Олег Смолин: Дипломированных много, а образованных мало

Олег Смолин: Дипломированных много, а образованных мало

Выступление О.Н.Смолина на пленарном заседании Государственной Думы 14 марта

Одна из наиболее важных идей в Послании Президента Федеральному Собранию — это отказ от принудительного использования так называемой Болонской системы в высшем образовании. Рукоплескали все, даже те, кто эту систему в свое время принудительно вводил.

Перед вами результаты голосования по федеральному закону номер 232, который ввел в России насильственную бакалавризацию всей страны. В полном объёме эта система была введена действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273. Вот результаты голосования по этому закону. Как видите, они симметричны. А вот результаты голосования по законопроектам, которые требовали не превращать Болонский процесс в болванский, но использовать систему бакалавриат-магистратура исключительно на добровольной для вузов основе.

Оба законопроекта первоначально вносились четырьмя профессорами, из которых два академика: Жорес Алферов, Геннадий Зюганов, Иван Мельников и ваш покорный слуга. Первый назывался проектом закона «О народном образовании» и был отклонен исключительно голосами фракции «Единая Россия». Второй назывался проектом федерального закона «Об образовании для всех» и его постигла та же судьба.

Тогда нам говорили, что наш закон никому не нужен, а действующий совершенно замечательный. Но, как выяснилось, президент с этим не согласен. Цитирую: «Правительству совместно с парламентариями потребуется внести многочисленные поправки в законодательство об образовании, о рынке труда и так далее».

Коллеги, я не стал бы об этом вспоминать, если бы не реальная угроза, что предложения президента будут утоплены в бюрократических процедурах. Как иногда говорят, любая простая проблема может стать неразрешимой, если по ее поводу будет проведено достаточное количество совещаний. Кстати, отчасти это произошло с рекомендациями больших парламентских слушаний, которые проходили 27 июня прошлого года. Тогда большинство выступающих высказались за отказ от принудительной так называемой Болонской системы, но прийти к договоренностям не удалось. В рекомендациях появилась лишь запись о том, что правительство должно обратить на проблему особое внимание, как будто правительство — это девушка, внимания которой добивается парламент. Между прочим, до сих пор правительство внятного отношения к рекомендациям так и не высказало. Похоже, не обратило не только особого внимания, но и не особого тоже.

Коллеги, борьба в элитах по этому поводу продолжается. А вот президент высказался более чем определенно и очень близко к тем предложениям, которые выдвигались на больших парламентских слушаниях.

Нам говорят, что в Послании ничего не говорится о Болонской системе, и слов там таких действительно нет. Но, можно играть словами, а можно заниматься делом. Президент предлагал именно дело. Напомню, главное в Болонской системе — трехуровневая структура высшего образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура как уровень именно высшего образования.

Теперь цитирую президента. В этой связи предлагается: первое — вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от четырех до шести лет. Спрашивается: от чего вернуться? Очевидно — от принудительной бакалавризации всей страны.

Основными программами высшего образования должны стать программы специалитета, как это и было до 2011 года. Тогда специалисты среди выпускников составляли почти 90 процентов. Сейчас ситуация изменилась с точностью почти до наоборот: специалистами становятся лишь около 13 процентов выпускников.

Вернуться к программе специалитета как основной предлагали на парламентских слушаниях 27 июня большинство выступающих, включая ректора МГУ и вашего покорного слугу. Именно эта идея была заложена в проектах наших законов «О народном образовании» и «Об образовании для всех».

Продолжу цитировать президента. Второе. Если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, то в этом случае молодой человек сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре.

Совершенно правильно.

Система высшего образования высокоинерционна и не любит, когда её ломают через колено. Иное дело, что магистратура должна быть, так или иначе, связана с предыдущим образованием, иначе даже магистр может оказаться волшебником-недоучкой. И об этом говорили участники парламентских слушаний 27 июня.

И еще одна цитата из Послания. Третье. В отдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура, задача которой готовить кадры для научной и преподавательской деятельности. Обращаю внимание, не в отдельный уровень высшего, а в отдельный уровень профессионального образования.

В законе «Об образовании», который действовал до 2013 года, это называлось послевузовским образованием. Такие же предложения содержались в проектах наших законов «О народном образовании» и «Об образовании для всех». Почему? По одной простой причине. Как только аспирантуру загнали в третий уровень высшего образования, доля тех, кто защищал кандидатские диссертации, резко снизилась с 24,5 тысячи в 2010 году до 12,5 — в 2015-м, то есть почти в два раза. Вместо того, чтобы заниматься исследованиями, аспиранты слушали или не слушали лекции, занимались школярством. Необходимо вернуть научную работу и подготовку диссертаций как главное содержание деятельности аспиранта.

