«…Бог мужчину и женщину сотворил их»

«…Бог мужчину и женщину сотворил их»

(Евангелие от Марка 10:6)
(богословские размышления мирянки)

В Евангелии от Марка (10:6) читаем: «В начале же создания Бог мужчину и женщину сотворил их». Слово «создания» уточняет, как нужно понимать слова «в начале» из другого Евангелия (Мф.19:4) «не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их». Следовательно, слово «вначале» относится не к слову «мужчину», а к слову «создания» и несет смысл начала творения всего живого на земле.

Фактическое первенство создания мужчины, на мой взгляд, лишь факт очередности в процессе творения человека. Неизбежный факт, т. к. Господь при создании однозначно, во-первых, уже имел определенный замысел своих творений, а во-вторых, каждый этап творений Библия фиксирует словами: «и увидел, что это «хорошо». «Хорошо» Он усмотрел лишь когда творение всего живого на Земле и владычествующего над Землей «человека» завершил, создав обе его половины: мужчину и женщину (Быт. 1:31).

Однако в социуме существует тенденция отводить второстепенную роль на Земле «второй половине» человека  женщине. Додумывается за Бога роль Его творений в Его человеколюбивом промысле «не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).

Из этого библейского текста умствующие теоретики выдергивают слово «помощника». И по этой теории мужчина  человек, а женщина  помощница. Окончание фразы «соответственного ему» (мужчине) не упоминается.

Все, что надумано человеком, преходяще. Вот и в понятии «помощница», применительно к женщине в разные цивилизационные эпохи вкладывался разный смысл, начиная от женщины-рабыни, до современного: женщина-украшение мужчины, «прекрасный» пол, но все-таки «по уму» более ущербный по сравнению с мужчиной. И потому она должна быть мужчине помощницей и не возвышаться до соответствия ему. Далее умствования развиваются до пределов вины женщины в грехах, проблемах, и несовершенстве мужчин, если женщина не оказалась способной помочь мужчине в его становлении физическом, душевном и духовном. Мужчина пьянствует  виновата сварливость жены, прелюбодействует  жена недостаточно ласкова, не состоялся в социуме  жена не поддержала.

Вот бытовой пример. В трамвае. Центр Москвы. Старушка обращается к девочке лет семи, хочет заговорить с незнакомым ребенком. Рядом стоят родители девочки и еще один их ребенок  мальчик лет 2-3-х. «Ты слушаешься своего братика»- спрашивает старушка у девочки. На недоуменное молчание девочки старушка продолжает: «Слушайся! Знай, что он  человек! А ты  не человек. Знаешь, кто ты?» Девочка пугается. Люди в трамвае начинают обращать внимание. Родители, видимо воспитанные в уважении к пожилому человеку, снисходительно улыбаются. Подкрепленная их улыбками старушка назидает: «Человек  это он, твой братик, потому что он  мужчина. А ты  помощница человека».

Кто-то возразил старушке. Но она воинственно оборонялась «знанием» Библии и воцерковленностью.

Помощниками мы называем: помощника президента, помощника мастера на стройке, помощника воспитателя в детском саду, т. е.  няню. Но этих помощников тот, кто их нанял, может поменять по разным причинам. Порой наниматель обходится и без помощника, а работает еще более успешно и продуктивно, т. к. все эти помощники не являются «соответственными» тем, кто их назначил.

Применительно к Библейскому понятию о сотворении Богом женщины (по моему разумению), можно говорить не только как об органической составляющей тела человека (мужчины), без жизненной силы которой мужская плоть не полна, не полноценна, не продуктивна, ущербна и даже не красива в качестве твари Божией  человека.

Господь создал человека с двумя руками, которые одна другой  помощницы; с двумя ногами, одна без другой превратит человека в скачущее существо, лишенное многих возможностей. И лишь, когда все «помощники», все части плоти присутствуют, человек полноценен. Так просто рассматривается видимое плотское в неизреченном замысле Божием относительно сотворения Им человека.

Подлинный еврейский язык, на котором была написана книга Бытие развеивает наши заблуждения относительно слова «жена». В переводе на наш язык «жена» означает одинаковую физическую природу, как, впрочем, и говорится в Писании: «кость от кости, плоть от плоти» (Быт. 2:23). Это первое, что лежит на поверхности лингвистического понимания слова жена.

