Конференция «Образовательное семьеведение в системе образования Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты развития и поддержки»

25 марта 2021 г. в Фонде по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) прошла Международная научная конференция «Образовательное семьеведение в системе образования Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты развития и поддержки», организованная при участии Автономной некоммерческой организации «Сообщество практиков образовательного семьеведения» и Международной общественной организации «Союз православных женщин».

Участники конференции,

обсудив основные вопросы, затрагивающие дальнейшую судьбу образовательного семьеведения в нашей стране, которые лежат в области его концептуально-методического развития как предмета преподавания, а также его развития как инновационного направления в системе образования РФ на региональном и федеральном уровне,

отметив при этом, что с самого начала и по сей день развитие образовательного семьеведения происходит полностью в правовом поле РФ и в русле основных стратегий государственной политики, а именно:

  • Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года и планы мероприятий по её реализации на федеральном и региональном уровне, утверждаемые федеральным и региональным правительствами;
  • планов основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия Детства (2018–2027), федерального и регионального уровней;
  • Национальных целей до 2030 года, определённые Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474,

подчеркнув, что ключевым моментом является степень самостоятельности образовательных организаций, которая определяется Федеральным законом «Об образовании в РФ» и которая позволяет им принимать решения по организации преподавания того или иного курса/программы по семье для своих обучающихся,

рассмотрев возможные подходы к решению обоих блоков вопросов с точки зрения их стратегической значимости и эффективности с учётом уже накопленного опыта регионов,

пришли к главному выводу о том, что
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕМЬЕВЕДЕНИЕ — ЭТО НЕОБХОДИМЫЙ СЕГОДНЯ И РЕАЛЬНЫЙ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУТЬ К ЗДРОВОМУ ОБЩЕСТВУ,
и вынесли суждения:

 о необходимости создания современных программ, проектов, мероприятий по просвещению молодого и старшего поколения, детей и родителей в отношении смысла и подлинного содержания праотеческого предания о целомудрии, верности, преданности, чадолюбии и других добродетелях в брачной и семейной жизни, по оказанию консультативной поддержки по опытному приобщению к ним и по их долговременной популяризации в обществе с одновременным обозначением и общественным порицанием противных им пороков как угроз личной и общественной безопасности;

 о необходимости обучения детей и молодёжи техникам и приёмам установления межпоколенческих связей глубокого родового, а не только наличного узкосемейного типа в рамках темы «Родоведение» образовательно-семьеведческих курсов/программ; активнее использовать для этого существующие бесплатные цифровые платформы и программы специализированных кампаний по предоставлению профессиональных генеалогических услуг;

 о необходимости расширения административных и создания технологических возможностей для включения семантики отеческого предания о браке и семье в повседневную среду обитания горожанина; это должно быть сопоставимо по широте, разнообразию и подробности с уличными обозначениями, с навигацией в метро, оформлением офисов МФЦ, соцслужб, управляющих кампаний ЖКХ, залов фудкортов и другими подобными информационными системами; соблюдая при этом принцип уместности в контексте повседневного функционала площадки, пространства для размещения подобной информационной системы;

 о необходимости программ и проектов по включению сообразных семантических систем в оформление пространств разного рода учреждений, прежде всего — детских: детсадов, общеобразовательных школ и школ искусств, центров развития, творчества и подготовки детей к школе, спортивных учреждений, а также других учреждений в ведении министерств культуры, спорта, здравоохранения, науки и образования, просвещения, юстиции, внутренних дел, обороны и безопасности;

 о необходимости программ и проектов по развенчанию мнимой ценности моды на торговлю внешностью, монетизацию вычурного (нескромного) и прямо непристойного поведения в социальных сетях со стороны девочек-подростков, совершеннолетних девиц и молодых женщин, привлекая для этого лидеров мнений, медиа-экспертов, интернет-маркетологов, экспертов по цифровой безопасности личности, психологов и т. п., с целью нравственной дискредитации такого рода поведения как, по сути дела, разрушающего их личную перспективу брачной и семейной жизни;

 о необходимости более широкого включения в предметы «Технология» и «Основы безопасности жизнедеятельности» изучения правил семейного быта и домоводства;

 о необходимости программ и проектов по развенчанию и отказу от ложного идеала женщины, возникшего в социалистическом обществе, который представлял её как «товарища» и эмансипированного члена трудового и семейного коллектива, который сыграл и продолжает играть отрицательную роль в кризисе институтов брачности и семейности, материнства и отцовства, в тенденции к сокращению числа семейных граждан;

