В канун Пасхи Христовой
В Вербное воскресенье я был в соседнем монастыре, и хотя бываю там уже три года, впервые у меня возникло ясное понимание того, что являюсь свидетелем чуда возрождения.
Много довелось мне видеть восстанавливаемых, восстановленных, вновь построенных храмов. Некоторые впечатляли своей красотой, удивляли дороговизной и изысканностью внутреннего убранства, но всё это воспринималось как должное. Действительно, что тут странного: есть богатый человек, хочет, чтобы ему отпустили грехи, даёт деньги, почему не построить? Не возникало ощущения преодоления порядка, свойственного миру людей. А здесь возникло.
По рассказам односельчан, слухи о том, что наш монастырь будет восстанавливаться, распространялись начиная с
Два года тому назад в монастыре вновь появились несколько человек в монашеских одеждах, но начали они с другого. Восстановив из обычных досок две стены у наполовину сохранившегося придела центральной церкви и залатав дыры в двух других стенах, они начали молиться. Просто жить и молиться. Вернее, в обычном человеческом понимании, выживать, потому что появились они осенью, а поселились в бывшем сарае
Здесь в качестве небольшого отступления надо сказать, что пришёл я в этот монастырь не случайно, а промыслом, хотя до этого благополучно ездил на службы в соседний городок. В лето перед появлением первых насельников я строил свой дом и однажды по пути в Калугу встретил у родника
«Нам главное — зиму пережить, — говорил мне в первый месяц нашего знакомства настоятель. — И как следует молиться. Первое время восстанавливать будем только то, что насущно необходимо для богослужений. Строить монастыри всегда на Руси было делом князей. Монахи лишь побуждали их на это и потом помогали осуществить задуманное.
Проживём так несколько лет, помолимся, и Господь обязательно пошлёт нам помощь».
На следующий год некий благотворитель помог срубить деревянную церковь. Другой установил печку. К имевшемуся скромному убранству храма добавилось новое. Появился полный иконостас, нашлись старые иконы.
Монахи и послушники, не буду скрывать, за эти годы поменялись, и не раз. Из первых остались только настоятель и один трудник из соседнего посёлка. В это воскресенье он поздоровался со мной особенно приветливо: я впервые увидел его уже в облачении послушника, ему это было приятно, а мне тем более за него радостно.
Пережив зиму, настоятель взялся за хозяйство. Наш монастырь всегда имел немалые угодья: сенокосы, пашни, рыбную ловлю. Сегодня в нём уже второй год своя птица и козы, свои овощи, посажен сад.
Восстановлено водоснабжение, большей частью расчищена от завалов и бурьяна территория, убраны засохшие деревья, словно свидетельствовавшие ранее, что в их окружении — мёртвое царство.
С прошлой осени стараниями местной власти к монастырю ведёт не разбитый просёлок, а нормальная грунтовая дорога.
С этой дорогой и связано то отрадное чувство, которое побудило меня написать эти строки. Я с зимы не был в монастыре и, свернув к нему на этот раз, остановился. Вдоль дороги, а это около километра, меня встретили ровно посаженные молодые липки, причём с одной стороны — в два ряда.
Представляю жаркий летний день лет этак через тридцать — сорок. Время к вечеру, и в монастырь по прохладной аллее идут те, кто знает, как это радостно — приближаться к церкви пешком, вдыхая вольный воздух полей, ощущая первые дуновения вечерней прохлады. Это будет тот легкий ветерок, по которому, как сказано в Библии, людям дано узнавать, что Бог рядом с нами. Идущие в храм знают, что скоро ударят в колокола, и внутренне готовятся к этому…
Колоколов в нашем монастыре пока нет. Были бы — ударял бы в них утром и вечером звонарь, звон чистил бы умы и души далеко по округе, и быстрее шло бы пробуждение от морока последних десятилетий.
Но сам по себе звук колокола, как и всё прочее, связанное с символической стороной веры, мало значит, если рядом с ними нет такого вот настоятеля или другого живого, искреннего и честного посредника между той реальностью, которую они призваны символизировать, и нами, верующими людьми. Скорбя о Страстях Христовых в преддверии праздника Воскресения, радуюсь за себя и своих вновь обретённых земляков: у нас такой посредник есть.
14.04.2024 Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностейСегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?» | 18.03.2024 Наступило время действовать, а не созерцатьВ начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России | 19.02.2024 Династия священнического рода СаковичейСегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня |