Современное образование в контексте реформирования промышленности России. Подъём после развала?

Современное образование в контексте реформирования промышленности России. Подъём после развала?

Любое реформирование ставит перед обществом очень сложные и многоплановые задачи. Одна из основных задач  подготовка образованных людей. способных мыслить и действовать в условиях, когда окружающий мир меняется буквально на глазах. И в этом мире мы должны говорить уже не просто о высоком уровне образования, но и о соответствии этого уровня современному состоянию национальной экономики и будущим задачам развития ее реального сектора  отраслей промышленности.

На каждом новом этапе развития экономики России, и в частности ее промышленного комплекса, нужны не только передовые учебные заведения, но и принципиально новые подходы к совершенствованию системы образования в целом. Мы все время пытаемся успеть за происходящими в мире изменениями, копируем чужой опыт, но гораздо важнее научиться самим генерировать новые идеи и эффективно управлять внедрением инновационных подходов в решение практических задач по модернизации отраслей промышленности.

В первую очередь мы должны понимать, что в странах с развитой экономикой в последние десятилетия произошла смена приоритетов в сфере национальной промышленной политики. Сегодня речь идет не о промышленной политике вообще, а о политике конкурентоспособной промышленности. Многие европейские страны и США, столкнувшись с жестким и болезненным кризисом в экономике, признали ошибочность неолиберальных подходов к свободе рыночных отношений, разработали целый ряд прямых и косвенных форм государственного регулирования промышленности.

В России, как всегда  особая ситуация. Сегодня мы не можем говорить о реформировании и модернизации промышленности, об инженерной революции, технологическом прорыве и смене приоритетов государственной политики без проведения глубокой реформы образования.

Чтобы выполнить планы развития, намеченные государством и корпорациями, в ближайшие 58 лет в высокотехнологичные отрасли промышленности и отраслевую науку должно ежегодно приходить от 150 до 200 тысяч ИТР и научных работников. На чем основаны такие цифры? При сложившихся условиях теперешний персонал предприятий сможет продержаться сам и поддержать тематику предприятий еще максимум 57 лет (критический срок передачи знаний и опыта от старшего поколения ИТР молодым специалистам составляет не менее 3-х лет).

Всего устраиваются на работу по специальности от 10 до 20% выпускников технических вузов. Молодые специалисты выбирают работу не по специальности. Но исключительно из соображений престижа и оплаты труда. Минимум заработной платы, при котором современный молодой специалист готов рискнуть попробовать себя на производстве, составляет около 30,0 тыс. руб. в Москве и 1520, тыс. в регионах. Этот минимум пока недостижим, поскольку в государственном заказе на промышленную продукцию, в том числе оборонную, на оплату труда закладывается 10  12,0 тыс. рублей.

Нехватка рабочих рук, причем не только высококвалифицированных, становится препятствием для реализации промышленных инвестиционных проектов. Проведенный нами анализ современного состояния промышленности России выявил основные кадровые и управленческие проблемы.

Это  неэффективность механизмов кадрового воспроизводства, слабый менеджмент и ответственность, отсутствие доверия между властью и бизнесом, неоптимальная структура крупных и малых предприятий, все большая утрата инновационного характера и научно-технического потенциала отраслей, неразвитость инфраструктуры, недостаточность навыков сбыта и сервиса, резкое снижение образовательного уровня научно-технических и инженерных кадров. Поэтому модернизация образования кадров для промышленного сектора экономики стала настоятельной необходимостью государства. Такой же острой потребностью становится реформа образования для государственных и муниципальных служащих. Невозможно совершить технологический прорыв, если в органах власти сидят люди, не понимающие промышленность и умеющие говорить с бизнесом преимущественно на одном языке  языке взяток и откатов.

Так, например, подготовка бакалавров на кафедрах государственного и муниципального управления зачастую проводится преподавателями, которые в большинстве случаев никогда ничем конкретным не управляли и не занимались бизнесом, а стандарт образования включает такие дисциплины, как " инновационный менеджмент», «территориальный маркетинг», «управление инвестициями», т. е. совершенно конкретные предметы, требующие научных и практических навыков. Ну и, кстати, сама идея подготовки бакалавров довольно сомнительна, так как на рынке труда в той же системе государственного и муниципального управления нет такой специализации.

С распадом СССР и окончанием холодной войны ушло поколение выдающихся конструкторов и инженеров  советская интеллектуальная элита, но смена так и не появилась. Если взять, например, военное двигателестроение, то в стране осталось всего три человека, способных разработать новую силовую установку. И им далеко за 60. А ведь потребность в такой продукции по-прежнему очень высока. Сложную технику невозможно создать на пустом месте, имея даже очень большие деньги. Нужны кадры.

Помочь расшить узкие места в промышленной инфраструктуре и кадровом вопросе могли бы следующие меры. Во-первых, увязка стратегий городов со стратегиями регионов, которая сформирует разделение труда между городами и вместе с кардинальным обновлением коммуникаций между ними, позволит сохранить инфраструктуру для жизни.

Во-вторых, реализация региональных программ восстановления профтехобразования совместно с промышленными и бизнес  компаниями, учебными заведениями.

В-третьих, грамотная миграционная политика на уровне региона программы адаптации, переобучения, обеспечения арендным жильем, социальные программы. И, наконец,  переориентация государственной политики в сторону увеличения доли высококвалифицированных кадров при осуществлении миграционной политики.

Рукина И.М., декан факультета «Управление крупными городами» МУМ, д.э.н., профессор, член Совета МОО «Союз православных женщин».

21.10.2020
Опасность цифровизации и тотального контроля над личностью: православный взгляд
Для понимания происходящих процессов, которые получили название «цифровизация», следует углубится в историю, созерцаемую через призму православного восприятия
19.10.2020
Патриотизм невозможно скрестить с космополитизмом
Чем гордятся молодые люди? Какой страной? Достижениями прошлых заслуг наших дедушек и прадедушек? Или гордятся страной нынешней в сегодняшнем состоянии?
13.10.2020
Тезисы к докладу митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции «Вызовы искусственного интеллекта» в Переславле-Залесском
Тезисы к докладу митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции «Вызовы искусственного интеллекта» в Переславле-Залесском

Актуальное

Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
 
Март 2013