«Полностью отказаться от бакалавриата и магистратуры мы не можем»

«Полностью отказаться от бакалавриата и магистратуры мы не можем»

В Госдуме прошёл круглый стол «Болонская система: вход и выход»

С основным докладом на этом мероприятии выступил первый заместитель Председателя комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию О.Н.Смолин. Ведущей круглого стола была председатель комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей О.Н.Останина. В работе круглого стола приняли участие депутаты Госдумы, представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ректоры и преподаватели вузов.

Олег Смолин коротко изложил позицию фракции КПРФ в Госдуме по этому вопросу.

Но теперь не так-то просто вернуться к прежней советской вузовской системе, считает О. Н. Смолин. И как показала последующая дискуссия на круглом столе, такой же позиции придерживаются и другие участники круглого стола. «Когда входили в Болонскую систему, сделали это без ума, а теперь, когда будем выходить из Болонской системы, надо сделать это по уму», — сделал вывод О. Н. Смолин.

На круглом столе выступил статс-секретарь, замминистра науки и высшего образования Петр Кучеренко, сообщает ТАСС.

По его словам, на сегодняшний день Россия не может полностью отказаться от бакалавриата и магистратуры, так как миллионы россиян уже получили дипломы бакалавра, их нельзя лишать возможности продолжать обучение.

«Необходимо понимать, что полностью отказаться от бакалавриата и магистратуры мы сегодня не можем по ряду причин. Во-первых, несколько миллионов наших граждан получили дипломы бакалавра и их нельзя лишать возможности продолжать обучение, если они в течение своей жизни захотят это обучение продолжить», — сказал он.

При этом Кучеренко отметил, что бакалавры в РФ по закону являются лицами с высшим образованием, но в то же время достаточно ограничены в своих правах. В частности, в правоохранительных органах, в службах прокуратуры необходимо иметь именно уровень специалиста или магистра, отметил замминистра.

«Похожие требования применяются и к судьям, и даже если мы возьмем государственную службу, человек, который отучился четыре года и получил диплом бакалавра, ограничен должностями на уровне заместителя начальника отдела, не выше», — добавил Кучеренко.

Модернизация отечественной системы образования не означает ее изоляции от внешнего мира, сообщил Кучеренко.

«Модернизация национальной системы образования не означает ее изоляции. Например, такие страны, как Китай и Индия, никогда не были участниками Болонского процесса, что не мешает им признавать образование, полученное в других странах. При этом успешно развивать и свое собственное образование», — сказал он.

Кучеренко также отметил, что Россия входит в топ стран по числу иностранных студентов и при модернизации системы образования их интересы необходимо также учитывать.

Модернизация российской системы образования должна учитывать и развивать предыдущий опыт, в частности советской системы, при этом задачи вернуться в прошлое — нет, заявил замминистра.

«Да, конечно, у нас нет сегодня задачи вернуться в прошлое, однако тот опыт, который имеет РФ, опыт советской системы, и даже более ранний опыт наших замечательных славных университетов, нужно применять, продолжать и развивать», — убеждён он.

Кучеренко отметил, что для формирования национальной системы образования необходимо проанализировать весь опыт образовательной системы за последние столетия, взять лучшие наработки, проанализировать опыт российского образования в болонский период и отсечь все лишнее. «Именно путем объединения таких практик мы можем создать новую отечественную систему, сохранить привлекательность и открытость внутри страны и за ее пределами», — рассказал он.

По словам замглавы Минобрнауки, Болонская система образования может оправдать себя для креативной индустрии, где четырех лет образования может быть достаточно. Для таких профессий, как юрист или инженер, необходим специалитет, отметил Кучеренко.

«Нам нужен специалитет для таких профессий, как уже упомянуты, юрист или инженерное дело, но Болонская система может себя оправдать для такой индустрии, как, например, креативная индустрия, где вполне достаточно четырех лет, как утверждают специалисты», — сказал он.

Далее Олег Смолин завил, что в сложившейся ситуации следует вернуться к добровольности принятия или отказа от Болонской системы. Сами вузы должны теперь решить, как им лучше поступить. Либо полностью оказаться от этой системы, либо на отдельных факультетах или вузах ее частично сохранить. Соответствующий законопроект подготовлен фракцией КПРФ.

Он также напомнил участникам круглого стола, что у КПРФ имеется цельная комплексная программа по реформированию всей системы российского образования — «Образование для всех».

Одной реформой вузовской системы всех проблем не решить, если не навести должный порядок в школьном образовании. На это обратили внимание Н. А. Останина и депутат Госдумы фракции КПРФ доктор исторических наук из Самары М. Н. Матвеев.

Многие участники круглого стола поддержали предложения депутатов фракции КПРФ о необходимости отказа от системы ЕГЭ, согласились с необходимостью избавить от лишней бюрократической нагрузки школьных учителей и вузовских преподавателей. Также необходимо снизить нагрузку на учительский и преподавательский состав, существенно повысить заработные платы и финансирование вузов. М. Н. Матвеев обратил внимание на процесс «старения» преподавательских вузовских кадров. Он считает основная причина — низкие заработные платы преподавателей. В этой связи им было предложено предоставить вузовским преподавателям статус государственных служащих с соответствующим обеспечением.

По итогам круглого стола были выработаны рекомендации.

Было также заявлено о том, что 27 июня в Госдуме по инициативе фракции КПРФ состоятся большие парламентские слушания, посвященные реформе образования. В этих слушаниях планируется участие всех думских фракций.

02.05.2024
В Республике Марий Эл идёт подготовка к XI Мироносицким чтениям
18 апреля на расширенном заседании Правления регионального отделения МОО «Союз православных женщин» в Республике Марий Эл были подведены итоги первого месяца работы отделения, подняты вопросы организации и проведения ближайших предстоящих мероприятиях. В частности обсуждались вопросы участия членов Союза православных женщин в Мироносицких чтениях и Пасхальной ярмарке
02.05.2024
Встреча-дискуссия «Русский культурный код: миф или реальность XXI века?» состоялась в Тульской области
В актовом зале храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» города Новомосковска прошла интереснейшая встреча педагогической общественности города и района с удивительной гостьей — инокиней Маргаритой Александровной Кулагиной, кандидатом филологических наук, заместителем руководителя отдела религиозного образования и катехизации Иваново-Вознесенской епархии
02.05.2024
Заинтересовать и приобщить ребят к заботе о природе (Республика Мордовия)
В рамках социального проекта «Мастерская детской мультипликации «ЭкоЛогика», 13 апреля Региональное отделение МОО «Союз православных женщин» в Республике Мордовия совместно с командой мастерской детской мультипликации «ЭкоЛогика» провели мероприятие по мультипликации (сделали короткометражные мультфильмы) на тему «Почему у Земли платье зелёное»

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
 
Июнь 2022