язык как государственный язык Российской Федерации» 5.

Русский язык впитал в себя тысячелетнюю культуру всех народов, живущих на территории России с древнейших времен. Являясь государственным языком РФ, русский язык выполняет важнейшие функции: является средством обеспечения государственной целостности и национальной безопасности; способствует развитию политической, экономической, культурной сферы на территории России, проведению единой политики в языковой сфере в субъектах РФ, формированию гражданского общества, духовно-нравственному, эстетическому воспитанию; выступает как средство межнационального общения в государствах — участниках СНГ; содействует укреплению позиций русского языка на мировом уровне, формированию положительного отношения к России в мировом сообществе.

Сохранению и развитию русского языка в РФ способствуют:

— Конституция РФ, декларирующая, что «государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык»;

— ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», закрепляющий статус русского языка — «защита и поддержка русского языка как государственного языка РФ способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов РФ»;

— проведение в 2007 г. в Российской Федерации Года русского языка;

— День русского языка - 6 июня;

— Совет по русскому языку при Президенте РФ – консультативный, координационный орган, целью которого является совершенствование государственной политики в области развития, защиты, поддержки русского языка, обеспечение прав граждан РФ на пользование государственным языком РФ.

Русская литература является важнейшей культурно-духовной традицией, имеющей огромное значение для образования и воспитания молодежи, гражданина своего Отечества. Её главной особенностью является духовность. Поэтому в основе всех произведений русских писателей лежат нравственность, вера, любовь. Даже самые сатирические произведения русской литературы направлены на созидание, а не на разрушение, в них чувствуется любовь авторов к своей стране, народу, истории. Каждый русский писатель – это патриот своего Отечества, который с помощью слова пытается донести до читателя такие глубокие понятия как любовь к Родине, уважение истории своего государства, почитание его традиций, ибо отступление от них ведет к отрицанию, хаосу и разрушению.

Русская литература — это всегда торжество добра над злом, правды – над неправдой, труда - над ленью, силы духа — над слабостью. У истоков русской литературы лежит русская сказка, которая играет огромную роль в жизни каждого человека, ведь именно с неё начинается познание жизни, формирование таких понятий как «добро» и «зло», «любовь» и «ненависть».

Сказка — это не только литературное произведение, но и исторический источник для изучения жизни, быта русского народа, уходящий иногда в доисторические языческие времена. В сказках удивительным образом сливаются мифы, используемые человеком дл осознания и объяснения реальных событий и собственно истории, порождая уникальные литературно-поэтические образы. Сказки часто отражают тот период в русской истории, когда не было законов, регламентирующих жизнь человека в современном их понимании. Действия людей основывались на морали — принципах, отобранных временем, позволяющим жить в непростые времена, когда жизнь человека во многом зависела от природных явлений, диких животных, стихийных бедствий. Выжить в таких условиях человек мог только при условии соблюдения неписанного, передающегося из поколения к поколению морального кодекса, требующего от человека заботы о ближнем, уважении стариков, помощи соплеменникам. Это были отобранные временем жизненные постулаты, позволяющие не только выжить в тяжелейших условиях, но и продолжать и развивать человеческий род. Отступление от этих принципов неминуемо вело к гибели.

В сказках все литературные герои условно делятся на положительных и отрицательных персонажей. Однако последних, действия которых основаны на зле, насилии, обмане, пройдя все испытания, огонь, воду, медные трубы, всегда побеждают бескорыстные персонажи, творящие добро, правду и любовь.

Таким образом, ребенок уже в раннем возрасте, в семье, знакомясь со сказкой, не только познает мир в его историческом, литературном разрезе, но и впервые осознает такие понятия как «мораль», «правда», «Дружба», «любовь». Русская сказка — этот душа русского народа с его верой и надеждой. Радостью и горем и обязательно — торжеством добра и любви.

К сожалению, русская сказка сегодня подвергается «коррекции», подмене неким «интеллектуальным сказочным продуктом», созданным в иной культурологической среде, преподносящимся в виде красочно иллюстрированной книги, мультфильма с захватывающими сюжетами, в основе которых – ценности, основанные на корысти, индивидуализме, прославлении «золотого тельца», что изначально противоречит традиционным ценностям России. Эти «сказочные заменители» следует отличать от подлинных, понимая их разрушительные цели и задачи для ребенка, подобно губки, впитывающему любую информацию. Нам же очень важно, чтобы эта информация носила созидательный характер и была основана на духовно-моральных принципах.

