«…Бог мужчину и женщину сотворил их»

«…Бог мужчину и женщину сотворил их»

(Евангелие от Марка 10:6)
(богословские размышления мирянки)

В Евангелии от Марка (10:6) читаем: «В начале же создания Бог мужчину и женщину сотворил их». Слово «создания» уточняет, как нужно понимать слова «в начале» из другого Евангелия (Мф.19:4) «не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их». Следовательно, слово «вначале» относится не к слову «мужчину», а к слову «создания» и несет смысл начала творения всего живого на земле.

Фактическое первенство создания мужчины, на мой взгляд, лишь факт очередности в процессе творения человека. Неизбежный факт, т. к. Господь при создании однозначно, во-первых, уже имел определенный замысел своих творений, а во-вторых, каждый этап творений Библия фиксирует словами: «и увидел, что это «хорошо». «Хорошо» Он усмотрел лишь когда творение всего живого на Земле и владычествующего над Землей «человека» завершил, создав обе его половины: мужчину и женщину (Быт. 1:31).

Однако в социуме существует тенденция отводить второстепенную роль на Земле «второй половине» человека  женщине. Додумывается за Бога роль Его творений в Его человеколюбивом промысле «не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).

Из этого библейского текста умствующие теоретики выдергивают слово «помощника». И по этой теории мужчина  человек, а женщина  помощница. Окончание фразы «соответственного ему» (мужчине) не упоминается.

Все, что надумано человеком, преходяще. Вот и в понятии «помощница», применительно к женщине в разные цивилизационные эпохи вкладывался разный смысл, начиная от женщины-рабыни, до современного: женщина-украшение мужчины, «прекрасный» пол, но все-таки «по уму» более ущербный по сравнению с мужчиной. И потому она должна быть мужчине помощницей и не возвышаться до соответствия ему. Далее умствования развиваются до пределов вины женщины в грехах, проблемах, и несовершенстве мужчин, если женщина не оказалась способной помочь мужчине в его становлении физическом, душевном и духовном. Мужчина пьянствует  виновата сварливость жены, прелюбодействует  жена недостаточно ласкова, не состоялся в социуме  жена не поддержала.

Вот бытовой пример. В трамвае. Центр Москвы. Старушка обращается к девочке лет семи, хочет заговорить с незнакомым ребенком. Рядом стоят родители девочки и еще один их ребенок  мальчик лет 2-3-х. «Ты слушаешься своего братика»- спрашивает старушка у девочки. На недоуменное молчание девочки старушка продолжает: «Слушайся! Знай, что он  человек! А ты  не человек. Знаешь, кто ты?» Девочка пугается. Люди в трамвае начинают обращать внимание. Родители, видимо воспитанные в уважении к пожилому человеку, снисходительно улыбаются. Подкрепленная их улыбками старушка назидает: «Человек  это он, твой братик, потому что он  мужчина. А ты  помощница человека».

Кто-то возразил старушке. Но она воинственно оборонялась «знанием» Библии и воцерковленностью.

Помощниками мы называем: помощника президента, помощника мастера на стройке, помощника воспитателя в детском саду, т. е.  няню. Но этих помощников тот, кто их нанял, может поменять по разным причинам. Порой наниматель обходится и без помощника, а работает еще более успешно и продуктивно, т. к. все эти помощники не являются «соответственными» тем, кто их назначил.

Применительно к Библейскому понятию о сотворении Богом женщины (по моему разумению), можно говорить не только как об органической составляющей тела человека (мужчины), без жизненной силы которой мужская плоть не полна, не полноценна, не продуктивна, ущербна и даже не красива в качестве твари Божией  человека.

Господь создал человека с двумя руками, которые одна другой  помощницы; с двумя ногами, одна без другой превратит человека в скачущее существо, лишенное многих возможностей. И лишь, когда все «помощники», все части плоти присутствуют, человек полноценен. Так просто рассматривается видимое плотское в неизреченном замысле Божием относительно сотворения Им человека.

Подлинный еврейский язык, на котором была написана книга Бытие развеивает наши заблуждения относительно слова «жена». В переводе на наш язык «жена» означает одинаковую физическую природу, как, впрочем, и говорится в Писании: «кость от кости, плоть от плоти» (Быт. 2:23). Это первое, что лежит на поверхности лингвистического понимания слова жена.

Главное же заключено в том, что человек в отличие от других тварей сотворен тварью еще и духовной. В этой области вероятно и надо искать «помощнические» функции женщины. Признаки духовной составляющей невидимы.

