«Царские дни» в г.г.Алапаевск и Екатеринбург 15-18 июля 2018 года

«Царские дни» в г.г.Алапаевск и Екатеринбург 15-18 июля 2018 года

15 июля 2018 года, после Литургии в храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в городе Алапаевске Свердловской области, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви в сопровождении митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла и епископа Каменского и Алапаевского Мефодия посетили женский монастырь в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в Алапаевске. Монастырь был основан в 1998 году у исторического здания Напольной школы, где с 20 мая 1918 года содержались в заточении великая княгиня Елизавета Федоровна Романова и князья Романовы.

Святейшего Владыку встречали настоятельница монастыря игумения Смарагда (Зыкова) и насельницы обители.

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин малого освящения новопостроенного храма в честь святой преподобномученицы Елисаветы на территории монастыря.

Строительство храма началось в 2015 году. Благотворительную помощь на первом этапе строительства оказало Императорское православное палестинское общество. 7 апреля 2017 года настоятельницей монастыря была назначена монахиня Смарагда (Зыкова). В 2017 года финансирование строительства храма взяла на себя Уральская горно-металлургическая компания.

В богослужении участвовали: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Каменский и Алапаевский Мефодий; епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений; епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Н. Н. Цуканов, первый заместитель губернатора Свердловской области А. В. Орлов.

Богослужебные песнопения исполнил хор Среднеуральского женского монастыря, регент  монахиня Вера (Погосян).

По завершении богослужения игумения Смарагда приветствовала Предстоятеля Русской Церкви и преподнесла в дар Его Святейшеству акафист преподобной Елисавете, изданный в Алапаевске.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Ваше Блаженство! Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка Кирилл! Владыка Мефодий!

С очень теплым чувством совершил я освящение этого храма. Благодарю всех, кто потрудился для его создания. Это святая земля, она овеяна присутствием наших новомучеников, исповедников. И здесь, в самом Алапаевске, зажжена свеча монашеского женского присутствия, с которым мы связываем сохранение благочестия в народе. Потому что если монашествующие живут по заповедям Христовым, если они не только облачаются в монашеские одежды, но и живут по Божественным заповедям, если они являют пример, то тогда этот пример укрепляет веру во всех тех людях, которые приходят в святые обители. Когда мы называем монастыри центрами духовной жизни, мы имеем в виду, в первую очередь, сильную, яркую, красивую духовную жизнь тех, кто в монастырях пребывает. Если же этой жизни нет, то тогда и отдачи нет,  стены могут быть красивые, но люди не получат того духовного импульса, ради которого они приходят в монастыри.

Поэтому я от всего сердца желаю вам, матушка, всем сестрам, укрепляться духовно, никогда не пренебрегать молитвой, помня, что для монашествующих молитва  это самое первое и главное делание, смиренно совершать послушание и делать все для того, чтобы, несмотря на вашу малочисленность, укреплялась обитель, чтобы количество сестер увеличивалось. А для этого нужно обязательно заниматься добрыми делами и, в первую очередь, помогать тем девочкам, матерям, которые попали в тяжелые жизненные обстоятельства, сиротам, вдовам, тем, кто нуждается в поддержке. Женский монастырь должен быть местом, очагом для исцеления болезней и язв людей, живущих в мире. Поэтому я желаю вам развивать эту деятельность. И тогда количество монахинь будет увеличиваться, Господь будет давать все необходимое для осуществления этого доброго дела».

В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону Божией Матери «Достойно есть».

Верующим были вручены иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением.

Затем Святейший Патриарх Кирилл осмотрел экспозицию музея в Напольной школе.

*       *       *

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске

Ваше Блаженство! Ваше Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас поздравляю с воскресным днем! По стечению исторических обстоятельств мы имели возможность совершить здесь Божественную литургию и освятить храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, связанной с династией Романовых,  храм, который находится рядом с местом гибели святой преподобномученицы Елисаветы, инокини Варвары и иных представителей царской фамилии.