Главное же заключено в том, что человек в отличие от других тварей сотворен тварью еще и духовной. В этой области вероятно и надо искать «помощнические» функции женщины. Признаки духовной составляющей невидимы.

Но теоретики «женщины-помощницы» ищут их в видимых проявлениях. Господь создал женщину «из ребра» части тела мужчины. Умствуя пытаются объяснить это буквально. Тогда не мешало бы задуматься: Бог мог создать ее из уха мужчины. Тогда придумали бы, что Его замысел был создать подслушивающего помощника. А если  из глаза, то подглядывающего помощника. Господь знал человеческие слабости навешивать ярлыки и уберег нас от этого, и не создал женщину ни из уха, ни из глаза, а создал из ребра  остова всей плоти, защиты всех внутренностей наших. Но не надо искать и реберных функций, иначе скатимся в то, что осудили.

Господь все на земле создал словом. Захотел бы Он создать женщину как отдельный вид твари, как «помощницу», в ряду других помощников человеку  птиц, гадов, зверей, то сказал бы: «да будет женщина». Тогда женщина была бы включена в число всего живого, над которым заповедано мужчине владычествовать: «над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею» (Быт. 1:26).

Нет. Женщины не отдельный вид живого. Это человек. Тот же человек, что и мужчина. Поэтому владычество «над всею землею» Бог заповедал не ему (мужчине), а им: «да владычествуют они» (Быт. 1:26).

Для чего же все-таки Творец уделил столько внимания созданию женщины? Почему, например, не из брения или чего-то другого материального, а именно из части тела мужчины Бог сотворил женщину.

Думаю, именно для того, чтобы, во-первых, подтвердить, что мужчина и женщина  это не две разные твари, а тварь с одной физической природой  человек.

Во-вторых, чтобы в отношении мужчины (сильного пола) к женщине (слабому полу) расшифровать свою главную духовную заповедь «да любите друг друга» «потому что мы члены друг другу» (послание святого Апостола Павла к Ефесянам Гл. 4:25), а также конкретную для супружеских пар заповедь, сообщенную нам тем же апостолом: «так каждый из вас да любит свою жену как себя» (Еф. 5:33). Это потому естественно, что женщина создана из части тела мужчины, «кость от кости, плоть от плоти» (Быт. 2:23). А кто не любит своего тела? Кто его не бережет? Только тот, кто не слышит Бога и в другом, что тело  жилище души, в которую и проникает к нам Божья благодать.

Но как-то односторонне идет и внедряется в сознание православных эти заповеди. На слуху лишь вторая часть фразы из послания святого апостола Павла к Ефесянам: «а жена да убоится своего мужа» (Глава 5, тот же стих 33). Не принято упоминать даже фразу: «повинуются друг другу».

Мне видятся далеко идущие отрицательные последствия от этого субъективного акцента на одностороннее безусловное подчинение жены мужу, по сути извращающее апостольский завет «повинуются друг другу». Дискриминация женщин в любой из разных форм  это дискриминация Божьих заповедей.

Это происходило и в Ветхие времена. Например, строгость Моисеева закона для нарушителей седьмой заповеди «Не прелюбы сотвори» (Лев. 20, Втор. 27) практически касается почему-то только женщин. В Евангелии от Иоанна говорится, что «книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии» (Ин. 8:3).

По ветхозаветному закону Моисея предается « смерти и прелюбодей и прелюбодейка». (Лев. 20:10). Да. Но камнями побивать ведут только женщину. Разве она без прелюбодея прелюбодействовала? По этому библейскому сюжету великий художник Василий Поленов написал ужасающее полотно. И вот признак правды: народ из двух названий картины отдает предпочтение не названию «Христос и грешница», а названию, по библейскому тексту слов человеколюбца Христа «Кто из вас без греха?» (Ин. 8:7).

Глядя на картину, пронизывает страх за силу зла. Глаза просто боятся смотреть на обреченную женщину. Успокаиваешься только когда переводишь взгляд на Господа. Художественное полотно словно подсказывает: в любой ситуации пусть женщина обратит взгляд на Господа и обретет защиту.

Каковы же последствия того, что мы никак не желаем видеть Новый Завет Господа в отношениях к женщине: пусть бросит в нее камень тот, кто сам без греха.

