Подвиг во имя Бога и Родины

Я решила написать не о членах своей семьи, которые участвовали в Великой Отечественной войне, а о своих соратницах по Союзу православных женщин: Лидии Васильевне Полищук и Софии Поликарповне Шихобаловой.

В нашей огромной стране нет человека, нет города, села, деревни куда бы не дошли ужасы Великой Отечественной войны. Время никогда не ослабит память человечества о вечном подвиге советских людей, поднявшихся в едином порыве на защиту Родины. Всю горечь потерь испили до дна как мужчины так и женщины  матери, сестры, жены и дочери. Они наравне со всеми воевали, защищали и погибали. Поэтому мы часто слышим от очевидцев тех страшных лет, что у войны женское лицо. Особенно тяжело пришлось православным женщинам. На их хрупкие плечи легли безжалостные гонения не только фашистских захватчиков, но и НКВД. В маленьком селе Елховка, что находится под Самарой, в 1922 году в семье священника отца Василия родилась дочь  Лидия Васильевна Вавилова (в замужестве Полищук).

Вавилов Василий Лаврентьевич был человеком необыкновенным: хорошо разбирался в математике, истории, географии и естествознании. У него была феноменальная память, а за прекрасный голос его называли сельским Шаляпиным. Священнослужителям и членам их семей советская власть приписывала самые немыслимые злодеяния. Отца несколько раз арестовывали и признавали врагом народа. В один из арестов, который проходил во время литургии, коммунисты опрокинули аналой и начали топтать икону «Святой Троицы»  списка знаменитого образа Андрея Рублева. Пытаясь защитить святой образ, отец обратился к старшему: «Гражданин начальник, эта икона является великим достоянием нашего народа. Ее написал великий русский художник Андрей Рублев». Его жестоко избили и увезли в следственную часть. В тот же день было заведено уголовное дело по 58-й статье. В обвинении, в частности, говорилось: «Священник Вавилов вместе со своим сообщником художником Андреем Рублевым передавали секретные данные иностранному резиденту инструктору» Неожиданно для следствия вмешался начальник политотдела спецчасти полковник Гавриш, который был образованным человеком и приказал прекратить следствие. Но буквально через неделю отца опять арестовали, осудили и отправили отбывать срок на строительстве Волго-Балтийского канала. Там он тяжело заболел. Умирающего от рака желудка его освободили из заключения и отправили домой в Елховку. Похоронили его на старом кладбище, которое позднее было разрушено. Много лет спустя его сыновья Георгий и Владимир перезахоронили отца на новом кладбище. Они рассказывали сестре, что когда открыли гроб, люди ахнули: тело отца оказалось нетленным, совершенно целым. После ареста главы семьи вскоре арестовали и маму, шестеро детей остались одни, постоянными спутниками жизни стали голод, холод и чужой угол. Только перед войной детей забрали к себе в Среднюю Азию уехавшие ранее старшие братья. Будучи восемнадцатилетней студенткой Ленинабадского педагогического института в 1941 году она добровольно пришла в военкомат и попросилась на фронт, но ее обращение было отклонен, и только после пяти недель уговоров ей и ее друзьям дали добро. Лидия Васильевна и ее пятеро братьев ушли на фронт, но вернуться было суждено ей одной. Братья ее пали смертью храбрых в первый год войны. Ей Господь уготовил долгую, насыщенную событиями жизнь, полную свидетельств Его любви к роду человеческому.

После прохождения школы летчиков с отличием в 1941 году девчонок попросили написать автобиографию и строго предупредили писать только правду. В ней Лидия Васильевна указала, что ее отец священник был осужден по 58 статье, что незамедлительно вызвало реакцию и грозило Лидии Васильевне смертельной опасностью, так как в условиях военного времени полевые командиры имели право расстреливать врагов народа и их детей, родственников без суда, на месте, защищая интересы Советского государства. Но милостью Божьей и с помощью командира полка этот вопрос был улажен, весь курс отправили в Алма-Атинскую школу летчиков, где они всего за несколько недель прошли дополнительное обучение, суть которого сводилась всего лишь к двум-трем практическим занятиям на самолете ПО-2. В январе 1942 года Лидия Васильевну и ее однокурсниц отправили в город Череповец, по прибытию в который они были зачислены в десятую общевойсковую армию в 273-ю авиационную дивизию.