Трудно представить, глядя на это место, на эту уже практически полностью засыпанную шахту, тот страх и ужас, охватившие ни в чем не повинных людей, которых привели к этому обрыву, чтобы сбросить вниз. И рука не остановилась! А ведь перед палачами были не преступники, а люди, которые не нарушили ни одного закона, которые не представляли никакой угрозы, потому что отказались от всякой политической борьбы, от всяких претензий на власть. Единственная причина, почему Елисавета Феодоровна осталась в России, а не уехала за рубеж, где бы жила благополучно вместе с родственниками,  это то, что она не могла оставить страну, которая стала для нее второй Родиной, Церковь, которой она служила верой и правдой, учредив МарфоМариинскую обитель и научив очень многих русских людей соединять свою православную веру с реальным доброделанием. Покинуть Россию было выше ее сил, и в этом не было никакой политики  только сильное религиозное чувство и любовь к стране, ставшей для нее действительно второй Родиной.

Размышляя об этой трагедии, я подумал, почему же палачи не расстреляли святую Елисавету? Ужасная казнь, но все-таки мгновенная смерть Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в эту глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами  ничем, что декларировалось как причина революции, невозможно оправдать эту безумную диавольскую злобу. Но понять можно, особенно нам, христианам. Очень многое открывает нам Господь через нашу веру,  достаточно вспомнить Самого Христа Спасителя. Почему Он был распят? Для кого Он представлял угрозу? Какие злые дела Он совершал? Ни одного человека Он не обидел, но исцелял, поднимал с одра болезни, воскрешал Перед Его делами благоговели тысячи людей, но не остановилась рука гонителей,  безгрешного истязали, избивали и окровавленного распяли. Думаю, после Голгофской жертвы очень важной частью нашего церковного предания стало понимание жертвы как искупления грехов. Господь через крестную жертву искупил грехи всего человеческого рода, потому что Он был и Бог, и Человек. Но каждый, кто проходит через страдания, будучи невинным, тоже приносит жертву Господу. И, наверное, не только о своих грехах он приносит жертву, как агнец непорочный, закалаемый силами зла. Такую жертву принесла и преподобномученица Елисавета, как чистая агница, закланная здесь теми, кто пылал злобой и с чьей жизнью, темной и страшной, был несовместим свет, который излучала преподобномученица и погибшие вместе с ней люди.

Сегодня в рядовом воскресном чтении (Рим. 15:17) мы находим такие слова апостола Павла: «Терпением утверждается надежда». Вообще связь между терпением и надеждой  это очень сильная мысль, которую апостол Павел проводит через целый ряд своих текстов. И это неслучайно, потому что без надежды не может быть терпения, а без терпения не может быть надежды. Человек терпит, потому что надеется. Даже приговоренный к страшной болезни терпит нередко эту болезнь, потому что надеется, и как часто бывает, что надежда не посрамляет! Как сказал преподобный Нил Синайский, тот, кто терпит, подражает Христу, и это правильные слова. Каждый, кто терпит, будучи незаслуженно обиженным, должен не гневаться на весь мир, а понимать: и незаслуженную обиду нужно перенести с терпением, чтобы обрести надежду, а надежда, по словам того же апостола Павла, не постыжает (Рим. 5:5).

Какую же надежду имела святая преподобномученица? Ведь она была умным, реально мыслящим человеком. Она понимала, что в эту страшную шахту их сбросили и забросали гранатами не для того, чтобы потом спустить им лестницу и спасти. Она понимала, что это конец. Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна умерла мучительной смертью от голода и жажды, будучи, несомненно, раненой, поскольку невозможно было не получить ранений, падая в шахту, и не пострадать от осколков брошенных туда гранат. Но преподобномученица имела надежду, хотя и понимала, что ее надежда никак не связана с земной жизнью. Земная жизнь осталась там, наверху, она была уже на пути к иной жизни и верила в эту жизнь. И надежда ее не была посрамлена, так что святой преподобномученице Елисавете еще хватило сил, срывая монашескую одежду, перевязывать раны тем, кто вместе с ней пострадал в этой страшной шахте.

Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто потрудился для создания этого монастыря. Я имел возможность побывать ранее на этом месте, но, подъехав сейчас к монастырю, практически ничего не узнал,  так все изменилось за эти годы. Благодарю владыку Викентия, который потрудился на этом месте. Благодарю владыку Кирилла, который трудится, умножая славу этих святых мест Екатеринбургской земли. И благодарю всех, кто внес свою лепту, кто потрудился для того, чтобы память о святой преподобномученице Елисавете, инокине Варваре и прочих погубленных здесь, на этой земле, сохранялась в нашем народе и в нашей благодарной памяти.