Но теоретики «женщины-помощницы» ищут их в видимых проявлениях. Господь создал женщину «из ребра» части тела мужчины. Умствуя пытаются объяснить это буквально. Тогда не мешало бы задуматься: Бог мог создать ее из уха мужчины. Тогда придумали бы, что Его замысел был создать подслушивающего помощника. А если  из глаза, то подглядывающего помощника. Господь знал человеческие слабости навешивать ярлыки и уберег нас от этого, и не создал женщину ни из уха, ни из глаза, а создал из ребра  остова всей плоти, защиты всех внутренностей наших. Но не надо искать и реберных функций, иначе скатимся в то, что осудили.

Господь все на земле создал словом. Захотел бы Он создать женщину как отдельный вид твари, как «помощницу», в ряду других помощников человеку  птиц, гадов, зверей, то сказал бы: «да будет женщина». Тогда женщина была бы включена в число всего живого, над которым заповедано мужчине владычествовать: «над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею» (Быт. 1:26).

Нет. Женщины не отдельный вид живого. Это человек. Тот же человек, что и мужчина. Поэтому владычество «над всею землею» Бог заповедал не ему (мужчине), а им: «да владычествуют они» (Быт. 1:26).

Для чего же все-таки Творец уделил столько внимания созданию женщины? Почему, например, не из брения или чего-то другого материального, а именно из части тела мужчины Бог сотворил женщину.

Думаю, именно для того, чтобы, во-первых, подтвердить, что мужчина и женщина  это не две разные твари, а тварь с одной физической природой  человек.

Во-вторых, чтобы в отношении мужчины (сильного пола) к женщине (слабому полу) расшифровать свою главную духовную заповедь «да любите друг друга» «потому что мы члены друг другу» (послание святого Апостола Павла к Ефесянам Гл. 4:25), а также конкретную для супружеских пар заповедь, сообщенную нам тем же апостолом: «так каждый из вас да любит свою жену как себя» (Еф. 5:33). Это потому естественно, что женщина создана из части тела мужчины, «кость от кости, плоть от плоти» (Быт. 2:23). А кто не любит своего тела? Кто его не бережет? Только тот, кто не слышит Бога и в другом, что тело  жилище души, в которую и проникает к нам Божья благодать.

Но как-то односторонне идет и внедряется в сознание православных эти заповеди. На слуху лишь вторая часть фразы из послания святого апостола Павла к Ефесянам: «а жена да убоится своего мужа» (Глава 5, тот же стих 33). Не принято упоминать даже фразу: «повинуются друг другу».

Мне видятся далеко идущие отрицательные последствия от этого субъективного акцента на одностороннее безусловное подчинение жены мужу, по сути извращающее апостольский завет «повинуются друг другу». Дискриминация женщин в любой из разных форм  это дискриминация Божьих заповедей.

Это происходило и в Ветхие времена. Например, строгость Моисеева закона для нарушителей седьмой заповеди «Не прелюбы сотвори» (Лев. 20, Втор. 27) практически касается почему-то только женщин. В Евангелии от Иоанна говорится, что «книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии» (Ин. 8:3).

По ветхозаветному закону Моисея предается « смерти и прелюбодей и прелюбодейка». (Лев. 20:10). Да. Но камнями побивать ведут только женщину. Разве она без прелюбодея прелюбодействовала? По этому библейскому сюжету великий художник Василий Поленов написал ужасающее полотно. И вот признак правды: народ из двух названий картины отдает предпочтение не названию «Христос и грешница», а названию, по библейскому тексту слов человеколюбца Христа «Кто из вас без греха?» (Ин. 8:7).

Глядя на картину, пронизывает страх за силу зла. Глаза просто боятся смотреть на обреченную женщину. Успокаиваешься только когда переводишь взгляд на Господа. Художественное полотно словно подсказывает: в любой ситуации пусть женщина обратит взгляд на Господа и обретет защиту.

Каковы же последствия того, что мы никак не желаем видеть Новый Завет Господа в отношениях к женщине: пусть бросит в нее камень тот, кто сам без греха.

Продолжают бросать. И получают: разводы (в основном по заявлению женщин, не в состоянии справиться с насилием мужей); нежелание девушек вообще заводить семью, т. к. до свадьбы к ним молодые люди относятся лучше; желанием женщин самореализоваться не в семье, а на службе, т. к. там оценят, если ты хороший специалист и т. д. и т. п.

Как только стала женой то обязательно напомнят, (может даже опираясь на Библию), что муж  глава семьи, как Христос для Церкви. И не скажут, что Христос роль Главы исполняет во веки ответственно и жертвенно. А муж, хотя роль главы не исполняет, однако желает, чтобы жена его «убоялась».

