Конференция «Образовательное семьеведение в системе образования Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты развития и поддержки»

25 марта 2021 г. в Фонде по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) прошла Международная научная конференция «Образовательное семьеведение в системе образования Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты развития и поддержки», организованная при участии Автономной некоммерческой организации «Сообщество практиков образовательного семьеведения» и Международной общественной организации «Союз православных женщин».

Участники конференции,

обсудив основные вопросы, затрагивающие дальнейшую судьбу образовательного семьеведения в нашей стране, которые лежат в области его концептуально-методического развития как предмета преподавания, а также его развития как инновационного направления в системе образования РФ на региональном и федеральном уровне,

отметив при этом, что с самого начала и по сей день развитие образовательного семьеведения происходит полностью в правовом поле РФ и в русле основных стратегий государственной политики, а именно:

  • Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года и планы мероприятий по её реализации на федеральном и региональном уровне, утверждаемые федеральным и региональным правительствами;
  • планов основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия Детства (2018–2027), федерального и регионального уровней;
  • Национальных целей до 2030 года, определённые Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474,

подчеркнув, что ключевым моментом является степень самостоятельности образовательных организаций, которая определяется Федеральным законом «Об образовании в РФ» и которая позволяет им принимать решения по организации преподавания того или иного курса/программы по семье для своих обучающихся,

рассмотрев возможные подходы к решению обоих блоков вопросов с точки зрения их стратегической значимости и эффективности с учётом уже накопленного опыта регионов,

пришли к главному выводу о том, что
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕМЬЕВЕДЕНИЕ — ЭТО НЕОБХОДИМЫЙ СЕГОДНЯ И РЕАЛЬНЫЙ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУТЬ К ЗДРОВОМУ ОБЩЕСТВУ,
и вынесли суждения:

 о необходимости создания современных программ, проектов, мероприятий по просвещению молодого и старшего поколения, детей и родителей в отношении смысла и подлинного содержания праотеческого предания о целомудрии, верности, преданности, чадолюбии и других добродетелях в брачной и семейной жизни, по оказанию консультативной поддержки по опытному приобщению к ним и по их долговременной популяризации в обществе с одновременным обозначением и общественным порицанием противных им пороков как угроз личной и общественной безопасности;

 о необходимости обучения детей и молодёжи техникам и приёмам установления межпоколенческих связей глубокого родового, а не только наличного узкосемейного типа в рамках темы «Родоведение» образовательно-семьеведческих курсов/программ; активнее использовать для этого существующие бесплатные цифровые платформы и программы специализированных кампаний по предоставлению профессиональных генеалогических услуг;

 о необходимости расширения административных и создания технологических возможностей для включения семантики отеческого предания о браке и семье в повседневную среду обитания горожанина; это должно быть сопоставимо по широте, разнообразию и подробности с уличными обозначениями, с навигацией в метро, оформлением офисов МФЦ, соцслужб, управляющих кампаний ЖКХ, залов фудкортов и другими подобными информационными системами; соблюдая при этом принцип уместности в контексте повседневного функционала площадки, пространства для размещения подобной информационной системы;

 о необходимости программ и проектов по включению сообразных семантических систем в оформление пространств разного рода учреждений, прежде всего — детских: детсадов, общеобразовательных школ и школ искусств, центров развития, творчества и подготовки детей к школе, спортивных учреждений, а также других учреждений в ведении министерств культуры, спорта, здравоохранения, науки и образования, просвещения, юстиции, внутренних дел, обороны и безопасности;

 о необходимости программ и проектов по развенчанию мнимой ценности моды на торговлю внешностью, монетизацию вычурного (нескромного) и прямо непристойного поведения в социальных сетях со стороны девочек-подростков, совершеннолетних девиц и молодых женщин, привлекая для этого лидеров мнений, медиа-экспертов, интернет-маркетологов, экспертов по цифровой безопасности личности, психологов и т. п., с целью нравственной дискредитации такого рода поведения как, по сути дела, разрушающего их личную перспективу брачной и семейной жизни;

 о необходимости более широкого включения в предметы «Технология» и «Основы безопасности жизнедеятельности» изучения правил семейного быта и домоводства;

 о необходимости программ и проектов по развенчанию и отказу от ложного идеала женщины, возникшего в социалистическом обществе, который представлял её как «товарища» и эмансипированного члена трудового и семейного коллектива, который сыграл и продолжает играть отрицательную роль в кризисе институтов брачности и семейности, материнства и отцовства, в тенденции к сокращению числа семейных граждан;

 об остро встающей сегодня потребности обучении современной женщины основам брака, семьи и родительства; образец внешне и внутренне благоустроенной семьи почти ушёл из поля зрения девушек и молодых женщин эпохи матерей-одиночек, работающих матерей и поздно взрослеющего цифрового поколения; с сожалением приходится согласиться с мнением, что женщину, как ученицу, необходимо обучать снова быть женщиной, то есть благоверной супругой, матерью и хозяйкой;

