Этико-правовые аспекты демографической политики в РФ: пути совершенствования законодательного регулирования и новые векторы правоприменительной практики

Этико-правовые аспекты демографической политики в РФ: пути совершенствования законодательного регулирования и новые векторы правоприменительной практики

Выступление члена Совета МОО «Союз православных женщин» Пономарёвой О.И. на форуме «Демографическое развитие Дальнего Востока» в г. Хабаровске

На 1 января 2016 года по оценке Росстата в России проживает порядка 146 млн. постоянных жителей. Прогнозы великого русского ученого Д. И. Менделеева говорили, что к 2000 году численность русского населения составит 600 млн.человек, а к 2026  1282 млн.человек. Он писал: «Российская империя отличалась большим естественным приростом населения, даже войны практически не влияли на этот показатель. В каждую минуту дня и ночи общее число рождающихся в России превышало число умирающих на 4 человека».

Как мы видим, печальная статистика современной России не дает нам права быть безучастными к судьбе Отечества и оставаться в стороне от глубокого демографического кризиса, наблюдаемого в нашей державе на протяжении последних ста лет.

Современный мир находится под воздействием жесткой информационной зависимости, что разрушает целостное традиционное мировоззрение многих поколений россиян и приводит к глубинным изменениям базовых ценностей: чистоты семейных отношений и права ребенка на жизнь и здоровое развитие в утробе матери. Многолетние информационно-идеологические атаки на христианскую традицию вызывают психологическую мутацию общества, в результате чего для многих наших современных граждан ценности семьи, брака, деторождения начинают снижать свою Богом данную значимость. Нынешний упадок семейных связей и радости продолжения рода, показателями которых являются счастливое материнство и ответственное отцовство, по мнению экспертов, лежит в далеком советском прошлом, когда впервые в истории российского государства Наркомздравом СССР в 1920 году было легализовано убийство детей посредством медицинской процедуры прерывания беременности женщины.

В начале ХХI столетия все современные крупные государства столкнулись с одной значительной проблемой  демографическим кризисом, характерными особенностями которого являются старение нации и снижение рождаемости, что приводит к постепенному вымиранию. В Европе старение населения началось в XIX веке. Например, во Франции уже в 1870 году доля лиц старше 60 лет составляла более 12%. И это происходило на фоне длительного, начиная с конца XVII в., массового распространения внутрисемейного регулирования рождаемости. В СССР с 1920 года были введены меры контроля рождаемости посредством применения процедуры прерывания беременности, что регулировало репродуктивное поведение супругов и обозначало вектор их будущих шагов. В современной России резкий процесс старения населения обнаружил себя в 90-е годы ХХ века. Именно с этого периода в России стал активно распространяться европейский тип брачных отношений, для которого были характерны очень позднее вступление в первый брак, направленность на однодетность, вплоть до бездетности, активный контроль репродуктивного поведения как формы массового, всеобщего поведения.

В современной России число однодетных семей составляет 67% в общем числе семей с детьми  это примерно 14 млн. семей. Российская семья стала традиционно однодетной, а мотивация к рождению детей у населения крайне низка. По мнению демографов, на современном этапе развития происходят такие перемены, которые определяют и объясняют то, что принято называть малодетностью. В первую очередь, это нуклеаризация семьи и «отмирание многодетности». Во-вторых, утрата семьей центрального места в жизнедеятельности личности. Причем, и «отмирание многодетности» и нуклеаризацию демографы часто объясняют тем, что семья потеряла свою «автономность от социальных институтов и общества в целом» и возник «перевес внесемейных ориентаций над семейными». В-третьих, утрата детьми их былой экономической и социальной полезности семье как главная причина падения их ценности для родителей. И, последнее  утрата детьми центрального места в семье и снижение их ценности для родителей. «Дети уже не считаются высшим благом жизни, а соизмеряются с другими ценностями, потребность в них включается в общий ряд материальных и духовных потребностей».

Потребность иметь детей  это социально-психологическое свойство социализированного индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения в личностной самореализации. Одним из эффективных методов повышения рождаемости является мотивация граждан к созданию семьи и рождению первого, второго и даже третьего ребёнка. Однако просто рекламы и призывов недостаточно. И, как показывают исследования, даже выплата пособий за рождение второго, третьего ребёнка не рассматривается большинством семей как стимул к рождению последующих детей. Об этом ярко свидетельствует опыт благо-состоятельной Европы со значительными ежемесячными пособиями на детей, где женщины зачастую отказываются иметь более одного ребенка в семье.

Репродуктивные мотивы (или мотивы рождаемости) подразделяются на экономические, социальные и психологические.

1. Экономические мотивы рождения детей побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются определенные экономические цели: стремление приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) экономический статус.

2. Социальные мотивы побуждают к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социо-культурных норм детности и являются индивидуальной реакцией на эти нормы.

3. Психологические мотивы  через рождение определенного числа детей достигаются какие-либо сугубо личностные, внутренние цели личности. Эти мотивы делятся на два класса в зависимости от отношений, в которых родители выступают как субъекты или объекты.

Об экономических мотивах и методах стимулирования рождаемости сказано современными экономистами и демографами немало. Как правило, самыми распространенными и значимыми для современных россиян экономическими причинами, из-за которых семья принимает решение об отсутствии рождения детей и их малом количестве, являются: материальные трудности, нерешенный жилищный вопрос и отсутствие стабильности в государстве, то есть неуверенность в завтрашнем дне. (Для сравнения приведу небольшую ремарку: в таком нестабильном политически, с отсутствием перспектив экономического развития населения, а также с полным отсутствием уверенности в безопасности индивида государстве Палестина, среднее число детей в семье достигает семи).

Основным мотивом репродуктивного поведения служит потребность в детях, которую демографы определяют, как неотъемлемое психологическое свойство человека, представляющее собой социально-обусловленное стремление индивида «обзаводиться таким количеством детей в семье, которое принято и одобряется в обществе большой или малой социальной группе, с которой идентифицирует себя индивид)».

Социальные ситуации могут способствовать или препятствовать более полной реализации имеющейся потребности в детях, формированию этой потребности в новых поколениях. Мотивы рождения ребенка отражают смысл появления ребенка. При этом дети выступают средством удовлетворения потребностей личности, в т. ч. связанных с повышением социального статуса и качества жизни человека.

При рассмотрении вопроса о влиянии мер демографической политики в России в 20072011 гг., в виде дополнительной государственной помощи семьям с детьми, направленной на рождение второго и последующих детей, большинство респондентов отрицало мотивирующее влияние государственной поддержки на формирование решения о рождении ребенка. Следовательно, мы можем предположить, что меры социально-экономического стимулирования семей малоэффективны. Наше предположение лишь дополняет выводы исследований современных российских демографов, что «демографическая политика, использующая только экономические рычаги (льготы, пособия семьям с несколькими детьми, налоги на бездетность), нигде не дала прочных результатов».

Таким образом, в основе репродуктивного поведения лежат социально-психологические мотивы, сопряженные с культурными традициями представителей различных народов. Проводимые государством меры по материальному стимулированию семей не являются мотивирующим фактором к рождению детей в семьях россиян.

В соответствии с вышесказанным считаю главными направлениями деятельности (за исключением экономических) Министерства развития Дальнего Востока по предложению перечня мер по стимулированию женщин (семей) иметь желаемое число детей и устранению барьеров, препятствующих рождению детей:

1. Необходимость увеличения с помощью административно-информационного ресурса желания россиян иметь среднее желаемое число детей в количестве трех и более. Этот показатель формируется представлением индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, не обязательно в своей, а также отражает представление людей о социальных нормах детности, о наилучшем числе детей при определенных жизненных условиях. А также приложить усилия к формированию желания у россиян приблизиться к идеальному желаемому числу детей в количестве пяти и более.

Репродуктивные установки формируются в раннем возрасте и затем мало изменяются в течение всей жизни человека. Уменьшение среднего желаемого числа детей с переходом от старшего поколения к младшему указывает на снижение потребности людей в большем, по сравнению с предыдущим поколением, числе детей. Среднее желаемое число детей указывает тот предел, до которого можно поднять уровень рождаемости с помощью средств социальной политики.

2. Создание психологических установок пассионарности и доминантного проактивного репродуктивного поведения в конкретно выделенной области ДФО. Понятие «пассионарность», как известно, ввёл в научный оборот Л. Н. Гумилёв, понимая под ним некую повышенную активность субъекта [Гумилёв, 2001]. Если указанное понятие операционализировать в рамках этологического подхода, то его можно описать так: пассионарность сообщества это его свойство увеличивать свою численность и расширять ареал обитания. Соответственно, предложенная установка лежит в формировании необходимости доминантного репродуктивного поведения жителей ДФО в связи с уникальностью территорий и значительными природно-рекреационными ресурсами Дальнего Востока.

