Православные о демократии

Дискуссии в России по проблемам демократии в связи с «делом Магнитского» и законом о некоммерческих организациях со всей очевидностью обнаруживают тот факт, что оппоненты, говоря о демократии, избегают затрагивать саму суть проблемы. Без этого, однако, трудно найти истину в споре. Если в 90-х годах, например, рупоры «семибанкирщины» провозглашали демократией ничем не ограниченное право «капитанов большого бизнеса» присваивать материальные ресурсы и активы России, то сейчас больше говорят о народе как источнике власти, о необходимости подчинения меньшинства воле большинства и о других атрибутах демократии в их европейском или каком-нибудь ещё креативном понимании. Между тем наши православные предки оставили нам нетленное наследство глубоких теоретических исследований сути демократии и бесценный опыт её применения в разных формах как в России, так и за рубежом. Напомню вкратце об этом наследии.

Русская православная мысль считала ложной в принципе понимание демократии как народовластия, реально обеспечивающего активное и равноправное участие всех членов общества в управлении государством непосредственно или через представительные органы. Русский государственный деятель К. П. Победоносцев /18271907 гг./, занимавший более двух десятилетий пост обер-прокурора Синода, полагал, например, что «при демократическом образе правления победителями становятся ловкие подбиратели голосов, механики, искусно орудующие закулисными пружинками, которые приводят в движение кукол на арене демократических выборов». При такой системе каждый голос сам по себе ничего не значит, но тот, «кто сумеет прибрать к себе самое большое количество этих голосов, становится господином силы, господином правления и вершителем воли».

Это верное наблюдение опытного государственного деятеля православной России заслуживает самого пристального внимания. Государством и обществом всегда правили, а в наши дни тем более, узкие группы профессионально подготовленных лиц. И в древней Греции, и в Риме, считающихся колыбелями демократии, правили рабовладельцы, которые только себя причисляли к народу. Увлечению демократией и революциями дала импульс Французская революция с её знаменитым лозунгом: «Свобода, равенство, братство». На деле же нигде в мире этот лозунг так и не удалось претворить в жизнь, в том числе и по той причине, что сама природа человека не предусмотрела ни полного равенства, ни полной свободы в человеческом обществе. По словам К. П. Победоносцева, упомянутый лозунг, который стал своего рода новой религией для демократов и революционеров, является ничем иным как «роковой ложью» и «законом насилия, раздора и фанатизма».

Пророческие выводы нашего великого предка, сделанные на основе глубокого анализа событий Французской революции, полностью подтвердились кровавым историческим опытом России в XX веке. Достаточно вспомнить хотя бы жуткие наблюдения о расхристанном поведении революционных масс, гениально описанном И. А. Буниным в его очерках «Окаянные дни» и в «Несвоевременных мыслях» М.Горького. Предвидение К. П. Победоносцева о последствиях закона раздора подтверждается и в современных секулярных обществах Европы, где фанатичные призывы к равенству и свободе геев, лесбиянок и трансвеститов оборачиваются общественным гниением.

В целом же идея прав человека, не уравновешенная надёжно моральной и нравственной ответственностью каждого индивидуума, неизбежно ведёт к деградации общества и государства. Она чужда русскому и православному сознанию, которое традиционно зиждется на постулате: «Человек есть олицетворение долга». Акцент на права человека, тем более в отрыве от его обязанностей и ответственности перед обществом,  дорога к взаимным претензиям, упрёкам в несправедливости, обособлению индивидуумов и общественной нестабильности, к войне всех против всех. Уместно сослаться в связи с этим на статью редактора «Московских Ведомостей» М. Н. Каткова /18181887 гг./, который ещё в позапрошлом веке предупреждал нас: «Право, которое не есть обязанность, оказывается мыльным пузырем; ничего не выходит из него, и ни к чему не ведет оно. Такое право есть не сила, а слабость».

В православное понимание сути демократии внёс заметный вклад Л. А. Тихомиров /18521923 гг./  известный русский мыслитель и публицист,  убедительно доказывавший, что демократия вообще является абсурдной идеей, поскольку означает власть количества над качеством, при которой элита пытается внушить избирателям, что добро и справедливость якобы можно определить арифметическим подсчётом голосов. По его мнению, без «напряженного верования, охватывающего все стороны жизни в подчинении одному идеалу», невозможно сформировать надёжной качественной, а не количественной связующей силы общества и избежать злоупотребления властью.

Это не значит, однако, что принцип выборности должен быть вообще исключен из политической жизни страны, но выборы не должны превращаться во всенародный балаган, а в случае их организации необходимо обеспечить авторитетное представительство всех слоёв общества и этнических групп на основе соответствующего им общественного удельного веса. При этом ключевое значение имеет политический опыт и профессионализм кандидатов на выборные государственные и общественные должности, поскольку их ошибки и просчёты могут нанести государственным и общественным интересам неизмеримо больший ущерб, чем, к примеру, выборы дилетантов среди лётчиков.

Подводя итог рассмотрению сути демократии в православном понимании, необходимо подчеркнуть, что трактовка этой проблемы в либеральном ключе таит в себе реальную опасность разрушения государственных и общественных устоев нашей страны «хозяевами мира», которые используют в своих корыстных интересах разного рода носителей креативных русофобских идей.

Сопредседатель Союза православных женщин,
кандидат исторических наук,

Н. Б. Жукова

12.02.2020
Предложения по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации
Ключевая проблема государственного развития, всего социально-экономического и национально-культурного развития страны, многонационального единства — отсутствие упоминания о русском народе в Конституции, определения его государственно-правового статуса, ответственности России за изначально создавшей её народ
12.02.2020
Светская Конституция и симфония властей
В стране началось обсуждение поправок для внесения в Конституцию Российской Федерации. Международная общественная организация «Союз православных женщин» поддерживает предложения, разработанные А.М.Величко и И.Э.Круговых, и знакомит с ними пользователей сайта
03.02.2020
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5-9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — Основы светской этики и Основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области Основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию Основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» (№ 1, 2020) узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Актуальное

Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2013