Куликово поле

Куликово поле

Пресвятая Богородица со дня Куликовской победы стала считаться главной покровительницей Руси

21 сентября Русская Православная церковь, отмечая день Рождества Пресвятой Богородицы, поминает и воинов, сложивших в этот день свои головы на Куликовом поле 640 лет назад.

О самой Куликовской битве написано много и подробно, начиная с летописей очевидцев события и более позднего «Сказания о Мамаевом побоище» и кончая современными научными исследованиями и школьными учебниками. Единственное разногласие – количество участников сражения: от 15 – 20 тысяч, до 250 – 300.

За этой яркой победой невольно в тени остаются предшествующие события, которые создавали фундамент той Победы, и последующие события, фундаментом которой являлась уже сама Победа.

Действительно, после смерти Александра Невского, более века почти нет запоминающихся событий – всё череда княжеских междоусобиц, войны тверских, московских, переяславских и иных князей друг с другом за расширение своих земель, их борьба за получение от хана Золотой Орды титула великого князя Владимирского, дающего не только определённую власть над другими удельными князьями, но и немалые преференции. В этой борьбе князья, особенно московские, не гнушались и безнравственными средствами – доносами и клеветой на своих соперников. Так, по доносу московского князя Юрия Даниловича в 1318 году в Орде принял мученическую смерть князь Тверской и великий князь Владимирский Михаил (канонизирован в 1549 г.), и великокняжеский титул перешёл к Юрию. Правда, в 1322 году за жульничество хан лишил его этого титула, а через три года. сын Михаила Дмитрий, отомстив за отца, зарубил Юрия в ханской столице и погиб сам. Великокняжеский титул вновь вернулся в Тверь, к брату Дмитрия Александру.

Самое драматическое событие того времени – восстание в Твери в 1327 г. против произвола ордынских наместников, в котором, согласно летописям, участвовал и князь Александр Михайлович и которое закончилось карательной экспедицией татар. «Началось бедствие. Тверь, Кашин, Торжок были взяты, опустошены со всеми пригородами; жители истреблены огнём и мечем, другие отведены в неволю. Самые Новогородцы едва спаслися от хищности Моголов, дав их послам 1000 рублей и щедро одарив всех Воевод Узбековых», – писал историк Н.М. Карамзин.

Любопытно, что командовать карателями хан Узбек поручил князю Московскому Ивану I Даниловичу (Калите), брату убитого Юрия, за что обещал тому великокняжеский титул и на что князь охотно согласился. Здесь надо отметить принципиальную разницу между тверскими и московскими князьями. Первые своим мужеством и героизмом вызывают большие симпатии. Они стремились объединить и поднять русские земли на вооруженную борьбу с угнетателями, но, увы, плохо понимали, что силы слишком не равны, что война закончится поражением и приведёт к ещё большему разорению и опустошению Руси.

Вторые действовали не как общерусские государственные деятели, а как земельные собственники, как «мелкие хищники» (по выражению историка В.О. Ключевского). Где хитростью, где обманом, где деньгами, где силою, в том числе и «наведением татар» на соседей, они мало-помалу расширяли свои земельные владения и наводили в княжестве законность и порядок, чем привлекали к себе земледельцев, ремесленников и купцов из соседних княжеств. Из тех же меркантильных интересов они отвозили богатые дары в Орду, где неизменно пользовались благосклонностью хана и его двора.

Первым результатом такой явно негероической деятельности стало то, что митрополит всея Руси Пётр (всероссийский сан он получил из рук Константинопольского патриарха в 1305 г.) ещё при Калите, в 1325 году перенёс свою кафедру из Владимира в Москву, сделав город духовным центром всей Северо-Восточной Руси и провидчески предсказав ему превращение в центр России. Второй результат – страна на десятилетия была избавлена от опустошительных ордынских «рейдов». «В эти спокойные годы успели народиться и вырасти целых два поколения, к нервам которых впечатления детства не привили безотчётного ужаса отцов и дедов перед татарином; они и вышли на Куликово поле» (В.О. Ключевский). Добавим к этому, что на Куликово поле вышло не войско Московского князя Дмитрия Ивановича, будущего Донского, а объединённое русское войско под его верховенством с участием полков Серпуховского, Белозерского, Ярославского, Ростовского, Брянского и Полоцкого князей.

Таков парадокс истории: невзрачные личности, занятые лишь своими хозяйственными заботами, выполняли общенациональное дело – постепенно сплачивали и объединяли Русь, и, сами того не ведая, готовили её к национально-освободительной борьбе, а когда наступил нужный момент, появился и вождь.

Куликовская победа не принесла Руси освобождения. Орда была ещё сильна – через два года хан Тохтамыш учинил погром Москвы, и дань пришлось платить вновь. Но Куликово поле дало другие, куда более важные результаты.

Во-первых, русский народ осознал свою силу и способность побеждать сильнейшего врага – не отдельные его отряды, а главные силы, и обрёл уверенность в конечной победе. Здесь напрашивается аналогия с победой под Москвой в 1941 году, когда после гнетущей серии поражений, непрерывного отступления, а то и беспорядочного бегства Красной Армии не только был сорван гитлеровский «блицкриг», но и восстановлена пошатнувшаяся вера народа в свою армию, в своего вождя и вера в окончательную победу над фашистами.

Во-вторых, самым непонятливым стало понятно, что врага можно бить только объединёнными силами под единым командованием, а объединить эти силы и командовать ими может только Москва. Осознание этого устранило в дальнейшем кровавые разборки удельных князей – высшим судьёй для них стал московский князь, заинтересованный, в отличие от хана, в единстве Руси.

В-третьих, старший сын князя Дмитрия Василий I принял великокняжеский титул не из рук хана, а как наследник из рук своего отца, и впервые стал именоваться Великим князем Московским. Это тоже был шаг к независимости.

Дальше процесс шёл по проторённому пути. Москва постоянно расширяла свои владения – то прикупала, то получала в подарок или по завещанию новые княжества, богатела и набирала всё больше и больше сил. Правда, во 2-й четверти XV века разгорелась жестокая борьба за престол между сыном Василия Дмитриевича Василием II и его дядей Юрием Дмитриевичем, победу в которой одержал Василий, но и она не изменила направления вектора истории.

В Орде же шел обратный процесс: борьба за власть (за 20 лет сменилось 25 ханов) ослабила государство, и от него начали отпадать окраины – Казанское ханство (1438 г.), Ногайская орда (1440 г.), Крымское ханство (1441 г.), Астраханское ханство (1460 г.).

Оба эти процесса ровно через 100 лет после Куликовской битвы привели к бескровному «стоянию на Угре» в 1480 году при Иване III Великом и к «юридическому» закреплению полной независимости русского государства. Началась новая эпоха в истории России. Ну, а Пресвятая Богородица со дня Куликовской победы стала считаться главной покровительницей Руси.

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, ИАС «Русская народная линия»

26.10.2020
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Кому легче спастись — мужчине или женщине
Кому легче спасаться: мужчине или женщине? Встречал мнение, дескать, женщине спастись сложнее. Аргументы приводят разнообразные: сотворение после Адама, подчиненное положение и попечение о земном — забота о семье и доме
22.10.2020
«Вакцинация должна носить исключительно добровольный характер»
Священник Феодор Лукьянов призвал наказывать чиновников за нарушение прав родителей и необоснованное вмешательство в семейную жизнь
21.10.2020
Опасность цифровизации и тотального контроля над личностью: православный взгляд
Для понимания происходящих процессов, которые получили название «цифровизация», следует углубится в историю, созерцаемую через призму православного восприятия

Актуальное

Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Сентябрь 2020