Новое — это хорошо забытое старое…

В январе 2017 г. в 30 школах Самарской области началась апробация курса «Нравственные основы семейной жизни», для обучающихся 10–11 классов.

Вернее не забытое, а просто упущенное. Те педагоги и родители, кому на сегодняшний день за 40 лет наверняка помнят в свою школьную бытность факультативный курс, который назывался «Этика и психология семейной жизни». В «лихие 90-е» изменилась образовательная парадигма, как в прочем и вся жизнь, и это курс, как оказалось, утратил свою актуальность.

И сегодня, спустя годы, это направление воспитания возвращается в российскую школу. В 2009 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках проекта «Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения» была создана научная группа из представителей различных регионов России, которая проработала концепцию курса. Сегодня образовательный проект «Нравственные основы семейной жизни» успешно реализуется уже в 62 регионах России. Он адресован обучающимся 10–11 классов, т. к. они стоят на пороге взрослой жизни, где им предстоит создавать семью, воспитывать детей.

В настоящее время курс «Нравственные основы семейной жизни» представляет собой учебно-методический комплекс, в состав которого входят учебные пособия для обучающихся с видеоприложениями, пособия для учителя и методические рекомендации, позволяющие любому педагогу (вне преподаваемого предмета) освоить содержание и методику курса «Нравственные основы семейной жизни» и вести этот курс среди старшеклассников. Содержание курса носит воспитывающий характер. Само название учебника, тематика и содержание текстов занятий, подборка материалов в дополнительных рубрикациях («Пословицы и поговорки», «Мудрые мысли», «Тема для размышления», «Жизненные советы»), иллюстрации — все это направлено на духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Достоинством курса является то, что в нём не только предметно представлена система семейных ценностей, но и показана живая связь этих ценностей с нормативами нравственного поведения, практическая значимость исполнения этих нормативов в жизни человека. Этот курс в значительной мере восполняет отсутствующие в других предметах представления о нравственности, иерархичности, культуре семьи, даёт основы духовно-нравственной, культурной и психологической безопасности в сфере семейных отношений. Решаются задачи профилактики внебрачных сожительств, разводов, абортов, отказа родителей от воспитания собственных детей и другие.

Содержание образовательного курса способствует созданию условий для самоопределения и социализации учеников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Даёт достаточно полные представления о семье и семейной жизни, что создаёт условия для позитивного самоопределения личности старшеклассников на основе отечественных духовно-нравственных традиций семейной жизни. По мнению авторов, этому курс всецело посвящён и этого он достигает.

В Поволжском округе курс «Нравственные основы семейной жизни» апробируется в четырех школах: ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ» им М. П. Бочарикова и ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» 7"ОЦ» г. Новокуйбышевска, ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка и ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава м.р. Волжский. Какое впечатление сложилось у педагогов, ведущих данный курс за первые полгода апробации?

Лариса Петровна Изотова, педагог из школы п.г.т. Петра Дубрава считает, что «этот курс невозможно проводить в рамках урочной системы, он требует создания особой доверительной обстановки. Поэтому взаимодействие с учащимися проходило в форме беседы, анкетирования, создания учащимися слайд-шоу и их демонстрации, творческих работ. На занятиях ребята познакомились с интересными темами: «Тайна пола», «Любовь и влюбленность», «Стыд и совесть», раскрывающими смысл, ценности и нормы семейной жизни, которые активно обсуждались и после занятий. При изучении курса десятиклассники столкнулись с вопросами, которые вызвали много споров. Например, какими должны быть добрачные отношения, выбор спутника жизни, как вести себя в первый год совместной жизни, как должны распределяться роли в семье. На занятиях учащиеся активно высказывали свою точку зрения: одни утверждали, что мужчина должен быть главой семьи (и мальчики, и девочки), другие выступали за равноправие; одни утверждали, что только чувствами нужно руководствоваться при выборе супруга или супруги, другие говорили, что в таком деле важны и чувства, и разум. Именно в споре рождается истина, и каждый из них сделал для себя определенные выводы.