Молитвами святых Царственных страстотерпцев, преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, и всех убиенных Господь да хранит землю Русскую и хранит в сердцах наших веру православную, которая и дает нам надежду, а надежда не постыжает. Поэтому мы верим в дальнейшее возрождение народа нашего, Церкви нашей, в укрепление духовной жизни людей, без которых не может быть полноты человеческой жизни и не может быть настоящего человеческого счастья. Исполненные этой надежды, будем с удвоенными силами служить достижению той цели, которая сегодня стоит перед нашей Церковью, ибо мы наследники святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Они со своих Голгоф вручили нам духовный мандат заботиться о народе нашем, о его спасении, о его духовной жизни, и, видя всех вас, посещая практически все концы земли Русской и наблюдая духовное возрождение народа, я осознаю, что мы сейчас находимся на очень важном отрезке исторического бытия, с которым будет непременно связано возрождение веры и Отечества нашего. Аминь.

*       *       *

В сотую годовщину расстрела Царской семьи Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию на площади перед Храмом на Крови в Екатеринбурге

В ночь c 16 на 17 июля 2018 года, в сотую годовщину расстрела Царской семьи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на помосте перед Храмом-памятником на Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. Помост был установлен на площадке перед вратами нижнего храма, где находится «Царская комната»  придел в честь святых Царственных страстотерпцев, возведенный на месте убиения Царской семьи.

Богослужение на месте мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг стало кульминацией Царских дней в Екатеринбургской митрополии, посвященных столетию трагических событий. Святые Царственные страстотерпцы: император Николай Александрович, императрица Александра Феодоровна, цесаревич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия приняли мученическую кончину 100 лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, в подвале Ипатьевского дома. В 20002003 годах на месте снесенного в 1977 году Ипатьевского дома был построен Храм-памятник на Крови.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Рязанский и Михайловский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Челябинский и Миасский Никодим; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий; архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр; архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариатаМосковской Патриархии; архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр;епископ Сиэтлийский Феодосий; епископ Канберрский Георгий; епископ Корсунский Нестор; епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий; епископ Калачинский и Муромцевский Петр; епископ Тарский и Тюкалинский Савватий; епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим; епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий;епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий; епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний; епископ Рубцовский и Алейский Роман; епископ Североморский и Умбский Митрофан; епископ Каменский и Алапаевский Мефодий; епископ Троицкий и Южноуральский Григорий; епископ Щигровский и Мантуровский Паисий; епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений; епископ Златоустовский и Саткинсfкий Викентий; епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий; протоиерей Максим Миняйло, старший священник Храма на Крови; иеромонах Кирилл (Корытко), секретарь епархиального управления Екатеринбургской епархии; духовенство Екатеринбургской митрополии.

Богослужение посетили: полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Н. Н. Цуканов; губернатор Свердловской области Е. В. Куйвашев; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С. А. Гаврилов; председатель Законодательного собрания Свердловской области Л. В. Бабушкина; председатель Императорского православного палестинского общества С. В. Степашин; председатель Наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А. В. Громова; руководство Свердловской области и города Екатеринбурга; представители Дома Романовых: великая княгиня М. В. Романова, О. Н. Куликовская-Романова, П. Э. Куликовский-Романов, Л. А. Куликовская-Романова.*

За Литургией молились жители Екатеринбурга и многочисленные паломники, прибывшие в столицу Урала из различных регионов России, а также из зарубежных стран  Азербайджана, Австралии, Австрии, Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Германии, Казахстана, Киргизии, Китая, Литвы, Молдавии, Новой Зеландии, Сербии, США, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины, Франции, Эстонии, Южной Кореи, Японии. Недалеко от храма был организован палаточный городок для питания и отдыха паломников.

Богослужебные песнопения исполнили хор духовенства Екатеринбургской епархии (регент  священник Алексий Русин) и архиерейский хор Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга (регент  М. Ю. Литвиненко).

Прямая трансляция Патриаршего богослужения шла на телеканале «Союз» и на портале Патриархия.ru. Многочисленные верующие наблюдали за трансляцией на больших экранах, установленных на Царской улице рядом с Храмом на Крови.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

В заупокойную ектению было включено прошение: «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих на месте сем убиенных Иоанна, Алексия, Анны и всех в годину лютых гонений от безбожников убиенных; в лагерях, в темницах и в узах от ран, болезней и глада скончавшихся; в горьких работах умученных и всех в подвиге исповедническом подвизавшихся и о еже проститися им всякому прегрешению вольному же и невольному».