 о необходимости обязательного вводного мини-курса для молодых родителей в качестве своего рода образовательного родительского ценза при устройстве их детей во все социальные организации (детский сад, школа, поликлиника, учебный центр по развитию и подготовке детей к школе, спортивные школы и школы искусств и т. п.), чтобы у родителей поколение за поколением формировалось единое общее понятийно-смысловое и семантическое национальное пространство для понимания и обсуждения вопросов брака и семьи, родительства и детства, родства, передаваемое их детям; особенно важно такое просветительское введение для граждан, возвращающихся вместе с детьми или возвращающих своих детей с постоянного жительства в странах западной брачно-семейной и родительско-детской культуры;

— о необходимости включения обзорных или специальных курсов/программ по содержанию и методике преподавания образовательного семьеведения в образовательных организациях в обучение студентов всех педагогических специальностей с формой контроля не ниже дифференцированного зачёта;

 о необходимости применения управленческого прагматизма и проектного подхода при решении вопросов, связанных с преодолением единого кризиса институтов брака и семьи, родительства и детства; для кризисной проблематики необходима собственная «теория изменений», которая позволит совершить переход от популизма и публицистики к прагматизму, к более точному и чёткому обозначению тех причин возникновения проблем, с которыми можно начать работать уже сейчас, к выделению стратегических национальных целей, задач, планов мероприятий и «дорожных карт», механизмов контроля и оценки, критериев доказательной эффективности в этой области;

 о целесообразности создать в рамках ответственности региональных администраций проектные офисы по управлению изменениями и коммуникациям в вопросах формирования и восприятия образа достойного гражданина-семьянина в сферах городской/муниципальной культуры, городского/муниципального хозяйства, общественного быта, торговли, транспорта, услуг, досуга и т. д. (с головным проектным офисом в рамках структуры аппарата Правительства РФ);

 о целесообразности включения по заказу региональных администраций в подготовку выпускников школ (факультетов) управления региональных ВУЗов специализированных курсов/программ по управлению изменениями и коммуникациями в рамках социальных проектов муниципального и регионального уровней по поддержке образа гражданина-семьянина;

 о том, что проектный механизм формирования, продвижения и поддержания образа достойного гражданина-семьянина на разных линиях коммуникации и координации с юридическими лицами должен получить основу на законодательном и исполнительном уровне власти, а национальная «теория изменений» и «дорожная карта» шагов и событий по этой тематике должна быть подробно и понятно изложена в разъясняющих подзаконных актах;

 и в целом о том, что образовательное семьеведение (семьеведение в образовательных организациях) — это стратегический образовательный инструмент для региональных властей в деле повышения демографического качества населения региона.

Использование этого объёмного инструмента предполагает проектный подход, в котором не только решается задача включения образовательного семьеведения в системы образования регионов, но и задача мониторинга социальных эффектов, расширения их спектра и закрепления их положительной динамики.

Проектный подход к развитию образовательного семьеведения как направления в системе образования РФ способен объединить усилия региональных властей, партийных, религиозных и некоммерческих организаций, ориентированных на тему поддержки института семьи, а также регионального бизнеса, включая трансрегиональный бизнес со стратегическими интересами в регионе присутствия, системно сосредоточив и направив их в одно русло деятельности в интересах региональной социальной политики, образовательных организаций и детско-родительского населения регионов.

Пресс-служба МОО «Союз православных женщин»

13.04.2021
Семёновский военный некрополь — памятник воинской славы России
В Общественной палате России пройдут слушания, организованные Союзом православных женщин, ВРНС, Обществом «Царьград»
12.04.2021
Обращение организаторов и партнёров Межрегионального проекта «Беляевские чтения»
Наше обращение адресовано, в том числе, каждому гражданину, который любит своё Отечество и свою малую родину, чтит и уважает заслуги, ратные и трудовые подвиги, достижения старших поколений и историю своего народа, ежедневно трудится и созидает во имя будущих поколений
12.04.2021
Помощь ветеранам (Смоленская область)
7 апреля, в день Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, в богадельню при Дорогобужском женском монастыре Дмитрия Солунского были подарены 24 подушки, 12 зимних одеял, 12 пледов и 17 комплектов постельного белья

Актуальное

Открытое письмо-обращение Международной общественной организации «Союз православных женщин» по выступлению певицы Manizha от России на конкурсе «Евровидение-2021» | МОО «Союз православных женщин»
Открытое письмо-обращение Международной общественной организации «Союз православных женщин» по выступлению певицы Manizha от России на конкурсе «Евровидение-2021»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2021