Из воспоминаний Лидии Васильевны о дороге в Череповец: «Выйдя из вагонов, мы увидели страшную картину. Впереди, по обе стороны от железнодорожного пути валялись обгоревшие и разбитые пассажирские вагоны. А вокруг были тела мертвых детей. Немцы разбомбили пассажирский состав с детьми, которых эвакуировали из Ленинграда. Никого из взрослых рядом не было. Потрясенные увиденным, мы стояли молча, и только слезы лились из девичьих глаз. Увидев в стороне от железнодорожного полотна какое-то строение, полузасыпанное снегом, побежали к нему. Каково же было наше удивление, когда в этом полуразрушенном сарае мы обнаружили группу детей. Они лежали на мерзлой земле, тесно прижавшись друг к другу. Некоторые из них были мертвы Мы пытались растормошить детей, но встать на отмороженные ножки они уже не могли. Приходя в себя, дети начинали просить нас взять с собой. Но прозвучал сигнал, и мы побежали к эшелону. И тут к нашему вагону приковылял мальчик и стал умолять нас взять его на войну. Помню его страдальческие слова: Тетенька, если вы меня не возьмете, я умру. Но был строгий приказ никого в эшелон не брать Поезд тронулся, девчонки- солдаты на ходу запрыгивали в вагоны. А мальчик стоял на белом снегу. Стучали вагонные колеса, а личный состав эшелона рыдал по-бабьи, громко, неутешно. Потом, успокоившись, многие стали вслух молиться, просили Господа спасти умирающих детей».

Матушка в составе 10 общевойсковой армии 273 авиационной дивизии летала на ИЛ-2. В полет не брали парашют, поскольку он не умещался в тесную кабину самолета. Позднее матушка вспоминала: «Часто посылали нас, девчонок, и на спецзадания. В составе группы 2530 человек выбрасывали в ночном небе на Ладогу  принимать на льду грузы с тяжелых бомбардировщиков для блокадного Ленинграда. Такие рейды тщательно готовились, секретность была наивысшей: о содержании боевой задачи мы узнавали уже непосредственно перед десантированием. Двадцать минут полета, двадцать минут напряженной молитвы, и прыжок в темноту. Приземлялись в заданном квадрате. А в след нам уже летели бомбардировщики. С них на грузовых парашютах сбрасывали груз, потом загружали в машины и отправляли в Ленинград. Иногда ледяной квадрат нашего десантирования авиация гитлеровцев накрывала бомбами, и мы приземлялись прямо в ледяную купель. Так погибли 12 моих боевых подруг.

В таких ситуациях, когда жизнь висит на волоске, понимаешь всю свою малость, беспомощность. Господи, не оставь!, Господи, спаси! Вся надежда  только на Бога. И те из нас, кто вверял свою жизнь Господу, не только быстро преодолевали страх, но и оставались живы. 12 раз меня выбрасывали на Ладогу. Уверена, что за молитвы, за веру и сохранил меня Господь». Матушка Лукина вспоминает, что во время войны ей встречалось много глубоко верующих православных людей, бесстрашно проповедующих слово Божие, что, безусловно, было подвигом в то время, когда и церковь и православные люди подвергались жестоким гонениям.

«В блокадный Ленинград помощь доставлялась разным транспортом. Везли машинами, повозками и даже на санях. Хорошо помню водителя ЗИСа Ивана Кузьмича Платонова  основательного, уверенного в себе солдата. Он не был старым, но нам, 1820 летним девушкам, казался дедушкой. На лобовом стекле его машины с правой стороны и на заднем борту была укреплена эмблема Красного Креста. Когда девчонки спрашивали о значении этих «знаков отличия», Иван Кузьмич с явным удовольствием прочитывал нам религиозно-философскую лекцию. Содержание ее сводилось к тому, что «слова крест и крепость  однокоренные,  а, значит,  говорил Иван Кузьмич,  спасение человека в крепости, которая есть Крест Господень. У кого же нет на себе Божьего креста  тот очень рискует». В подтверждении своих слов Иван Кузьмич приводил примеры того, как на «дороге погибели»  так он называл «дорогу жизни»  его берег Господь.

Девчонок, а также молодых водителей особенно впечатлял рассказ о том, как его преследовал вынырнувший из ночных облаков фашистский истребитель. Немецкий летчик несколько раз атаковал беззащитный грузовичок Ивана Кузьмича, но свинец пулеметных очередей какая-то сила каждый раз отбрасывала в сторону. «Спас Крест и молитва Живые в помощи Вышнего!,  убежденно говорил Иван Кузьмич. После таких лекций многие водители уверовали в Бога».

Лидия Васильевна с юности была активна в социальной жизни и даже во время войны в перерывах между боями умудрялась выпускать стенгазету, за что и была отмечена комиссаром и в качестве одобрения ее деятельности ей предложили вступить коммунистическую партию. Тогда ей пришли на ум слова из Евангелия: «Волос ни один с головы человека не упадет без воли Божией», что Лидия Васильевна расценила как промысел Божий и приняла предложение стать членом партии. Всю войну прошла Лидия Васильевна и закончила ее под Варшавой. Матушка Лукина награждена орденами Великой Отечественной войны I и II степени и десятью медалями.

После войны Лидия Васильевна вышла замуж за доброго и любящего солдата-фронтовика Павла Полищука, с которым переехала жить на Украину. После двух лет бедственного положения в 1946 году они с мужем и сыном переехали в Самару, где Лидия Васильевна, заочно окончив педагогический институт, проработала 27 лет в школе  105 рядовым учителем русского языка и литературы, став затем завучем, а впоследствии и директором школы. Лидию Васильевну неоднократно избирали председателем Союза учителей Куйбышевского района. После выхода на пенсию, в 90-е годы, по благословению протоиерея Иоанна Гончарова она преподавала в 129 школе очень нетипичный для того времени предмет «История православной культуры». Я думаю, что в нашей области она первая в советский период вошла в школу с таким важным предметом. В 2003 году по благословению митрополита Сергия Лидия Васильевна Полищук принимает постриг с наречением имени Лукина.