Огромное значение для образования, формирования патриотизма молодежи имеют былины – эпические песни о подвигах богатырей, наделенных высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В основе сюжета былин – героические события, эпизоды из русской истории (отсюда название – «старина», «старинушка» — действие уходящее в прошлое). В былинах сливаются темы защиты Родины, жизни народа и труда, отражаются особенности духовного склада народа, его нравственных идеалов.

Былины являются важнейшим литературным и историческим источником для воспитания у молодого поколения осознания национальной принадлежности. Русские богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — это примеры истинных патриотов своего Отечества, насмерть стоящих на защите его чертог и народа. В образе богатырей воплотились идеи русского народа о добровольном служении Отечеству, о том, что русский народ – не завоеватель, а защитник слабых и беззащитных, освободитель униженных и оскорбленных. Но в тоже время подвиг богатырей, воспетых в былинах, свидетельствует, что «поднявший на Русь меч, от меча и погибнет», на том стояла и стоит Земля Русская.

Самоотверженность, мужество этих первых защитников Отечества в разные периоды существования нашего государства вдохновляла писателей, композиторов, художников, символом воплощения которых являются «Три богатыря» В.Васнецова.

Огромное воспитательное значение для подрастающего поколения имеют Жития святых (биос (греч.), vita (лат.) — жизнеописание святых) — христианские произведения, повествующие о служении и духовном подвиге земного человека. Жизнь святого, мученика для верующего человека - это пример бесконечной любви к Господу, бескорыстного служения евангельской идее, пример смирения и жерственности. Жития святых свидетельствуют, что истинная любовь к Богу, служение его идеям помогают преодолеть любые искушения и страдания, обрести самое главное — духовное спасение. Жития святых являются примером того, как вера помогает обрести самое главное любовь к Богу, близким, человеку, а значит спасти свою душу.

Таким образом Жития святых имеют особое значение прежде всего для духовного воспитания молодежи. Это воспитание начинается в семье, а затем в школе, вузе. В настоящее время, когда Церковь отделена от государства, знакомство с духовной литературой в обычной школе связано с определенными трудностями и проблемами. Однако сегодня, когда Президент Российской Федерации принял решение о введении в школах в качестве эксперимента в 18 субъектах РФ преподавание основ религиозной культуры и светской этики, такая возможность стала реальностью.

Жития святых можно использовать как исторические источники на уроках истории в средней школе. Например, Житие равноапостольной великой княгини Ольги можно использовать в разделе периода Киевской Руси, анализируя роль княгини не только в проведении светских реформ, но и — в создании духовных предпосылок для принятия христианства на Руси; Житие святого равноапостольного великого князя Владимира — при изучении принятия христианства на Руси; Житие святого благоверного великого князя Александра Невского — при изучении ледового побоища; Житие Преподобного Сергия Радонежского — при изучении Куликовской битвы.

Всероссийский фестиваль семейных династий «Вера, Надежда, Любовь» также связан с именами первых христианских мучениц, принявших смерть ради христианской веры.

Однако Жития святых — это не только духовный источник, но и исторический, ибо он повествует о реально действующих исторических лицах, которые своим духовным подвигом прославили Русь-Россию, её народ. Этот подвиг имел такое огромное значение для Отечества, что был оценен не только людьми, историей, но и Православной Церковью.

Русская литература, ренессанс которой падает на XIX век, как из живительного источника впитала в себя русские сказки, былины, сказания, жития святых. Поэтому главной особенностью русской литературы является ее духовность и патриотизм. Даже самые сатирические произведения Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина написаны с уважением к России, ее народу, ибо их авторами двигали не ненависть и злорадство, а любовь и переживание за судьбу Отечества, желание изменить происходящее к лучшему, что соответствовало бы памяти и деяниям предков. Написать «Горе от ума» мог только человек, глубоко переживающий за будущее России, ибо не Молчалины – приспособленцы и лизоблюды олицетворяют великую страну, а люди, умеющие во время сказать, что «король то – голый».

Русская литература прославляет Россию и его великого труженика — простой народ. Русские писатели – не идеальные люди. Они, подобно каждому грешному человеку проходят путь сомнений, поиска, страданий (о чем свидетельствуют их произведения, образы литературных персонажей, в которых узнаются сами авторы), но обязательно, пройдя духовные испытания, приходят к главному — вере и любви.

