Алапаевск. Святая Великая Княгиня

Трудно, находясь в Алапаевске в Царские дни, не думать о «круге земном» святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Как могли так близко сойтись два непохожих города  Алапаевск и Дармштадт? Эти города, конечно же, объединились судьбою великой княгини.

Мы воспитаны на русских сказках, в которых, как всем известно, Иван-царевич находит себе в жёны премудрую красавицу. Русские люди с восторгом приняли заморскую принцессу Елизавету, прибывшую в благоухающем белыми цветами поезде, который украсил «завидный» жених  великий князь Сергей Александрович Романов. Всем казалось, что у сказки непременно будет счастливый конец: «они жили счастливо и умерли в один день». Однако у принцессы печальные глаза! Отчего? Она ведь выходит замуж за горячо любимого человека. Всё скрывается, как обычно, в детстве. Девятилетняя Элла в 1873 году потеряла своего младшего брата Фридриха. Всё произошло у неё на глазах. Трёхлетний мальчик с разбегу выпал из неплотно притворённого итальянского окна спальни матери Алисы на каменные ступени. При падении с шестиметровой высоты он чудом не пострадал, однако, к вечеру умер от внутреннего кровотечения. Это произошло из-за гемофилии  наследственной болезни семьи, которая передаётся через дочерей великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Эта смерть поразила впечатлительную Эллу.  «Она никогда, никогда не будет иметь детей!»

Элла и Сергий сдружились ещё в детстве. Конечно же, они много и откровенно разговаривали. Мать Сергея Александровича Императрица Мария Александровна  урождённая принцесса Дармштадтская была больна туберкулёзом. Сергей страдал от болезни позвоночника.

Уже тогда сердца Елизаветы и Сергея невидимо были связаны Господом. И в 1882 году великий князь Сергей Александрович сделал Элле предложение. Больше года Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская размышляла. И в этих размышлениях, наверное, часто внутренним взором она видела маленького Фридриха, лежащего на ступенях дворца.

Для нас теперь живущих утерян высокий смысл духовной любви, духовного брака, хотя нам известны в отеческом предании не редкие случаи именно таких союзов.

Елизавета Фёдоровна не сразу стала той великой Елизаветой Фёдоровной, которую мы привыкли любить. В провинциальном, протестантском Дармштадте жизнь была строго регламентирована. Благотворительность, которой усердно занималась семья герцога Людвига, носила привычный характер. Для них помощь неимущим и больным была также естественна как, например, личная гигиена.

Для дармштадтских принцесс породниться с русскими князьями было заманчиво  это как попасть в сказку. Они могли вырваться на свободу от привычной рутины!

Сергей Александрович, будучи глубоко религиозным и человеком с тонкой духовной организацией, поставил себе задачу переменить внутренний мир Елизаветы Фёдоровны. Перерождение, однако, было трудным. Не раз Сергей срывался на Эллу, но она всё терпела и не обижалась на любимого супруга, считая его во всём правым. Сергей Александрович старательно прививал Элле любовь к древним монастырям, к дальним лесным скитам. Как не похожа благодатная красота православного храма на протестантскую кирху! Они вместе читали толкование Писания, православный катехизис. «Сергей воспитывает меня»,  писала Элла.

Самое важное для Елизаветы Фёдоровны событие произошло тогда, когда было совершено великокняжеское паломничество на Святую землю. Великий князь Сергей Александрович, избранный по указанию отца  императора Александра III, Председателем Императорского Православного Палестинского Общества, должен был быть представителем отца на освящении храма святой Марии Магдалины, который построили в память его матери императрицы Марии Александровны. Мария Александровна так и не побывала на Святой земле и просила её похоронить там, однако эту просьбу императрицы впоследствии стали приписывать Елизавете Фёдоровне.

29 сентября 1888 года великокняжеская чета поклонилась святыням Гроба Господня. Когда великая княгиня вышла из храма, кто-то из сопровождавших их лиц, изумлённый видом Елизаветы Фёдоровны, воскликнул:  «Какое сокровище приобрела себе православная церковь!» Спустя несколько лет, в Санкт-Петербурге, в Лазареву субботу, над Елизаветой Фёдоровной было совершено Таинство Миропомазания в домовой церкви Сергиевского дворца.

Только  только начался её путь к святости.

В 1891 году император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича генерал  губернатором Москвы. Великий князь с детства любил Москву и радовался назначению. Елизавета Фёдоровна должна была исполнять обязанности первой дамы Москвы. И здесь Сергей Александрович помогал жене освоить тонкости поведения супруги губернатора. Он всегда следил за тем, как выглядит великая княгиня и сам подбирал ей украшения, которые дарил жене. По свидетельству воспитанницы княгини Марии Павловны, у Сергея Александровича был изумительный вкус к драгоценным камням. Их у Елизаветы Фёдоровны было с избытком.

