Московский драматический театр художественной публицистики

Московский драматический театр художественной публицистики

Московскому драматическому театру художественной публицистики в этом году исполнится 30 лет. Все эти годы работа нашего театра направлена на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи средствами сценического искусства.

Почему создан именно такой театр  Театр художественной публицистики? Потому, что при постановке спектакля, работая над пьесой, режиссер сталкивается и с другим литературным материалом: это отклики, статьи, рецензии, воспоминания современников, письма и многое другое. Все это вместе составляет неповторимую атмосферу и дыхание того времени, в котором жил автор. Обычно при постановке спектакля этот интереснейший материал остается невостребованным, так сказать «за кадром». И вот театр решил обратиться к этому материалу, совместить его с произведениями авторов.

Сегодня в репертуаре театра около 30 спектаклей, многие из которых направлены на патриотическое воспитание зрителей.

Патриотизму нельзя научить, потому что это внутреннее побуждение человека, это духовное ощущение его связи с Отечеством. Нельзя научить, но можно воспитать это чувство сопричастности к истории своей Родины, своего народа; чувство личной ответственности за все, что происходит в нашей стране.

Неоценимую роль в этом важном деле играет искусство театра с его знаковой спецификой, выразительнейшим языком. Театр  это ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению, и без него, на мой взгляд, несовершенна даже самая прекрасная школа.

Книжная мораль доходит только до рассудка, да и то не всегда. В театре же нравственные уроки преподаются в живом, увлекательном действии, они западают прямо в сердце, и от этого запоминаются надолго. Театр позволяет не только осознать, но и прочувствовать увиденное и услышанное.

Процесс получения знаний через искусство театра  это особый процесс, предельно личностный, эмоциональный, связанный с активным сопереживанием. Знания, полученные таким путем, запоминаются надолго.

Ведь театру не обязательно обличать, морализовать, назидать Можно воспитывать, рассказывая средствами театра о любви к человеку, героях Отчизны, исторических событиях, переживаемых нашей страной.

У нас есть цикл спектаклей, который называется «Традиция славы».

Один из этих спектаклей, «Говорят погибшие герои» рассказывает о защитниках Москвы, простых москвичах, которые встали на защиту родного города в страшном 1941 году, встали все  и старые, и молодые, и даже дети. Этот спектакль создан на документальном материале, с использованием малоизвестных архивных документов, писем, воспоминаний защитников Москвы. И, конечно же, звучат песни военных лет. Звучит «живая» гитара и баян.

Спектакль А.Талвеста «Встреча» рассказывает о трогательной юношеской любви, зародившейся на трудных и страшных дорогах войны. Впереди, всего лишь через сутки, солдат окунется в жесточайшую битву под Сталинградом, и девушке остается только надеяться и ждать ждать ждать

И конечно же, есть спектакль-концерт «Поклонимся великим тем годам», посвященный Великой победе в войне 19411945 годов.

Спектакль «И вслед за веком жить спешил» посвящен жизни и творчеству знаменитого поэта А. Т. Твардовского. Всю войну, от первого дня до последнего, Александр Твардовский прошел в качестве военного корреспондента. Звучат его фронтовые стихи, театрализованные сценки из поэмы «Василий Теркин». Особое место в спектакле занимает создание атмосферы того времени, в котором проходила жизнь поэта, времени противоречивого  великого и трагического одновременно. Начинается спектакль картиной детства на хуторе Загорье, заканчивается поэмой «По праву памяти», впервые напечатанной лишь через 18 лет после смерти поэта.

По заказу театра художественной публицистики драматургом Наталией Невской была написана пьеса «На Руси святой не бывать врагу» (Страницы из истории Смутного времени). Пьеса посвящена русским героям Минину и Пожарскому.

Тема очень актуальна на сегодняшний день, так как «новый» праздник  День народного единства, утвержденный недавно правительством, приводит некоторых в недоумение. «Что это за праздник? Почему его отмечать решили именно 4 ноября?»  такие вопросы часто приходится слышать даже от учителей. Эти вопросы происходят от того, что мы очень мало знаем свою историю. А ведь до революции 1917 года этот праздник считался государственным.

События в пьесе разворачиваются в 1612 году, когда решалась судьба России  быть или не быть Руси как самостоятельному государству.

Зритель попадает в атмосферу накаленного, критического времени, когда на борьбу с захватчиками Русь пошла всем миром, и, если кто-то и не сражался сам за родную землю, то жертвовал последним для вооружения народного ополчения.

Исторические персонажи, князь Пожарский, земский староста Минин, Патриарх Гермоген предстают живыми, страдающими людьми, ставящими выше всего боль и беды родной земли. Зрители видят Патриарха Гермогена в самый трагический период его жизни: в темнице Чудова монастыря, закованного в кандалы, умирающего от голода, но не сломленного духом, до последней минуты молящегося о спасении Отечества, сохранении России православной.

Жизнь святого Гермогена являет нам пример того, как нужно переносить тяжкие испытания, оставаясь верным христианскому идеалу.

Место действия в пьесе  это и дом князя Пожарского, и темница Чудова монастыря, и соборная площадь Нижнего Новгорода. В спектакле нет батальных сцен, но все беды, выпавшие на долю Руси, как в капле воды, отражаются в истории одной семьи  семьи князя Дмитрия Пожарского.

Красной нитью проходит через весь спектакль мысль, что патриотизм  это внутреннее побуждение человека, это ощущение духовной связи с Отечеством, это чувство личной ответственности за все, что происходит с твоей родиной. Без патриотизма нет ни страны, ни народа.

«Склоняюсь перед именем твоим»  это спектакль о героях 1812 года, о героической гибели Александра Тучкова на Бородинском поле. Его безутешная вдова, Маргарита Тучкова (в девичестве Нарышкина) по благословению святителя Филарета создает на Бородинском поле Спасо-Бородинский монастырь  монастырь-памятник для вечного поминовения воинов, положивших жизнь за свое Отечество.

Спектакль «Игумен земли русской преподобный Сергий» рассказывает о великом святом, миротворце Сергии Радонежском, который исходил сотни верст, чтобы убеждать и примирять русских князей, воевавших между собой. Он благословил князя Димитрия Донского на бой с Мамаем, и спектакль рассказывает о Куликовской битве в 1380 году, о победе над превосходящими силами татарских войск и об установлении в память погибших воинов Дня поминовения  «Димитриевской субботы»

Спектакль «Сердце, открытое небу» повествует о жизни и подвижнической деятельности великой княгини Евдокии (в иночестве Евфросинии), супруги Великого князя Димитрия Донского. Через всю жизнь пронесли они горячую любовь и преданность друг другу, вырастив и воспитав 12 детей. Совместную жизнь их окормлял преподобный Сергий Радонежский. Тяжкие испытания, выпавшие на долю Руси  нашествия Мамая, Тахтамыша и Тамерлана, эпидемия моровой язвы, унесшая тысячи жизней, пожары, разорения  Евдокия разделяла вместе со своим народом. Еще при жизни она снискала себе славу великой подвижницы и покровительницы народной. Великая княгиня Евдокия была прославлена в лике святых еще в XV веке с именем Евфросиния и считалась небесной покровительницей Москвы.

В 2008 году в России появился новый праздник  День семьи, любви и верности, и празднуется он в День памяти святых Петра и Февронии Муромских  8 июля. С давних времен князь Петр и его супруга Феврония почитаются на Руси. Их любовь и верность, их духовное единение в скорбях, ободрение друг друга в трудностях снискали любовь народа. Святые Петр и Феврония почитались народом как покровители супружества и семейного счастья. В XVI веке писатель Ермолай, в монашестве Еразм, написал «Повесть о Петре и Февронии». Это древнерусское творение, отличающееся своей особой поэтичностью и легло в основу нашего спектакля «Сказ о Петре и Февронии», который посвящен Дню семьи, любви и верности.

Наши спектакли  это своеобразный урок истории. Воспитание человека высокой нравственности, гражданской позиции, патриотизма  это задача наиважнейшая сегодня, когда уклад современной жизни ориентирован в основном на потребительство.

Мне кажется, что необходимо ввести в школах обязательные просмотры спектаклей по выбранным темам в качестве урока с последующим обсуждением в классе и истолкования виденного учащимися в форме сочинения, отзыва или эссе. И такое соработничество школы и театра непременно даст положительные результаты.

Живейнова Е.Л., художественный руководитель

03.12.2019
Проект развития женского православного сообщества при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай в Литве
Деятельность Союза православных женщин при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай продолжается уже несколько лет
30.10.2019
Инга Легасова: Жизнеспособность нации — в руках российских женщин
Значение нации для воспроизводства поколений и для продолжения жизни в нашей стране заключается в том, что через ощущение себя частью нации каждым человеком осуществляется генетическая преемственность от поколения к поколению, сохранность самобытности народов и народностей России и защита гражданами страны среды их обитания
28.10.2019
Архимандрит Георгий (Шестун): Чему мы призваны научить наших детей
Откуда-то мы решили, что современный человек более образован, «продвинут», интеллектуально развит по сравнению с людьми, жившими в античном мире, в Средневековье, даже в XIX веке. Нам вбивают в голову, что Россия была тёмной, народ — безграмотный, и мы как бы с «высоты» нашей истории рассматриваем вообще мировую историю

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Декабрь 2019