Чужую боль воспринимаю как свою
Интервью с Галиной Викторовной Смолянкиной
За спиной этой героической женщины — поездки в горячие точки и каждодневные операции. Она успела попробовать свои силы в качестве депутата и поработать советником губернатора и главы города. Сегодня она возглавляет Ульяновскую региональную общественную организацию «Союз православных женщин». Гость нашего номера — Смолянкина Галина Викторовна, детский хирург, депутат Ульяновской городской думы трех созывов (1996–2010). Благодаря Галине Викторовне в нашем городе появилась уже вторая гостиница для женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, — «Дом милосердия». Она не понаслышке знает нужды людей и всегда старается помочь, независимо от времени, места и занимаемой должности.
— Галина Викторовна, однажды Вы сказали такую фразу: «Нужно помогать людям в облегчении их страданий, на любом месте облегчать их боль». Когда эти слова «пришли» к Вам?
— Скорее всего, они пришли тогда, когда передо мной встал выбор профессии. Я с детства мечтала стать врачом, помогать людям. Я вспоминаю себя совсем маленькой, когда настойчиво просила маму сшить мне белую сумку с крестом. Потом я надевала ее через плечо и ходила по улице, спрашивая, у кого что болит, что кому полечить, перевязать, помазать. Мама говорила мне, что я все время старалась помочь людям. Неосознанно была какаято тяга к тому, чтобы пытаться облегчить человеческую боль и страдание.
— Расскажите немного о Вашем детстве, о студенческих годах.
— Детство мое было не совсем радужным. Нас было в семье три дочери, три сестры. Папа, к сожалению, обижал маму, и мы часто искали помощи у соседей. Поэтому ситуацию, когда человек сталкивается с насилием, я испытала давно и прекрасно понимаю тех женщин, которые оказались в подобном положении.
Что буду врачом и обязательно поступлю в медицинский, решила для себя в детстве. Но жизнь испытала на прочность: заканчивала школу в тот год, когда отменили серебряные медали (а у меня в аттестате была одна четверка), и не поступила в мед. После этого устроилась в медсанчасть машзавода на Нижней Террасе в хирургическое отделение, где год проработала санитаркой в операционной, потом поступила в медучилище. Закончила его с отличием, успев при этом выйти замуж и забеременеть. И в таком «интересном положении» я поступила в Самарский (Куйбышевский) мединститут, который закончила также с отличием, уже имея очаровательную шестилетнюю дочь. В институте много занималась хирургией, меня даже допустили к самостоятельным операциям, так что к окончанию учебы у меня был багаж: 49 самостоятельных операций. Вот так я стала детским хирургом.
— Как Вы пришли в Церковь и когда это произошло?
— Помню, когда приезжала к бабушке в деревню Ивановка Старомайнского района, я всегда посещала церковь. И после Причащения я спрашивала ее: а что такое дают пить в ложечке? И бабушка отвечала — это лекарство для души. Так что в душе я верила в Бога всегда. Потому что я очень молилась за маму, переживая за ее здоровье. Внутренние мольбы, обращения к Богу сопровождали меня все время. Присутствие Бога в душе ощущала и при встрече с родителями, ребенка которых я только что благополучно оперировала. Это чувство не покидало меня с тех пор, как я стала врачом.
— Что повлияло на Ваше решение стать депутатом Ульяновской городской думы? Чего Вам удалось добиться за это время?
— По избрании в городскую думу я отвечала за близкое мне социальное направление. Знаете, почему я занялась политикой? Когда мне предложили избираться в Ульяновскую городскую думу, я поняла, что смогу помочь лечебным учреждениям города с внедрением новых методов диагностики и хирургического вмешательства, только если попаду во власть, где есть возможность направить часть бюджетных средств на оснащение наших больниц современным оборудованием. Поэтому и направила все свои усилия на то, чтобы обеспечить детское хирургическое отделение необходимой аппаратурой для проведения лапароскопических операций. А это так важно для детей, особенно для новорожденных.
— Следующая веха Вашей жизни — «Союз православных женщин»…
— 6 лет назад по инициативе Марины Беспаловой и игумении Магдалины была учреждена Ульяновская региональная общественная организация «Союз православных женщин». Летом 2012 года я была приглашена на монастырское подворье, где проходило собрание женщин, на нем меня и избрали председателем правления «Союза православных женщин». С тех пор я стала интересоваться деятельностью подобных организаций в городах России, узнала, что существуют прецеденты открытия кризисных гостиниц для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию.
— Так и родилась идея с «Домом милосердия»? Кто помог Вам в ее реализации?
— Мы получили муниципальный грант на открытие первого кризисного центра в 2015 году. И детищем этого гранта стал кризисный центр для женщин в «Причале надежды» в Новом городе. У нас не было своей базы для открытия центра, и мы заключили Соглашение с руководителем государственного учреждения «Причал надежды» Галиной Дворянсковой. Она предоставила нам помещение социальной гостиницы, а на деньги гранта мы полностью оснастили его мебелью и необходимым оборудованием. В «Причале надежды» 6 мест. 22 женщины получили в нем помощь, и были сохранены жизни 7 новорожденных.
Мы открыли этот центр, который оказался очень востребованным и, воодушевленные, замахнулись на участие в Международном открытом конкурсе «Православная инициатива». С Божией помощью мы получили этот грант, а с помещением нам помогли ректор УлГУ Борис Костишко и депутат Государственной думы, председатель нашей организации Марина Беспалова. Университет полностью за свой счет капитально отремонтировал помещения для «Дома милосердия». На средства гранта мы заказали мебель, оборудование и закупили мягкий инвентарь.
— Сколько подопечных на данный момент находится в кризисном центре и сколько всего человек он может вместить?
— В этом центре побывало уже четыре человека, две женщины и двое четырехлетних детей. И сейчас находятся две, одна из которых готовится стать матерью, к Новому году мы ожидаем первого малыша. А всего в «Доме милосердия» восемь мест.
— Кто попадает под категорию нуждающихся?
— В первую очередь «Дом милосердия» — это приют для беременных. Это беременные женщинысироты, а также те, кто оказались отвергнуты в собственной семье, это женщины с детьми, которые подверглись жестокому насилию. Не принимаем только токсикоманок и наркоманок. Время пребывания в «Доме милосердия» — до 6 месяцев. Но это не означает, что если за этот срок мы не решили проблему женщины, то мы прекратим свою помощь.
— На какую помощь могут рассчитывать нуждающиеся?
— Женщинам, оказавшимся в трудной ситуации, будут помогать врачи, юристы, психологи, соцработники и священники. Также будут помогать волонтеры старших курсов университета. Мы не только принимаем женщин сюда, оказывая им приют, организовывая питание и проживание, но и решаем целый комплекс проблем, с которыми женщина приходит.
Мы очень благодарны владыке Анастасию за то, что он благословил иерея Димитрия Субботина быть нашим духовником — это для нас очень важно, ведь батюшка отвечает еще и за работу с сестрами милосердия, а кто, как не они, смогут оказать посильную квалифицированную медицинскую помощь? Мы оказываем материальную и социальную помощь, женщинам нужно знать, как оформить декрет, как получить послеродовые, как получить пособие на ребенка. Все это прописывается в индивидуальной карте для каждой женщины. Для них составлен график бесед со специалистами. На основании заключенных нами Соглашений с ведомственными структурами мы будем практиковать не односторонний подход к решению проблем женщины, а комплексный, системный. Все компетентные органы должны помочь в решении проблемы, каждый по своей линии. Поэтому я считаю, здесь созданы идеальные условия для мамы и ребенка.
— Каковы перспективы развития кризисного центра? Как будет реализовываться в дальнейшем ваш проект?
— По окончании грантовой поддержки мы не завершим свою работу. Центр будет жить и развиваться дальше, он будет нести свою миссию — оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Мы не думаем о закрытии центра, этот проект мы реализуем всерьез и надолго.
— Во время нашего разговора Вам принесли детские вещи в качестве пожертвования. Как можно помочь «Дому милосердия»? Есть ли перечень предметов первой необходимости? И как можно обратиться за помощью?
— Офис «Союза православных женщин» находится по адресу: ул. Федерации, 63, офис № 2, телефон 37-06-09. Туда можно обратиться и тем, кто хочет оказать нам помощь, и тем, кто хочет получить ее от нас. Есть также официальный сайт организации: http://spg.cercov.ru. Если говорить о списке необходимых вещей, то в первую очередь это памперсы для новорожденных и средства ухода: кремы, присыпки и т. д. Хотелось бы также обратиться за помощью к предпринимателям, занимающимся реализацией или производством бытовой химии, потому что мыло, шампунь, стиральный порошок, зубная паста и т. п. расходуются очень быстро.
— Напоследок хотел спросить, как Вам удается сохранять такой неиссякаемый оптимизм, такую жизненную энергию и стремление менять что-то к лучшему?
— Это все в душе, в сердце. Я хочу помогать людям, потому что прекрасно понимаю их боль и давно пропустила ее через себя.
Наверное, только пережив эту проблему, можно понять и осознать ее масштаб. Я и на выборы шла с таким девизом: «Чужую боль воспринимаю как свою». Только пережив чужую боль, можно изменить отношение к людям. Будучи врачом, я каждый день соприкасалась с болью и страданием. Я до сих пор не забываю свою медицинскую практику, консультирую своих родных и близких, знакомых. Ведь «бывших хирургов» не бывает.
Ну и к тому же я человек активный, оптимистичный, на месте не могу просто так сидеть. Я хочу работать и хочу быть среди людей.
— Спасибо за Ваш интересный рассказ о себе и о реализуемом Вами проекте.
Сергей Николаев, «Православный Симбирск», № 22 от 23 ноября 2016 года
07.12.2023 «Цель ювеналов — расчленить, заработать на этом деньги, отрезать и перепродать»Ювенальная юстиция (не наш термин) — это законодательство в отношении семьи, детей и всего остального на Западе. Оно подходит к этой проблеме с одной только точки зрения: если что-то в семье не так, то единственным и главным способом является уничтожение этой семьи — её надо расчленить, дальше друг от друга развести членов семьи, включая детей. Так всё будет решено, а семью не жалко | 06.12.2023 Мой ребёнок меня боится«Мой ребёнок меня боится» — одни родители произносят эти слова с гордостью, другие — с сожалением. Первые все еще уверены, что таким способом полностью контролируют свое чадо, вторые — уже осознали, что потерпели родительское фиаско | 14.11.2023 Достоевский: не переступать чертуРусская классическая литература — это не просто обладающие многими художественными достоинствами произведения. Это во многом и мерило нравственности, этики |