3. Снижение степени влияния международного контроля рождаемости на конкретной территории и создание отечественной активной направленности репродуктивных предпочтений в соответствии с духовно-нравственными традициями немногочисленного русского населения и коренных народов Севера. Целесообразно применять терминологию и релевантные механизмы реализации программ для устранения депопуляции россиян, которая устойчиво наблюдается на Дальнем Востоке последние десятилетия. К таким мерам можно смело отнести профилактику прерываний беременности, особенно у женщин с тремя и более детьми, с жестким контролем нарушения правил оказания помощи беременным женщинам и процедур стимулирования рождаемости.

Максимально эффективного результата деятельности по стимулированию женщин (семей) иметь желаемое число детей можно достичь посредством грамотного комбинирования экономических стимулов рождаемости (жилищный сертификат в ДФО, сертификат на получения высшего образования для детей строго в ДФО, понижающие коэффициенты выплаты ипотечных кредитов пропорционально рождению третьего и более детей и др.) с социально-психологической информационной кампанией создания образа многодетной семьи как нормы на территории Дальнего Востока. А также необходимо усилить роль государства в мониторинге и контроле сферы родовспоможения, профилактики абортов, снижения оборота контрацептивных препаратов и формировании позитивного репродуктивного мышление жителей округа.

Для преодоления обозначенных проблем необходимо оказать психологическую и социальную поддержку населению в первую очередь женщинам в момент принятия решения о материнстве и создать эффективный рынок рабочих мест для женских трудовых ресурсов с возможностью быстрого обучения новым профессиям. Суммируя вышеуказанное, мы предлагаем в ДФО внедрить две масштабные региональные программы: создание центров кризисной помощи женщинам в сложной жизненной ситуации, а также афилированных кабинетов доабортного консультирования и формирования релевантных для работающих мам рабочих мест с возможностью быстрого овладения профессией и гибким графиком, что позволит в первую очередь женским трудовым ресурсам быть максимально реализованным.

Программа создания кабинетов доабортного консультирования и центров кризисной помощи женщинам в сложной жизненной ситуации должна быть реализована в каждом регионе ДФО. Форма создания таких «социальных институтов» в виде государственно-частно-церковного партнерства максимально полно отражает потребности целевых аудиторий в этой программе. Государство получает возможность увеличить количество детей в среде колеблющихся потенциальных родителей и тем самым мотивировать их на рождение второго и последующих детей, т. к. низкий уровень рождаемости это преимущественно психологическая проблема, не имеющая ложно внедряемых в сознание экономических предпосылок. Таким образом, участие общества в таком партнерстве улучшает комфортную семейную среду обитания посредством формирования семейных привязанностей и радости материнства и отцовства. Церковь получает возможность духовно оздоравливать население посредством прививания традиционных репродуктивных и антиабортных установок в разных категориях российского населения. А государство получает импульс к улучшению социально-экономических показателей развития страны, которые имеют такой мощный драйвер, как постоянное возрастание потребностей населения в детских товарах и услугах.

Первыми шагами по обеспечению реализации программы являются:

 мониторинг существующих центров помощи женщинам во всех регионах ДФО;

 выбор лучших региональных практик по доабортному консультированию;

 подписание трехстороннего соглашения между органами государственной власти, отраслевыми общественными объединениями и представителями лидирующих конфессий о совместной деятельности по профилактике прерываний беременности у женщин и оказанию разного вида помощи женщинам в сложной жизненной ситуации;

 создание центров помощи женщинам в ситуации кризисной беременности и формирование эффективных инструментов психологической и финансово-хозяйственной помощи, а также обеспечение круглосуточной работы центров;

 формирование при каждом губернаторе в ДФО авторитетного общественного совета по содействию в развитии и контролю работы центров помощи женщинам;

 налаживание партнерской структуры в службе занятости населения региона с целью быстрого трудоустройства женщин, испытывающих сложности с рабочими местами;

 ежемесячные встречи лидеров общественных советов при губернаторе для обмена опытом и выработки лучших практик помощи женщинам в сложных жизненных ситуациях.

Важным условием улучшения демографической ситуации в регионе Дальнего Востока являются также меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей (3-х и более) с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до достижения им возраста трех лет.

1. Обеспечение доступности дошкольных образовательных организаций и детских оздоровительных организаций.

Необходимо разработать и реализовать государственную программу «Развитие дошкольного образования в ДФО» с акцентом на развитие негосударственных форм дошкольного образования, созданию надлежащих условий по привлечению частного бизнеса в эту сферу. В целях преодоления административных барьеров в сфере дошкольного образования организовать взаимодействие между органами управления образованием и службой занятости населения. Желающие начать свой бизнес обращаются в службу занятости населения для получения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан и в органы управления по образованию за получением необходимых рекомендаций по данной сфере деятельности.