Подведём некоторые итоги. Из трёх ключевых позиций так называемой Болонской системы от одной — аспирантура как уровень высшего образования — президент предлагает отказаться полностью, от второй — бакалавриат — частично, третий — магистратура — сохранить как миноритарную в системе образования. Это и есть уход от принудительной Болонской системы к отечественным традициям образования в сочетании с мировым опытом.

Обращаю внимание, что так называемая Гумбольдтовская система — это наша традиция не только советская, но и досоветская. На мой взгляд, реализация предложений президента, если они не будут заблокированы, поможет решению двух задач.

Первая — очередной шаг к так называемой национализации элит. Дети российских чиновников и бизнесменов будут получать образование, более соответствующее отечественным традициям, и менее ориентироваться на работу и жизнь в других странах.

Вторая и главная — это позволит повысить качество отечественного высшего образования. Позволю себе, коллеги, цитату из самого себя на парламентских слушаниях 27 июня: бакалавр получает в среднем примерно на 40 процентов меньше специальных занятий, чем специалист.

Например, в техническом образовании специалист получает более 1 тысячи 800 часов фундаментальных занятий, а бакалавр — 1 тысячу 200 часов, в полтора раза меньше. Другими словами, специалитет готовит будущего конструктора, а бакалавриат — пользователя чужими конструкторскими разработками, вот и всё.

Коллеги, кадровики с оборонных предприятий с тревогой говорят, что возникают большие проблемы с заменой старшего поколения конструкторов на, соответственно, новых выпускников. На мой взгляд, популярный лозунг импортозамещения двусмыслен: можно понимать его как развитие собственного производства, а можно как замену импорта из США импортом, например, из Китая.

Лидер фракции Компартии Российской Федерации Геннадий Зюганов, Союз промышленников и предпринимателей, Вольное экономическое общество и целый ряд депутатов Думы неоднократно говорили о необходимости новой индустриализации. Новая индустриализация, конечно, нуждается в кадрах. Не зря говорили в 30-е годы: «Кадры решают всё».

Сейчас Россия по количеству людей с дипломами о высшем образовании занимает 1–2 место наряду с Канадой, вот только дипломированных много, а образованных мало, особенно среди бакалавров.

Перехожу к предложениям, их три.

Первое. Уважаемые коллеги из правящей партии, иногда полезно слушать оппозицию. Как выясняется, мы периодически оказываемся правы.

Не делать ошибок всегда лучше, чем потом их исправлять. Например, я прислушался бы к нашим предложениям о переводе Единого государственного экзамена в добровольный режим. Даже в правительстве у этой идеи есть сторонники.

Второе. Принять в первом чтении предложенный нами законопроект о возвращении участия в Болонской системе на добровольной основе. Он, конечно, решает только одну проблему из трех — переход на программы специалитета, но затем можно поступить так, как не раз поступало правительство и Государственная Дума: пришить к воротнику целое пальто. Нарушением концепции закона это точно не будет.

И третье. Включить в рабочую группу при правительстве, созданную для реализации предложений президента в области высшего образования, тех, кто всегда и последовательно отстаивал ту самую позицию, которую изложил президент в Послании, иначе его предложения могут оказаться нереализованными. Не зря говорят: «Качественное образование — залог нашей национальной безопасности».

20.06.2024
Первый форум православных женщин Красноярского края
17 июня в конференц-зале Архиерейского дома прошёл первый форум православных женщин Красноярского края. Главной темой Форума стало определение миссии православной женщины в современном мире и задач, которые могут решить объединившиеся женщины Красноярского края
20.06.2024
Разговор с молодёжью о ценностных ориентирах (Курская область)
Российский детский фонд совместно с психологическим центром «Гармония», РО МОО «Союз православных женщин» в Курской области, юридическим отделом Администрации железнодорожного округа г. Курска провёл встречу-диалог со студентами электромеханического техникума
19.06.2024
Фестиваль поморской культуры «Взморье» провели в Мурманской области
В живописном селе Териберка собрались самые разные поморские коллективы области из Варзуги, Умбы и Териберки. Они рассказывали о тех местах, где они живут, о поморских традициях, о самобытном поморском наречии, о высокой духовной нравственности северных людей, о добре и преемственности поколений

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
 
Март 2023