Алапаевск. Святая Великая Княгиня
Трудно, находясь в Алапаевске в Царские дни, не думать о «круге земном» святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Как могли так близко сойтись два непохожих города — Алапаевск и Дармштадт? Эти города, конечно же, объединились судьбою великой княгини.
Мы воспитаны на русских сказках, в которых, как всем известно,
Элла и Сергий сдружились ещё в детстве. Конечно же, они много и откровенно разговаривали. Мать Сергея Александровича Императрица Мария Александровна — урождённая принцесса Дармштадтская была больна туберкулёзом. Сергей страдал от болезни позвоночника.
Уже тогда сердца Елизаветы и Сергея невидимо были связаны Господом. И в 1882 году великий князь Сергей Александрович сделал Элле предложение. Больше года Елизавета Александра Луиза Алиса
Для нас теперь живущих утерян высокий смысл духовной любви, духовного брака, хотя нам известны в отеческом предании не редкие случаи именно таких союзов.
Елизавета Фёдоровна не сразу стала той великой Елизаветой Фёдоровной, которую мы привыкли любить. В провинциальном, протестантском Дармштадте жизнь была строго регламентирована. Благотворительность, которой усердно занималась семья герцога Людвига, носила привычный характер. Для них помощь неимущим и больным была также естественна как, например, личная гигиена.
Для дармштадтских принцесс породниться с русскими князьями было заманчиво — это как попасть в сказку. Они могли вырваться на свободу от привычной рутины!
Сергей Александрович, будучи глубоко религиозным и человеком с тонкой духовной организацией, поставил себе задачу переменить внутренний мир Елизаветы Фёдоровны. Перерождение, однако, было трудным. Не раз Сергей срывался на Эллу, но она всё терпела и не обижалась на любимого супруга, считая его во всём правым. Сергей Александрович старательно прививал Элле любовь к древним монастырям, к дальним лесным скитам. Как не похожа благодатная красота православного храма на протестантскую кирху! Они вместе читали толкование Писания, православный катехизис. «Сергей воспитывает меня», — писала Элла.
Самое важное для Елизаветы Фёдоровны событие произошло тогда, когда было совершено великокняжеское паломничество на Святую землю. Великий князь Сергей Александрович, избранный по указанию отца — императора Александра III, Председателем Императорского Православного Палестинского Общества, должен был быть представителем отца на освящении храма святой Марии Магдалины, который построили в память его матери императрицы Марии Александровны. Мария Александровна так и не побывала на Святой земле и просила её похоронить там, однако эту просьбу императрицы впоследствии стали приписывать Елизавете Фёдоровне.
29 сентября 1888 года великокняжеская чета поклонилась святыням Гроба Господня. Когда великая княгиня вышла из храма,
Только — только начался её путь к святости.
В 1891 году император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича генерал — губернатором Москвы. Великий князь с детства любил Москву и радовался назначению. Елизавета Фёдоровна должна была исполнять обязанности первой дамы Москвы. И здесь Сергей Александрович помогал жене освоить тонкости поведения супруги губернатора. Он всегда следил за тем, как выглядит великая княгиня и сам подбирал ей украшения, которые дарил жене. По свидетельству воспитанницы княгини Марии Павловны, у Сергея Александровича был изумительный вкус к драгоценным камням. Их у Елизаветы Фёдоровны было с избытком.
Этот Московский период был и радостным и трагичным для Елизаветы Фёдоровны. Как пригодились здесь навыки благотворительности, усвоенные с детства! Как много доброго сделала великая княгиня для Москвы! Как духовно продвинулась она под руководством мужа! Как они вместе говели, как радостно было в Сарове на прославлении преподобного Серафима! И как ужасен, как страшен, был февральский день 1905 года. Елизавета Фёдоровна пошла к Ивану Каляеву на третий день после убийства Сергея Александровича. Она последовала букве, но не духу Евангелия. На убийцу её приход не произвёл того действия, на которое надеялась великая княгиня, он остался уверенным в своей правоте. Более того, он решил, что великая княгиня поддержала его в этом преступлении. Каляев находился в помрачении.
Теперь, оставшись вдовою, Елизавета Фёдоровна обратилась к той мечте, которой была увлечена в Дармштадте. Будучи ещё очень «западной» она хотела создать обитель, похожую на институт диаконис. Как свидетельствует архиепископ Анастасий, «её главною заботою стало устройство общины, в которой внутреннее духовное служение Богу органически соединено было бы с деятельным служением ближним во имя Христа». Конечно, если бы рядом был Сергей Александрович, он бы предостерёг её от многих ошибок. Синод отклонил её прошение о воссоздании чина диаконис. Однако обладая, как бы мы сейчас сказали, мощным «административным ресурсом», Елизавете Фёдоровне, удалось создать обитель милосердия во имя Марфы и Марии. Одним из самых важных дел для создаваемой обители было приискание духовника. И он нашёлся. Отец Митрофан Серебрянский отвечал всем строгим требованиям великой княгини. Более того, он стал для неё мудрым советчиком и исповедником. Отец Митрофан участвовал в написании Устава обители. Легко рассталась великая княгиня с великолепной коллекцией драгоценностей и прекрасной художественной галереей, так тщательно собранной Сергеем Александровичем. Большая часть средств была потрачена на устройство Обители. Всё в Обители отражало личность Великой княгини.
В 2014 году, участники
Совсем другая реакция, совсем другое — благоговейное отношение жителей уральского городка Алапаевск к святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне. Её короткая жизнь в Алапаевске перед Голгофой стала для всех живущих здесь средоточием, смыслом и упованием на милость Господа, который так возвысил этот заштатный город и людей, живущих здесь.
И только, стоя на крыльце Напольной школы, в которой Елизавета Фёдоровна вместе со своими скорбными родственниками, провела два месяца, начинаешь осознавать всю силу и красоту духовного подвига великой святой мученицы Елизаветы.
Как пронзительно схожи со страстями Спасителя перед Голгофой, страдания Алапаевских мучеников! В какой страшной сказке могли бы мы прочитать, чтобы прекрасную принцессу ударяли прикладом по лицу и затылку, а потом ещё забрасывали гранатами, потому что мучители не в силах были слышать «Херувимскую», раздававшуюся из шахты, в которую сброшены были великая княгиня Елизавета Фёдоровна и её близкие.
Перед глазами картина: маленькая девочка — жительница Алапаевска протягивает корзиночку с едой великой княгине, которая стоит на крыльце Напольной школы с благодарной улыбкой: — «Спасибо, милая девочка!»
Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета по духу стала одной из самых почитаемых русских святых.
16 июля 2015 года. Алапаевск.
Инокиня Ольга (Гобзева), член Правления М
22.07.2024 Анаит Григорянц: Как сохранить гармонию в семьеО том, как сохранить гармонию в семье и какие ресурсы могут помочь в этом нам рассказала директор филиала Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Республике Армения, Анаит Григорянц | 18.07.2024 О содержании и направленности идеологии «чайлд-фри»Заключение о содержании и направленности идеологии «чайлд-фри» Понкина Игоря Владиславовича, доктора юридических наук, профессора, члена Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области, члена Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации | 08.07.2024 Святые Пётр и Феврония — сказ о христианской семьеВ XXI веке мы обращаемся к жизни супругов, с которыми нас разделяют столетия, но которые светят нам лучами благодати Христовой |