Кроме того, при организации групп кратковременного пребывания оптимизировать требования в соответствии с санитарными правилами и нормами, обеспечивающими необходимые условия для пребывания детей в указанных учреждениях. Управлению Роспотребнадзора в каждом субъекте ДФО в кратчайшие сроки рассмотреть вопросы выдачи негосударственным ДОУ положительных санитарно-эпидемиологических заключений с индивидуальным подходом по каждому учреждению. Вышеуказанные меры будут способствовать росту количества организаций (индивидуальных предпринимателей), оказывающих населению услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.

Воспитание и образование детей из многодетных семей в дошкольных образовательных учреждениях финансируется за счет средств регионального бюджета. Многодетным родителям, воспитывающим детей на дому самостоятельно, выплачивается компенсация. Помимо этого, родители (законные представители) ежемесячно получают компенсацию части родительской платы за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения в размере 20% от внесенной платы за первого ребенка, 50% за второго ребенка и 70% за третьего ребенка.

Вводится специальный учет детей из многодетных семей, нуждающихся в предоставлении места в ДОУ. Во всех муниципальных районах и городских округах края необходимо составить реестр очередников, в котором учтены возраст ребенка, льготная категория граждан и предполагаемая дата выхода матери на работу. Мониторинг изменения очередности проводится ежемесячно

2. Применение гибких форм занятости и дистанционной занятости.

В рамках социального партнерства в субъектах ДФО ввести адресную работу по расширению практики применения гибких форм занятости для многодетных матерей и отцов.

Доля вакансий для трудоустройства на условиях неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, гибкого графика работы, посменной работы, надомной работы должна составлять составляет не менее 40,0% от общего числа вакансий, заявленных в органы службы занятости населения.

3. Содействие трудоустройству женщин, имеющих 3 и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе содействие самозанятости женщин.

Провести комплекс информационных и консультационных услуг для организации предпринимательской деятельности многодетным женщинам, имеющим 3 и более несовершеннолетних детей.

Организовать профессиональное обучение с последующим трудоустройством женщин с несовершеннолетними детьми. С целью расширения доступности оказания услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщинам, направленным на обучение в другую местность, оказать финансовую поддержку (оплата проезда до места обучения и обратно, оплата найма жилого помещения на период обучения в другой местности).

В рамках программ различных женских клубов, ищущих работу, и релевантных общественных объединений провести специальные занятия для безработных женщин с малолетними детьми.

Для создания положительной динамики развития предпринимательской среды в многодетном женском сообществе необходимо способствовать созданию инфраструктуры финансово-кредитной поддержки. Инфраструктура финансово-кредитной поддержки может включать в себя гранты для открытия собственного дела, возмещение затрат по договорам лизинга, заемные средства регионального фонда микрозаймов, поручительства местных гарантийных фондов.

В рамках реализации вышеуказанных мероприятия по содействию самозанятости многодетных женщин рекомендуется обратить внимание на основные виды предпринимательской деятельности, предпочитаемые женщинами  швейное производство, торговля, предоставление бухгалтерских и юридических услуг, деятельность кафе и ресторанов, услуги отдыха и туризма, гостиничный бизнес, различные сферы производства (издательство, ремесленничество и прочие). Рекомендуется не оставить без внимания многодетных женщин и социально направленный бизнес: услуги дошкольного образования, мини-пекарни, дома для престарелых граждан, услуги здравоохранения.

4. Организация профессиональной ориентации и профессионального обучения многодетных женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Основные профессии, по которым считается целесообразным обучение: бухгалтер, делопроизводитель, гид, экскурсовод, переводчик, кассир торгового зала, парикмахер, маникюрша, менеджер по персоналу, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, повар, кондитер, продавец.

В современных условиях постоянно происходит обновление программных продуктов, используемых работодателями. Поэтому у женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком и имеющих длительный перерыв в работе, особенно востребованы курсы по освоению компьютерных программ.

5. Информирование о реализации мер, направленных на создание условий для совмещения многодетными женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью и на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Администрации субъектов ДФО целенаправленно могут организовать работу по информированию населения и работодателей о возможностях многодетных женщин совмещать обязанности по воспитанию детей с трудовой занятостью и организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования многодетных женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.

В течение года в Центрах занятости населения рекомендуется проводить специализированные ярмарки вакансий для женщин с тремя и более детьми, которые необходимо анонсировать и освещать в СМИ. В центрах занятости населения субъектов распространять печатные материалы (листовки, буклеты и пр.) В областной службе занятости организовать консультирование по телефону единого контакт-центра, через гостевую книгу официального сайта управления области по труду и занятости населения.

