Союз православных женщин: преемственность традиций

Статья посвящена исследованию истории создания в 1918 году в Москве Союза православных женщин и сохранению его традиций в возрожденной в 2010 году Международной общественной организации «Союз православных женщин». Исследование посвящено 100-летнему юбилею организации, празднование которого состоится в 2018 году.

Современное состояние российского социума характеризуется возрастанием роли общественных организаций в становлении гражданского общества, что, с одной стороны, отражает стратификацию общества, а с другой является демонстрацией различных позиций граждан по вопросам прошлого, настоящего и будущего страны.

Среди множества общественных объединений немаловажное значение имеют православные организации, созданные верующими гражданами во внерелигиозных сферах (религиозные миссии, молодежные, женские, политические общности). Необходимость совершенствования диалога Русской Православной Церкви и общества привела к созданию 31 марта 2009 года специального Синодального отдела, который 24 декабря 2015 года был реорганизован в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации.

Одним из некоммерческих и добровольных православных объединений является Международная общественная организация «Союз православных женщин», учрежденная по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Решение о ее создании было принято на I Форуме православных женщин, состоявшемся при участии Патриарха 3-4 декабря 2009 года. Оно было поддержано Священным Синодом, который на заседании 25 декабря 2009 года (журнал № 113) определил: «Считать важным претворение в жизнь предложений о консолидации православного женского сообщества путем учреждения Союза православных женщин». Учредительное собрание Союза состоялось 25 июня 2010 года (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 ноября 2010 года). На заседании 26 июля 2010 года Священный Синод (журнал № 86) одобрил учреждение организации и принял решение «рекомендовать епархиальным Преосвященным оказывать поддержку созданию региональных отделений «Союза православных женщин».

Важность создания Союз православных женщин определяется той ролью, которую занимает в Церкви женщина, а актуальность – теми вызовами современности, которые искажают как природу самой женщины, так и ее служение в семье и обществе.

Вместе с тем деятельность вновь созданной организации – это восстановление прерванной в отечественной истории традиции. Как известно, преемственность традиций – это не только и не столько преемственность содержания, сколько передача ценностей, а дискретность этого процесса приводит к разрушению духовных основ существования общества и исторической памяти. Поэтому возрождение Союза православных женщин в новых исторических условиях – важный шаг по духовно-нравственному оздоровлению российского общества. 24 июня 2018 года отмечается 100-летие этой общественной организации.

Создание Союза православных женщин в 1918 году и его первые шаги только недавно стали предметом научного исследования. Как отметила сопредседатель Правления возрожденного Союза Н.Б. Жукова, вспоминая его организацию, «инициаторы создания не знали о том, что с 1918 года такой Союз работал, но, видимо, по воле Божией записанные в нашем Уставе цели и задачи совпали с теми, которые ставились в сложные для Церкви годы Советской власти»1. Начало изучения истории Союза православных женщин было положено Е.В. и Н.А. Беляковыми, Е.Б. Емченко, а публикацию некоторых документов подготовила Н.А. Кривошеева2.

После событий февраля-октября 1917 года началась эпоха гонений на верующих и Церковь. Выступая 22 декабря 2016 года на Епархиальном собрании Москвы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «революционные события 1917 года, в результате которых к власти пришли радикальные политические силы, насаждавшие идеи атеизма и материализма, повлекли за собой, слом традиционного уклада жизни и обернулись страшными последствиями: продолжительной и кровопролитной Гражданской войной, вынужденным исходом множества наших соотечественников за рубеж, массовыми репрессиями новой власти в отношении несогласных»3.

В период драматических событий лета 1917 – осени 1918 года произошло судьбоносное явление в духовной истории России: состоялся Всероссийский Поместный собор Русской Православной Церкви, положивший конец синодальному периоду ее истории и восстановивший патриаршество. В конце октября 1917 года Патриархом Московским и вся Руси был избран святитель Тихон (Белавин), интронизация которого состоялась 21 ноября (4 декабря). На 11 и 16 заседаниях Поместного собора в докладах Отдела о церковной дисциплине и решениях Синода уделялось внимание роли женщины в Церкви и церковной жизни4. Отметим лишь факт существования летом 1917 г. «Содружества женщин для церковной работы», приветствие от которого поступило в адрес Собора5.

После октября 1917 года начался поиск форм приходской жизни в новых условиях, а 30 января 1918 года православные верующие Москвы на собрании представителей приходских советов создали Совет объединенных приходов. Инициатива была поддержана Поместным собором, который на заседании 18 апреля 1918 года объявил о создании Всероссийского союза приходов6.

В условиях социальных потрясений и грядущих гонений именно добровольные объединения верующих могли стать той силой, которая способна оказать хоть какое-то сопротивление и помощь пострадавшим. Поэтому в постановлении Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси Тихона о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти за № 65 от 15(28) февраля 1918 года указывалось на важность объединения мирян в союзы при всех церквах, монастырях и учебных заведениях: «При всех приходских и бесприходских церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать святыни и церковное достояние от посягательства»7. В этом же документе содержалось указание на цели таких объединений, давались рекомендации по названию: «Союзы эти должны иметь просветительные и благотворительные задачи и именования, они могут быть под председательством мирянина или священника, но не должны называться церковными или религиозными, так как всякие церковные и религиозные общества лишены новым декретом прав юридического лица»8.

Дело в том, что п. 12 Декрета СНК РСФРС от 23 января (2 февраля) 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишал церковные и религиозные общества статуса юридического лица и собственности9. В ходе реализации Декрета все церковное имущество и здания по договору передавались во временное пользование приходским общинам. Единственной легитимной формой осуществления церковно-общественного служения становились различные объединения верующих, среди которых важное место занимали женские организации.

Об особой роли женщин в просветительской деятельности, сохранении церковного имущества и храмов от разграбления и поругания 30 января (12 февраля) 1918 года писал Патриарх Московский и всея Руси Тихон в Открытом письме священнику Томской епархии Николаю Троицкому: «Отбирайте сначала лучших людей, не пренебрегайте беседами с благочестивыми женщинами, которые часто удерживают своих мужей и братьев от беззаконных поступков и защищают Церковь Божию. Составляйте из благонамеренных прихожан братства, союзы, советы, что найдете полезнее по местным условиям»10.

Православные женщины Москвы откликнулись на это решение священноначалия, и летом 1918 года в исполнительное бюро Совета объединенных приходов было подано заявление, подписанное 17 женщинами, о создании Союза православных женщин с целью координации приходской работы и обмену опытом. К идее создания Союза православных женщин пришли бывшие слушательницы богословских чтений протоиерея А.М. Иванцова-Платонова (1836–1894), доктора богословия, заслуженного профессора Московского университета. В заявлении содержалась просьба назначить на 11 (24) июня первое общее собрание православных женщин для выбора правления Союза и определения основных направлений его работы.11

Собрание и создание Союза православных женщин состоялось в Соборной палате Епархиального дома (Лихов переулок д.6). Вскоре здание было разграблено и несколько лет находилось в запустении. Затем было использовалось различными учреждениями и ведомствами. Здесь последовательно располагались Академия коммунистического воспитания им. Крупской, кинотеатр «Артес», Центральная студия документальных фильмов. В наши дни оно вновь передано Церкви и после реставрационных и ремонтных работ стало одним из корпусов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.12-

Но тогда, в июне 1918 года, в Соборной палате собрались православные женщины Москвы, и заседание было открыто председателем Совета объединенных приходов, бывшим обер-прокурором Святейшего Синода А.Д. Самариным. Он сообщил сведения о возникновении женской организации, как отделения Совета13. Затем выступил П.И. Астров – юрист, член Поместного собора.

В выступлениях участниц подчеркивалась важность координации работы приходов под руководством духовенства. При этом отмечалась, что она должна быть «проникнута духом кротости, любви и подчинения, отнюдь не нося в себе признаков борьбы или осуждения, даже если бы для такового и было место»14. Так, в выступлении М.Н. Кривоблоцкой предлагалось за основу взаимоотношений взять опыт православных сестричеств, «равенство всех работниц Союза, независимо от их общественного, материального положения и образовательного уровня»15.