Русская литература традиционно носит созидательный характер, помогает освободиться от недостатков и фальши, стать нравственно чище и богаче. Известная фраза городничего из бессмертной комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» — является литературным выражением: «Не судите, да не судимы будете». Именно гуманный, высоконравственный характер русской литературы делает ее вечной, актуальной во все времена, так как она - не смертельный яд, а противоядие, своеобразная психотерапия. В этом гениальность русской литературы. И неслучайно, что в годы суровых испытаний в походных рюкзаках советские солдаты носили томики стихов А.С.Пушкина и С.А.Есенина, ибо эта поэзия поднимала дух, вселяла веру и надежду в победу.

И.А.Ильин, осознавая значение русской литературы для политической сплоченности общества, писал о гении А.С.Пушкина — символе русской литературы: «Пушкин, наш шестикрылый серафим, отверзший наши зеницы и давший на внять горнее и подводное естество мира, вложивший нам в уста «жало мудрыя змеи» и завещавший нам превратить наше трепетное и неуравновешенное сердце в огненный угль, он дал нам залог и явь нашего национального величия, он раскрыл нам блаженство, и власть, и спасительность завершённой формы…И он же дал нам еще один великий и последний дар: он дал нам возможность, и основание, и право благословлять нашу Родину всегда и во всем, любить её, гордиться ею и прозревать её великое будущее, — нерушимо верить в неё и в её грядущий расцвет, что бы не принесла нам ее история, какие бы ещё лишения и страдания ни выпали на долю русских поеолений…»

Советская литература в своей основе выросла из русской, и многие произведения этой эпохи были основаны на высоких моральных принципах (произведения Н.Островского, А.Гайдара), на примере героев которых выросло несколько поколений советских людей. К сожалению, сегодня, многие из них под предлогом критики советской эпохи, связываемой подчас с идеями тоталитаризма, атеизма, не изучаются в школе, исключены из программы. А, жаль. Ведь Тимуры со своими командами, преданными Родине, с их высокими нравственными идеалами, бескорыстным отношением к ближнему, друг другу нужны сегодня как никогда. А сколько таких отвергнутых литературных произведений? Может стоит подумать о том, как вернуть в школьную программу эту необъективно забытую литературу.

Но человек не может питаться только идеями прошлого, даже если они основаны на высоких морально-духовных принципах. Сегодня нужны положительные герои нашего времени, которые могли бы стать примером подражания, вдохновения для современной молодежи, успевшей подхватить вирус, разрушающий её духовный и нравственный иммунитет. Вот почему сегодня так актуально звучат слова М.Танка: «Народ не может простить писателям многое, но не может простить молчание во времена, когда решается его судьба». Семья, школа, ВУЗ должны знакомить своих воспитанников с книгой, которая, с одной стороны, по словам М.Горького является праздником, а, с другой, по словам В.Гюго, — руководством человеческого разума, рожденной из глубины души (А.Мицкевич).

Тем не менее, при всей мощи воздействия русской литературы и она подвергается искажению, стремлению подменить ее литературными подделками, за которыми иные нравственно-духовные ценности, культура. Так между сказкой «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова и «Красавицей и чудовище» У.Диснея существует огромная разница: в сказке «пахнет русским духом», а в другом произведении — «либеральными ценностями». Это следует понимать и прежде, чем рекламировать и тиражировать подобные произведения миллионными тиражами, необходимо проанализировать возможные негативные результаты их воздействия.

В настоящее время, когда общество заражено страшным вирусом, разрушающим национально-патриотическое сознание, историческую память, делающими русских русскими, осознающими себя в многополярном мире, как никогда необходимы литературные произведения, восстанавливающие это понимание, ибо без этого не будет России и русской цивилизации.

Несомненно, важнейшей культурно-духовной традицией является история, призванная способствовать стабилизации политического процесса, национальной безопасности государства, патриотизму граждан, осуществлению преемственности поколений, сохранению национальных ценностей. И неслучайно в Стратегии национальной безопасности РФ в качестве одной из приоритетных задач поставлена — «защита исторической правды, сохранение исторической памяти, преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства, противодействие фальсификации истории» 6.

В век глобализации как никогда необходимо не только бережное отношение к истории, но и извлечение из нее уроков, осознание своей причастности к ней. Сохранение исторической традиции – приоритетная задача государства. Этому способствовали следующие решения: создание Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» (существвала до 2012 г.); проведение в 2012 г. Года истории в РФ; возведение памятников исторических памятников – героям Первой мировой войны (скульптор Ковальчук), Александру I, Гермогену, Владимиру (скульптор Салават Щербаков); реконструкция судьбоносных исторических событий (Куликовской битвы, Бородинского сражения, Прохоровского сражения и др.); создание рабочей группы при Президенте РФ по реализации научно-исследовательского и издательского проекта «Акты российского государства, цель которой координация деятельности заинтересованных федеральных органов государственной власти, научных и общественных организаций по сохранению исторического наследия, обеспечению изучения и популяризации истории российского государства XIII-XVII вв. на основе документов Архивного фонда РФ.