Вербицкая Алла Георгиевна, педагог ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ», считает важной особенностью этого курса необходимость создания на занятиях доверительной атмосферы сотрудничества между учителем и учениками. «Для меня, как педагога, порой сложно было избежать назидания и морализаторства, объясняя приоритетность и смысловую сущность ключевых семейных и жизненных ценностей. Методика преподавания курса должна предполагать не только тактичность и деликатность со стороны учителя, но и уважение к позициям учащихся, в том числе и когда они идут вразрез с мнением педагога. Главное — что останется в душе каждого подростка. В начале преподавания курса (январь 2017 г.) я провела анкетирование обучающихся 10-х классов, предложенное разработчиками курса. В опросе приняло участие 50 человек из них 48 (99%) мечтают создать в будущем крепкую семью, иметь одного-двух детей. Примерно 70% респондентов ответили положительно на вопрос о допустимости так называемого „пробного брака“ или сожительства. В конце учебного года я провела повторное анкетирование и заметила, что уже только 15% опрошенных не исключают для себя возможность „пробного брака“. Приведенные данные свидетельствуют о положительной динамике в представлениях современных старшеклассников о значимости традиционной семьи и официального брака, зарегистрированного в органах ЗАГСа».

Передрий Ольга Геннадьевна, педагог, ведущий курс в ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка убеждена, что формировать нравственные семейные ценности не возможно без работы с родителями. «Для разъяснения определенных моментов мною проводились беседы с родителями. Многие были полностью согласны с введением такого курса в школе, так как в современном мире утратилось понимание крепкой, счастливой и «правильной» семьи, затуманилось понятие «семейные ценности». Страх родителей, кто, как и каким образом объяснит их детям какие-то темы, касающиеся целомудрия и брачных отношений, я считаю, вполне обоснованным, но познакомившись с пособиями: учебником, хрестоматией и видеоматериалами, большинство приняли курс «Нравственные основы семейной жизни». Конечно, остались и сомневающиеся, среди них представители других конфессий (мусульманство). Сами обучающиеся приняли этот курс позитивно, легко и с воодушевлением. Подросткам интересно дискутировать на некоторые темы, открывать себя, узнавать с новой стороны то, что казалось для них нормой, «в порядке вещей». Безусловно, не все шло гладко, семейные ценности трансформировались в сознании детей в материальные блага и карьерное самосовершенствование, оставив далеко позади создание крепкой семьи, семьи с верной иерархией и распределением обязанностей.

Как говорится, «главное начать». Что-то осталось неясным, спорным, но верно одно — как написала в эссе одна из моих учениц: «семья — это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую секунду и молить Бога каждое мгновенье, чтобы он их оберегал и защищал».

Платонова И.А., руководитель отдела Новокуйбышевского ресурсного центра

*        *        *

Любви человек учится в семье

Несколько лет назад в расписании нашей школы появился элективный курс «Материнство, ребенок и уход за ним». Программа этого курса была написана мною не по приказу администрации, а по велению сердца. А началось все с обычной беседы с девочками своего класса по поводу коротких курточек и открытой спины зимой. Главным моим аргументом было то, что им, как будущим мамам, нужно беречь свое здоровье. Их ответ меня просто ошеломил: «А мы вовсе и не собираемся рожать детей, как наши матери, чтобы потом в одиночестве их растить. О чем они думали?». Увы, в нашем классе, как и во всех остальных, неполные семьи давно перестали быть исключением, их становится все больше и больше.

Я не врач и не социолог, я не могу профессионально рассуждать о том, как связано бытие с определяемым им сознанием, о «нужности» человеческой жизни, том, как роды изнуряют женщину. Но я — православный человек, педагог, наконец, просто мать.

Зачем дети? Затем, что они живут, как я и вы.

Воспитание детей — самый естественный христианский подвиг, и как говорит апостол Павел: «Жена…спасется чадородием, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2,15). Поэтому Православная Церковь и проповедует этот подвиг, самопожертвование, целомудрие, воздержание, христианский брак, церковный взгляд на семью и воспитание детей. Господь учил воспринимать жизнь как несение Креста, как подвиг, и Церковь верует, что не желание супругов, а сам Господь вызывает к жизни новое творение. Нежелание детей — это извращение православно понимаемого супружества. Ребенок — это чудо Божие, величайший дар, которым Бог может наградить человека.

Мною была разработана воспитательная программа «Материнство. Ребенок и уход за ним», которую можно использовать как для воспитательной работы с девочками класса, так и в качестве элективного курса для старшеклассниц.

Учебный план состоит из 17 аудиторных часов и 8 часов самостоятельной работы (работа над проектами). В программу входят следующие темы: «Человеческая жизнь как ценность»; «Целомудрие как основа духовного и физического здоровья человека»; «Грудное вскармливание в православной Руси»; «Уход за детьми. Физическое развитие ребенка»; «Святоотеческое учение о воспитании детей»; «Православное учение о браке. Семья как „малая Церковь“. Таинство венчания — духовный смысл. Институт семьи перед вызовами настоящего времени. Отношение к разводу»; «Материнство в христианстве и в традициях русского народа».

Родители с интересом восприняли введение данного курса. Но хотелось чего-то большего. С радостью я поехала на курсы по НОСЖ. Буквально записывала каждое слово, чтобы донести до учащихся, их родителей, коллег, администрации важность этого предмета.

Чему мы только не учим детей в школе: и планировать карьеру, и идти вверх по «лестнице успеха». Не учим только самому главному: быть матерью, отцом, семьянином!

Сознаем ли мы, что всякий ребенок — дар Божий? Благодарим ли Бога за детей, которых Он нам дал? Для всех ли сегодня рождение ребенка —источник ожидания и радости? Прежде чем доставить нам утомление и заботы, новорожденный младенец — весь улыбка. Прежде чем стать трудной обязанностью, он просияет для нас лучом, открывающим смысл жизни. И первый крик его при появлении на свет — молитва. Насколько желанным является сегодня рождение ребенка для большинства людей? Не слишком ли многие переживают его приход почти как несчастье? Не является ли он помехой, тем, кто разрушает все наши планы? Сколько молодых пар откладывают рождение ребенка на неопределенное будущее, чтобы у них было время пожить в свое удовольствие. Сколь многие сегодня сознательно отказываются от брака, чтобы избежать ответственности за семью. Средства массовой информации ведут настойчивую пропаганду свободного сожительства и случайных связей вместо брака. Хотя каждому ясно, что разрушение семьи — разрушение самой жизни.

В важности и нужности курса сомнений не было. Но были опасения: смогу ли я найти нужные слова, сумею ли донести до каждого святость и важность семьи.

На первом занятии написали сочинение «Моя будущая семья». Все хотят любить, быть любимыми, счастливыми. Но возможно ли это? Как этого достичь? Любви человек учится в семье. В пояснительной записке к программе учебного курса «Нравственные основы семейной жизни» есть такие слова: «До революции не было необходимости создания учебного курса по семейной культуре, поскольку трансляция положительного опыта семейной жизни достаточно хорошо осуществлялась в рамках семейного воспитания. Об этом свидетельствуют статистические данные: практически полное отсутствие разводов, существование многодетных семей, почти полное отсутствие абортов и случаев отказа от детей и стариков». Увы, нам сегодня хвастаться нечем. Данный курс не просто важен, это крик отчаяния при виде того, что творится с современной семьей. Откуда молодые люди черпают свои познания о семье и браке?

О том, что брак может быть вечным, что настоящая любовь и верность встречаются и сейчас, они могут только мечтать, ибо своими глазами этого не видят. Задача, которую я поставила себе, идя на занятия по НОСЖ, была одновременно и простой и сложной: свидетельствовать о том, что все это реально есть, о том, что они смогут полюбить по-настоящему и их могут полюбить так же. Но любовь- это труд.

Я использую различные формы работы: лекции и беседы, ролевые тренинги и экскурсии, работу над проектами.

Есть ли результаты? Ответ дать очень трудно. Дадут ли добрые всходы, те семена, которые были брошены? Но даже ради одной спасенной жизни стоит все это затевать.

