«…Бог мужчину и женщину сотворил их»
(Евангелие от Марка 10:6)
(богословские размышления мирянки)
В Евангелии от Марка (10:6) читаем: «В начале же создания Бог мужчину и женщину сотворил их». Слово «создания» уточняет, как нужно понимать слова «в начале» из другого Евангелия (Мф.19:4) «…не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их». Следовательно, слово «вначале» относится не к слову «мужчину», а к слову «создания» и несет смысл начала творения всего живого на земле.
Фактическое первенство создания мужчины, на мой взгляд, лишь факт очередности в процессе творения человека. Неизбежный факт,
Однако в социуме существует тенденция отводить второстепенную роль на Земле «второй половине» человека — женщине. Додумывается за Бога роль Его творений в Его человеколюбивом промысле «не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).
Из этого библейского текста умствующие теоретики выдергивают слово «помощника». И по этой теории мужчина — человек, а женщина — помощница. Окончание фразы «соответственного ему» (мужчине) не упоминается.
Все, что надумано человеком, преходяще. Вот и в понятии «помощница», применительно к женщине в разные цивилизационные эпохи вкладывался разный смысл, начиная от
Вот бытовой пример. В трамвае. Центр Москвы. Старушка обращается к девочке лет семи, хочет заговорить с незнакомым ребенком. Рядом стоят родители девочки и еще один их ребенок — мальчик лет
Помощниками мы называем: помощника президента, помощника мастера на стройке, помощника воспитателя в детском саду,
Применительно к Библейскому понятию о сотворении Богом женщины (по моему разумению), можно говорить не только как об органической составляющей тела человека (мужчины), без жизненной силы которой мужская плоть не полна, не полноценна, не продуктивна, ущербна и даже не красива в качестве твари Божией — человека.
Господь создал человека с двумя руками, которые одна другой — помощницы; с двумя ногами, одна без другой превратит человека в скачущее существо, лишенное многих возможностей. И лишь, когда все «помощники», все части плоти присутствуют, человек полноценен. Так просто рассматривается видимое плотское в неизреченном замысле Божием относительно сотворения Им человека.
Подлинный еврейский язык, на котором была написана книга Бытие развеивает наши заблуждения относительно слова «жена». В переводе на наш язык «жена» означает одинаковую физическую природу, как, впрочем, и говорится в Писании: «…кость от кости, плоть от плоти» (Быт. 2:23). Это первое, что лежит на поверхности лингвистического понимания слова жена.
Главное же заключено в том, что человек в отличие от других тварей сотворен тварью еще и духовной. В этой области вероятно и надо искать «помощнические» функции женщины. Признаки духовной составляющей невидимы.
Но теоретики
Господь все на земле создал словом. Захотел бы Он создать женщину как отдельный вид твари, как «помощницу», в ряду других помощников человеку — птиц, гадов, зверей, то сказал бы: «да будет женщина». Тогда женщина была бы включена в число всего живого, над которым заповедано мужчине владычествовать: «…над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею» (Быт. 1:26).
Нет. Женщины не отдельный вид живого. Это человек. Тот же человек, что и мужчина. Поэтому владычество «над всею землею» Бог заповедал не ему (мужчине), а им: «…да владычествуют они…» (Быт. 1:26).
Для чего же
Думаю, именно для того, чтобы,
Но
Мне видятся далеко идущие отрицательные последствия от этого субъективного акцента на одностороннее безусловное подчинение жены мужу, по сути извращающее апостольский завет «повинуются друг другу». Дискриминация женщин в любой из разных форм — это дискриминация Божьих заповедей.
Это происходило и в Ветхие времена. Например, строгость Моисеева закона для нарушителей седьмой заповеди «Не прелюбы сотвори» (Лев. 20, Втор. 27) практически касается
По ветхозаветному закону Моисея предается «… смерти и прелюбодей и прелюбодейка». (Лев. 20:10). Да. Но камнями побивать ведут только женщину. Разве она без прелюбодея прелюбодействовала? По этому библейскому сюжету великий художник Василий Поленов написал ужасающее полотно. И вот признак правды: народ из двух названий картины отдает предпочтение не названию «Христос и грешница», а названию, по библейскому тексту слов человеколюбца Христа «Кто из вас без греха?» (Ин. 8:7).