Бояться заставить может и человек, и диавол. А вот любить  не заставишь.

Мы любим Господа прежде всего потому, что Он дает нам СВОБОДУ любить Его или не любить. И когда мы выбираем: «Любить» вот тут-то и появляется «страх! потерять эту любовь». Здесь, именно в самой высокой духовной области заповедана роль и смысл жизни женщины: заполнять души любовью.

Как будущий катехизатор я буду говорить об этом и тем, кто собирается создать семью и тем, кто семейные отношения уже строит без страха Божия.

Буду рассказывать о том, что

 первым после Воскресения Христос явился именно женам;

 о том, что жены, а не мужи, следовали за арестованным Христом, невзирая на страх быть наказанными от иудеев, шли к гробу распятого Христа;

 о том, что не только по молитвам мужей, но чаще по молитвам (матерей) жен Господь оздоравливал, врачевал и даже воскрешал детей;

 о Пресвятой Богородице, чином духовным выше всех ангельских чинов;

 о великой равноапостольной русской княгине Ольге, принявшей православие на заре создания Руси, которая явилась ковчегом хранения православия;

 о многих других святых женах (еще в жизни земной) и об их помощи и заступничестве за нас пред Богом не меньше, чем от святых угодников Божиих мужей благочестивых;

 и обязательно о благодатном нашем времени духовного ренессанса, когда православие (а значит спасение своих домочадцев), возрождают в своих семьях прежде всего женщины: матери, сестры: ведут крестить детей, сами идут в церковь, часто претерпевая от мужей неприятие их воцерковленности.

При этом обязательно буду говорить, что за почетную духовную роль молитвенницы в своей семье, которую Господь отвел женщине  ей нужно много усилий, чтобы справиться с этой ролью. Говорить о том, что не зависимо, справляется ли со своей ролью главы семьи муж  жена, мать в ответе перед Богом за свои дела, поступки, мысли. За женщину ее духовных задач муж навряд ли выполнит. Потому что Господь и женщине, и мужчине поставил разные не только задачи, но и дал разные способности, возможности для выполнения их миссии.

Явившись женам после Своего Воскресения Он и обозначил их миссию: «пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28:10). В Святом Писании нет ни одного случайного повествования и ни единого случайного слова. Как же не обратить внимания на эти воистину заповедные слова Спасителя в адрес женщины в последние дни и часы Его земного пребывания.

Говорит это о том, что Господь не послал женщину на проповедь, как апостолов, а посылает ее лишь возвестить близким о том, что Он воскрес! Об этом же говорит женам Ангел «пойдите скорее, скажите ученикам Его что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28:7).

Это и есть земная миссия женщины: «скорее» сообщить: мужу, детям, родным и близким, а сегодня и отцам, души которых коммунистический режим в течение 70 лет отравлял безбожием, что «Христос воскрес!» и что Он «предваряет» нас в Церкви. Отравленные души не вмещают слово Божие, воспитанные на девизе «Человек хозяин, творец своей судьбы»  захотят слушать о истинном Творце разве что от своих детей. Много это или мало  «сообщить»? Если сообщить словом, наверное этого мало. Сообщение о воскресении Христа всей своей жизнью, образом мыслей, поступков приносит плоды, которых «много» не бывает.

На эту тему многие могли бы рассказать свои истории, поделиться на страницах печати, как нелегка и в то же время как радостна миссия женщины «пойдите скорее скажитечто Он воскрес».

Настоящие богословские рассуждения легли в основу итоговой работы Головиной Валентины Николаевны по предмету «Православная семейная психология» на катехизаторских Курсах во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского РПИ святого Иоанна Богослова

03.12.2019
Проект развития женского православного сообщества при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай в Литве
Деятельность Союза православных женщин при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай продолжается уже несколько лет
02.12.2019
Московский драматический театр художественной публицистики
Московскому драматическому театру художественной публицистики в этом году исполнится 30 лет. Все эти годы работа нашего театра направлена на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи средствами сценического искусства
30.10.2019
Инга Легасова: Жизнеспособность нации — в руках российских женщин
Значение нации для воспроизводства поколений и для продолжения жизни в нашей стране заключается в том, что через ощущение себя частью нации каждым человеком осуществляется генетическая преемственность от поколения к поколению, сохранность самобытности народов и народностей России и защита гражданами страны среды их обитания

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
21
22
23
24
25
26
27
 
Июль 2014