Да, человек свободен в выборе — купить машину или родить ребенка, но я верю, что никогда не будет в мнении народном равнозначны дама с машиной и мать с ребенком, верю, что всегда будут жалеть женщину, променявшую материнство на дорогие вещи, которые все-таки не дороже детской жизни. Верю, что мои ученики вырастут людьми, а значит, для них главным будет главное. Быть матерью — тоже профессия. Детство, отрочество часто сравнивают с весной. И правда — весна, но окно распахнуто, и из него веет холодком новых и сложных проблем. От нас зависит научить ребенка дружить, и любить, и быть родителем, и быть добрым, и стойким, и верным дому.

Симонова Ю.В., преподаватель курса НОСЖ школы № 3 г. Сызрани

Мнения учеников гимназии № 35 г. Тольятти

10-Б класс

Пугачева Анастасия

Мне нравится курс НОСЖ, потому что на нем мы с классом и учителем обсуждаем жизненные ситуации, которые происходят в жизни каждого человека.

Лично я нахожу в каждой теме этого курса что-то своё. Рассуждая на различные темы, я начинаю мыслить уже не так, как раньше.
Таким образом, я считаю, что данный курс поможет нам, так как каждый сталкивается с жизненными трудностями. Приходя на него, мы сможем раскрыться, спросить совета, обсудить проблемы и найти способ их решения.

Мубаракшин Михаил

НОСЖ — учит о взаимоотношении между людьми. Помогает понимать и принимать человека какой он есть. Спасибо учителю за такой замечательный урок. На нем можно высказать: свое мнение, мысли, понять то, что не понимал, разобраться в том вопросе, на который затруднялся отвечать.

Мне очень нравится этот предмет. Я считаю, что он обязательно должен быть в школьной программе.

Губин Иван

Предмет НОСЖ — очень важен в наше время, потому что сейчас у подростков очень много непониманий и проблем. На этом предмете они могут услышать и узнать много нужной информации и, если она им не пригодится сейчас, то обязательно пригодится в будущем.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что данный предмет не стоит убирать из школьной программы.

Волчков Максим

Когда я первый раз пришёл на урок НОСЖ, я был очень удивлён, так как не знал о существовании данного предмета. Эти уроки мне очень нравятся, потому что на них мы обсуждаем настоящие жизненные проблемы и непростые ситуации. Я бы хотел, чтобы НОСЖ преподавались во всех учебных заведениях, ведь не у всех учеников есть знакомые, с которыми можно обсудить свои переживания. Данный предмет является хорошим помощником в становлении личности подростков.

Артамонова Ангелина

Мне нравится данный урок, потому что мы говорим и обсуждаем достаточно важные ситуации, с которыми мы уже сталкиваемся или только предстоит столкнуться. Нравится что слушают и спрашивают мнение каждого из нас. Урок проходит в дружеской не напряженной обстановке, поэтому разные проблемы уже не кажутся такими страшными.

Я бы хотела, чтобы в школах был данный предмет, ведь нам рассказывают вроде бы обыденные вещи, но о которых с нами почему то не говорят. Я рада, что в нашей школе есть этот предмет.

11-Б класс

Буторина Олеся

Я считаю, что данный урок необходим, потому что именно он учит нас жизни, на нем мы можем совместно находить решения проблем, с которыми мы столкнемся в будущем, рассматривать различные выходы из сложных жизненных ситуаций. Так же этот урок способствует тому, что в будущем мы сможем создать по истине счастливую семью, воспитать достойно своих детей. Еще на нравственных основах семейной жизни мы учимся разбираться в людях, правильно отличать врага от друга, ложь от правды.

Вяльцева Мария

Курс нравственных основ жизни нужен в старших классах. Данный предмет мне интересен, потому что на нем мы разбираем важные аспекты жизни. Слушаем, что нам говорят, накладываем услышанное на конкретные жизненные ситуации и делаем для себя какие-либо выводы, анализируем произошедшие в нашей жизни события и становимся чуточку опытнее, осведомленнее в определенных сферах жизни.

Ершов Роман

Предмет НОСЖ помогает всем старшеклассникам в будущем войти во взрослую жизнь, облегчает родителям работу в воспитании.