Этот Московский период был и радостным и трагичным для Елизаветы Фёдоровны. Как пригодились здесь навыки благотворительности, усвоенные с детства! Как много доброго сделала великая княгиня для Москвы! Как духовно продвинулась она под руководством мужа! Как они вместе говели, как радостно было в Сарове на прославлении преподобного Серафима! И как ужасен, как страшен, был февральский день 1905 года. Елизавета Фёдоровна пошла к Ивану Каляеву на третий день после убийства Сергея Александровича. Она последовала букве, но не духу Евангелия. На убийцу её приход не произвёл того действия, на которое надеялась великая княгиня, он остался уверенным в своей правоте. Более того, он решил, что великая княгиня поддержала его в этом преступлении. Каляев находился в помрачении.

Теперь, оставшись вдовою, Елизавета Фёдоровна обратилась к той мечте, которой была увлечена в Дармштадте. Будучи ещё очень «западной» она хотела создать обитель, похожую на институт диаконис. Как свидетельствует архиепископ Анастасий, «её главною заботою стало устройство общины, в которой внутреннее духовное служение Богу органически соединено было бы с деятельным служением ближним во имя Христа». Конечно, если бы рядом был Сергей Александрович, он бы предостерёг её от многих ошибок. Синод отклонил её прошение о воссоздании чина диаконис. Однако обладая, как бы мы сейчас сказали, мощным «административным ресурсом», Елизавете Фёдоровне, удалось создать обитель милосердия во имя Марфы и Марии. Одним из самых важных дел для создаваемой обители было приискание духовника. И он нашёлся. Отец Митрофан Серебрянский отвечал всем строгим требованиям великой княгини. Более того, он стал для неё мудрым советчиком и исповедником. Отец Митрофан участвовал в написании Устава обители. Легко рассталась великая княгиня с великолепной коллекцией драгоценностей и прекрасной художественной галереей, так тщательно собранной Сергеем Александровичем. Большая часть средств была потрачена на устройство Обители. Всё в Обители отражало личность Великой княгини.

В 2014 году, участники Сергиево-Елисаветинского общества праздновали 150 лет со дня рождения святой преподобномученицы Елисаветы в родном для великой княгини городе Дармштадте. И мэр города, и большинство жителей никак не могли понять «сумасшедших» русских, которые с таким восторгом говорили о великой русской княгине  дармштадтской принцессе Елизавете.

Совсем другая реакция, совсем другое  благоговейное отношение жителей уральского городка Алапаевск к святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне. Её короткая жизнь в Алапаевске перед Голгофой стала для всех живущих здесь средоточием, смыслом и упованием на милость Господа, который так возвысил этот заштатный город и людей, живущих здесь.

И только, стоя на крыльце Напольной школы, в которой Елизавета Фёдоровна вместе со своими скорбными родственниками, провела два месяца, начинаешь осознавать всю силу и красоту духовного подвига великой святой мученицы Елизаветы.

Как пронзительно схожи со страстями Спасителя перед Голгофой, страдания Алапаевских мучеников! В какой страшной сказке могли бы мы прочитать, чтобы прекрасную принцессу ударяли прикладом по лицу и затылку, а потом ещё забрасывали гранатами, потому что мучители не в силах были слышать «Херувимскую», раздававшуюся из шахты, в которую сброшены были великая княгиня Елизавета Фёдоровна и её близкие.

Перед глазами картина: маленькая девочка  жительница Алапаевска протягивает корзиночку с едой великой княгине, которая стоит на крыльце Напольной школы с благодарной улыбкой:  «Спасибо, милая девочка!»

Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета по духу стала одной из самых почитаемых русских святых.

16 июля 2015 года. Алапаевск.

Инокиня Ольга (Гобзева), член Правления МОО «Союз православных женщин»

06.12.2019
Александр Щипков: О задачах русского реалистического театра
Выступление на заседании Комитета по культуре ВРНС
03.12.2019
Проект развития женского православного сообщества при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай в Литве
Деятельность Союза православных женщин при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай продолжается уже несколько лет
02.12.2019
Московский драматический театр художественной публицистики
Московскому драматическому театру художественной публицистики в этом году исполнится 30 лет. Все эти годы работа нашего театра направлена на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи средствами сценического искусства

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
27
28
29
30
31
 
Июль 2015