22 июня как пролог Победы

22 июня как пролог Победы

День этот гораздо многогранней и глубже, чем данное ему сегодня официальное наименование, в котором есть какая-то недосказанность и теснота

Новая эпоха позднероссийской истории нередко расставляет иные, отличные от традиционных и устоявшихся, акценты в названиях событий мирового уровня. В данном случае речь идет об известной дате  22 июня 1941 года, разделившей историю нашего Отечества на «до» и «после». Какое-то время назад, в июне 1996 года, указом Первого Президента усеченной России за этим днем закрепилось название «День памяти и скорби». По социальным сетям стали приходить открытки под таким же названием. Но их не хотелось пересылать, да и пришло этих изображений гораздо меньше обычного. Видимо, чувства у многих были схожими.

Люди интуитивно чувствовали, что есть какая-то теснота и недостаточность в этом наименовании свершившегося тогда события. Оно не отражает всю полноту и глубинный смысл той, действительно, трагической для России календарной даты, навсегда запечатленной в соборной памяти народа как день вероломного нападения фашистской Германии на Россию-СССР. Этим днем открывалась первая страница Великой отечественной войны. Тем не менее, это был день не только вражеского нападения, но и начала героического отпора, уже заключавший в себе отголосок будущей вселенской Победы над мировым злом. Символом этого сопротивления врагу стала Брестская крепость.

Известно, что в 1941 году 22 июня приходилось на праздник (переходящий) всех святых, просиявших на русской земле. И с самого начала Великой войны рядом с поднимающейся ратью народного сопротивления встали святые на защиту земного Отечества. И еще, важное: 22 июня  это также и день памяти русских святых: преподобного Кирилла, игумена Белозерского и почитаемого московского старца святого праведного Алексия Мечева, да и других прославленных у Бога святых. На эту дату приходятся, конечно, престольные праздники, многочисленные именины и рождения. Интересно, кто хотел бы родиться в день скорби? А вот в день, вобравший не только трагедию, но и мощный заряд сопротивления, когда вставала в оборонительный строй вся страна, являя уроки мужества наспех завоеванной Европе (отделим от нее героических сербов),  это уже другое дело. Видимо, день этот гораздо многогранней и глубже, чем данное ему сегодня наименование, в котором есть какая-то недосказанность и теснота.

Не будем говорить о целенаправленной подмене. Если она и произошла, то, скорее всего, как бессознательная, соответствующая времени с его приверженностью штампам. Да и скорбь, и память  все это несет в себе тот не столь отдаленный июньский день. Но, главное  за этим наименованием не стоит Победа.

Здесь есть какие-то, возможно, не ярко выраженные, параллели с восьмидесятыми годами (второй половиной), подготовившими грандиозные разрушения девяностых и ту глобальную катастрофу мирового масштаба, каким стало разрушение Союза ССР. Тогда, в частности, выходили фильмы о войне, взламывавшие заданную еще поколениями фронтовиков безусловную систему координат, в рамках которой были созданы мировые шедевры советского кино о войне. Однако в канун сценарной дезинтеграции единой страны требовалось иное  так называемая, «Правда о войне», где была полуправда, тоска и совсем не просматривалась Победа. Последняя не вписывалась в технологию развала страны, ее значение трудно было девальвировать, она мешала демонизации прошлого. И именно поэтому, начиная с «перестройки», разного рода СМИ упорно внедрялся миф о «заградотрядах». В действительности, однако, в реалиях того героического времени определяющим было совершенно противоположное явление  миллионы добровольцев: убегающие на фронт мальчишки, отказывающиеся от брони рабочие, ученые, уникальные специалисты, которые рвались на передовую. И все это, начиная с первых дней войны, которая отозвалась почти в каждом из заступивших на оборонительную вахту бесчисленного множества представителей того героического поколения.

В нашем доолигархическом прошлом враг был поименован  фашистская Германия. И при этом  глубокое осознание тезиса, сформулированного верховной властью и принятого пережившим горе и тяготы войны незлобивым нашим народом, что война шла не с немцами, а с германским фашизмом. И сразу с объявлением войны  всенародное сопротивление и, как уже говорилось,  заложенная в нем Победа. Зазвучал потрясающий, мощный призыв к мобилизации всех и вся: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» А дальше назван враг  «С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой». И враг этот выпал в новом варианте именования дня начала войны. В современных реалиях, когда на территории нашей общей Родины, победившей мировое зло, в совсем еще недавно  благодатной Украине, развязана война, пестуется фашизм и гибнут мирные люди, тем более полезно было бы называть явления своими именами. Там тоже идет сопротивление. И пока в России реалии нашей жизни погружают подрастающее поколение в агрессивное инфернальное пространство компьютерных игр, там отбивают реальные атаки украинских силовиков, защищая от посягательств бандеровской власти свою землю и право быть русскими.

Вечная и благая Память сражавшимся на всех фронтах  и на передовой, и в тылу  защитникам нашего Отечества и многоликого русского мира, не только тех, победителей, но и современных, непобежденных! Да обратятся «враги наши вспять». И свершится Божья Правда.

Наталья Лактионова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН

08.07.2019
Небесные покровители семьи, любви и верности
В русской истории немало известных супружеских пар, чьи примеры сбережения семейной любви и верности в XXI веке обретают особую актуальность
25.04.2019
Как уразуметь тайну Святого Причастия
Тайная Вечеря — одно из самых таинственных событий истории. Евангелие от Матфея дополняет Евангелие от Иоанна. Все самые малые, но значительные подробности должны быть соединены вместе. Атмосфера радости, печали, изумления переполняют Сионскую горницу
20.04.2019
Благословен грядый во имя Господне!
Праздники бывают разные. Праздник Входа Господня в Иерусалим — один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы — все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом; разве здесь есть что-то трагическое?

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
Х Ольгинские чтения «Духовное наследие святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги. История. Культура. Образование» | МОО «Союз православных женщин»
Х Ольгинские чтения «Духовное наследие святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги. История. Культура. Образование»
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Июль 2019