Патриотическое воспитание — культурно-духовная традиция России (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество), выражающая преданность, любовь к своему Отечеству, Родине, народу и уважение других народов. Патриотизм - гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер, культурные особенности, идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы своего государства и народа. Патриотизм предполагает не только наличие высоких моральных и правовых требований к личности со стороны государства, но и каждой личности к государству. В современной России патриотическому воспитанию уделяется особое значение. Так, важнейшей приоритетной задачей Стратегии национальной безопасности России является «духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан на исторических и современных примерах, развитие коллективных начал российского общества, поддержка социально значимых инициатив, в том числе благотворительных проектов, добровольческого движения» 7

Развитию патриотического воспитание в России способствуют:

— ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», который устанавливает дни славы русского оружия - дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества;

— ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 — 1945 годов», целью которого является сохранение памяти о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость;

— государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», целью которой является становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции россиян (включает комплекс мероприятий по развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания).

Важнейшей культурно-духовной традицией, способствующей формированию политического процесса, является искусство, своими истоками восходящее к иконописи, искусству XVIII-XX вв. В основе различных жанров искусства традиционно лежали духовность, патриотизм, прославление Отечества через исторические события, личности, критика негативных явлений, основанная не на отрицании, а на позитивном развитии. Искусство относится к жанру, который, используя живописные, художественные средства, позволяет лаконично поднять глубокие по сути проблемы, выразить отношение, как к отдельной личности, так и к событию в целом. Чтобы понять возможности и результаты воздействия искусства достаточно вспомнить картины «Апофеоз войны» В.В.Верещагина, «Осада Пскова» К.П.Брюлова, «Утро стрелецкой казни» В.И.Сурикова, «Отрок Варфоломей» М.В.Нестерова, «Фашист пролетел» А.А.Пластова и т.д.

Говоря о традиции русского искусства, следует подчеркнуть, что любая традиция без развития, инновации превращается в своё отрицание, противоположность и в этом смысле XXI век требует дальнейшего развития традиций, но развития созидательного, а не разрушительного. К сожалению, в настоящее время часто рекламируется и поддерживается искусство, которое, с одной стороны, с трудом можно таковым назвать, а, с другой, - разрушающее лучшие традиции русского искусства, насаждающее иные ценности и представления, уничтожающее грань между нравственностью и безнравственностью. Этому так называемому «искусству» отдаются лучшие отечественные выставочные залы, его вывозят на показ во внешнее пространство, представляя мировой публике собственное глумление над отечественной историей, верой наших отцов, историческими личностями, являющимися символами эпох. Создатели порнографических сайтов могут с облегчением вздохнуть: безнравственность в искусстве стала нормой «новой морали».

Между тем перед искусством, обладающим огромной потенциальной силой воздействия, стоят важнейшие задачи оздоровления общества, утверждения положительных примеров, способствующих созиданию, гуманизму, вере, как на государственном, семейном, так и личностном уровнях. Следует иметь в виду, что сюжеты следует черпать не только из патриотических периодов нашей истории, как это делает большинство современных художников, осознающих свою миссию, но пытаться искать положительные сюжеты и в новейшей истории, иногда писать и прославлять то, что должно быть, что способствовало бы восстановлению подлинных ценностей и смыслов.

Важнейшей культурно-духовной традицией России является театр, создание которого уходит своими корнями в Древнюю Русь с её скоморохами, ярославскому театру Ф.Г.Волкова, крепостным театрам XVIII века, театру М.С.Щепкина и, конечно, советскому театру. На примере последнего видно, как с помощью этого жанра можно прославлять эпоху, пропагандировать её ценности, или наоборот - разрушать её основы и принципы.

Театр, в отличие от кинематографа, не принадлежит к массовому искусству, как правило, он объединяет мыслящую часть общества, создающую то, что особенно ценится во всем мире — интеллектуальный продукт. Вот почему, начиная с древнегреческих времен, с помощью театра воздействовали на общество, вживляя в него идеи, позволяющие моделировать общество, проецировать стратегию его развития. Государство, заинтересованное в своем прогрессивном развитии, всегда использует театр для созидательного развития.