Нестеров Иван

Предмет НОСЖ нужен, так как нравственное воспитание молодежи никто не занимается. Отношусь к этому предмету с интересом. Нравственное воспитание играет большую роль в жизни человека, потому что занятия по данному направлению необходимы.

Кузнецова Снежана

Я считаю, что курс НОСЖ нужен. На этом курсе нас учат выбору, дают понять, как стоит поступить и как избежать неблагоприятные ситуации. На этом курсе ученик может высказаться, изложить учителю то, что чувствует, выразить эмоции, которые накопились у него в душе. Каждый урок откладывается в голове, вводит в раздумье над совершенными поступками и предостерегает от поступков, о которых вы, возможно бы, пожалели. Ученикам нужен этот курс, дабы они понимали не ценности совершенных поступков.

11-В класс

Борисевич Дмитрий

Урок «Нравственные основы семейной жизни» — полезный предмет в отношении углубленных знаний по отдельной жизни от родителей. Этот предмет дает много глубоких знаний в личной семейной жизни, вы можете узнать, что такое семья, отцовство, материнство, аборт. Урок нравственной семейной жизни, я считаю, даёт начальный-базовый уровень подготовки к семейной жизни. Я желаю, чтобы данный предмет ввели для его углубленного изучения.

Матвеева Карина

Уроки НОСЖ — очень нужный нам предмет. Но я думаю, что лучше начать проводить этот предмет с класса 5–6, чтобы дети начали изучать этот его более глубоко. Что-то узнают новое, используют это в жизни, в чем-то помогут родителям.

Красильников Тимофей

Я считаю курс НОСЖ нужным предметом для старшеклассников. Этот урок помогает укрепить семейный институт в России, уберечь учеников от совершения многих ошибок. Так же поднятие нравственности молодого поколения способствует укреплению нашего государства.

Поддубнов Тимофей

Полезный предмет, помогает выйти из школы с багажом полезных знаний. Знания по созданию семьи: как правильно выбрать спутника жизни. И еще много полезных знаний.

Удмуртов Владислав

Курс НОСЖ нужен для повышения духовного воспитания. Большинство подростков нуждается в подготовке к дальнейшей семейной жизни и этот урок прекрасно объясняет ученику все её тонкости и нюансы.

Богдашкин Даниил

Я уверен, что данный урок мне поможет в жизни. Когда курс НОСЖ появился в нашем расписании, у меня была мысль, что это бесполезный урок, но потом я понял, что ошибся. На уроках мы проходим интересные темы, которые встречаются в повседневной жизни. Благодаря этому предмету ученики нашей гимназии будут подготовлены к взрослой жизни и её проблемам.

Ермилова Дарья

Курс НОСЖ очень полезный предмет для меня. Я узнала много интересных вещей о традициях других народов, различную статистику многих других людей. Мне нравится, что нам рассказывают, учат, но не навязывают различные точки зрения. Я получаю на этом курсе знания, которые пригодятся мне в дальнейшей жизни.

Маликов Юрий

Предмет НОСЖ довольно нужный в современной жизни. То, что не договаривают наши родители о семье в целом, можно узнать на уроке в школе. Я считаю, что предмет должен быть в каждой школе, чтобы научить детей подростков жить в семье, знать как будет проходить семейная жизнь и сделать её счастливой. Нравственные основы дают мне знать какими жестокими являются аборты. Я сам из многодетной семьи. Чувство о том, что один из моих братьев/сестер мог не родиться из-за возможного аборта, мучает меня. Я хочу иметь такую же семью в будущем как та, в которой я сейчас.

Благодаря уроку я заранее знаю, что хочу иметь счастливую семью, любить жизнь и заботиться о своих детях.

Предмет НОСЖ дал мне знать, какая мне нужна жена, с которой я буду счастлив, с которой я создам семью.

18.03.2024
Наступило время действовать, а не созерцать
В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество».  Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России
19.02.2024
Династия священнического рода Саковичей
Сегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня
17.02.2024
Одна из основных проблем современной семьи
2024 год в нашем государстве объявлен Годом семьи. Поэтому сейчас особенно актуально поговорить о том, что современной ячейке общества помогает, а что мешает

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Декабрь 2017