Тайна Покрова Божией Матери

Тайна Покрова Божией Матери

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Божией Матери — воспоминание о чудесном спасении осажденной скифами столицы Византии в X веке заступничеством Пречистой. Не было никакой надежды на избавление, и весь православный народ во главе с патриархом и сонмом духовенства всю ночь молился во Влахернском храме. Видение Божией Матери блаженному Андрею Христа ради юродивому навсегда запечатлелось в сознании нашей Церкви. Во время богослужения Божия Матерь со слезами молилась перед престолом Божиим, а в конце молитвы простерла над народом Свой сияющий благодатным светом омофор. Разные люди были в это время в храме, праведные и грешные, достойные и недостойные, но Покров Божией Матери не исключал никого. Этот Покров длится всегда, до скончания века, до последнего Страшного Суда. И потому так дорог нам этот праздник. Как бы ни были велики наши грехи, есть для нас неложная надежда на покаяние. Божия Матерь не перестает молиться со слезами о спасении всех. Так велика Ее святость и чистота. В праздник Покрова Церковь приглашает нас задуматься о тайне этого всемилостивого заступничества.

С самого начала Пресвятая Дева чиста от всякого греха. Но Она от рода нашего, Дщерь Адамова, спасенная Христом. С одной стороны, как чадо Адама, Она не может быть свободна от первородного греха. Потому что это означало бы Ее отделение от рода человеческого, а значит и спасительное действие Воплощения Божия по отношению к нам, грешным, было бы поставлено под сомнение. С другой стороны, все святые свидетельствуют, что грех не оставляет ни пятна, ни тени на Ее сияющей чистоте. Как разрешить эту тайну? С самого Рождества Ее все в Пресвятой Деве — дар Божий. С первого мгновения Она переполнена им. И Она получила этот дар ради будущего рождения через Нее Богочеловека. Но мы не должны забывать о связи этой тайны со всем предшествовавшим в веках приготовлением к Ее святости. В первую очередь Бог заботится о сохранении Ее единства с родом человеческим. Этой совершенной непрерывности в роде человеческом по плоти в лице избранников, богоизбранного народа, соответствует все возрастающий дар благодати. Церковь исповедует, что долгое нравственное очищение, начавшееся с отца веры Авраама, достигает в Пресвятой Деве вершины.

Однако важнее всего нам проникнуть в сердце тайны. Это тайна любви. Божественной любви, которая, в отличие от нашей, не зависит от того, к кому она обращена. Но созидает всех, раскрываясь беспрепятственно. Среди распадающегося от греха мира Бог творит из Пресвятой Девы самое любимое, самое прекрасное из всех Своих творений. Такое, в котором Он может утвердить Свое пребывание. В Божией Матери — победа Божией благодати, обещающей всему роду человеческому приобщение ей. Но эта благодать —не внешний, не зависящий от Пресвятой Девы дар. Этот дар благодати влечет Пресвятую Деву к Богу в не имеющем сравнения порыве веры и любви. Есть такой духовный закон, согласно которому творение, наиболее исполненное Богом, более всех жаждет Его. Жажда Пресвятой Девы общения с Всевышним преодолевает в Ней всякое другое желание, которое когда-либо существовало или будет существовать.

Такова тайна Пресвятой Девы по отношению к Богу. Но столь же важно увидеть Божию Матерь в Ее связи с родом человеческим. Своей всецелой святостью, которая соединяет Ее с царственной святостью прародителей, Пресвятая Дева поднимается выше всех людей. Единственная совершенно преданная Богу всем Своим существом, Она первая из всех творений, Она Царица творения. Но это царственное состояние, спросит кто-то, не отделяет ли Ее от остальных людей?

Было бы великим заблуждением так думать. Напротив, эта Царица неба и земли живет смиренно, в мире нищих плотию и духом. Царственная духовно, всегда побеждающая грех, который разделяет, исполненная благодати, которая соединяет, Она самая смиренная Раба и одновременно самая высокая Царица. Самая высокая Царица, потому что самая смиренная Раба. И самая смиренная Раба, потому что самая высокая Царица. Мы касаемся здесь самой важной тайны замысла Божия. Бог создал человека, и мы не сможем никогда постигнуть эту тайну до конца. Согласно закону единства, от одной крови Он произвел весь род человеческий. Но самое главное —духовное единство.

Бог доверил каждому из нас ответственность по мере его даров. Чем больше Он возвышает людей, тем к большему служению призывает их, так что «больший из вас да будет всем слуга» (Мф. 23, 11). И первый — рабом всех. И Христос, Начальник жизни, Первый, как называет Его Апокалипсис, также Слуга. Он пришел не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить многим. Он более всех ответственен за человечество — Спаситель мира, Тот, Кто берет на Себя ответственность за спасение всех. В отличие от первого Адама, который отказался от ответственности за собственный грех, обвинив в нем обстоятельства, другого человека и самого Бога. Пресвятая Дева Мария, первая из всех творений, вслед за Своим Божественным Сыном воспринимает Свою жизнь как служение. Она более всех ответственна за людей, и эта ответственность постепенно обретает черты духовного материнства по отношению к роду человеческому. С самого начала Она учится этой ответственности, с каждым днем возрастая в ней.

Авраам, первый из облагодатствованных Богом людей, когда начал осуществляться замысел Божий о восстановлении человечества, скоро понял, что он ответственен за многих. Перед Содомом и Гоморрой, этими чуждыми городами, он уже сознает себя отцом народов и дерзновенно ходатайствует за них. Божия Матерь не может быть меньше его в этом служении. До прихода Христа Она уже самим Рождеством Своим — высшее предстательство на земле. В мире, нуждающемся в Искупителе, — первая из искупленных, высшая из спасенных. С первого дня Она начинает исполнять Свое призвание Заступницы.

Мы празднуем праздник Той, Которая богатством Своей благодати представляет род человеческий. Той, Которая в решающий час Благовещения дает ответ за него. Той, Которая у Креста Своего Божественного Сына ценой непостижимых страданий принимает в полноте радость быть Матерью нового народа Божия. Той, Которая первой приобщается душой и телом Воскресению, предназначенному для всех. Той, Которая, исполнив двуединую заповедь о любви к Богу и человеку, совершает Свое служение нам в такой же самоотдаче, которая сделало Ее Рабой Господней.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России, Русская народная линия

05.09.2024
Помощь, собранная оренбуржцами, передана бойцам и жителям Донбасса
Представители епархиального социального отдела и Союза православных женщин Оренбуржья передали гуманитарную помощь от Оренбургской епархии, жителей и организаций области в зону СВО
05.09.2024
Урок по теме «Православный храм» для детей с особенностями развития (Иркутская область)
В конце августа, в Харлампиевском храме состоялось очередное занятие для детей с особенностями развития. Необыкновенный урок Закона Божьего на базе Воскресной школы организовал Союз православных женщин Иркутской области во главе с Власовой Анной Геннадьевной
04.09.2024
Волонтёры пришли в гости к ребятам из дома-интерната (Республика Башкортостан)
24 августа ребята из волонтёрской и молодёжной организации храма Святой блаженной Матроны Московской и Союза православных женщин Башкирии посетили Серафимовский детский дом-интернат. По доброй традиции мы привезли с собой подарки и гостинцы для ребят, собранные прихожанами храма и многоцелевым благотворительным фондом HUMAN

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
23
24
25
26
27
28
29
 
Октябрь 2023