Перед причащением мирян Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Святейший Владыка передал в дар Храму на Крови выносной крест, для других храмов Екатеринбургской епархии  15 напрестольных Евангелий.

По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил традиционный Царский крестный ход от места мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма (расстояние  21 км). Маршрут крестного хода: ул. Царская  ул. Толмачева  пр. Ленина  ул. Татищева  ул. Бебеля  ул. Техническая  ул. Решетская  Железнодорожный лесопарк  поселок Шувакиш  урочище Ганина Яма.

* От МОО «Союз православных женщин» участвовали сопредседатели Правления Жукова Н.Б., Оситис А.П., член Правления инокиня Ольга (Гобзева), руководитель Секретариата Жуков Ю.Л.

*       *       *

Патриаршая проповедь за Литургией в сотую годовщину расстрела Царской семьи

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Блаженнейший владыка Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины! Собратья архипастыри! Дорогие братья и сестры, во множестве собравшиеся в эту ночь перед местом, где сто лет назад было совершено страшное злодеяние  ни в чем не повинные люди, посвятившие свою жизнь служению Родине, по злой человеческой воле были убиты!

Это злодеяние до сих пор бередит нашу совесть, до сих пор заставляет вернуться мыслями в то время и попытаться понять, что же происходило со страной нашей, с народом нашим? Откуда это умопомрачение, эта напасть? Взирая с дистанции в сто лет, мы при всем желании не можем видеть все нюансы национальной жизни нашего народа, которые истираются из памяти и уходят даже от самого проницательного взгляда. Но такие преступления, как совершенное здесь, не могут быть случайными. За этим преступлением нечто стояло, за ним есть некая коллективная вина всего народа, некий поворот в исторической жизни Святой Руси, который завел народ в тяжелый страшный тупик.

Что же происходило с народом нашим? Ведь страна была покрыта храмами и монастырями, абсолютное большинство людей было крещеными, храмы были наполнены людьми. Почему же это произошло? Почему убийцы спустили курок, не содрогаясь от того, что совершают? Значит, не все было благополучно. Значит, солнечный свет, отражавшийся в позлащенных куполах, не всегда преломлялся в человеческих сердцах, укрепляя в них веру в Господа. И мы знаем, как на протяжении по крайней мере 200 лет, предшествовавших трагедии Ипатьевского дома, происходили некие изменения в сознании людей, которые постепенно, но неуклонно вели многих к отступлению от Бога, забвению заповедей, утрате реальной духовной связи с Церковью и многовековой духовной традицией.

Почему же это произошло с нашим народом? Почему он в какой-то момент времени сделался как поезд, машинист которого не рассчитал скорость и который входит в крутой вираж, устремляясь к неминуемой катастрофе? Когда же мы как народ вошли в этот вираж? А вошли мы тогда, когда чуждые мысли, чуждые идеалы, чуждое мироощущение, сформированное под влиянием философских и политических теорий, не имевших ничего общего ни с христианством, ни с нашей национальной традицией и культурой, стали восприниматься и интеллигенцией, и аристократией, и даже частью духовенства как мысли передовые, следуя которым, можно изменить к лучшему жизнь народа.

Действительно, идея изменить к лучшему жизнь народа возникает всякий раз, когда появляется замысел круто изменить течение истории. Мы знаем, что самые страшные и кровавые перевороты всегда происходили ввиду устремления людей к лучшей жизни. Вожди этих переворотов внушали людям, что нет другой возможности сделать жизнь лучше  только кровью, только через смерть, только через разрушение сложившегося уклада. И в какой-то момент, отказавшись от своего духовного первородства, потеряв реальную связь с Церковью и Богом, интеллигенция, аристократия и даже, как я уже сказал, часть духовенства помрачились умом, зараженные мыслью о необходимости круто изменить течение национальной истории и постараться как можно быстрее построить мир, где царит справедливость, где нет былого расслоения по имущественному признаку, где люди живут мирно и счастливо. В результате многие, захваченные этой идеей, дошли до совершения преступлений.

Возникает вопрос: «А можно ли вообще через преступление, через кровь, через насилие, через разрушение святынь построить счастливую жизнь?» История ясно свидетельствует: невозможно! И наверное, первый и самый важный урок, который мы должны сегодня вынести из трагедии столетней давности,  никакие обещания счастливой жизни, никакие надежды на помощь извне, со стороны якобы более образованных и продвинутых людей, не должны соблазнять наш народ. Мы должны помнить трагедию прошлого. У нас должен развиться иммунитет к любым призывам добиться человеческого счастья через разрушение того, что есть. Едва ли кто-нибудь из тех, кто призывал разрушить народную жизнь, разрушал свою собственную жизнь, отказывался от собственного благополучия. Но с какой же яростью это предлагалось делать всему народу! И люди усвоили эту ложь, и венцом отступления от самого священного и дорогого, что у них было, явилась страшная казнь царской семьи, людей невиновных, не нарушивших закон. Да и о каком законе могла идти речь, если для построения счастливой жизни надо было убить царя и всю его семью? Мы знаем, что ничего не получилось, и, наученные горьким опытом, мы должны сформировать устойчивое неприятие к любым идеям, любым лидерам, которые предлагают через слом нашей народной жизни, наших традиций и нашей веры устремляться в некое неизвестное «счастливое будущее».

Сегодня, собравшись здесь в таком множестве, мы вспоминали трагедию Ипатьевского дома. Мы возносили молитвы Господу, мы молились императору-страстотерпцу Николаю и тем, кто вместе с ним пострадал, чтобы они на небесах молились о земном Отечестве нашем, о народе нашем, чтобы укреплялась вера православная в каждом последующем поколении россиян, чтобы верность Богу, любовь к Отечеству сопровождали жизнь нашей молодежи и тех, кто придет ей на смену, и чтобы никогда более подобные трагедии не происходили на нашей земле. Да хранит Господь землю нашу Русскую, русский народ, который сегодня живет в разных государствах, которые по-разному называются, да и народ наш называется по-разному, но это тот же самый народ, который вышел из Киевской купели Крещения и, пройдя через тягчайшие исторические обстоятельства, доныне сохранил веру православную. И да пребывает благословение Божие над народом нашим, над Отечеством нашим и над нашей мученицей Русской Православной Церковью. Молитвами новомучеников и исповедников Церкви Русской да будет преображаться жизнь народа  без всяких потрясений и крови, но на твердом основании веры и надежды на то, что Бог с нами! Да хранит Господь всех нас молитвами святых царственных страстотерпцев и всех новомучеников! Аминь.

*       *       *

Святейший Патриарх Кирилл возглавил стотысячный крестный ход от Храма на Крови в Екатеринбурге до монастыря на Ганиной Яме

В ночь c 16 на 17 июля 2018 года, в сотую годовщину расстрела Царской семьи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на площади перед возведенным на месте расстрела Храмом-памятником на Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге.

По завершении Литургии Святейший Патриарх возглавил традиционный Царский крестный ход от места мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма (расстояние  21 км). В шествии участвовали многие архиереи, сослужившие Его Святейшеству за Литургией. Всего, по оценкам правоохранительных органов, в крестном ходе приняли участие около 100 тысяч человек.

Маршрут крестного хода: ул. Царская  ул. Толмачева  пр. Ленина  ул. Татищева  ул. Бебеля  ул. Техническая  ул. Решетская  Железнодорожный лесопарк  поселок Шувакиш  урочище Ганина Яма.

По традиции шествие совершалось с хоругвями и иконами, в том числе с двухметровой иконой императора Николая II, созданной в 2017 году для храма в честь иконы Божией Матери «Державная» на Ганиной Яме. Вес иконы с киотом  около 150 кг. Так как икона очень тяжелая, для ее перемещения были изготовлены специальные носилки на колесах.

В организации работы палаточных городков в Екатеринбурге и на Ганиной Яме, ночного богослужения и крестного хода приняли участие волонтеры Царских дней. Среди волонтеров  представители православных молодежных объединений Екатеринбургской митрополии и других епархий Русской Православной Церкви. Также в организации Царских дней участвовали представители светских организаций  МЧС, Союза спасателей, Союза волонтеров России, Свердловского областного медицинского колледжа и др.

Крестный ход также сопровождали 25 мобильных групп православной службы милосердия, состоящих из духовенства, представителей Успенского православного братства Екатеринбурга, сестер милосердия, добровольцев. Они оказывали помощь тем людям, которые по немощи не смогли пройти весь крестный путь.

У ограды монастыря на Ганиной Яме были организованы полевые кухни и установлены палатки для отдыха паломников.

Святейший Патриарх Кирилл прошел весь маршрут крестного хода. Утром 17 июля крестный ход во главе с Предстоятелем Русской Православной Церкви прибыл к монастырю святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. В обители, перед поклонным крестом у шахты  7, Святейший Владыка совершил молебен святым Царственным страстотерпцам.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!

С радостным чувством прошел я этим скорбным путем вместе со всеми вами в день, когда мы вспоминаем и празднуем трагическое событие  празднуем, потому что через это событие царская семья и была причислена к лику святых. И верим, что сегодня она, семья Царственных страстотерпцев, вместе с нами в этой молитве и в этом шествии.

Вознося молитву святым угодникам Божиим, мы просим их быть предстателями пред Богом за землю нашу Русскую, за народ наш, за Церковь нашу, дабы Господь оградил Отечество наше и народ, и Церковь от всякой смуты, от разделений, расколов, от всякой человеческой неправды, дабы хранить нам истину веры и благочестие нашего народа. Верим, что если сохраним это, то сохраним и Россию, и будет страна великой и народ будет процветать. Их молитвами да хранит Господь землю Русскую. Аминь».

Ночная Божественная литургия и крестный ход на Ганину Яму стали последними мероприятиями в программе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Кирилла в Екатеринбургскую митрополию, приуроченную к 100-летию расстрела Царской семьи.

*       *       *

На рубеже XIXXX веков в урочище Ганина Яма добывали железную руду. По имеющимся сведениям, «ганями» называли рудокопов. Впоследствии оставленные ими шахты стали именоваться ганиными ямами. Их было около 30.

В 1991 году по благословению архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека на Ганиной Яме был установлен первый поклонный крест.

17 июля 1992 года на место уничтожения останков Царской семьи прибыл первый Царский крестный ход. Так зарождались традиция Царских дней  дней памяти Царственных страстотерпцев. Если изначально в таких крестных ходах участвовало около десятка человек, то сегодня  около ста тысяч.

В ночь на 17 июля 1995 года у креста над Ганиной Ямой впервые была совершена Божественная литургия. После этого ночные Литургии в трагический день памяти стали совершаться здесь каждый год.

На Юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем в Москве 14 августа 2000 года, Царская семья была прославлена в лике страстотерпцев.

23 сентября 2000 года Святейший Патриарх Алексий II по приезде в урочище Ганина Яма благословил на месте, куда были привезены после расстрела останки членов Царской семьи, строительство монастыря святых Царственных страстотерпцев. Монастырь был учрежден решением Священного Синода 28 декабря 2000 года. Строителем обители стал схиигумен Сергий (Романов). За три года, к сентябрю 2003 года, здесь было построено и освящено 7 деревянных храмов (по числу членов Царской семьи) в честь: Царственных страстотерпцев, преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, иконы Божией Матери «Иверская», иконы Божией Матери «Державная», святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, праведного Иова Многострадального.

Центр монастыря  шахта  7, где совершалось надругание над останками членов Царской семьи, и которая, по сути, сама стала антиминсом. Так ее назвал в своей проповеди после молебна Святейший Патриарх Алексий II: «Все пространство Ганиной Ямы  это живой антиминс, пронизанный частицами сожженных святых мощей».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

19.04.2024
Луганчане изучают опыт работы православной гимназии
10 апреля, в рамках рабочей поездки по изучению опыта создания и работы православной гимназии, Председатель РО МОО «Союз православных женщин» в ЛНР Наталья Кузнецова совместно с духовником отделения протоиереем Дмитрием Кузнецовым посетили гимназию имени Новомучеников и Исповедников Бердянских в г. Бердянске Запорожской области
19.04.2024
На Сахалине пройдет общественно-церковный форум «Семья как духовный фундамент России»
Такое решение было принято 10 апреля во время рабочей встречи архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Никанора с Председателем Правления Сахалинского отделения Союза православных женщин Майей Владимировной Кирилловой
18.04.2024
В Новомосковском роддоме поздравили будущих мам (Тульская область)
В преддверии Благовещения Пресвятой Богородицы в Новомосковске впервые отметили праздник — День беременных. Инициатором мероприятия стала заведующая женской консультацией ГУЗ «НГКБ», член МОО «Союз православных женщин» Марина Караваева

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
Июль 2018