Председателем Союза православных женщин была избрана Софья Дмитриевна Самарина (1863–1934), старшая сестра Александра Дмитриевича, бывшая фрейлина императрицы Александры Федоровны. По воспоминаниям Е.А. Чернышевой-Самариной (дочери Александра Дмитриевича), «семья моего отца была исключительной по своим твердым убеждениям и моральным устоям. Это была старая московская дворянская семья, принадлежавшая к высшему дворянскому кругу и жившая в традициях этого круга, но, помимо и выше традиций дворянских, в семье Самариных незыблемо хранились устои Православия. На этих основах семья Самариных строила свои убеждения, твердые и в то же время отличавшиеся большой внутренней свободой взглядов, это ставило их в несколько обособленное положение в их круге. Самарины никогда не принадлежали к каким-либо партиям и группировкам и тем более были далеки от всяких интриг. Самарины всегда имели мужество держаться своих убеждений и, если это было нужно, высказывать свои взгляды при любых обстоятельствах. Эта непреклонность и прямота внушала уважение к ним даже среди людей совершенно других убеждений»16. Софья Дмитриевна посещала лекции по литературе и истории, а также много занималась общественной работой «с детьми в городских школах, приютах и детских колониях»17. В Центральном государственном архиве Самарской области сохранилось прошение С.Д. Самариной самарскому губернатору А.С. Брянчанинову от 14 октября 1904 г. об открытии за ее счет и под ее ответственность в селе Спасском Самарского уезда бесплатной народной библиотеки-читальни. В документе указано, что «ближайшее заведывание библиотекой соглашается взять учительница Спасского имени Ю.Ф. Самарина начального училища Александра Михайловна Кильдюшевская. Библиотекарем желаю пригласить крестьянина села Спасского Прохора Бардина, грамотного»18.

В своем выступлении на учредительном заседании Союза православных женщин 11(24) июня 1918 года С.Д. Самарина наметила основные направления работы новой организации и ее организационную структуру. Предполагалось, что Союз будет иметь 7 отделов: 1) сбор сведений о деятельности женщин в приходах; 2) детского воспитания; 3) обучения и религиозно-нравственного просвещения женщин; 4) сбора книг и библиотечный; 5) помощи нуждающимся в пище и одежде; 6) помощи заключённым за исповедание веры; 7) разведения шелковичных червей «как лёгкого, доступного и удобоприменимого в церковных оградах и садах и в то же время важного по большому спросу на шелковичные коконы»19.

Работа Союза православных женщин была благословлена Патриархом Московским и всея Руси Тихоном.

Епископ Вятский и Слободской (с 1925 г. митрополит) Никандр (Феноменов) передал Отделу помощи заключённым неполный список находящихся в московских тюрьмах священнослужителей.20

31 апреля 1919 года Патриарху Тихону был представлен отчет о деятельности этого Отдела, который начал работу уже через неделю после создания. Его заседания проходили еженедельно под руководством Бюро в частной женской гимназии Н.П. Щепотьевой в Кисловском переулке. В отчете упоминаются наиболее активные работницы Отдела (Л.В. Фицнер, М.Я. Федорова, Руднева, Купер, Н.Л. Рогозина, М.Н. Кривоблоцкая, Д.И. Давидова, З.В. Васильева, С.Е. Колоколова, Н.М. Колоколова) и содержатся сведения о характере помощи конкретным заключенным. В резолюции Патриарха содержится указание на необходимость передачи этого документа членам делегации по переговорам с СНК о защите прав Церкви..25 апреля (7 мая) 1919 года Отделу Союза православных женщин была выражена благодарность Высшего Церковного Совета21.

Восстановление истории Союза православных женщин продолжается, а Союз православных женщин готовится к своему 100-летнему юбилею.

В наши дни Союз православных женщин – Международная организация, имеющая на 1 января 2017 года филиалы в Республиках Армения, Литва, Узбекистан, отделения в Республике Хакасия, в Белгородской, Владимирской, Вологодской, Костромской, Новосибирской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Тульской, Ульяновской областях, Ставропольском и Чукотском краях. Созданы самостоятельные организации на Украине (в Днепропетровске – Всеукраинская общественная организация «Союз православных женщин» и в Киеве – Собор православных женщин Украины), Витебский областной союз православных женщин (Республика Беларусь), Республиканская общественная организация «Союз православных женщин Приднестровья» (Тирасполь), Волгоградский областной союз православных женщин, Союз православных женщин в Оренбургской, Ульяновской областях, Союз православных женщин Камчатки. Руководители самостоятельных Союзов с их согласия избраны в Совет МОО «Союз православных женщин»22.

