Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце
Точная дата основания
А архимандрит Леонид Кавелин, первый историк Малоярославецкого монастыря, считает, что обитель была основана в нач. ХVI столетия после присоединения города к Великому княжеству Московскому.
В
В 1809 году по желанию насельников монастыря и просьбе купца Терентия Целибеева строителем обители избрали иеромонаха Макария (Фомина) из Оптиной пустыни. Он «ревностно, но не самонадеянно занялся устроением обители… оправдал надежды Архипастыря, братии и малоярославецких граждан» (Леонид Кавелин). Уже через год обветшавшая церковь, колокольня, ограда, кельи, трапезная, амбары, гостиный двор, погреба, конюшня, скотный двор были поправлены. Отец Макарий решился приступить и к построению новой церкви. Однако начавшаяся война с французами прервала все работы.
У стен монастыря 12 октября 1812 года произошло сражение с войсками Наполеона, которое решило судьбу не только России, но и Европы. Битва длилась 18 часов подряд, горящий Малоярославец восемь раз переходил из рук в руки, уцелело всего 20 домов. После Малоярославецкой битвы Наполеон принял решение об отступлении назад по Гжатской дороге. Сохранились рассказы очевидцев о чудесах, происходивших во время битвы. В акафисте Калужскому образу Матери Божией упоминается о явлении этого образа на небе во время сражения, что повлияло на его исход. Рассказывали также, что во время битвы русским воинам помогал старик на коне с огненным мечом в руках. При отступлении французы, увидев в одной из церквей образ святителя Николая, стали в панике кричать: «Этот старик выгнал нас
Но обитель была сожжена. Получив эту горестную весть, отец Макарий в лаптях и рясе с одним послушником вышел из Калуги в Малоярославец. Его ждало настоящее чудо: образ над вратами монастыря «Спас Нерукотворный» остался невредимым, хотя всё вокруг было испещрено ядрами и картечью.
Когда французы ступили в пределы России, образ этот только создавался художником. Все советовали ему оставить дело, чтобы враг не мог надругаться над образом. Однако тот ответил: «Господь поругаем не бывает!» Надпись на образе: «Всяк уповаяй на Тя не постыдится» — подтвердила его слова. Архимандрит Макарий затеплил перед образом неугасимую лампаду и стал отпевать и хоронить погибших. В трёх
Уже через месяц в обители начались богослужения в церкви Святой великомученицы Параскевы, а весной 1813 года отец Макарий приступил к возобновлению обители. В 1817 году Никольский монастырь ввели в штат в память о победе, дарованной Господом под его стенами. От государя императора Николая Павловича при содействии князя Александра Голицына была пожертвована «ризница на соборное служение монастыря».
Внешнее обустройство обители было почти завершено, и архимандрит Макарий отошёл ко Господу 27 августа 1839 года на
Создать внутреннее устройство монастыря по образцу лучших обителей русских выпало на долю препоподобного старца Антония (Путилова), которого перевели в монастырь в 1840 году из скитоначальников Оптиной пустыни. Отец Антоний завёл в обители такие же порядки, что и в Оптинском скиту. При нём завершилось возведение Никольского собора, освящённого 26 августа 1843 года преосвященным Николаем, епископом Калужским и Боровским. Придел во имя Преображения Господня освятили 3 июля 1849 года. Тринадцать лет нёс тяжкий крест игуменства преклонный годами и болезнями старец, многое сделал для обустройства обители. Однако 9 февраля 1853 года препоподобный игумен Антоний сдал настоятельские тяготы в Малоярославецком монастыре игумену Никодиму.
В 1860 году по желанию участника сражения майора Фёдора Максимова над могилами воинов построили часовню, освящённую в честь Святого великомученика Георгия Победоносца. В день битвы 12 октября по предложению игумена Никодима был установлен крестный ход из монастыря и всех городских церквей к этой часовне для совершения панихиды по убиенным православным воинам.
В октябре 1862 года архимандрита Никодима по его прошению уволили на покой в этот же монастырь; настоятелем обители стал иеромонах Пафнутий, бывший духовник Оптиной и начальник Предтеченского скита, который управлял монастырём до 1891 года. К нач. XX века в обители возвели двухэтажный братский корпус, выстроили гостиницу на месте сгоревшей в 1868 году, а в 1876 году освятили церковь Всех Святых в нижнем этаже Никольского собора. В монастыре действовал водопровод, имелась собственная оранжерея, пруд с рыбными садками, небольшой кирпичный завод. Открылась
Однако грянул Октябрь. 16 сентября 1918 года на заседании УИК приняли проект национализации Никольского монастыря, предусматривающий экспроприацию гостиницы, всего имущества, продовольствия, животных, продуктов питания. Последний настоятель обители архимандрит Илия по приказанию властей сделал опись монастырского имущества, из которой следовало, что монастырь владел богатейшим архивом и библиотекой. В настоящее время их судьба неизвестна. Бесследно пропали грамоты и акты XVII века, копии духовных завещаний, ценнейшие иконы, ризница, церковные сосуды… К 1926 году и все постройки пришли в аварийное состояние. В сер.
В 1925 году, дабы стереть монастырь с лица земли, Укомхоз принял решение разобрать все монастырские строения на кирпич. От полного разрушения обитель спасли только усилия Николая Ильина, члена Калужского общества истории и древностей, брошенного за это в тюрьму.
В июне 1930 года на заседании ВКП(б) принято решение разместить в монастыре педагогический техникум. А в апреле 1932 года молодёжь Малоярославца провела у монастырских стен антипасхальный карнавал. В октябре 1939 года в здании Никольского собора открылась экспозиция музея 1812 года. После Великой Отечественной войны музей перевели в часовню, а монастырь заселили жильцами. Позже на его территории размещались педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, художественная школа, строительные организации.
Лишь в 1991 году монастырь передали Калужской епархии. Преосвященный Климент, архиепископ Калужский и Боровский, совершил освящение престола в церкви Корсунской иконы Божией Матери. В третий раз началось возрождение из руин
В 1993 году монастырь стал женским, настоятельницей назначили игумению Николаю (Ильину), прибывшую туда с одной лишь послушницей. Обитель лежала в руинах (за исключением небольшого корпуса и приспособленной для богослужения Корсунской церкви, требовавшей ремонта). Средств на восстановление не было. Возрождение монастыря началось не со стен, а с молитв, богослужений и внутреннего устроения жизни обители по образцу древних монастырских уставов. Акафист небесному покровителю обители святителю Николаю неукоснительно читался в холодном, изуродованном Никольском соборе, где в рамы без стёкол влетали ветер и снег…
Почти с первых дней в обитель люди стали приводить
В 1995 году отремонтировали корпус архиерейской гостиницы. В августе
К Пасхе 1997 года величественное здание Никольского собора после долгих лет разорения приобрело тот же вид, что и в годы славы монастыря! А к 2000 году полностью закончены восстановительные работы в Троицком корпусе. Осенью 2003 года воспитанницы детского приюта «Отрада» переехали жить в новый двухэтажный просторный корпус, а к Рождеству 2005 года построили новую трапезную для детей, в которой после воскресных и праздничных богослужений собираются сёстры, воспитанницы приюта, гости и прихожане.
29 ноября в
14.04.2024 Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностейСегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?» | 18.03.2024 Наступило время действовать, а не созерцатьВ начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России | 19.02.2024 Династия священнического рода СаковичейСегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня |