Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России

В 2016 году члены международного научно-экспертного совета по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований под руководством В.И.Слободчикова, доктора психологических наук, члена-корреспондента Российской академии образования подготовили аналитический доклад «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления».

В силу многих причин доклад и проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации» не были рассмотрены Правительством. Сейчас, когда принята 2 июня 2021 года новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года, есть реальная возможность эти материалы широко обсудить и с дополнениями принять.

Я, как член Бюро Президиума ВРНС, член Комиссии по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации Межсоборного присутствия РПЦ, сопредседатель МОО «Союз православных женщин» много лет сотрудничаю с авторами аналитической записки. Многократно выступали авторы Записки на семинарах, конференциях, проведенных МОО «СПЖ», МОО «ВРНС» в 2015-2021 годах.

Н.Б.Жукова, сопредседатель МОО «Союз православных женщин»

 

На чем основывали свой доклад члены комиссии?

Россия три последних десятилетий стремилась стать частью Запада, частью Европы. Отказываясь от собственных традиционных ценностей она стремительно перекраивала все сферы жизни на западный манер. Особенно болезненно это сказалось на сфере образования и воспитания детей и молодежи, когда воспитание нрав с его заморскими конвенциями стало выше и главнее воспитания обязанностей, насаждение мультикультуризма и толерантности заслонило уважение и дружбу, повсеместное вращивание лидерства и конкурентности почти свело на нет заботу и милосердие. Реформаторы 90х годов ХХ века стремительно приводили столетиями выстраиваемую систему образования к общему знаменателю с западной системой.

Сегодня, когда Россия заявила свой суверенитет в полицентрическом мире, в новых политических реалиях, сложившихся в нашей стране в 2015-20 годах, необходимо возвращать всю систему образования к традиционному укладу, используя лучшее, что было в ХХ столетии. Отечественное образование неоднократно оказывалось источником беспрецедентных социокультурных достижений и технологий: ликвидации беспризорности, безграмотности, технической отсталости, социально-педагогического проектирования новых форм воспитания и перевоспитания личности (опыт А.С.Макаренко), создания целостной развивающейся системы дошкольного воспитания, образования работающей молодежи через систему вечерней сменной школы и систему заочного обучения в средних и высших учебных заведениях, создания мощного естественнонаучного и математического образования, обеспечивших стране прорыв в космическое пространство и ряда других.

В нашем обществе произошло изменение статуса образования. Из ведомственной отрасли образование превратилось в сферу самостоятельной общественной практики — в сферу развития личности, региона, страны в целом. Развивающаяся функция образования становится определяющей. Оно превращается в «генетическую матрицу» воспроизводства общества, выступает пространством личностного развития каждого человека.

По сути, именно образование может стать беспрецедентной практикой созидания человека в целостности его человеческих проявлений, в его свободе и достоинстве. Решить такую историческую задачу нельзя за счет некоторых изменений в системе образования, необходимо осуществить тотальное преображение всего существа; его онтологических и мировоззренческих оснований, его целевых устремлений, принципиальной смены сложившегося на сегодняшний день научно-технического уклада, уже неадекватного существующего вызова России, Русскому миру в целом.

Авторы аналитической записки (Слободчиков В.И., Остапенко А.А., Захарченко М.В., Шестун Е.В., Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н.) подробно в записке изложили, в чем проявляется кризис современной системы образования.

1.Профанация и саботаж патриотического и духовно-нравственного воспитания и вытеснение его воспитанием космополитически настроенного, «рыночного» человека способствуют появлению у российской молодежи «майданных» настроений.

2.Национальный воспитательный идеал, который является мирилом, как в целом всей образовательной деятельности, так и отдельных его процессов в частности, отсутствует в школьной и вузовской практике.

Советская школа, несмотря на свой декларируемый атеизм, в той мере, в какой она была патриотичной, передавала идеальный образ этноконфессиональной доминанты через программный материал по литературе, содержащий высокий образец нравственной жизни человека, через Моральный кодекс строителя коммунизма, через образцы героического служения человека своему Отечеству, ближним, через образцы жертвенности, явленные в героике советского кинематографа, литературы, публицистики.

Современная российская система образования, несмотря на декларацию светскости и отказа от атеизма, не приемлет элементы духовно-нравственного образования и воспитания, ориентированного на цивилизационные доминанты культурообразующей и государствообразующей традиционной религии.

3.Духовная доминанта — идеальный образ, отвечающий педагогической культуре народа, провозглашается и поддерживается в информационном пространстве. Также существуют действующие механизмы образовательных систем, отчетливо ориентированных на этот образ. В свете предъявленного идеального образа формируется представление об истории государства, о его месте среди государств и народов Земли, о героях и великих деятелях и подвижниках.

Соответственно системе образования должна быть поставлена задача формирования этноисторического сознания и исторического мышления учащихся. Сегодня ни школа, ни вуз не решают в полной мере задач формирования исторического мышления. Исторический процесс представляется перед учащимися как набор дат, имен, событий. Учебники истории не отражают ясный смысл исторического процесса, видение места нашего народа в истории через призму патриотизма и традиционных религиозных и культурных ценностей.

4.Задача изучения родного языка — формирование у учащихся этнолингвистической культуры, обеспечивающей преемственность духовно-нравственных и мировоззренческих основ бытия народа.

В составе лексики русского языка на рубеже XX-XXI веков произошли количественные и качественные изменения: стало больше просторечных слов, тюремно-лагерного жаргона, англицизмов и компьютерного сленга социальных сетей.

Большое количество часов в базисном учебном плане отведено для изучения иностранных языков, что способствует приобщению учащихся к так называемым «западным ценностям».

Особенно ярко выражена тенденция насаждения чужого в преподавании обществознания.

Углубленное изучение за государственные деньги иностранных языков, продолжение курса Болонского процесса в высшей школе облегчает и мотивирует отток из России лучших квалифицированных кадров за границу, что делает российскую систему образования в итоге малоэффективной для своей собственной страны.

Для исправления ситуации в первую очередь необходимо разработать новую концепцию преподавания русского языка и литературы, которая должна быть ориентирована на их классическое начало.

5.В период демографического кризиса в России школьное образование не является семейно-ориентированным. Учебный курс по семьеведению был в 1990 годы изъят из Базисного учебного плана школ, а курс «Нравственные основы семейного воспитания» не является обязательным для всех школ.

6.Процессы реформирования образования затрагивают только содержание образования, создавая системные проблемы в знаниевых и воспитательных компонентах, но и разрушают логистическую структуру территориального размещения образовательных учреждений.

Массово продолжают закрывать сельские школы, что приводит к деградации современного российского села, без развития которого невозможно импортозамещение в продовольственной сфере.

7.Дефекты в управлении — отсутствует стратегическое мышление. Практика управления основывается на неосмысленном выполнении поручений и предписаний вышестоящего руководства, без учета смыслов, сущности и целей этих поручений. Это практика управляемой деконструкции объектов, которая применяется для разрушения систем.

Управление на основе базовых национальных (цивилизационных) ценностей и стратегических целей, обозначенных в новейшей Стратегии национальной безопасности РФ (2021 год) сегодня полностью отсутствует в отечественной системе образования. Декларируемые в ключевых управленческих документах цели развития российского образования не соответствуют базовым национальным ценностям. Наблюдается разрыв между ценностными и целевыми ориентирами.

Национальная доктрина образования была тихо отменена постановлением Правительства от 29 марта 2014 года №245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации. 29 мая 2015 года №996-р принята «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», которая по статусу ниже Доктрины, так как затрагивает только часть образовательного процесса — воспитание.

8.Современная российская система образования не эффективна еще и по причине дисбаланса финансирования между системами управления и надзора и собственно образовательными учреждениями.

9.Образование в «Законе об образовании» декларировано как «общественное благо», а направление реформ превратило его в отрасль капиталистического производства, то есть в область, которая должна контролироваться монополиями и приносить экономическую прибыль. При этом критерии качества и эффективности, внедряемые в образование, заимствуются из области менеджмента сферы услуг.

ЕГЭ превращен в универсальный количественный показатель качества освоения образовательных программ общего образования.

10.Если оценивать результаты деятельности образовательной системы, используя критерии «успешность и конкурентоспособность», то на государственном уровне их нужно менять не столько в морально-идеологическом, геополитическом и культурном смыслах. Такая результативность возможна только при обеспечении устойчивости духовной основы образования. Но для этого нужна другая модель образования.

Вывод: перед современным российским обществом и государством стоит важная и ответственная цель — изменение парадигмы образования. Нынешнюю систему образования в России не имеет смысла обновлять и реконструировать. Ее нужно менять. Монополизм либеральный нужно менять монополизмом патриотическим.

Мы должны развивать свое основанное на многовековых традициях образование и выводить его на качественно новый уровень. Российскому образованию нужна модель не отстающая и уходящая, а опережающая.

Президент РФ В.В.Путин неоднократно в своих выступлениях заявляет, что патриотически ориентированная национальная идея России — это сама Россия, ее люди, соединенные общим призванием хранить Отечество и сообща созидать наше общее будущее, утверждать его трудом на историческом поприще отцов и дедов.

Россия определила себя в XXI веке одним из лидеров полицентрической модели глобализации, где каждая страна имеет возможность развиваться на основе собственных цивилизационных традиций и утверждать свой национальный суверенитет в логике партнерства и равноправных отношений. Однако для этого ей необходимо иметь не только суверенную политику, вооруженные силы, промышленность и сельское хозяйство, но прежде всего суверенную образовательную систему, ориентированную на утверждение российской цивилизации, как равноправного партнера в современном пространстве геополитической конкуренции, соответствующую традициям ее исторического развития и преемственно вбирающую в себя модели российского образования, выработанные в различные эпохи ее бытия во времени мировой истории.

Пресс-служба МОО «Союз православных женщин»

22.09.2021
Развитие политического процесса современной России и культурно-духовные традиции
Мировая политическая история свидетельствует, что развитие и укрепление политического процесса государства тесно связано с культурно-духовными традициями, способствующими сохранению его самобытности, суверенитета
31.08.2021
Воспитание возвращается в школы
Президент РАО Ольга Васильева убеждена, что ничто не заменит педагогический талант, живое участие учителя в судьбе ученика
19.08.2021
Роль русских традиций в национальном хозяйствовании
Что значит следовать традициям в жизни народа, нации? — Вер­ность тра­дициям соединяет будущее нации и их прошлое через настоя­щее. Традиция придаёт жизни нации смысл

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Сентябрь 2021