МОО «Союз православных женщин» проводит большую и разнообразную работу по консолидации и координация усилий общественных объединений и граждан в осуществлении духовно-просветительской, культурной, благотворительной, миссионерской деятельности. В 2012 года для Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были подготовлены Концепция правовой зашиты семьи и проект Закона о повышении правового статуса семьи. Документы были переданы на рассмотрение депутатов Государственной Думы ФС РФ VI созыва. В 2013 году организация участвовала в обсуждении «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года». В 2013–2016 годах реализован ряд социально-значимых проектов по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию. В 2009–2014 годах по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при его участии проведено три Международных Форума православных женщин. С 2011 года Союз активно участвует в проведении Международных Рождественских образовательных чтений, Соборов и Соборных слушаний Всемирного Русского Народного собора, а также с 2010 года проводит Международные и Региональные научно-практические конференции в различных регионах страны и зарубежья, а также конкурсы и фестивали. Союзом православных женщин издано 65 сборников и учебных пособий для учителей по проблемам преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания молодежи. Региональные отделения проводят большую просветительскую работу и оказывают помощь малообеспеченным семьям23.

В целом МОО «Союз православных женщин» стал заметным явлением в духовной, просветительской и политической жизни современного российского общества.

В январе 2017 года Святейший Патриарх Кирилл благословил создание оргкомитета по подготовке и проведению в сентябре 2018 года съезда МОО «Союз православных женщин», посвящённого 100-летию организации.

Примечания

  1. Жукова Н.Б. Женский подвиг в истории России. К 100-летию Союза православных женщин // Русь Державная № 3 (271) 2017. С. 7
  2. Белякова Е.В., Белякова Н.А., Емченко Е.Б. Женщина в православии. Церковное право и российская практика. М.: Кучково поле. 2011. 780 с.; Белякова Е.В., Белякова Н.А. Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества // Церковь и время. 2009, № 3(48), с.220–234; «Забота о братском посещении арестованных». Вступ. статья, публикация, примечания Н А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ. Выпуск II. 2011, № 3 (40), с.72–79.
  3. Святейший Патриарх Кирилл: Нельзя умалять ни подвиг нашего народа, ни беды, которые претерпела наша Родина после 1917 года // [Электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4720576.html
  4. См.: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Репринтное издание 1918 г. М.: Новоспасской монастырь. 1994–1996. Т.1, с. 150 и 179. Т. 4, с. 24; Собрание Определений и Постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. М.: Изд-во Новоспасского монастыря. 1994–2000. Вып. 4, с. 47.
  5. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Репринтное издание 1918 г. М.: Новоспасский монастырь. 1994–1996. Т.1, с. 150.
  6. Совет объединенных приходов в силу политической ситуации в стране так и не стал Всероссийским. В Москве он просуществовал до ноября 1919 г., затем был признан большевиками контрреволюционной организацией с привлечением к суду 19 обвиняемых, состоящими членами Союза. 16 ноября 1920 г. организаторы А.Д. Самарин и Н.И. Кузнецов были приговорены к расстрелу. Через два месяца приговор был заменен на заключение в концлагерь. Остальные обвиняемые были приговорены к различным срокам заключения // Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Т.2. протоколы соборного совета/ отв. редактор А И. Мраморнов. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2013; СМ.: Шарипов А. М. Всероссийский союз объединенных приходов Православной Церкви (1917-1919) // Православная энциклопедия. М., 2005. Т.9. С.686-687. В Петрограде «Общество приходов…» просуществовало так же недолго (1919–1922) , как и «Союз..» в Москве. Его председатель Ю.П. Новицкий был расстрелян вместе с владыкой Вениамином и двумя мучениками в результате Петроградского «Процесса 1922 г.
  7. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.97–99.
  8. Там же. С.97.
  9. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // [Электронный ресурс] URL: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/
  10. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994, с. 89.
  11. Еженедельник Совета Объединенных приходов г. Москвы  № 10 от 27 мая/9 июня 1918 г. (гектограф) // Православная Москвы в 1917–1921 годах. Сборник документов и материалов. Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Марковчин, Т.С. Тугов, А.М. Шарипов. М.: Изд-во Главного архивного управления Москвы. 2004. С. 322–323.
  12. См. подробнее: Козлов В.Ф. Епархиальный дом в Москве. Хроника жизни дома и Князь-Владимирского храма. 1902-1918. М.: Издательство ПСГУ, 2015. 653 с.
  13. ЦГАМО. ф. 5062. Оп.3. Д. 6. Л. 336–336 об // Православная Москва в 1917–1921 годах. Сборник документов и материалов. Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Марковчин, Т.С. Тугов, А.М. Шарипов. М.: Изд-во Главного архивного управления Москвы. 2004, с.324–325.
  14. Белякова Е.В., Белякова Н.А., Емченко Е.Б. Женщина в православии. Церковное право и российская практика. М.: Кучково поле. 2011. [Электронный ресурс] URL: http://biznes-knigi.com/avtor-nadezhda-belyakova/3501-zhenschina-v-pravoslavii-cerkovnoe-pravo-i-rossiyskaya-praktika-nadezhda-belyakova/read/page-29.html
  15. Там же.
  16. Чернышева-Самарина Е.А. Александр Дмитриевич Самарин // Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: Изд-во ПСТГУ, 2001, с.122.
  17. Там же, с.131.
  18. Прошение фрейлины императрицы Софьи Дмитриевны Самариной самарскому губернатору А.С. Брянчанинову об открытии в селе Спасском бесплатной народной библиотеки-читальни. 14 октября 1904 г. // ЦГАСО. Ф. 3. Оп. 233. Д. 1900. Л. 1.// Самарское дворянство в истории России [Электронный ресурс] URL: http://regsamarh.ru/info_act/CGASO_Exhibitions/dvoryanstvo/ 

