Александр Агеев: «Современная ситуация от нас требует, во-первых, определиться с вектором, моделью развития. И нам нужно произвести синтез пяти «С» — свободы, силы, справедливости, солидарности, суверенитета»

Александр Агеев: «Современная ситуация от нас требует, во-первых, определиться с вектором, моделью развития. И нам нужно произвести синтез пяти «С» — свободы, силы, справедливости, солидарности, суверенитета»

Выступление генерального директора ИНЭС Александра Агеева на заседании «Изборского клуба» в Омске

Чтобы решать проблемы, надо четко их разделять. Есть проблемы, которые в действительности  не проблемы. Проблемы функциональные  те, которые являются следствием других причин. И есть фундаментальные проблемы. То, что Александр Андреевич назвал «схваткой высоких вероисповеданий»  это и есть фундаментальная проблема.

Что связывает все вероисповедания? Такое понятие, как «жертва», «жертвоприношение». Именно в этом понятии соединяются небо  Бог, экономика и личность. Любая культовая структура имеет четыре главных компонента  это очищение (физическое, духовное, моральное), это путь, который надо пройти, это жертвоприношение и, наконец, это трапеза  торжество причастия.

В государственном измерении жертва оценивается категориями суверенитета и вассалитета. В экономическом смысле эти вопросы оцениваются категориями конкурентоспособности и прибыльности. В плане личностном  это категория личной ответственности: кто ты  жертва или хозяин ситуации.

А кому и чем приносит наша страна сегодня жертву? Богу? Западу? Идолам? Корпорациям? Олигархам? СМИ? Заблуждениям? И чем мы платим за всё это? Платим доходами, имуществом, счастьем в общественной и личной жизни, сроком жизни, а самое главное  типом личности, которая у нас вырастает.

Есть фундаментальные причины всех этих событий, и очень важно понимать их механизм.

За последние двести лет мир существенно изменился. Перед войнами Наполеона на долю стран, которые ныне входят в БРИКС, приходилось 70% мировой экономики, а на долю Запада  30%. Проходит 150 лет (1950 год), и на долю Китая (до этого занимавшего треть мировой экономики) приходится 5%. Те же самые 30% приходились на долю стран БРИКС, а 70% (маятник перешел в другую позицию)  на долю стран Запада. Что же произошло за эти 150 лет? Нашу историю помним: сначала мы проиграли в Крымской войне, потом сосредоточились, потом то ли выиграли, то ли проиграли в Первой мировой, выиграли во Второй мировой, проиграли в 70-е годы, проиграли «холодную войну». То есть мы и жертва, и бенефициар всех этих войн. Китай, Индия, Бразилия все эти годы являются странами нещадной империалистической эксплуатации.

Но, согласно всем мировым прогнозам, к 2030-му году соотношение сил возвращается к тому, что было перед войнами Наполеона  70/30. Что это означает? Что невозможно удерживать то состояние превосходства, которое пока удерживается: 10% мирового населения потребляют четверть мировых ресурсов, а для этого нужно контролировать 60%. Вот простая геополитическая экономическая правда современного мира.

Нужно коснуться и 1991 года, который мы не хотим признать во всей его правде. А правдой была наша капитуляция. В итоге мы выплачиваем то, что называется репарациями: порядка 140250 миллиардов долларов в год.

Уроки из этой истории сводятся к нескольким позициям. Позиция первая: мы либо и впредь будем оставаться мировой геополитической и геоэкономической жертвой и будем стесняться себе это сказать, а отсюда  не поставим реальные задачи развития. Потому что все геополитические планы: от военных до экономических,  заключаются в том, чтобы произвести реквизицию из стран БРИКС порядка 2040% их национального богатства, это равно примерно 300400 триллионам долларов за 15 лет.

Но способны ли мы поставить вопрос о суверенитете, потому что суверенитет означает свободу выбора пути своего развития? Способны ли говорить о силе нашего государства  военной, экономической, духовной? Способны ли мы жертвы, которые были понесены со всех сторон (красных, белых, национальных и т. д.), считать нашим общим достоянием? Способны решить проблему справедливости?

Нам необходимо освободиться от репараций, от чуждых систем ценностей, от неравноправного положения в мировой экономике. Это совпадает с задачами национально-освободительной борьбы.

Способны ли мы решить проблемы собственности? Англия смогла это решить, когда после Тэтчер осознали, что приватизация была проведена по принципу, хотя и законному, но не рыночному, и заставили тех, кто неправедно получил избыточные доходы, их вернуть. Без этого никакой справедливости быть не может. А несправедливость  главная пружина потрясений.

В личностном плане речь идет о том, что мы должны сформировать в своих представлениях, идеологиях новый тип личности  не иждивенческой.

Современная ситуация от нас требует, во-первых, определиться с вектором, моделью развития. И нам нужно произвести синтез пяти «С»  свободы, силы, справедливости, солидарности, суверенитета. Это задача непростая, для этого нужна еще одна «С»  субъектность во всех смыслах  на уровне и региональной и федеральной власти. И еще такая «С»  как слава, потому что Господь являлся в нужные моменты жизни в своей славе как символ торжества веры, преображения и чуда. Что не в силах человеческих, то по силе Бога.

Александр Агеев, генеральный директор Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН

18.01.2021
Нина Жукова о сильном духе, человеческом достоинстве и предстоящей конференции
27 января 2021 года в Общественной плате РФ пройдет конференция на тему социального служения и благотворительности в период пандемии. Среди ее организаторов – Нина Борисовна Жукова, член Бюро Президиума ВРНС, сопредседатель Международной общественной организации «Союз православных женщин», член Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни
11.01.2021
Если отец самоустраняется от воспитания, то он предает своё призвание
По мысли Святейшего Патриарха Кирилла, день прославления семьи Господа и Спасителя напоминает об огромной ответственности родителей за воспитание детей
08.12.2020
Явные признаки скрытой торговли детьми
Заключение о правовой, биоэтической и нравственной оценке коммерческого «суррогатного материнства»

Актуальное

Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Март 2015