Традиционно русский театр основывался на высоких нравственных принципах: осуждалось зло и воспевалось добро, критиковалась ложь и провозглашалась правда. Театр всегда был призван утверждать глубокие человеческие отношения, основанные на внутренней чистоте, вере, уличая то, что противоречит сути человека, разрушает его сознание.

К сожалению, приходится констатировать, что современные театры не всегда осознают свое историческое значение, не понимают до конца стоящих перед ними задач. Более того, некоторые из них вольно или невольно разрушают культуру и принципы, на которых она основывается. Высоко духовные спектакли тонут в океане пьес, созданных в иной среде, несущих иные ценности, идеи. Негативным явлением современности, выдаваемым за инновацию, стало так называемое осовременивание спектаклей. Часто приходится с горечью видеть, как известные, написанные в определенную эпоху произведения (драматургические, оперные, балетные) и их персонажи облачают «в современные одежды», что выглядит не только вульгарно и аморально, но и наносит удар по основополагающим традициям нашего государства – вере, истории, русской литературе, русскому языку.

Трудно себе вообразить, чтобы, решив «прочитать» по-новому Кремль или Нотр-Дам де Пари (Noter dam de Paris), современные архитекторы переделали бы их в виде башен Центр Сити Москвы или Дель-Фанс Парижа. Однако в современных спектаклях подобное, к сожалению, возможно: в Новой опере Неморино появляется в виде зэка с сигаретой в зубах, Норма в виде католического или православного священника, в «Мазепе» Геликон-оперы действующими персонажами являются пионеры … Подобное «новаторство» не допустимо. Невольно вспоминается Пушкинское:

«Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери».

Сегодня как никогда необходимы пьесы, несущие духовность, нравственность, способные оздоровлять общество, поднимать его дух, воспитывать патриотов, заинтересованных в будущем России, а не смотрящих заискивающе на Запад.

Кинематограф — важнейшая культурно-духовная традиция России, сформировавшаяся в начале XX века, массовый вид искусства, позволяющий оказывать воздействие на формирование общественного сознания, отдельного человека, которого можно воспитать как патриота своего Отечества, готового ради любви к нему пройти все испытания, пережить лишения, совершить подвиги, а можно создать лицемера, служащего идеалам культур иных государств.

В советский период государство придавало кинематографу огромное значение. В основе любой кинокартины лежали высокие нравственные принципы, желание изменить мир, сделать его чище, духовно богаче. Киноленты довоенных и военных лет, вдохновившие в годы Отечественной войны на подвиг многих советских людей, до сих пор с удовольствием смотрят люди разных поколений, ибо в них настоящее, то, что свойственно природе, сути человека. К сожалению, большая часть выпускаемых современных кинокартин основана на иных принципах, носящих далеко не созидательный характер. Современному зрителю, уставшему от проблем выживания, незаметно, методично навязывается кинематографическая продукция в виде «мыльных опер», триллеров, упаднических мелодрам, боевиков, в которых пропагандируются смерть, насилие, зло. Подобные «творения» разрушают внутренний мир человека, постепенно закладывая в его подсознание иные ценности, превращая его в того самого «Ивана, непомнящего родства». В таких картинах нет искусства, игры актеров в традиционном понимании, а есть супер-смонтированная кинолента, призванная сеять ощущение безысходности, бессмысленности и безнравственности. Для того, чтобы понять это достаточно сравнить фильмы «Война и мир», созданного С.Ф.Бондарчуком и Р.Дорнхели, игру Л.М.Савельевой и француженки К.Поэзи, В.В.Тихонова и итальянца А.Бони, С.Ф.Бондарчука – немца А.Бейера или «Тихий Дон» режиссера С.А.Герасимова и смонтированного Ф.С. Бондарчуком.

В этом океане кинопродукции, пропагандирующей смерть, насилие, буквально тонут кинокартины, основанные на традициях отечественного кинематографа, пытающиеся бороться с этой насаждаемой дъяволиадой, кричащие о добром и светлом, нравственном и чистом.

Положительной тенденцией нашего времени является появление духовно богатых фильмов, вдохновляющих на доброделание, любовь к Родине, Отечеству, истории. К таким фильмам относится фильмы «Остров» 2006 г., режиссер Павел Лузгин, автор сценария – Дмитрий Соболев; «Ликвидация» 2007 г., режиссер Сергей Урсуляк, автор сценария – Алексей Поярков; «Дикое поле» 2008 г., режиссер М.Калатозишвили, авторы сценария – Петр Луцик, Алексей Саморядов; «Юрьев день» 2008 г., режиссер Кирилл Серебренников, автор сценария – Юрий арабов; «Поп» 2010 г., снятый по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, режиссер Владимир Хотиненко, автор сценария Александр Сегень; «Край» 2010 г., режиссер Алексей Учитель, автор сценария – Александр Гоноровский; «Достоевский» 2011 г., режиссер Владимир Хотиненко, автор сценария – Эдуард Володарский и другие.

Каждый из этих высоко художественных, глубоких по содержанию фильмов раскрывает важные для каждого человека проблемы, решая которые собственно человек становится человеком, обретает смысл бытия, веру и любовь.

Так фильм «Остров» на фоне сериалов, антилитературных произведений, псевдохристианских учений, разрушающих сознание российских граждан, а в конечном итоге культурно-духовные традиции русской цивилизации, явился не только философским размышлением о настоящем и лживо-лукавом, но и — подлинным откровением, вызвав прямо противоположные суждения, что свидетельствует о его силе и глубине. Подобно симфонии, в которой существует главная и побочная части, в фильме присутствует несколько составляющих, призванных пробудить осознание веры и безверия, любви и ненависти, добра и зла, которые переплетаются в образах, как главных героев - старца Анатолия, отца Филарета, отца Иова, так и во второстепенных — Тихона Петровича и его бесноватой дочери, «вдовы», матери больного сына. В каждом из них в муках и радостях калейдоскопом проходят размышления и страдания героев, разных по социальному статусу, профессиональной принадлежности и по месту нахождения на дороге к Храму. Но все они, не взирая на свои различия, в судьбоносные для себя периоды оказываются перед выбором, который зависит не только от Божьего промысла, но и от деяния каждого из них, как подобия Божьего, призванного, выполняя его заветы, внести свой вклад в мир Создателя.

Несомненно, что главной темой картины является Вера — основа христианской жизни, которая определяется нашим образом жизни и ее соответствием учениям Иисуса Христа, Апостолов. Путь к Вере у каждого человека индивидуален. Поэтому неслучайно создатели фильма выбрали очень непростой период в развитии России – время царствования коммунистической идеологии, процветания атеизма, что усиливает и обостряет человеческие страсти и поиск истины. Однако несмотря на откровенное отрицание советской эпохи, характерное для многих современных «творений» в области культуры, авторы произведения продемонстрировали свое уважение к отечественной истории, подобно художникам, написав яркими, образными мазками положительные стороны эпохи: уважение и любовь народа к Родине (образ Тихона), добросовестное отношение к работе (образ матери), нравственность (образ «вдовы»), веру (образ отца Анатолия). В тоже время, импрессионистки показав, что не все было так замечательно в этот период, о чем свидетельствует сцена в чистой, протопленной келье отца Филарета, возвращающего к жизни «черные доски», поход за которыми в это же время искусно описал В.Солоухин; боязнь матери, которой отец Анатолий предложил «прогулять» работу.

Создателям фильма удалось показать, что Вера и ее носители (образы отца Филарета, отца Иова) не всегда тождественны, так как последние - такие же грешные люди, охваченные, подчас, еще большими страстями, чем внешне неверующие. Так адмирал Тихон, с первого взгляда далекий от Церкви, как, оказалось, обладает более глубокой верой, чем отец Анатолий: «Да давно простил», — говорит он раздираемому внутренними противоречиями старцу. А настоятель монастыря, призванный помогать грешным людям, подвержен страшным искушениям (эпизод с одеялом, сапогами), от которых не меньше мучается и страдает. Огромное, духовное воздействие на зрителя оказывают сцены исцеления мальчика и лечение бесноватой — вера помогает героям фильма преодолеть невозможное, вернуться к полноценной жизни, поверить в будущее.

Несомненно, что все вопросы, волнующие создателей фильма, переплелись в образе старца Анатолия. И не только потому, что он сумел пройти сложный путь — от своего грехопадения до служения Господу, мучаясь воспоминаниями тридцатилетней давности, но и потому, что с его помощью, авторы приглашают к размышлению над вечным вопросом - о смысле жизни. Отец Анатолий считает, что его предназначение — в замаливании страшного греха, снятии тяжкого креста, который он вынужден нести. Но оказалось, что Господь предотвратил смерть соратника и наделил старца великим даром исцеления людей, способностью творения добра. Интуитивно отец Анатолий это всегда ощущает: «Не пойму — почему Господь через меня наставляет», — говорит он отцу Филарету. Но даже после встречи с Тихоном, когда старец понял, что нет на нем грехоубийства, он не смог осознать своего истинного предназначения — помогать людям.

Фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле» (сценарий Петра Луцика, Алексея Саморядова) повествует о времени начала 90-х годов, когда в обществе обостряются социально-политические отношения, забвению придаются идеологические идеалы Советской эпохи, люди утратили веру в будущее, ощущая ненужность, безнадежность, бессмысленность жизни, влача жалкое состояние. Этот кризисный этап в истории России описывается на основе судьбы молодого доктора Мити (актер Олег Долин), направленным в степной район Казахстана, тогда еще СССР. Местные жители, деградирующие люди, потерявшие нравственные ориентиры, начинают приходить к новому доктору не только за медицинской помощью, но и за ответами на интересующие их вопросы, ища поддержку в радостях и несчастьях. Постепенно доктор, являющийся не только профессионалом своего дела, но и человеком, обладающим духовно-нравственными принципами, становится центром для объединения, потерявших веру, надежду людей, которые, сплотившись, забыв о своих противоречиях, поддерживают его в трудной жизненной ситуации, обретая вновь, тем самым, высокие духовные качества.

Каждому человеку важно осознать свое предназначение на земле и помочь ему в этом могут вера, добро, любовь, жертвенность, надежда. Кинематограф обладает для этого всеми необходимыми ресурсами, которые должны быть направлены на созидание, а не на разрушение.

Сегодня необходимы кинокартины, сериалы, мультфильмы, в центре которых были бы образы положительных героев, сеявших не пессимизм и ностальгию по безвозвратно ушедшему прошлому, а вдохновлявшие на будущие дела, помогавшие обрести смысл жизни, ее радость и спасение.

Эстрада, являющаяся массовым видом искусства, также является культурной традицией, имеющей глубокие традиции, лучшие представители которой вошли в историю мировой культуры, превратилась в мощную машину шоу-бизнеса с монстрообразным лицом, лишенным нравственных критериев. Между тем эстрада всегда была самым популярным, доступным и понимаемым жанром. Сегодня через шоу-бизнес пропагандируются самые негативные идеи, откровенно разрушающие традиционные представления о Родине, Отечестве, семье, любви, дружбе. Вседозволенность, безнравственность, отсутствие таланта – вот результат разрушительного воздействия моделируемого процесса, в котором Россия – главнейшая мишень. Современные компьютерные технологии позволяют «делать» голоса, создавать образы, стили, ваять песенных кумиров – лица рисуются, таланты тиражируются через «фабрику звезд». Приходя на концерт, зрители слышат электронный голос, видят нарисованное лицо, сшитого человека. Услышать живой голос, настоящее пение, музыку, стихи становится почти раритетом.

Немногие современные певцы выступают за сохранение традиций отечественной эстрады. Начинающих же певцов, сопротивляющихся установленным «законам», не допускают до большой сцены, для них закрыты двери фестивалей, конкурсов, где царят фальшь и коммерция, где отсутствуют настоящая музыка и природный голос. Во многих государствах мира существуют законы, запрещающие петь под фонограмму и карающие всякого нарушителя, вплоть до лишения права работать на эстраде. Россия как никогда нуждается в подобном законе.

В век информационных технологий важнейшей культурно-духовной традицией должно стать телевидение, как самый массовый вид искусства, способный оказывать воздействие на миллионы людей. На это также обращается внимание в Стратегии национальной безопасности РФ - «реализация государственной информационной политики, направленной на усиление в массовом сознании роли традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, неприятие гражданами навязываемых извне деструктивных идей, стереотипов и моделей поведения»8.

К сожалению, приходится констатировать, что на экранах телевизоров царствуют в основном развлекательные программы, иногда с безнравственным содержанием, пропагандируется безнравственный образ жизни.

Между тем сегодня как никогда необходимы передачи, оказывающие положительное воздействие на людей:

— способствующие укреплению семьи и браку, как союзу мужчины и женщины,

— укрепляющие культурно-духовные традиции, например, — цикл передач — «Культурно-духовные традиции России»,

— воспитывающие любовь к Родине, Отечеству,

— стоит подумать о возрождении «Учебной программы».

Опыт Советской эпохи наглядно демонстрирует, как телевидение можно использовать для воспитания граждан, любящих свое Отечество, историю, культуру, верящих в будущее великой державы.

