Содержательные итоги научной конференции памяти митрополита Макария «Что человечит человека?»

Участники конференции,

обсудив теоретико-методологические достижения в области психологической и педагогической антропологии, представленные в многолетних трудах комплексной группы специалистов под руководством чл.-кор. РАН В.И. Слободчикова;

рассмотрев представленные организаторами материалы:

  • комплексный проект «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления» (2016) и концепцию «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (2018), созданные трудами Международного общественного научно-экспертного совета по духовно-нравственной безопасности,

  • Концепцию преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (2021), созданную трудами Федерального института родных языков народов Российской Федерации;

отметив, что в человеческой цивилизации ключевая роль связующего звена в сложной системе жизнеспособности страны по-прежнему остаётся за человекосообразной системой образования, обеспеченной суверенной, самостоятельной образовательной политикой;

подчеркнув, что определяющей особенностью текущего этапа в развитии страны и общества является пересечение вопросов антропологии, национальной безопасности и основ образовательной системы, и что требование сбалансированного решения этих вопросов ставит перед обществом и государством задачу развития системы образования в РФ в направлении семейно-ориентированного образования;

указав, что нынешняя бесконечная реформа российского образования, ведущая к непонятным гражданам целям, требует серьезной корректировки в широком спектре ключевых положений, касающихся общей антропологической парадигмы, фундаментальных принципов образовательной политики, законодательной базы образования, научно-теоретического обоснования педагогической практики в целях раскрытия творческого потенциала учащихся, их родителей и педагогов на пути решения задач, затрагивающих будущее Отечества;

отметив необходимость для общества решения на уровне общего образования задач, состоящих, прежде всего: в формировании и предъявлении традиционного образа семьи; в сакрализации государственного языка России в сфере брачно-семейных и родительско-детских отношений; в закладке духовно-нравственных основ жизнедеятельности и устойчивости семейств, социальной ответственности семейных граждан; в предъявлении особого статуса Учителя (педагога, родителя, значимого взрослого) — человека воплощающего в своей личности и транслирующего через себя антропологический идеал;

указав, что реформа образования как социального института требует изменения в широком круге законодательства РФ, начиная с конституционного и федерального уровней, и должна опираться на образ будущего для страны и народа, в руководящей силе которого заключается залог успеха социальных преобразований;

отметив необходимость признать, что для демографического благополучия страны важны не столько отдельные показатели рождаемости, продолжительности жизни и т.п. сами по себе, а демографическое качество населения, определяемое, прежде всего, наличием достаточного числа благоденствующих семей и семейных граждан в составе населения;

отметив, что назрела необходимость признания и утверждения на уровне законодательства слоя семейных граждан в роли среднего класса, класса социальной стабильности в составе населения;

отметив общенациональную значимость целей и задач образовательного семьеведения в общем образовании, прежде всего: развитие человека семейного; формирование общего языка поколений для обсуждения вопросов брака и семьи, родительства и детства; закладка личностных основ для возникновения в обществе среднего класса, класса социальной стабильности в лице слоя семейных граждан, а также особую, предметно-интегративную роль образовательного семьеведения в семейно-ориентированной системе образования;

пришли к главному выводу — об острой актуальности идеи реформы системы образования в Российской Федерации на основе концепции семейно-ориентированного образования и готовности к этому нашего общества,

и вынесли суждения:

  • о необходимости актуализировать в текущих условиях «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», конкретизируя заложенный в ней общий гуманитарно-антропологический подход к образованию в направлении концепции семейно-ориентированного образования;

  • о необходимости более широко представить и обсудить Концепцию преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с целью подготовки предложений по изменению соответствующих разделов ФГОС общего образования;

  • о необходимости в целях создания институциональных предпосылок для развития семейно-ориентированного образования в РФ внести семейно-ориентированные изменения в ряд законов, концептуальных и стратегических документов федерального уровня, а именно:

  • «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Подраздел 2. Лица, Глава 3. Граждане (физические лица), Статья 47. Регистрация актов гражданского состояния,

  • «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ,

  • Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»,

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального (2021), основного (2021) и среднего (2012) общего образования,

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2021),

  • Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года,

  • Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

  • о том, что постановка вопроса о реформе системы образования в РФ возможна ровно в той мере, в какой у нас есть видение общества, в котором мы хотели бы жить сами и хотим, чтобы жили наши дети и дети наших детей; что это видение держится сегодня на трёх столпах: фамилизм – технологизм – экологизм, под которыми понимаются следующие комплексы идей, представлений и требований:

ФАМИЛИЗМ — «Россия — страна семей»: ставка на семейных людей, как на средний, то есть ведущий социальный класс в демографическом, политическом, экономическом и культурном смыслах;

ТЕХНОЛОГИЗМ — «Умная семья»: перезагрузка традиционного института семьи на новой технологической основе; «Эффективная семья»: превращение обычных семейств в технологические и экономические ячейки общества, равноправные с предприятиями, с собственным вкладом в ВВП и в качество экономического роста;

ЭКОЛОГИЗМ — 1) семейства как локальные экосистемы; 2) Россия как экологическая ниша для семейств, безопасная окружающая среда для семейств и их местных сообществ; семейная экология — в узком (семейственном) и широком (общественном) смысле;

  • и в целом о том, что лозунг «Россия — страна семей» по своей идее, глубине содержания, масштабу и мировому значению достоин того, чтобы стать выражением национальной идеи нашего народа, Великой российской мечтой.

Пресс-служба МОО «Союз православных женщин»

21.10.2021
Святейший Патриарх Кирилл встретился с учителями «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России»
19 октября 2021 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учителями, реализующими предметные области «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
20.10.2021
VII форум Белгородского отделения МОО «Союз православных женщин» по теме: «Роль женщины в возрождении православных семейных традиций»
14 октября 2021 года на базе Образовательно-методического центра «Преображение» прошёл VII форум Белгородского регионального отделения МОО «Союз православных женщин» по теме: «Роль женщины в возрождении православных семейных традиций». Форум начался с молебна у мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца
19.10.2021
Синодальный отдел по благотворительности и Фонд продовольствия «Русь» заключили соглашение о сотрудничестве
Соглашение о сотрудничестве подписали руководитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон и член Управляющего совета благотворительного фонда «Фонд продовольствия "Русь"» Сергей Рудов

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
Август 2021