Паралич политической воли в образовании

Паралич политической воли в образовании

Нынешняя ситуация в системе образования, если ничего не изменить, приведёт к национальной катастрофе

Треть россиян (31%) считают, что религии не должно быть в школе. Этот показатель вырос на 12 п.п. по сравнению с февралем 2016 года, следует из данных опроса «Левада-центра»*, сообщает «Новая газета»**.

Больше половины опрошенных (56%) согласны с тем, что ученики могут по своему желанию или желанию родителей изучать в школе историю религии и основы религиозной нравственности. 11% участников опроса уверены, что в средних школах необходимо восстановить преподавание Закона Божьего для всех желающих.

В то же время опрос «Левада-центра» показал, что половина россиян определяют себя как религиозных людей. Из них 7% жителей страны считают себя очень религиозными, 43% — в какой-то мере религиозными. Социологи отмечают, что этот показатель остается без значительных изменений с июня 2017 года.

Новый год отмечают 91% респондентов, православное Рождество и Крещение — 59% и 50% соответственно. Католическое Рождество празднуют 6% опрошенных.

Сейчас, по данным «Левады», 29% россиян считают, что Церковь и религиозные организации оказывают большое влияние на государственную политику в России. В феврале 2016 года так думали только 17%. 

Результаты опроса прокомментировал в интервью Русской народной линии известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:

Надо всегда с осторожностью относиться к подобной статистике, тем более той, которая дается организацией, выполняющей функции иностранного агента. Достаточно сложно выявить истинное отношение к тому или иному вопросу, тем более к такому важному, как религиозное сознание респондентов. Надо понять, насколько точно проведенный опрос отражает суть дела, и насколько респонденты адекватно реагируют на заданные вопросы, т.е. насколько ответы соответствует их реальному религиозному, духовному и душевному состоянию, культурному уровню. Кроме того, возникает вопрос о том, почему среди опрошенных «половины россиян» нет мусульман, иудеев, буддистов, представителей сект?! Почему вопросы заданы только о Крещении и Рождестве, и совсем не отражено отношение мусульман, иудеев и буддистов к праздникам своих традиционных религий? Каким образом в опросе выделено католическое Рождество?

Есть еще и вопрос о том, что понимается Левадой-центром под религией? Традиционная религия для данного народа - это религия, которая оказала существенное влияние на формирование народа, его культуры и государственности (если народ государствообразующий). Атеизм (в нашей стране в конфессиональной форме марксизма-ленинизма) традиционной религий не является. Атеизм - это нетрадиционная форма религиозного языческого сознания, как правило перетекающая в пантеистические конструкты (типа ноосферы Вернадского, космического разума и пр.,) либо эзотерические и оккультные учения и практики. Поэтому вывод о том, что только «половина россиян определяют себя как религиозных людей» в корне не верна. Можно было бы по результатам опроса говорить, что половина россиян идентифицирует свою принадлежность к Православию и другим традиционным религиям России, но и этот вывод сделать невозможно, т.к. других традиционных религий в опросе не существует. Вообще следует понять, что нерелигиозных людей нет в природе, их просто не существует, поскольку всегда в любом человеке идет определённая духовная работа, поиск смысла бытия, генерируется некая форма религиозности, весьма часто синкретического характера.

Поэтому как сам Левада-центр, так и результаты его опроса демонстрирует наличие религиозной безграмотности и профессиональной некомпетентности.

После этих замечаний можно сказать следующее. В силу сложившихся обстоятельств (имею в виду проблемы в образовании) многие люди не понимают не только вопросов о религии, но к великому сожалению не готовы отвечать и на ключевые вопросы мировой истории и истории нашего Отечества. Наша история очень тесно связана с Православием. Поэтому можно поставить вопрос: что изучает ребенок ‒ Православие или историю, когда рассматривается жизнь и деятельность выдающихся полководцев святых благоверных князей Александра Невскогои Дмитрия Донского, или святого праведного воина адмирала Феодора Ушакова? В период господства атеизма (в СССР формате религиозной конфессии КПСС) попытались показывать историю Руси без Церкви, без русских святых ‒ Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Андрея Рублёва,Максима Грека, Феофана Вышенского и великого множества других подвижников, ‒ выхолостив духовный стержень бытия нашего народа, и что получили? Пока была сильна инерция нравственных норм Православия, патриотизм и ответственность, народ смог отстоять свою независимость и свершить великие дела. Но когда с 70-х годов стали сравнивать, где идея построения земного рая лучше воплощается, то оказалось, что Запад эту идею реализует на много успешнее, а следовательно, надо отбросив всю духовную пустоту советского аскетизма, учиться у Запада жить «как на Западе»! К сожалению, и сейчас нашим детям историю преподают в ракурсе ложных, а иногда и откровенно прозападных и русофобских парадигм.

Итак. Изучение истории России, Византии, Рима с учетом колоссального влияния религиозных идей Христианства и конкретной деятельности поместных Церквей - это изучение религии или нет? Следует заметить, что история Церкви и государственно-конфессиональные отношения, а также сектоведение и религиоведение  - это предметы изучения в духовных школах и в курсах Теологии. Так от чего хотят оградить своих детей «треть россиян (31%)» которые «считают, что религии не должно быть в школе». От истории человечества, от истории Отечества, от понимания протекания современных процессов в стране и в мире?!

Аналогичным образом можно говорить и о русской классической литературе. Что ребёнок может понять в классической литературе Толстого, Достоевского, Тургенева, Лермонтова, Пушкина, Гоголя, если не знать исторического контекста, духовной обстановки, которая складывалась в тот или иной исторический период?

Все наши писатели и поэты в конечном итоге очень укоренены в Православии. Даже анафематствованный граф Толстой, являясь русским писателем, несёт неистребимый потенциал православной духовности в своих произведениях. Произведения Толстого оказались выше его собственного богословствования.

Это такая особенность многих наших писателей, которые не были образцами в личной жизни, в следовании нормам Православной аскетики,во взглядах могли придерживаться либеральных позиций, но, тем не менее, в своих произведениях отражали именно православный дух. Талант, данный им Богом, не позволял им уклонится от истины Православия, и потому в их произведениях было то, что А.С. Пушкин определил: «там русский дух, там Русью пахнет»! И здесь можно задать тот же вопрос: от чего хотят оградить своих детей 31% россиян?! От «русского духа»?!

Поэтому подобные опросы я не стал бы воспринимать прямо, без дополнительного анализа многих других факторов, но, тем не менее, они и не должны игнорироваться. Ныне вырастает новое поколение, которое не знает истории, не знает классической русской и мировой литературы. Безграмотность нового поколения будет сказываться на легковесном отношении к самим понятиям: религия, Отечество, народ, Церковь, государство. К сожалению плоды неверия, безкультурности и необразованности очевидны. Например, статистика самоубийств в 2020 показывает: 31 человек на 100000 жителей - почти 17 000 в год. А кроме того смерть от наркомании, алкоголизма и пр.

Можно однозначно утверждать, что в существующей парадигме образования, колоссальные проблемы перерастут в глубокий системный кризис, способный угрожать стабильности и целостности нашего государства.

Но, если система образования наконец-то начнет заниматься именно образованностью, а не цифровизацией, то есть надежда на исправление ситуации. Это неизбежный вывод, но, к сожалению, именно этого сейчас мы не можем добиться от наших органов образования.

Попытка свести всё изучение связей между Православием, как источником нашей культуры, и самой русской культурой к ОПК — Основам православной культуры в 4 классе в количестве 34 часов — это просто издевательство! Это издевательство над русским народом и его историей, над нашими предками и нашими детьми.

Нам надо перестраивать учебники истории. Ведь по-прежнему в них не отражается значимость места и значения наших святых в истории. Можно говорить о Минине и Пожарском, но при этом абсолютно не упоминать Патриарха Гермогена, или упоминать его как сидящего в заточении и пишущего письма. О том, какое духовное значение это имело для подъёма национального и религиозного самосознания в освобождении от иноверцев — в учебниках не говорится.

У нас даже о Великой Отечественной войне, изучение которой по идее должно способствовать росту патриотических настроений в молодежной среде, в учебниках по истории говорится фрагментарно и искажённо. Что после этого можно говорить о патриотизме? Разве не естественно, что встречаются ответы с позиций: «За что это я должен любить Родину? Что она мне дала?»

Хочется надеяться на более серьезный уровень исследований, а не просто на опросы «Левада-Центра». Левада-центр фиксирует то, что и так известно. Достаточно было послушать сатирика Михаила Задорнова, чтобы понять, что с нашим образованием происходит катастрофа. Она касается и духовной сферы бытия народа, она отражается в мировоззрении и культуре молодого поколения, она уже сейчас формирует кадровый голод ответственных работников.

Самая большая проблема — это паралич в системе образования. Нет политической воли, чтобы серьёзным образом изменить парадигмуобучения и воспитания, а без этого будет разлагаться массовое сознание, что, в свою очередь, может привести к национальной катастрофе.
_____________________________________

*внесён Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
**внесён Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

18.03.2024
В Алма-Ате состоялась международная научно-практическая конференция «Традиционные семейные ценности в современном мире»
16 марта в тронном зале духовно-культурного и административного центра Казахстанского Митрополичьего округа имени святителя Иосифа (Чернова) состоялась международная научно-практическая конференция «Традиционные семейные ценности в современном мире»
18.03.2024
Жизнь и подвиг русского офицера: в Москве состоялась специальная премьера фильма «16 строк»
Специальная премьера короткометражного фильма «16 строк» состоялась в Москве 14 марта в Центральном офицерском клубе ВКС РФ. Фильм «16 строк» создан киномастерской «Апостол Филмс Кино во благо!» при поддержке Президентский фонд культурных инициатив
18.03.2024
«Письмо солдату»: дети из Иркутской области пишут бойцам
Союз православных женщин в Иркутской области в партнёрстве с благотворительным фондом «Спаси и сохрани» организовали и провели акцию «Письмо солдату». Детским неровным почерком ребята пишут самые искренние пожелания нашим защитникам. Здесь и сердца с триколором и Георгиевские ленты с красными звездами

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
 
Январь 2022