В дополнение к вышеуказанным мерам также необходимо создание системы стимулов для работодателей с целью создания рабочих мест для женщин, имеющих 3 и более детей, а также особых мер налогового регулирования и установления специальной системы квот для указанной категории работников.

Вопрос трудоустройства многодетных матерей оказывает огромное влияние на демографическую ситуацию в стране. В многодетной семье вопрос устройства на работу матери приобретает особое значение. Чтобы гарантировать многодетным семьям стабильную занятость, государство может разработать систему стимулов для работодателей, с целью создания рабочих мест для женщин, имеющих 3 и более детей, и предоставлять льготы или освобождать от уплаты налогов те организации, в которых трудятся родители и взрослые дети из многодетных семей.

Улучшению демографической ситуации в стране будет способствовать комплексный подход, включающий в первую очередь вопрос трудоустройства многодетных матерей, как методы нематериального стимулирования рождаемости, так и активную пропаганду успешного образа работающей, многодетной женщины.

Как известно, страх потерять работу и несоблюдение трудового законодательства в отношении многодетных матерей являются главными причинами, по которой многие матери не решаются на рождение третьего и последующего ребенка или откладывают это событие на неопределенный срок.

Учитывая вышеуказанное, государство обязано разработать систему стимулов в виде льготы тем предпринимателям, которые берут в организацию сотрудников с тремя и большим количеством детей. Льгота (ее размер определяют уполномоченные фискальные органы и представители законодательной власти) может предоставляться в виде уменьшения ставки налога на прибыль или единого налога для небольших предприятий и ИП, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. А также наиболее оправданным для многодетных матерей мог стать гибкий график или неполный рабочий день, что позволяло бы им уделять внимание семье без ущерба для работы.

Программа основных и дополнительных мер по созданию стимулов для работодателей может быть возложена на уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации  соответствующие департаменты труда и социальной занятости населения.

Целью программы является повышение конкурентоспособности на рынке труда многодетных матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, ликвидация диспропорций в занятости многодетных матерей по отношению к общему числу занятости женщин путем проведения опережающего профессионального обучения, осуществление реструктуризации и модернизации ранка труда в соответствии с инвестиционными программами субъектов ДФО, содействие развитию предпринимательской инициативы и самозанятости безработных матерей с 3-мя и более детьми. Эффективность реализации указанных программ зависит от органов исполнительной власти на местах. Видится необходимым введение в KPI губернаторов ДФО такой категории, как показатель трудоустройства многодетных матерей.

Процессы стимулирования рождаемости и увеличения численности населения в ДФО являются важными факторами экономической устойчивости региона и вопросом национальной безопасности Дальнего Востока. Указанные выше тезисы и проекты помогут преодолеть высокий процент отказа от материнства и отцовства, что связано в первую очередь с неверными репродуктивными установками населения и отсутствием экономической стабильности в регионе.

Ссылки на источники:

1. Ильясов Ф. Н. Потребность в детях и репродуктивное поведение // Мониторинг общественного мнения. 2013.  1. С.168177.
2. http://studopedia.ru/1_74479_ponyatie-i-struktura-reproduktivnogo-povedeniya.html
3. Антонов А.И., Медков В. М. Социология семьи.-М.:МГУ., 1996.  С. 95, 147, 246.
4. Антонов А. И. Микросоциология семьи.-М.:ИНФРА, 2005.- С.291304.
5. Архангельский В. Н. Мнения о «помехах» к рождению детей в семье и о действительных трудностях реализации желаемого числа детей. http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=320 (дата обращения: 12.07.2011).
6. Вишневский А.Г. О мотивационной основе рождаемости // Демографические развитие семьи.  М.: Статистика, 1979. -С. 125149.

12.02.2020
Предложения по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации
Ключевая проблема государственного развития, всего социально-экономического и национально-культурного развития страны, многонационального единства — отсутствие упоминания о русском народе в Конституции, определения его государственно-правового статуса, ответственности России за изначально создавшей её народ
12.02.2020
Светская Конституция и симфония властей
В стране началось обсуждение поправок для внесения в Конституцию Российской Федерации. Международная общественная организация «Союз православных женщин» поддерживает предложения, разработанные А.М.Величко и И.Э.Круговых, и знакомит с ними пользователей сайта
03.02.2020
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5-9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — Основы светской этики и Основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области Основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию Основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» (№ 1, 2020) узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
 
Ноябрь 2016