За гранью возможного. Алевтина Зиновьева — художник и поэт

Испытание, посланное людям с ограниченными возможностями здоровья, у одних выявляет необычайную силу духа, а у иных  эгоизм и ожесточенность. Алевтина Зиновьева  из числа тех, кто, не сломившись под ударами судьбы, творит и благодарит Творца за возможность жить в созданном им мире.

Родилась Аля в 1975 году в поселке Юрьевец, недалеко от Владимира, с диагнозом ДЦП. Рисовать начала с ранних лет, а когда в возрасте 14 лет почувствовала, что отказывают руки в результате прогрессирующей болезни, взяла кисть пальцами ног  и, чудо произошло, она вновь рисует!

Сначала Аля работала в технике графики, постепенно стала переходить на краски, пастель, гуашь, смешанную технику. На ее медовых акварелях прописаны мельчайшие детали, в них то невыразимое, что называется божественным смыслом бытия.

Не поминая имя Бога всуе, художница смиренно принимает и тот высший смысл, который таят в себе предметы, и свое страдание. Ее работы наполнены философским смыслом, в них надежда, жажда красоты, сокровенные мечты, и трудно поверить, что автор рисует ногой.

В картинах «Яблочный Спас» (2000), «Несущая свет» (2001), «Возвращение» (2010), «На просторах России» (2009), «Утро в Суздале» (2009) и других предстают дорогие сердцу русского человека уголки Родины и реалии жизни. К своим творениям Алевтина относится очень трепетно, и несмотря на материальные трудности, расставаться с картинами никто в ее семье не помышляет  каждая выстрадана и одухотворена творческим порывом.

Ей дан и дар поэтический. В стихотворении «Свеча» звучат характерные для творчества этого неординарного человека мотивы:

Поздний час, тишина,
И снежинки танцуют,
Но со мною свеча
Как родная тоскует

За твоим язычком
Кадры прошлого мчатся,
И опять мы вдвоем
Мир заставим меняться.

Художница и поэтесса, Алевтина Зиновьева пишет проникновенные стихи и восприимчива к творениям своих единомышленников. Вместе с поэтом Станиславом Катковым она издает в 2012 году художественно-поэтический альбом «Этюды жизни». Содружество авторов возникло в 1998 году во время работы над вторым сборником стихов Станислава Каткова «С любовью к людям». Тогда Алевтина впервые попробовала себя в качестве иллюстратора. Затем появились еще семь совместных сборников. Среди них книги «О друзьях, о любви, о жизни» (2006) и «Многоточие» (2008). И так же в соавторстве состоялись три персональных выставки Алевтины Зиновьевой, где каждая картина сопровождалась стихами Станислава Каткова.

Альбом «Этюды жизни», выпущенный в этом году,  это прекрасный акварельно-поэтический дуэт двух необычайно цельных людей, ощущающих неразрывную духовную связь с отечественной культурой и историей. Удачно найдены в альбоме названия рубрик: «Много мест красивых есть у нас в России!», «Если внимательно Вы только посмотрите в свое окно», «То, что останется со мной навеки, навсегда», «Пока еще в глазах наивных видна вся детская душа», причем живописные работы и стихотворения имеют одно наименование.

Стихотворение памяти Игоря Талькова « Они уходят, не допев куплета» (2002) сопровождает портрет певца с красной повязкой на челе. Он выступал часто с черной повязкой, но для Алевтины Зиновьевой красный цвет  это цвет пролитой крови и символический цвет России.

Игорь Тальков изображен на фоне бескрайнего голубого простора Вселенной, из которой певец пронзительно смотрит на нас Наш современник на полотне художницы вызывает ассоциации с образом древнерусского богатыря, добра молодца. И портрет этот словно иллюстрирует пророческие строчки главной песни И. Талькова «Я вернусь»:

Я пророчить не берусь,
Я завтра снова в бой сорвусь.
Но точно знаю, что вернусь,
Пусть даже через сто веков,
В страну не дураков, а гениев.

Полотна Али Зиновьевой «На просторах России» (2009), «Весенний закат» (2002)  это тоже взгляд из Вечности. Как будто всевидящее Око взирает на православные храмы, окруженные рекой жизни и связанные с миром людей дорогой. В работах Алевтины Зиновьевой угадываются левитановские мотивы  тишины и покоя в бесконечности мироздания, причем это пейзажи с малоизвестными церквями, затерянными на просторах России.

Серия работ «Вид из окна» объединена узнаваемым символом окна. Это прежде всего окно в мир души человека, где каждому пейзажу соответствует определенное настроение: «Осенний вечер» (2007), «Зимняя ночь» (2007), «Весеннее утро» (2007), «Летний день» (2007). И здесь аллюзия к «пейзажу настроения», так ярко проявившемся в живописи гениальных русских художников А.Саврасова и. Левитана.

С 1999 года работы А. Зиновьевой находятся в фондах Государственного музея  гуманитарного центра «Преодоление» имени Н. А. Островского, а с 2007 года художница стала одной из участниц его постоянной экспозиции. Ей вручена премия имени Н. А. Островского в номинации «За стойкость духа и успехи в изобразительном искусстве». Более двух лет Аля Зиновьева активно участвует как художник и модератор идеи в международных интернет-проектах «Грани преодоления» и «Нерукотворное искусство», объединяя художников из разных регионов России и СНГ.

В 2010 году на фестивале «Фестнаив», организованным Музеем наивного искусства, была представлена картина художницы, выполненная гелиевой ручкой, «Ночной водопой» (2003). По итогам работы фестиваля выпущен каталог, в котором художнице посвящена отдельная страница. В 2012 году Алевтина стала дипломанткой Международной премии «Филантроп -2012».

Творчество А. Зиновьевой представлено на выставках во Владимире и в Москве. Помогает Але, помимо родителей и друзей, Владимирская городская общественная организация инвалидов-опорников «Надежда».

При встрече с Алевтиной забываешь о ее болезни  такой душевный свет и тепло она излучает. Для всех, кто знакомится с творчеством Алевтины Зиновьевой и невольно поражается силе духа этого человека, строки из ее стихотворения «Судьбе» заставляют пересмотреть многое в своей жизненной философии:

Благодарю тебя судьба
За то, что ты мне подарила!
За дар, которым наградила!
Все было, радость и печаль

За все сомненья, неудачи
И трудности в моем пути.
Благодарю тебя, иначе
Мне места в жизни не найти.

 

Моденкова Л.В., Заведующая научно-просветительным отделом ГБУК ГМЦ «Преодоление» им. Н. А. Островского, к.ф.н.

11.12.2019
Запрос на перспективу
Прошлое. Настоящее. Будущее. Когда мы произносим слово «Церковь», с чем оно ассоциируется в большей степени? Понятно, что человек не может не думать обо всем этом одновременно. И все же о чем думается больше? От чего зависят наши предпочтения – от возраста, встающих перед нами вопросов или от эпохи, в которую нам выпало жить? От чего зависят предпочтения Церкви?
06.12.2019
Александр Щипков: О задачах русского реалистического театра
Выступление на заседании Комитета по культуре ВРНС
03.12.2019
Проект развития женского православного сообщества при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай в Литве
Деятельность Союза православных женщин при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай продолжается уже несколько лет

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
Июль 2013