Продолжают бросать. И получают: разводы (в основном по заявлению женщин, не в состоянии справиться с насилием мужей); нежелание девушек вообще заводить семью, т. к. до свадьбы к ним молодые люди относятся лучше; желанием женщин самореализоваться не в семье, а на службе, т. к. там оценят, если ты хороший специалист и т. д. и т. п.

Как только стала женой то обязательно напомнят, (может даже опираясь на Библию), что муж  глава семьи, как Христос для Церкви. И не скажут, что Христос роль Главы исполняет во веки ответственно и жертвенно. А муж, хотя роль главы не исполняет, однако желает, чтобы жена его «убоялась».

Бояться заставить может и человек, и диавол. А вот любить  не заставишь.

Мы любим Господа прежде всего потому, что Он дает нам СВОБОДУ любить Его или не любить. И когда мы выбираем: «Любить» вот тут-то и появляется «страх! потерять эту любовь». Здесь, именно в самой высокой духовной области заповедана роль и смысл жизни женщины: заполнять души любовью.

Как будущий катехизатор я буду говорить об этом и тем, кто собирается создать семью и тем, кто семейные отношения уже строит без страха Божия.

Буду рассказывать о том, что

 первым после Воскресения Христос явился именно женам;

 о том, что жены, а не мужи, следовали за арестованным Христом, невзирая на страх быть наказанными от иудеев, шли к гробу распятого Христа;

 о том, что не только по молитвам мужей, но чаще по молитвам (матерей) жен Господь оздоравливал, врачевал и даже воскрешал детей;

 о Пресвятой Богородице, чином духовным выше всех ангельских чинов;

 о великой равноапостольной русской княгине Ольге, принявшей православие на заре создания Руси, которая явилась ковчегом хранения православия;

 о многих других святых женах (еще в жизни земной) и об их помощи и заступничестве за нас пред Богом не меньше, чем от святых угодников Божиих мужей благочестивых;

 и обязательно о благодатном нашем времени духовного ренессанса, когда православие (а значит спасение своих домочадцев), возрождают в своих семьях прежде всего женщины: матери, сестры: ведут крестить детей, сами идут в церковь, часто претерпевая от мужей неприятие их воцерковленности.

При этом обязательно буду говорить, что за почетную духовную роль молитвенницы в своей семье, которую Господь отвел женщине  ей нужно много усилий, чтобы справиться с этой ролью. Говорить о том, что не зависимо, справляется ли со своей ролью главы семьи муж  жена, мать в ответе перед Богом за свои дела, поступки, мысли. За женщину ее духовных задач муж навряд ли выполнит. Потому что Господь и женщине, и мужчине поставил разные не только задачи, но и дал разные способности, возможности для выполнения их миссии.

Явившись женам после Своего Воскресения Он и обозначил их миссию: «пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28:10). В Святом Писании нет ни одного случайного повествования и ни единого случайного слова. Как же не обратить внимания на эти воистину заповедные слова Спасителя в адрес женщины в последние дни и часы Его земного пребывания.

Говорит это о том, что Господь не послал женщину на проповедь, как апостолов, а посылает ее лишь возвестить близким о том, что Он воскрес! Об этом же говорит женам Ангел «пойдите скорее, скажите ученикам Его что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28:7).

Это и есть земная миссия женщины: «скорее» сообщить: мужу, детям, родным и близким, а сегодня и отцам, души которых коммунистический режим в течение 70 лет отравлял безбожием, что «Христос воскрес!» и что Он «предваряет» нас в Церкви. Отравленные души не вмещают слово Божие, воспитанные на девизе «Человек хозяин, творец своей судьбы»  захотят слушать о истинном Творце разве что от своих детей. Много это или мало  «сообщить»? Если сообщить словом, наверное этого мало. Сообщение о воскресении Христа всей своей жизнью, образом мыслей, поступков приносит плоды, которых «много» не бывает.

На эту тему многие могли бы рассказать свои истории, поделиться на страницах печати, как нелегка и в то же время как радостна миссия женщины «пойдите скорее скажитечто Он воскрес».

Настоящие богословские рассуждения легли в основу итоговой работы Головиной Валентины Николаевны по предмету «Православная семейная психология» на катехизаторских Курсах во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского РПИ святого Иоанна Богослова

14.04.2024
Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностей
Сегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?»
18.03.2024
Наступило время действовать, а не созерцать
В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество».  Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России
19.02.2024
Династия священнического рода Саковичей
Сегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
21
22
23
24
25
26
27
 
Июль 2014