Глядя на картину, пронизывает страх за силу зла. Глаза просто боятся смотреть на обреченную женщину. Успокаиваешься только когда переводишь взгляд на Господа. Художественное полотно словно подсказывает: в любой ситуации пусть женщина обратит взгляд на Господа и обретет защиту.
Каковы же последствия того, что мы никак не желаем видеть Новый Завет Господа в отношениях к женщине: пусть бросит в нее камень тот, кто сам без греха.
Продолжают бросать. И получают: разводы (в основном по заявлению женщин, не в состоянии справиться с насилием мужей); нежелание девушек вообще заводить семью,
Как только стала женой то обязательно напомнят, (может даже опираясь на Библию), что муж — глава семьи, как Христос для Церкви. И не скажут, что Христос роль Главы исполняет во веки ответственно и жертвенно. А муж, хотя роль главы не исполняет, однако желает, чтобы жена его «убоялась».
Бояться заставить может и человек, и диавол. А вот любить — не заставишь.
Мы любим Господа прежде всего потому, что Он дает нам СВОБОДУ любить Его или не любить. И когда мы выбираем: «Любить» вот
Как будущий катехизатор я буду говорить об этом и тем, кто собирается создать семью и тем, кто семейные отношения уже строит без страха Божия.
Буду рассказывать о том, что
— первым после Воскресения Христос явился именно женам;
— о том, что жены, а не мужи, следовали за арестованным Христом, невзирая на страх быть наказанными от иудеев, шли к гробу распятого Христа;
— о том, что не только по молитвам мужей, но чаще по молитвам (матерей) жен Господь оздоравливал, врачевал и даже воскрешал детей;
— о Пресвятой Богородице, чином духовным выше всех ангельских чинов;
— о великой равноапостольной русской княгине Ольге, принявшей православие на заре создания Руси, которая явилась ковчегом хранения православия;
— о многих других святых женах (еще в жизни земной) и об их помощи и заступничестве за нас пред Богом не меньше, чем от святых угодников Божиих мужей благочестивых;
— и обязательно о благодатном нашем времени духовного ренессанса, когда православие (а значит спасение своих домочадцев), возрождают в своих семьях прежде всего женщины: матери, сестры: ведут крестить детей, сами идут в церковь, часто претерпевая от мужей неприятие их воцерковленности.
При этом обязательно буду говорить, что за почетную духовную роль молитвенницы в своей семье, которую Господь отвел женщине — ей нужно много усилий, чтобы справиться с этой ролью. Говорить о том, что не зависимо, справляется ли со своей ролью главы семьи муж — жена, мать в ответе перед Богом за свои дела, поступки, мысли. За женщину ее духовных задач муж навряд ли выполнит. Потому что Господь и женщине, и мужчине поставил разные не только задачи, но и дал разные способности, возможности для выполнения их миссии.
Явившись женам после Своего Воскресения Он и обозначил их миссию: «…пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28:10). В Святом Писании нет ни одного случайного повествования и ни единого случайного слова. Как же не обратить внимания на эти воистину заповедные слова Спасителя в адрес женщины в последние дни и часы Его земного пребывания.
Говорит это о том, что Господь не послал женщину на проповедь, как апостолов, а посылает ее лишь возвестить близким о том, что Он воскрес! Об этом же говорит женам Ангел «пойдите скорее, скажите ученикам Его что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28:7).
Это и есть земная миссия женщины: «скорее» сообщить: мужу, детям, родным и близким, а сегодня и отцам, души которых коммунистический режим в течение 70 лет отравлял безбожием, что «Христос воскрес!» и что Он «предваряет» нас в Церкви. Отравленные души не вмещают слово Божие, воспитанные на девизе «Человек хозяин, творец своей судьбы» — захотят слушать о истинном Творце разве что от своих детей. Много это или мало — «сообщить»? Если сообщить словом, наверное этого мало. Сообщение о воскресении Христа всей своей жизнью, образом мыслей, поступков приносит плоды, которых «много» не бывает.
На эту тему многие могли бы рассказать свои истории, поделиться на страницах печати, как нелегка и в то же время как радостна миссия женщины «пойдите скорее скажите…что Он воскрес…».
14.04.2024 Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностейСегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?» | 18.03.2024 Наступило время действовать, а не созерцатьВ начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России | 19.02.2024 Династия священнического рода СаковичейСегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня |