Содержательные итоги научной конференции памяти митрополита Макария «Что человечит человека?»
Участники конференции,
обсудив теоретико-методологические достижения в области психологической и педагогической антропологии, представленные в многолетних трудах комплексной группы специалистов под руководством чл.-кор. РАН В.И. Слободчикова;
рассмотрев представленные организаторами материалы:
комплексный проект «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления» (2016) и концепцию «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (2018), созданные трудами Международного общественного научно-экспертного совета по духовно-нравственной безопасности,
Концепцию преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (2021), созданную трудами Федерального института родных языков народов Российской Федерации;
отметив, что в человеческой цивилизации ключевая роль связующего звена в сложной системе жизнеспособности страны по-прежнему остаётся за человекосообразной системой образования, обеспеченной суверенной, самостоятельной образовательной политикой;
подчеркнув, что определяющей особенностью текущего этапа в развитии страны и общества является пересечение вопросов антропологии, национальной безопасности и основ образовательной системы, и что требование сбалансированного решения этих вопросов ставит перед обществом и государством задачу развития системы образования в РФ в направлении семейно-ориентированного образования;
указав, что нынешняя бесконечная реформа российского образования, ведущая к непонятным гражданам целям, требует серьезной корректировки в широком спектре ключевых положений, касающихся общей антропологической парадигмы, фундаментальных принципов образовательной политики, законодательной базы образования, научно-теоретического обоснования педагогической практики в целях раскрытия творческого потенциала учащихся, их родителей и педагогов на пути решения задач, затрагивающих будущее Отечества;
отметив необходимость для общества решения на уровне общего образования задач, состоящих, прежде всего: в формировании и предъявлении традиционного образа семьи; в сакрализации государственного языка России в сфере брачно-семейных и родительско-детских отношений; в закладке духовно-нравственных основ жизнедеятельности и устойчивости семейств, социальной ответственности семейных граждан; в предъявлении особого статуса Учителя (педагога, родителя, значимого взрослого) — человека воплощающего в своей личности и транслирующего через себя антропологический идеал;
указав, что реформа образования как социального института требует изменения в широком круге законодательства РФ, начиная с конституционного и федерального уровней, и должна опираться на образ будущего для страны и народа, в руководящей силе которого заключается залог успеха социальных преобразований;
отметив необходимость признать, что для демографического благополучия страны важны не столько отдельные показатели рождаемости, продолжительности жизни и т.п. сами по себе, а демографическое качество населения, определяемое, прежде всего, наличием достаточного числа благоденствующих семей и семейных граждан в составе населения;
отметив, что назрела необходимость признания и утверждения на уровне законодательства слоя семейных граждан в роли среднего класса, класса социальной стабильности в составе населения;
отметив общенациональную значимость целей и задач образовательного семьеведения в общем образовании, прежде всего: развитие человека семейного; формирование общего языка поколений для обсуждения вопросов брака и семьи, родительства и детства; закладка личностных основ для возникновения в обществе среднего класса, класса социальной стабильности в лице слоя семейных граждан, а также особую, предметно-интегративную роль образовательного семьеведения в семейно-ориентированной системе образования;
пришли к главному выводу — об острой актуальности идеи реформы системы образования в Российской Федерации на основе концепции семейно-ориентированного образования и готовности к этому нашего общества,
и вынесли суждения:
о необходимости актуализировать в текущих условиях «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», конкретизируя заложенный в ней общий гуманитарно-антропологический подход к образованию в направлении концепции семейно-ориентированного образования;
о необходимости более широко представить и обсудить Концепцию преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с целью подготовки предложений по изменению соответствующих разделов ФГОС общего образования;
о необходимости в целях создания институциональных предпосылок для развития семейно-ориентированного образования в РФ внести семейно-ориентированные изменения в ряд законов, концептуальных и стратегических документов федерального уровня, а именно:
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Подраздел 2. Лица, Глава 3. Граждане (физические лица), Статья 47. Регистрация актов гражданского состояния,
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ,
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»,
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральные государственные образовательные стандарты начального (2021), основного (2021) и среднего (2012) общего образования,
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2021),
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года,
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
о том, что постановка вопроса о реформе системы образования в РФ возможна ровно в той мере, в какой у нас есть видение общества, в котором мы хотели бы жить сами и хотим, чтобы жили наши дети и дети наших детей; что это видение держится сегодня на трёх столпах: фамилизм – технологизм – экологизм, под которыми понимаются следующие комплексы идей, представлений и требований:
ФАМИЛИЗМ — «Россия — страна семей»: ставка на семейных людей, как на средний, то есть ведущий социальный класс в демографическом, политическом, экономическом и культурном смыслах;
ТЕХНОЛОГИЗМ — «Умная семья»: перезагрузка традиционного института семьи на новой технологической основе; «Эффективная семья»: превращение обычных семейств в технологические и экономические ячейки общества, равноправные с предприятиями, с собственным вкладом в ВВП и в качество экономического роста;
ЭКОЛОГИЗМ — 1) семейства как локальные экосистемы; 2) Россия как экологическая ниша для семейств, безопасная окружающая среда для семейств и их местных сообществ; семейная экология — в узком (семейственном) и широком (общественном) смысле;
и в целом о том, что лозунг «Россия — страна семей» по своей идее, глубине содержания, масштабу и мировому значению достоин того, чтобы стать выражением национальной идеи нашего народа, Великой российской мечтой.
19.04.2024 Луганчане изучают опыт работы православной гимназии10 апреля, в рамках рабочей поездки по изучению опыта создания и работы православной гимназии, Председатель РО МОО «Союз православных женщин» в ЛНР Наталья Кузнецова совместно с духовником отделения протоиереем Дмитрием Кузнецовым посетили гимназию имени Новомучеников и Исповедников Бердянских в г. Бердянске Запорожской области | 19.04.2024 На Сахалине пройдет общественно-церковный форум «Семья как духовный фундамент России»Такое решение было принято 10 апреля во время рабочей встречи архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Никанора с Председателем Правления Сахалинского отделения Союза православных женщин Майей Владимировной Кирилловой | 18.04.2024 В Новомосковском роддоме поздравили будущих мам (Тульская область)В преддверии Благовещения Пресвятой Богородицы в Новомосковске впервые отметили праздник — День беременных. Инициатором мероприятия стала заведующая женской консультацией ГУЗ «НГКБ», член МОО «Союз православных женщин» Марина Караваева |