 об остро встающей сегодня потребности обучении современной женщины основам брака, семьи и родительства; образец внешне и внутренне благоустроенной семьи почти ушёл из поля зрения девушек и молодых женщин эпохи матерей-одиночек, работающих матерей и поздно взрослеющего цифрового поколения; с сожалением приходится согласиться с мнением, что женщину, как ученицу, необходимо обучать снова быть женщиной, то есть благоверной супругой, матерью и хозяйкой;

 о необходимости обязательного вводного мини-курса для молодых родителей в качестве своего рода образовательного родительского ценза при устройстве их детей во все социальные организации (детский сад, школа, поликлиника, учебный центр по развитию и подготовке детей к школе, спортивные школы и школы искусств и т. п.), чтобы у родителей поколение за поколением формировалось единое общее понятийно-смысловое и семантическое национальное пространство для понимания и обсуждения вопросов брака и семьи, родительства и детства, родства, передаваемое их детям; особенно важно такое просветительское введение для граждан, возвращающихся вместе с детьми или возвращающих своих детей с постоянного жительства в странах западной брачно-семейной и родительско-детской культуры;

— о необходимости включения обзорных или специальных курсов/программ по содержанию и методике преподавания образовательного семьеведения в образовательных организациях в обучение студентов всех педагогических специальностей с формой контроля не ниже дифференцированного зачёта;

 о необходимости применения управленческого прагматизма и проектного подхода при решении вопросов, связанных с преодолением единого кризиса институтов брака и семьи, родительства и детства; для кризисной проблематики необходима собственная «теория изменений», которая позволит совершить переход от популизма и публицистики к прагматизму, к более точному и чёткому обозначению тех причин возникновения проблем, с которыми можно начать работать уже сейчас, к выделению стратегических национальных целей, задач, планов мероприятий и «дорожных карт», механизмов контроля и оценки, критериев доказательной эффективности в этой области;

 о целесообразности создать в рамках ответственности региональных администраций проектные офисы по управлению изменениями и коммуникациям в вопросах формирования и восприятия образа достойного гражданина-семьянина в сферах городской/муниципальной культуры, городского/муниципального хозяйства, общественного быта, торговли, транспорта, услуг, досуга и т. д. (с головным проектным офисом в рамках структуры аппарата Правительства РФ);

 о целесообразности включения по заказу региональных администраций в подготовку выпускников школ (факультетов) управления региональных ВУЗов специализированных курсов/программ по управлению изменениями и коммуникациями в рамках социальных проектов муниципального и регионального уровней по поддержке образа гражданина-семьянина;

 о том, что проектный механизм формирования, продвижения и поддержания образа достойного гражданина-семьянина на разных линиях коммуникации и координации с юридическими лицами должен получить основу на законодательном и исполнительном уровне власти, а национальная «теория изменений» и «дорожная карта» шагов и событий по этой тематике должна быть подробно и понятно изложена в разъясняющих подзаконных актах;

 и в целом о том, что образовательное семьеведение (семьеведение в образовательных организациях) — это стратегический образовательный инструмент для региональных властей в деле повышения демографического качества населения региона.

Использование этого объёмного инструмента предполагает проектный подход, в котором не только решается задача включения образовательного семьеведения в системы образования регионов, но и задача мониторинга социальных эффектов, расширения их спектра и закрепления их положительной динамики.

Проектный подход к развитию образовательного семьеведения как направления в системе образования РФ способен объединить усилия региональных властей, партийных, религиозных и некоммерческих организаций, ориентированных на тему поддержки института семьи, а также регионального бизнеса, включая трансрегиональный бизнес со стратегическими интересами в регионе присутствия, системно сосредоточив и направив их в одно русло деятельности в интересах региональной социальной политики, образовательных организаций и детско-родительского населения регионов.

Пресс-служба МОО «Союз православных женщин»

29.03.2024
Будущие хранители истории и памяти Северной Лавры приступили к занятиям (Ленинградская область)
В Доме дружбы Ленинградской области прошло первое занятие для будущих экскурсоводов Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря
29.03.2024
Комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства обсудил с Министром просвещения РФ меры поддержки семей
В ходе заседания также обсудили вопросы совершенствования воспитательной среды, создания и развития школьных театров и спортивных клубов, сотрудничества учительского и родительского сообществ
28.03.2024
Соработничество во имя единой цели (Самарская область)
Студенты Самарской духовной семинарии помогли волонтёрскому центру Самарского Союза православных женщин. Несмотря на занятость учебным процессом студенты нашли время для соработничества! Студенты плели маскировочные сети, делали заготовки для них, ведь сети требуются постоянно, а изнашиваются они достаточно быстро

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
 
Апрель 2021