Религия — важнейшая духовная традиция России, форма общественного сознания, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм, типов поведения, обрядов, культовых действий, объединяющая людей в организации.

Согласно Конституции Российская Федерация — светское государство, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Развитию религии в РФ способствуют:

— ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который подтверждает право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений;

— Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, целью которого является обеспечение взаимодействия Президента РФ с религиозными объединениями, содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания;

— Межрелигиозный совет России — российская общественная организация, объединяющая представителей традиционных религий для сотрудничества, целью которого является координация совместных действий и противодействие использованию религиозных чувств для разжигания межэтнических конфликтов, утверждение в обществе традиционных духовных ценностей, согласия и стабильности, диалог с государственной властью России и других стран;

— курс для общеобразовательных учреждений Основы религиозных культур и светской этики, включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики;

— поведение религиозных праздников традиционных религий.

В Стратегии национальной безопасности РФ обращается внимание на необходимость «поддержки религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, гармонизацию российского общества, распространение культуры межконфессионального диалога, противодействие экстремизму» 9

C целью укрепления политического процесса современной России, сохранения ее самоидентичности, суверенитета необходимо:

— принять ФЗ «Об основах культурно-духовных традиций России» в котором определить основные понятия, цель, задачи, принципы, функции культурно-духовных традиций, направления государственной политики по сохранению культурно-духовных традиций, права и обязанности физических и юридических лиц по сохранению и развитию культурно-духовных традиций России;

— разработать и принять федеральную целевую программу «Сохранение и развитие культурно-духовных традиций России»;

— усилить пропаганду культурно-духовных традиций России средствами культуры и искусства;

— в высших и средних учебных заведениях ввести факультативно курс «Культурно-духовные традиции России».

Рекомендуемая литература:

1. Андреев А.Н., Селиванов А.И.. Русская традиция. — М.: АЛГОРИТМ, 2004.

2. Анисимова С.А. Культурно-духовные традиции и политический процесс современной России. Монография. — М.: Издательства «Экономическое обозрение», 2011. — 238 с.

3. Анисимова С.А. Эволюция политического процесса России и культурно-духовные традиции (с древнейших времен до Октября 1917 г.). Монография. М.: Издательства «Экономическое обозрение», 2012. — 202 с.

4. Анисимова С.А. Национальные ценности как важнейшая основа политического процесса современной России // Человеческий капитал. № 5 (29) 2011. — 124-127 с.

5. Анисимова С.А. Роль патриотической традиции в реформировании политического процесса современной России // Человеческий капитал. № 1 (49) 2013. — 110-114 с.

6. Анисимова С.А.Духовно-нравственное воспитание как культурно-духовная традиция (политологический аспект) // Поиск. Выпуск № 6 (35), ноябрь-декабрь. — 71-80 с.

7. Анисимова С.А. Политическая сплоченность и культурно-духовные традиции как основа развития политического процесса современной России//Научное обозрение. Серия 2.Гуманитарные науки. № 3-4, 2012. — 9-20.

8. Анисимова С.А. Культурно-духовные традиции и инновации (политологический аспект) // Поиск. Выпуск № 2 (37), март-апрель 2012. — 72-82 с.

9. Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. — М., 2004. — 280 с.

10. Климантова Г.И. Духовно-нравственное воспитание молодежи. — М.: Издательство РГСУ, 2009.

Примечания

1 См.: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ» // www.garant.ru

2 См.: там же.

3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997. – 807 с.

4 См.: Анисимова С.А. Культурно-духовные традиции и политический процесс современной России». – М.: Издательство «Экономическое образование», 2011. – С. 8-71.

5 См.: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ» // www.garant.ru

6 См.: там же.

7 См.: там же.

8 См.: там же.

9 См.: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ» // www.garant.ru

20.10.2021
Обоснование христианского понимания патриотизма для школьной программы воспитания
Православные традиции воспитания патриотизма в многовековой истории России неоднократно подтверждали свою состоятельность и применимость и, безусловно, должны занять подобающее место во вновь создаваемых воспитательных программах
18.10.2021
Прошлое, настоящее и будущее социального предпринимательства
Большинство народов, оставивших свой значительный след в истории человечества, характеризуется наличием активных людей, предпринимающих усилия для достижения целей, необходимых для развития своего народа и государства
07.10.2021
Деструктивный Instagram
Шокирующие результаты внутреннего расследования Интернет-гиганта попали в СМИ

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
 
Сентябрь 2021