В своих дневниках она пишет, как неоднократно замечала, что Господь посылает еще большую милость, когда человек молится не о себе, а о близких  страждущих, нуждающихся в помощи людях. Несмотря на свой преклонный возраст, она успевала и наводить красоту в обители, и писать душевные поздравления с именинами всем окружавшим ее людям. Не стало матушки Лукины в 2016 году. Она скончалась на 94 году жизни. Хочу закончить рассказ о ней ее же словами: «По милости Божией я прожила большую трудную жизнь Поделиться своими воспоминаниями хочу единственно для того, чтобы нынешнее поколение знало: судьба человека  всецело в руках Божиих и в свободной воле самого человека. Если человек не оставляет Бога, Бог никогда не оставит человека».

В годы Великой Отечественной войны помогала своей Родине, Отечеству и другая знаменитая представительница одной из самых известных династий Самары Шихобаловых  представительница рода София. Семья Шихобаловых занимает особое место в истории Самары. Несколько поколений купцов занимались меценатством, строили церкви, школы, больницы. Одним из самых активных и ярких представителей фамилии был Антон Николаевич.

На его средства построены Покровский собор, богадельня на нынешней улице Красноармейской, народная больница, кафедральный собор и Ильинская церковь (оба снесены).

Его 15 летняя внучка София вместе с одноклассниками (а они были старше на год) по зову сердца собралась на фронт, но её сняли с поезда в Сызрани и отправили обратно в Самару, и так было три раза подряд.
В 1941 году она продолжала учиться в средней школе, после занятий с подружками бежали в госпиталь. В Самару приходили один за другим эшелоны с ранеными солдатами. И они в паре, две хрупкие девчонки на носилках несли раненых солдат.

Вспоминает София Поликарповна: «Раненые были разные и по весу и по тяжести ранения, когда попадали между двух движущихся поездов, мы ложились на землю и держали носилки, чтобы воздушные потоки не унесли их. Потом около 3 км. несли до ближайшего санитарного пункта». Не важно какая погода: и в мороз, и в дождь, и в зной и так до окончания войны. Им было по 1516 лет.

В 1942 году Софья при военкомате окончила курсы «Военного дела» и после уроков преподавала своим одноклассникам и старшим ребятам этот предмет, она готовила ребят на фронт.

В 194344 году Софья заболевает тифом. Её кладут в госпиталь в одну палату с девушками-партизанками из Белоруссии. В палате настолько холодно было  эта была зима (на улице  45), где ничего не отапливалось, и даже не было стёкол в окнах палаты. Молодые девчонки обогревали её своими телами 14 дней. Благодаря молитвам и этим девушкам ей удалось выжить и встать на ноги.

Затем оканчивает курсы «Красного Креста» и работает в госпитале, где ей приходилось ухаживать за ранеными, стирать бинты и организовывать для них концерты.

Сейчас София Поликарповна Шихобалова  почетный член Регионального отделения Союза православных женщин. Несмотря на свой возраст, ведет активный образ жизни и благодарит Бога за все.

Судьбы двух этих великих самарчанок: матушки Лукины и Софии Поликарповны Шихобаловой, как зеркало истории нашего Отечества отражают их скромный и великий подвиг в годы Великой Отечественной Войны  подвиг во имя Бога и Родины.

Матанцева Мария Александровна, председатель Правления РО МОО «Союз православных женщин» в Самарской области

26.05.2022
Пасхальный благотворительный вечер в Новомосковске (Тульская область)
На базе Новомосковского филиала Тульского академического театра драмы прошел VIII Пасхальный благотворительный вечер. Все эти 8 лет организатором благотворительного вечера выступает региональное отделение Международной общественной организации «Союз православных женщин»
25.05.2022
Встреча руководителей региональных отделений и филиалов МОО «Союз православных женщин» с членами Правления
Руководители делегаций из Республики Армения (Григорянц А.Е.), Республики Беларусь (Агеева И.А., Костян Н.Ф.), Республики Узбекистан (Никольская Н.В.), Республики Крым (Хомич М.Н.), Ставропольского края (Моздор Н.В.), Белгородской области (Шуляковская Л.Д.), Кемеровской (Крохтяк М.В.), Курганской (Бегма Л.О.), Курской (Рожкова Г.В.), Рязанской (Конькова С.Г.), Ульяновской (Семёнова Т.В.) рассказали о своих проектах и проблемах
24.05.2022
Торжество первоучителей словенских Кирилла и Мефодия
День славянской письменности по обыкновению начинается Божественной литургией в главном соборе Москвы — Храме Христа Спасителя. Обращаясь со сцены к собравшимся, прежде всего к молодежи, Первосвятитель отметил, что особенно важно знать историю своей страны и культуры, которая «определяет нашу самоидентификацию»

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
30
31
 
Март 2020