Село Спасское было основано в 1783 г. в 2 верстах от центральной усадьбы Васильевское (ныне Приволжье) и находилось во владении рода Самариных ([Электронный ресурс] URL: http://www.zags63.ru/letopis_privolgie). Здесь в 1784 г. была построена Спасская церковь, со временем обветшавшая. При освещении новой каменной церкви присутствовал герой войны 1812 г. Д.В. Давыдов ([Электронный ресурс] URL: http://museum.samgd.ru/region/pamjatnye_daty/god_kultury_-_2014/144919/). В начале ХХ в. «волжской вотчиной» (села и деревни Спасское, Васильевское, Озерецкое, Аннино, Гремячево-Дубровки и др.) владел младший брат Софьи Дмитриевны Сергей Самарин (1865–1929). Летом здесь собиралась вся многочисленная семья Самариных. ([Электронный ресурс] URL: http://rodnoi-zemli-istok.narod.ru/bek/bek.html)

  1. Еженедельник Совета Объединённых приходов № 11 от 12/25 июня 1918 г. // Православная Москва в 1917–1921 годах. Сборник документов и материалов. Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Марковчин, Т.С. Тугов, А.М. Шарипов. М.: Изд-во Главного архивного управления Москвы. 2004, с. 324.
  2. «Забота о братском посещении арестованных». Вступ. статья, публикация, примечания Н.А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ. Выпуск II. 20111, № 3 (40), с.75–76.
  3.  Там же, с.76–78
  4. См подробнее: [Электронный ресурс] URL: http://союзправославныхженщин.рф/
  5. См. подробнее: Международная общественная организация «Союз православных женщин». М.: МОО СПЖ, 2017.

Союз православных женщин: преемственность традиций // Российская государственность и Русская Православная церковь: эволюция институтов светской и духовной власти: материалы конференции / под ред. Ю.Ю.Иерусалимского. Ярославль: «Индиго», 2018_640 с. С. 501–513.

Розина Ольга Владимировна,
член Правления МОО  «Союз православных женщин»,
доцент Московского государственного областного университета,

почётный работник высшего образования РФ,
кандидат исторических наук
 

10.08.2018
Радость благих дел
Все началось несколько лет назад с желания поддержать Союз женщин города Алапаевска Свердловской области в заботе о православных святынях, связанных с именем св. Елисаветы Федоровны
14.06.2018
«Добровольные изгнанницы»: выбор «меж мужем и сыном»
14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло событие, известное всем по курсу школьной истории как «восстание декабристов». Столь однозначная оценка сохранялась достаточно долго, но в начале 90-х гг. ХХ в. её категоричность была подвергнута сомнению и появились новые дефиниции — заговор, попытка военного переворота, бунт, мятеж
30.05.2018
Кто постигнет дух, тот придет к Православию
Название моей статье дала одна из глав в «Дневниках» Фёдора Михайловича Достоевского. Казалось бы — ответ на поверхности: на языке страны, которой он правит и должен говорить. Но русская и мировая история даёт множество примеров, из которых следует, что это вовсе не обязательно

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2017 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2017 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
Х Ольгинские чтения «Духовное наследие святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги. История. Культура. Образование» | МОО «Союз православных женщин»
Х Ольгинские чтения «Духовное наследие святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги. История. Культура. Образование»
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
13
14
15
16
17
18
19
 
Октябрь 2014